Дело № 2-278/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Поселок Глушково 15 сентября 2022 года
Глушковский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Родионовой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Буденной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области к ФИО4 о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области обратился в суд с исковым заявлением к ФИО4, в котором просит взыскать с ответчика в пользу Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области сумму ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в размере 128146, 33 рублей, указав, что ФИО4 состояла на учете в Комитете социального обеспечения, материнства и детства Курской области как получатель ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка на ребенка - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Постановлением Губернатора Курской области от 18.01.2018 №-пг комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области определен уполномоченным органом исполнительной власти Курской области по организации предоставления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка. Реализация переданных полномочий осуществляется за счет средств субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка. По достижении ребенком возраста двух лет ФИО4 подала новое заявление о назначении указанной выплаты на срок до достижения им возраста трех лет. На основании заявления и предоставленных ею документов было вынесено решение № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в размере 10 107 руб. 00 коп. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Переплата в размере 128 146 руб. 33 коп. образовалась в связи с ошибочным продлением, возникшим в ходе автоматизированного продления срока данной выплаты. Федеральным законом от 01.04.2020 № 104-ФЗ «Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в язи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка» была введена норма, согласно которой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка гражданам с детьми, достигшими в указанный период возраста одного года и двух лет, имеющим право на указанную выплату в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», назначается без подачи такими гражданами заявлений, предусмотренных ч. 3 2 указанного Федерального закона. Факт автоматизированного продления выплаты оформлялся распоряжением о продлении срока данной выплаты. Таким образом, ФИО4 права на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имела, так как на данный момент ее ребенок достиг возраста трех лет. В результате чего образовалась неправомерно выплаченная сумма ежемесячных выплат в размере 128 146 руб. 33 коп. В феврале 2022 осуществлялась индексации ежемесячной за январь 2022, февраль 2022 на основании письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.12.2021 №/В-17618. согласно которому с ДД.ММ.ГГГГ выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществлять в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте Российской Федерации в соответствии с п.3 ст.4 Федерального закона от 24.10.1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме ц Российской Федерации», на текущую дату выплаты. В адрес ФИО4 направлялось уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№/ДД.ММ.ГГГГ.01-08 об образовавшейся переплате и о необходимости возвратить излишне полученную сумму, однако согласно информации с официального сайта Почты России, данное уведомление ответчиком не получено (неудачная попытка вручения). Следовательно, досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком был соблюден. До настоящего времени излишне выплаченная сумма в размере 128 146 руб. 33 коп. ответчиком не возвращена. При этом сослался на Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».
В судебное заседание не явились надлежащим образом уведомленные о дне, месте и времени слушания дела: представитель истца Комитета Социального обеспечения, материнства и детства Курской области – в заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, иск удовлетворить, в возражениях на заявление ответчика указал, что в исковом заявлении ошибочно указан период переплаты по ДД.ММ.ГГГГ вместо ДД.ММ.ГГГГ, при этом именно за период образовалась переплата в сумме 128146,33 руб., которую просит взыскать с ответчика ФИО1; ответчик ФИО1 – в заявлении просила дело рассмотреть в её отсутствие, указав, что с иском не согласна, её ребенок ФИО5 не получала детского пособия два с половиной года; представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований: Комитета социальной защиты населения г. Курска, ОКУ «Центр социальных выплат» - в заявлениях просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Суд, с учетом ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Кроме того, в соответствии со ст.ст. 14 и 16 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения настоящего дела была заблаговременно размещена на интернет-сайте Глушковского райсуда Курской области.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» установлено, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.
Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с п.2 ст.4 Федерального закона от 24.10.1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (ч.2 ст.1 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»).
Согласно ч.3 ст.1 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществляется женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка, или отцу (усыновителю) либо опекуну ребенка в случае смерти женщины, отца (усыновителя), объявления их умершими, лишения их родительских прав или в случае отмены усыновления ребенка.
Частью 5 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» предусмотрено, что ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществляется в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте Российское Федерации в соответствии с п.2 ст.4 Федерального закона от 24.10.1997 года № 134 ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
Согласно ч.1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ «С ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» гражданин имеет право подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в любое время в течение трех лет со дня рождения ребенка.
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением.
