Нововоронежский городской суд Воронежской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Нововоронежский городской суд Воронежской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело 2 - 279/2011г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Нововоронеж 17.08.2011 г.
Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе: председательствующего - судьи Палагина С.В.,
с участием прокурора Крюкова М.Ю.,
при секретаре Чистовой О.Ю.,
истицы Тищенко В.З.,
представителя ответчиков - муниципального образования г/о - г. Нововоронеж в лице администрации г/о - г.Нововоронеж, Финансового отдела администрации г/о - г. Нововоронеж Городнянской Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора г.Нововоронежа в интересах Тищенко В.З. к муниципальному образованию городской округ - г.Нововоронеж в лице администрации г/о - г.Нововоронеж, Финансовому отделу администрации городского округа - г.Нововоронеж о признании незаконным бездействия администрации городского округа - г.Нововоронеж, выразившегося в не предоставлении мер социальной поддержки в натуральной форме по оплате в полном размере услуг за содержание, ремонт жилого помещения, отопление и электроэнергию, взыскании убытков, понесенных в связи с не предоставлением мер социальной поддержки,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Нововоронеж в интересах Тищенко В.З. обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному образованию городской округ - г. Нововоронеж в лице администрации городского округа - г. Нововоронеж, к Финансовому отделу администрации городского округа - г.Нововоронеж и просит признать незаконным бездействие администрации городского округа - г. Нововоронеж, выразившееся в не предоставлении истцу в период с 01.08.2009г. по 31.12.2010г. мер социальной поддержки в натуральной форме по оплате в полном размере услуг за содержание и ремонт жилого помещения, отопления, электроэнергии, взыскать в пользу истца за счет средств казны муниципального образования - городского округа - г.Нововоронеж с администрации городского округа - г.Нововоронеж денежные средства, затраченные на оплату коммунальных платежей в сумме ., мотивируя заявленные требования тем, что в абз.3 п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании» закреплено право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, что является федеральной мерой социальной поддержки, которая должна предоставляться в порядке, установленном законодательством РФ. Федеральное законодательство сохранило для работников образования в сельской местности льготы в натуральной форме без ограничения размером занимаемой жилой площади, нормативами потребления коммунальных услуг, количеством проживающих совместно с педагогическим работником членов семьи. В силу требований ст.8 ФЗ №189-ФЗ от 29.12.2004г. «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Статьей 59 ЖК РСФСР было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктах, пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. Между тем указанные требования закона не были соблюдены. С 01 августа 2009г. по 31 декабря 2010г. истцу администрацией городского округа - г.Нововоронеж не предоставлялись меры социальной поддержки в натуральной форме по оплате в полном размере услуг за содержание и ремонт жилого помещения, отопление и электроэнергию, поэтому Тищенко В.З. была вынуждена самостоятельно оплачивать услуги за содержание и ремонт жилого помещения, отопление, электроэнергию. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Тищенко В.З. было оплачено в том числе за содержание и ремонт жилого помещения - ., отопление - ., электроэнергию - 01 августа по ДД.ММ.ГГГГ филиалом ОГУ «Управление социальной защиты населения » ей была оказана социальная поддержка на оплату указанных коммунальных услуг в коп. Таким образом, у Тищенко В.З. возникли убытки в размере .
Прокурор в судебном заседании уточнил заявленные требования в связи с допущенной технической ошибкой при подготовке искового заявления в части периода не предоставления Тищенко В.З. мер социальной поддержки в натуральной форме и просит признать незаконным бездействие администрации городского округа - г. Нововоронеж, выразившееся в не предоставлении истцу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ мер социальной поддержки в натуральной форме по оплате в полном размере услуг за содержание и ремонт жилого помещения, отопления, электроэнергии и взыскать в пользу истца за счет средств казны муниципального образования - городского округа - г.Нововоронеж с администрации городского округа - г.Нововоронеж денежные средства, затраченные на оплату коммунальных платежей в сумме
Истица Тищенко В.З. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель администрации г/о - г.Нововоронеж, Финансового отдела администрации городского округа - г.Нововоронеж Городнянская Ю.В. иск не признала, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях.
Представитель Нововоронежской городской Думы будучи извещенным надлежащим образом о месте и дате рассмотрения дела в суд не явился, об уважительности причин своей неявки суду не сообщил, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Абзацем 3 п.5 ст.55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 (в редакции ФЗ от 29.12.2010г. №439-ФЗ, действующей с 11.01.2011г.) «Об образовании» предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет по достижении ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством РФ и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Абзацем 3 п.5 ст. 55 Закона РФ Закона РФ (в редакции ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ) «Об образовании» предусматривалось, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Таким образом, при разрешении данного спора суд применяет положения абз. 3 п.5 ст.55 Закона РФ (в редакции ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ) «Об образовании», действующие в период спорных правоотношений.
