ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-278/2012 от 13.11.2012 Яшалтинского районного суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2-278/2012г. Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего – судьи Змеёвой Т.Н.,

при секретаре - Демьяновской О.А.,

с участием прокурора - Коцоренко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия в интересах Российской Федерации и Красномихайловского сельского муниципального образования Яшалтинского района Республики Калмыкия к Собранию депутатов Красномихайловского сельского муниципального образования Яшалтинского района Республики Калмыкия и ФИО1 о расторжении трудового договора,

у с т а н о в и л:

Прокурор Яшалтинского района Республики Калмыкия (РК) в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Красномихайловскому сельскому муниципальному образованию Яшалтинского района РК (далее Красномихайловскому СМО), администрации Красномихайловского СМО Яшалтинского района РК об обязании расторгнуть трудовой договор с главой администрации Красномихайловского СМО ФИО1. В обоснование заявленных требований указал, что согласно решению № 20 Собрания депутатов Красномихайловского СМО от 04 мая 2007 года ФИО1 назначен на должность главы администрации Красномихаловского СМО и с ним заключен трудовой контракт. В ходе осуществления прокуратурой района надзорных полномочий установлено, что приговором Яшалтинского районного суда от 28 апреля 2012 года ФИО1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.160 УК РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Согласно данного приговора ФИО1, являясь главой администрации Красномихайловского СМО, в период времени с мая 2007 года по апрель 2008 года, используя свое служебное положение, похитил из бюджета указанного органа местного самоуправления и использовал на личные нужды денежные средства в сумме <данные изъяты> руб.; в период с июня 2008 года по февраль 2011 года похитил из бюджета Красномихайловского СМО и использовал на личные нужды <данные изъяты> руб., причинив материальный ущерб СМО на общую сумму <данные изъяты> руб.. Решением Яшалтинского районного суда от 06 июля 2012 года указанная сумма взыскана с ФИО1 в пользу Красномихайловского СМО. Согласно исполнительного листа ФИО1 является должником. Взыскатель по исполнительному листу администрация Красномихайловского СМО, глава которого ФИО1. В соответствии с Уставом Красномихайловского СМО ФИО1 в рамках своей компетенции может распоряжаться средствами местного бюджета, открывать и закрывать счета в банковских учреждениях, являться распорядителем кредитов, подписывать финансовые документы, а также управлять и распоряжаться муниципальной собственностью, то есть обладает административно-хозяйственными и организационно-распорядительными функциями. Проверкой установлено несоблюдение действующего законодательства Российской Федерации о муниципальной службе, об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и о противодействии коррупции. Согласно п.9.1 пп.10 ст.37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно, в случае вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда. 15 августа 2012 года прокуратурой района в адрес главы Красномихайловского СМО внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства с требованием о расторжении трудового контракта с главой администрации Красномихайловского СМО ФИО1. По результатам рассмотрения указанного представления главой Красномихайловского СМО (ахлачи) меры по устранению нарушений федерального законодательства не приняты. Просил обязать Красномихайловское СМО Яшалтинского района РК расторгнуть трудовой контракт с главой администрации Красномихайловского СМО ФИО1. Уточнив требования, просит заменить ответчиков, указанных в иске на Собрание депутатов Красномихайловского СМО Яшалтинского района РК и ФИО1, контракт с которым заключен согласно приложению № 2 к решению собрания депутатов Красномихайловского СМО № 20 от 4 мая 2007 года; дополнив исковые требования указывает, что обращается и в интересах Красномихайловского СМО Яшалтинского района РК. Просит обязать Собрание депутатов Красномихайловского СМО Яшалтинского района РК расторгнуть трудовой контракт, заключенный 4 мая 2007 года с главой администрации Красномихайловского СМО Яшалтинского района РК ФИО1 в течение 5 дней после вступления решения в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Яшалтинского района Коцоренко В.А. поддержал исковые требования, просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель Собрания депутатов Красномихайловского СМО ФИО2 и ФИО1 требования прокурора не признали.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Яшалтинского района по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Согласно п.6 ч.6 ст.36 указанного Федерального закона полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу.

Согласно ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

В силу ч.ч.3,4 указанного закона представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке.

Согласно ч.9.1, п.7 ч.10 ст.37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда.

В соответствии с пп. «г» п.6 ст.81 Трудового Кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Согласно ч.ч.2,3 ст.34 Устава Красномихайловского СМО главой администрации муниципального образования является лицо, назначаемое на должность главы администрации муниципального образования по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий Собрания депутатов, заключившего контракт. Контракт с главой администрации муниципального образования заключается главой муниципального образования (ахлачи). Условия контракта для главы администрации муниципального образования утверждаются Собранием депутатов.