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка назначается на срок до достижения ребенком возраста одного года. По истечении этого срока гражданин подает новое заявление о назначении указанной выплаты сначала на срок до достижения ребенком возраста двух лет, а затем на срок до достижения им возраста трех лет и представляет документы (копии документов, сведения), необходимые для ее назначения (ч.3 ст.2 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»).
Заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка подается гражданином по месту жительства (пребывания) или фактического проживания в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (ч.4 ст. 2 вышеуказанного Закона).
Постановлением Губернатора Курской области от 18.01.2018 №-пг комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области определен уполномоченным органом исполнительной власти Курской области по организации предоставления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.
Реализация переданных полномочий осуществляется за счет средств субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.
Федеральным законом от 01.04.2020 № 104-ФЗ «Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в язи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка» была введена норма, согласно которой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка гражданам с детьми, достигшими в указанный период возраста одного года и двух лет, имеющим право на указанную выплату в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», назначается без подачи такими гражданами заявлений, предусмотренных ч. 3 2 указанного Федерального закона.
Факт автоматизированного продления выплаты оформлялся распоряжением о продлении срока данной выплаты.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с выплатами ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком регулируется ФЗ от 29.12.2006 г. N 225-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
В соответствии с положениями п. 4 ст. 15 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи).
В силу ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособий гражданам, имеющим детей" излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине вследствие предоставления документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В том случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из указанных положений норм закона следует, что для взыскания неосновательного обогащения, выразившегося в уплате заработной платы, иных платежей, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, в том числе, пособие по уходу за ребенком, необходимо установление недобросовестности со стороны получателя денежных средств или счетной ошибки.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ответчик ФИО1 является матерью несовершеннолетних детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состояла на учете в Комитете социального обеспечения, материнства и детства как получатель ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка на ребенка - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
По достижении ребенком ФИО2 возраста двух лет ФИО4 подала новое заявление о назначении указанной выплаты на срок до достижения ребенком возраста трех лет. На основании заявления и предоставленных ею документов было вынесено решение № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ФИО4 ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в размере 10 107 руб. 00 коп. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которая была ей перечислена судебными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копиями платежных поручений.
Однако и после ДД.ММ.ГГГГ, несмотря на то, что ФИО4 права на получение указанной выплаты не имела, поскольку её ребенок достиг возраста трех лет, перечисление ФИО4 данной выплаты было продолжено с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с ошибочным продлением, возникшим в ходе автоматизированного продления срока данной выплаты, как указывает Комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области в исковом заявлении, что также подтверждается копиями платежных поручений, общая суммы переплаты составила 128146,33 рублей.
Поскольку добросовестность ответчика ФИО4 при разрешении требований Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области о взыскании излишне выплаченного пособия в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка презюмируется, бремя доказывания недобросовестности ФИО4 возлагается на учреждение, требующее возврата денежных средств.
Счетной следует считать ошибку, допущенную в арифметических действиях (действиях, связанных с подсчетом). В данном же случае, как указывает сам истец, осуществление ответчику спорной выплаты обусловлено ошибочным продлением, возникшим в ходе автоматизированного продления срока данной выплаты, что счетной ошибкой являться не может. Технические ошибки, в том числе совершенные по вине оборудования и сотрудников Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области, счетными не являются.
Суд приходит к выводу, что в данном случае имела место техническая ошибка, совершенная по вине истца, за которую ответчик не может и не должен нести ответственность, в том числе, в виде возврата излишне полученных денежных сумм.
Ошибочное продление выплаты, возникшее в ходе автоматизированного продления срока данной выплаты пособия ответчику ФИО4 достаточным основанием для взыскания выплаченного ответчику пособия служить не может. Доступ к программе по перечислению пособия имеется только у уполномоченных лиц истца, в связи с чем, ответственность за случившееся лежит на истце, что полностью исключает вину или умысел в произошедшем со стороны ответчика.
В связи с тем, что доказательств, подтверждающих совершение каких-либо неправомерных действий, направленных на введение Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области в заблуждение с целью получения излишне выплаченных денежных средств со стороны ответчика, истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Комитету социального обеспечения, материнства и детства Курской области в удовлетворении исковых требований к ФИО4 о взыскании суммы ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 128146 (сто двадцать восемь тысяч сто сорок шесть) рублей 33 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Глушковский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, с которым стороны могут ознакомиться ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья: Л.А. Родионова