Согласно ст.2 ФЗ от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях. Положения указанных в статьях 2 и 3 настоящего Федерального закона законодательных актов об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг применяются до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее чем до 1 января 2005 года.
В силу требований ст. 8 ФЗ от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 59 ЖК РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 г. в связи с введением в действие ЖК РФ, было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Конституционный Суд РФ в определении за № 322-0-П от 08.02.2007г. указал, что «жилищно-коммунальные льготы как часть сохраняющей актуальность политики стимулирования притока и закрепления квалифицированных кадров в сельской местности были установлены Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках» (утратило силу в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 2003 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг»). Согласно этому акту квалифицированным работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, должны были быть предоставлены соответствующим местным исполкомом (по местно-бюджетным учреждениям) или надлежащим учреждением, предприятием, организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением; при отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждениям, предприятиям или организациям, необходимая и вполне годная жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна была быть предоставлена в наемных помещениях, с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений или организаций по действительной их стоимости; жилая площадь предоставлялась по нормам, установленным в данной местности (пункт 10). Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), закреплялось и в статье 59 Жилищного кодекса РСФСР, а в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно с ними проживающих членов их семей оно специально оговорено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» (его пункт 1 обязывает исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности) и от 4 мая 1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» (подпункт «б» пункта 6 предусматривает сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами (их заместителями) и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов в сельской местности и за членами их семей). Указание на то, что педагогические работники образовательных учреждений (и, соответственно, вышедшие на пенсию педагогические работники, проживающие в сельской местности) пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, содержится и в абзаце третьем пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Введенный в действие с 1 марта 2005 года ЖК РФ, в связи с принятием которого Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» утратил силу, в отличие от ЖК РСФСР прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан, - в его статье 160 говорится только о возможности предоставления в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов для отдельных категорий граждан.
При этом согласно статье 8 ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на компенсации в соответствии со ст. 160 ЖК РФ сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный этими актами до введения в действие данного Кодекса.
Норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и, по сути, воспроизвела правовое регулирование, содержавшееся в Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг».
В соответствии с разъяснениями Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985г. № 5/12-22 «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)» право на бесплатные квартиры (независимо от размера жилой площади) с отоплением и освещением сохраняется за работниками просвещения и другими специалистами народного образования, перешедшими на пенсию и ранее работавшими в сельской местности и поселках городского типа. Право на указанные льготы сохраняется за перечисленными работниками и за совместно проживающими с ними членами их семей, если общий стаж работы каждого из названных работников в сельских общеобразовательных школах, межшкольных учебно - производственных комбинатах …. составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами. Право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за пенсионерами и проживающими совместно с ними членами их семей при переезде их на новое место жительства в сельскую местность ….., а также при преобразовании ….. в случаях преобразования сельского населенного пункта и поселка городского типа (рабочего поселка) в город. Право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за учителями независимо от того, когда и какая пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу. Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в общеобразовательных школах, расположенных в сельской местности или в поселках городского типа (рабочих поселках), работники имели право перейти на пенсию, но по каким-либо причинам не воспользовались этим правом.
Анализ указанных положений законодательства, позволяет суду прийти к выводу о том, что федеральное законодательство сохраняло для граждан, являющихся работниками образования, предоставление льготы в натуральной форме. При этом ни ранее действовавшее, ни действующее в настоящее время законодательство не ограничивало право педагогических работников на предоставление меры социальной поддержки в виде 100% скидки по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, отопление, электроэнергию размером площади занимаемого жилья, нормативами потребления коммунальных услуг, количеством совместно проживающих членов семьи.
Тищенко В.З. зарегистрирована по месту жительства в квартире, расположенной по адресу: ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.42).
Поселок Нововоронежский до преобразования в город Нововоронеж на основании Указа Президиума Верховного Совета РФ РСФСР №5611-Х1 от 23.03.1987г. являлся сельской местностью.
Установлено, что на дату присвоения поселку Нововоронежский статуса города Нововоронеж (ДД.ММ.ГГГГ) стаж педагогической деятельности истца составил более 27 лет в сельской местности и на момент преобразования поселка Нововоронежский в город Нововоронеж Тищенко В.З. имела право выйти на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью согласно постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959г., т.е. она имела и имеет право на использование меры социальной поддержки в виде 100% скидки по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, отопление, электроэнергию (л.д.6).