В соответствии с п.7 ч.1 ст.35 указанного Устава глава администрации муниципального образования в рамках своей компетенции распоряжается средствами местного бюджета, открывает и закрывает счета в банковских учреждениях, является распорядителем кредитов, подписывает финансовые документы.

В силу п.7 ч.1 ст.36 Устава Красномихайловского СМО полномочия главы администрации муниципального образования прекращаются досрочно в случае вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда.

Судом установлено, что согласно решению № 20 Собрания депутатов Красномихайловского СМО от 4 мая 2007 года ФИО1 назначен на должность главы администрации указанного СМО. 4 мая 2007 года Собранием депутатов Красномихайловского СМО с ФИО1 заключен контракт на срок полномочий Собрания депутатов СМО действующего созыва. Контрактом предусмотрено, что глава администрации обязан осуществлять свои функции в соответствии с Уставом СМО, обеспечивать соблюдение Конституции РФ, Степного уложения РК, федеральных законов, законов, иных нормативных правовых актов РК, Устава и правовых актов Красномихайловского СМО. За неисполнение или не надлежащее исполнение должностных обязанностей глава администрации несет ответственность в соответствии с действующим законодательством и Уставом СМО. Приговором Яшалтинского районного суда РК от 28 апреля 2012 года, вступившим в законную силу 7 июня 2012 года, ФИО1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.160 УК РФ, в присвоении, т.е. хищении чужого имущества вверенного виновному, совершенному с использованием своего служебного положения, с назначением наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Решением Яшалтинского районного суда от 6 июля 2012 года, вступившим в законную силу 6 августа 2012 года, с ФИО1 в пользу Красномихайловского СМО в счет возмещения материального вреда, причиненного преступлением, взыскано <данные изъяты> рублей.ФИО1 продолжает занимать должность главы администрации Красномихайловского СМО, что является грубым нарушением Устава данного СМО и вышеуказанных норм закона. 15 августа 2012 года прокуратурой Яшалтинского района в адрес председателя собранияКрасномихайловского СМО было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о муниципальной службе, об общих принципах организации местного самоуправления в РФ и о противодействии коррупции. Нарушения закона, указанные в представлении прокурора, не были устранены главой Красномихайловского СМО (ахлачи) сообщившего, что вынесено распоряжение о предоставлении ФИО1 рассрочки до 1 мая 2015 года по возмещению материального ущерба, причиненного СМО.

Суд, проанализировав обстоятельства дела, дав оценку представленным доказательствам считает, что поскольку личная заинтересованность ФИО1, занимающего должность главы администрации Красномихайловского СМО, влияет на исполнение им должностных обязанностей, при котором возникло противоречие между его личной заинтересованностью и законными интересами граждан Красномихайловского СМО, обвинительный приговор в отношении ФИО1 и решение суда о взыскании ущерба, причиненного преступлением вступили в законную силу, вред не возмещен, то его полномочия, как главы администрации Красномихайловского СМО для обеспечения осуществления органами местного самоуправления полномочий в строгом соответствии с законом, соблюдения установленных запретов и ограничений, должны быть досрочно прекращены.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором исковые требования в интересах РФ и Красномихайловского СМО Яшалтинского района РК к Собранию депутатов Красномихайловского СМО Яшалтинского района РК и ФИО1 о расторжении трудового контракта с последним являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Утверждения представителя Собрания депутатов СМО ФИО2 и ФИО1, что его осуждение и наличие непогашенной судимости не являются основанием для расторжения контракта, противоречат п.6 ч.6 ст.36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. п.7 ч.1 ст.36 Устава Красномихайловского СМО, согласно которым полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда.

Ссылка представителя Собрания депутатов СМО на ходатайство граждан об оставлении ФИО1 в должности главы администрации СМО, не влекущее отмену данного приговора, не может быть принята судом.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия удовлетворить.

Обязать Собрание депутатов Красномихайловского сельского муниципального образования Яшалтинского района Республики Калмыкия расторгнуть трудовой договор (контракт), заключенный 4 мая 2007 года с главой администрации Красномихайловского сельского муниципального образования Республики Калмыкия ФИО1 в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия через Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в течение месяца.

Председательствующий: подпись

Копия верна

Судья Яшалтинского районного суда РК Змеёва Т.Н.