Решением Нововоронежской городской Думы за №452 от 25.01.2007г. «О льготах отдельным категориям населения городского округа - г.Нововоронеж» с 01.02.2007г. были установлены льготы работникам образования и здравоохранения, проработавшим не менее 10 лет в сельской местности, рабочих поселках и получившим право на пенсионное обеспечение по старости до 23.03.1987г., а также их супругам, в размере 100% скидки по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, отопление, электроэнергию, исходя из социальной нормы площади жилья, установленной для субсидий и норматива потребления электрической энергии, согласно приложению к настоящему решению. Приложение к решению Нововоронежской городской Думы за № 452 от 25.01.2007г. «О льготах отдельным категориям населения городского округа - г.Нововоронеж» содержит перечень категорий работников образования, здравоохранения, которым предоставляются льготы по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, отопление, электроэнергию (л.д.32).
В представленном представителем ответчика списке пенсионеров-педагогов, работавших в образовательных учреждениях и имевших право на предоставление льгот по электроэнергии и коммунальным услугам, который был подготовлен во исполнение решения Нововоронежской городской Думы за № от ДД.ММ.ГГГГ, по значится Тищенко В.З. (л.д.96-103).
Представителем ответчиков не оспаривается то обстоятельство, что истице предоставлялись льготы по содержанию жилья, отоплению и оплате электроэнергии.
Согласно решения Нововоронежской городской Думы за № 795 от 23.12.2008г. для указанной категории граждан и их супругам в период с 01.01.2009г. по 31.12.2009г. была установлена мера социальной поддержки в форме денежной компенсации в размере 50% скидки по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, отопление, электроэнергию, исходя из социальной нормы площади жилья, установленной для исчисления субсидий и норматива потребления электрической энергии. Данным решением Нововоронежской городской Думы решение Нововоронежской городской Думы за № 452 от 25.01.2007г. «О льготах отдельным категориям населения городского округа - г.Нововоронеж» было отменено (л.д.33).
Решением Нововоронежского городского суда от 03.06.2009г. решение Нововоронежской городской Думы за № 795 от 23.12.2008г. в части педагогических работников было признано незаконным и недействующим со дня принятия (л.д.34-38).
Таким образом, суд находит установленным тот факт, что истцу предоставлялась и должна предоставляться мера социальной поддержки в натуральной форме по оплате в полном размере услуг за содержание и ремонт жилого помещения, отопление и электроэнергию.
Согласно Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, финансовое регулирование, федеральный бюджет находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункты «в», «ж», «з»); защита прав и свобод человека и гражданина, а также общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение, - предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункты «б», «е», «ж» части 1); по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, части 1 и 2).
В развитие указанного положения, а также абзаца 3 п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании», были приняты законы Воронежской области от 14 ноября 2008 года № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области», от 14 ноября 2008 года №97-ОЗ «О переходе к предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Воронежской области в денежной форме», которые предусматривали порядок предоставления мер социальной поддержки в натуральной форме в виде 100% скидки по оплате содержания, ремонта жилого помещения, отопления и электроэнергии работникам образования, отработавшим не менее 10 лет в сельской местности и имевшим право выйти на пенсию до преобразования поселка городского типа Нововоронежский в город Нововоронеж.
Принятым впоследствии Законом Воронежской области от 02.12.2010г. №131-ОЗ (по окончании действия спорных правоотношений сторон) «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Воронежской области», внесении изменений в Закон Воронежской области от 14.11.2008г. №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области и признании утратившим силу Закона Воронежской области от 20.11.2007г. №135-ОЗ «О размере, условиях и порядке возмещения организациям расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» устанавливался размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Воронежской области.
П.1 ч.1 ст.16ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.22 Устава городского округа - г.Нововоронеж, зарегистрированного постановлением администрации Воронежской области №154 от 03.03.2005г. (с дополнениями и изменениями), предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета.
В ч.ч.2,3 ст.52 ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закреплено, что органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований; формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.26 Устава городского округа - г.Нововоронеж администрация городского округа - г.Нововоронеж является исполнительно-распорядительным органом.
Из части 2 ст. 43 Устава городского округа - г.Нововоронеж следует, что к компетенции администрации городского округа - г.Нововоронеж относится решение всех вопросов по предметам ведения муниципального образования в соответствии с законодательством и правовыми актами городской Думы, за исключением вопросов, отнесенных законодательством и Уставом городского округа - г.Нововоронеж к компетенции городской Думы.
Положения ст.61 Устава городского округа - г.Нововоронеж устанавливают, что составление проекта бюджета и исполнение бюджета являются обязанностью администрации городского округа - г.Нововоронеж. Городская Дума по представлению администрации городского округа - г.Нововоронеж утверждает бюджет городского округа, контролирует его исполнение и утверждает отчет о его исполнении. Бюджетный процесс в городском округе - г.Нововоронеж осуществляется в соответствии с федеральным и областным бюджетным законодательством, Уставом города, а также правовыми актами городской Думы.
В результате приведенных норм законодательства, суд приходит к выводу о том, что обязанность по составлению бюджета городского округа, который должен предусматривать расходы на социальную поддержку истца в натуральной форме по оплате в полном размере услуг за содержание и ремонт жилого помещения, отопление и электроэнергию, обязанность по предоставлению истцу меры социальной поддержки в натуральной форме по оплате в полном размере услуг за содержание и ремонт жилого помещения, отопление и электроэнергию оплаты за содержание и ремонт жилого помещения, отопление и электроэнергию, а также ответственность за отсутствие средств для этой цели в бюджете городского округа - г.Нововоронеж лежит на администрации городского округа - г.Нововоронеж.
Подтверждением этого вывода является и то, что 15.12.2010г. Нововоронежская городская Дума приняла решение № 96 «О мерах социальной поддержки работников образования и здравоохранения городского округа - г.Нововоронеж», которым поручено администрации городского округа - г.Нововоронеж предусмотреть в проекте бюджета на 2011г. и последующие годы, в расходной части, средства на предоставление мер социальной поддержки в виде денежной компенсации в размере 100% оплаты за ремонт и содержание жилого помещения, отопление и освещение педагогическим работникам и работникам здравоохранения, проработавшим не менее 10 лет в сельской местности и поселке Нововоронежский и получившим право выхода на пенсию (по любому основанию) до образования города Нововоронеж, в т.ч. за прошедшее время, начиная с 01.02.2007г. (л.д.41).
Также администрацией городского округа - г.Нововоронеж до настоящего времени не разрешено представление прокурора г. Нововоронежа от 31.03.2010г. об устранении нарушений пенсионного законодательства в части не предоставления мер социальной поддержки работникам образования органом местного самоуправления (л.д.45-48).
Таким образом, суд считает, что предоставление истцу не в полном объеме скидки по оплате за содержание и ремонт жилья, отопление, электроэнергию за период с февраля 2009г. по декабрь 2010г. является невыполнением своих обязанностей администрацией городского округа - г.Нововоронеж, т.е. бездействием.
Доводы представителя ответчика о том, что меры социальной поддержки истцу должны предоставляться энергоснабжающими организациями, но не администрацией городского округа - г.Нововоронеж, направлены на иное толкование норм материального права.
Предоставление истцу меры социальной поддержки в натуральной форме по оплате в полном размере услуг за содержание и ремонт жилого помещения, отопление и электроэнергию должно осуществляться администрацией городского округа - г.Нововоронеж независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства на эти цели в бюджете, имеется ли финансирование из соответствующего бюджета на эти цели. Выполнение обязанности по предоставлению истцу меры социальной поддержки в натуральной форме по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, отопление, электроэнергию не исключает в последующем возможности администрации городского округа - г.Нововоронеж взыскания расходов из соответствующего бюджета, поэтому доводы представителя ответчика о том, что предоставление мер социальной поддержки в натуральной форме по оплате в полном размере услуг за содержание и ремонт жилого помещения, отопление и электроэнергию определенной категории педагогических работников является федеральной мерой, что вопросы социальной защиты работников образования, в т.ч. их социального обеспечения не относятся к вопросам местного значения, и органы местного самоуправления не наделены отдельными государственными полномочиями, не состоятельны.
Довод представителя ответчиков о том, что поскольку финансирование социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности и рабочих поселках в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением относится к расходным обязательствам Российской Федерации, то понесенные истцом убытки в результате оплаты жилищно-коммунальных услуг и электроэнергии подлежат взысканию с федерального бюджета являются ошибочным, основанным на неправильном толковании и применении норм материального права, т.к. в силу статей 1, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, следовательно, взыскание указанных расходов не может быть произведено непосредственно с казны Российской Федерации.
Ст.45 Конституции РФ закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами.
В соответствии с ст. 12 ГК РФ, устанавливающей способы защиты гражданских прав, защита гражданских прав может осуществляться в том числе и путем возмещения убытков.
Пунктом 1 статьи 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно п. 2 ст. 15 ГК под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Ст.16 ГК РФ предусматривает, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Таким образом, суд считает, что в результате не предоставления администрацией городского округа истцу меры социальной поддержки в натуральной форме по оплате в полном размере услуг за содержание и ремонт жилого помещения, отопление и электроэнергию за период с 01.02.2009г. по 31.12.2010г. Тищенко В.З. была вынуждена самостоятельно производить расходы для восстановления своего нарушенного права, что повлекло причинение ей убытков в виде оплаты услуг за содержание и ремонт жилого помещения, отопление, и электроэнергию.
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Ст. 1071 ГК РФ определено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с ч. 1 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Из ч.1 ст.51 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» следует, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст.102 БК РФ долговые обязательства муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.
В ч.3 ст.57, ч.3 ст.58 Устава городского округа - г.Нововоронеж указано, что средства бюджета городского округа - г.Нововоронеж, иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями, составляют муниципальную казну. Управление муниципальной собственностью в порядке, установленном Нововоронежской городской Думой, осуществляет администрация городского округа - г.Нововоронеж и созданные в соответствии с действующим законодательством органы администрации.
Положение о Финансовом отделе администрации городского округа - г.Нововоронеж не содержит норм, предусматривающих представление Финансовым отделом администрации городского округа - г.Нововоронеж интересов казны городского округа - г.Нововоронеж (л.д.15-27).
Исходя из вышеизложенного, суд находит, что убытки, причиненные истцу, подлежат взысканию с администрации городского округа - г.Нововоронеж за счет казны муниципального образования городского округа - г.Нововоронеж.
Из сведений, представленных МУП г/о - г. Нововоронеж «Информационно-расчетный центр» об оплате за содержание и ремонт жилого помещения, отопления и электроэнергию, следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Тищенко В.З., проживающей по адресу: , было оплачено за содержание и ремонт жилого фонда - отопление - за электроэнергию с февраля 2009 г. по июнь 2010 г. - (л.д.7).
Из сообщения ОАО «Воронежская энергосбытовая компания» №-СО/3127 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с июля 2010 г. по декабрь 2010 г. Тищенко В.З. произведена оплата электроэнергии на сумму . (л.д.8).
Из представленных сообщений с филиала ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» по г.Нововоронеж следует, что с 01 февраля 2009г. по 31 декабря 2010г. филиалом ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» г.Нововоронеж Тищенко В.З. была оказана социальная поддержка на оплату указанных коммунальных услуг в общей сумме . (л.д.77-88).
Таким образом, Тищенко В.З. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оплачено за содержание и ремонт жилого помещения, отопление, электроэнергию
При установленных в суде обстоятельствах, суд взыскивает с администрации городского округа - г.Нововоронеж за счет средств казны муниципального образования - городской округ - г.Нововоронеж в пользу Тищенко В.З. убытки, понесенные ею в связи с не предоставлением мер социальной поддержки, в сумме . в пределах заявленных требований.
Согласно п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, не согласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Прокурор г.Нововоронеж обратился в суд с настоящим исковым заявлением в порядке гл.12 ГПК РФ и просил не только признать незаконным бездействие администрации городского округа - г.Нововоронеж, но и взыскать убытки, понесенные истцом в связи с не предоставлением мер социальной поддержки, на момент обращения с данным иском в суд сохранялись обстоятельства, послужившие основанием для предъявления заявленных требований иска, поэтому доводы представителя ответчиков о пропуске срока, предусмотренного ст.256 ГПК РФ, для обращения в суд с данными требованиями не состоятельны.
При подаче иска прокурор был освобожден от уплаты госпошлины на основании п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ) при обращении в суды общей юрисдикции от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно ч.4 ст.103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета, в связи с этим расходы по госпошлине относятся на счет бюджета городского округа - город Нововоронеж.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г.Нововоронеж Воронежской области, заявленные в защиту интересов Тищенко В.З., удовлетворить:
признать незаконным бездействие администрации городского округа - г.Нововоронеж, выразившееся в не предоставлении Тищенко В.З. меры социальной поддержки в натуральной форме по оплате в полном размере услуг за содержание и ремонт жилого помещения, отопление и электроэнергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
взыскать с администрации городского округа - город Нововоронеж за счет средств казны муниципального образования - городской округ - г.Нововоронеж в пользу Тищенко В.З. убытки в понесенные ею в связи с не предоставлением мер социальной поддержки.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Нововоронежский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.В.Палагин
Решение изготовлено в окончательной форме 22.08.2011 года