РЕШЕНИЕ дело №
Именем Российской Федерации
01 марта 2016 года с. Знаменское
Хотынецкий районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Наумкиной В.Н.,
с участием и.о. прокурора Знаменского района Орловской области Пищалова М.С.,
истца ФИО1, представителя истца – адвоката Карачун И.В., представившей ордер №,
представителя ответчика – директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» – ФИО2,
представителя третьего лица Муниципального казенного учреждения «Отдел общего образования Администрации Знаменского района Орловской области» – ФИО3,
при секретаре Матюхиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «<--->» о признании незаконным приказа директора МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» №, восстановлении на работе, компенсации морального вреда в связи с незаконным увольнением,
установил:
ФИО4 обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» далее (МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» о признании незаконным приказа директора МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» №, восстановлении на работе, взыскании денежных средств за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда в связи с незаконным увольнением.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что он работал в МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» в должности <---> с <дата>, в должности <---> - с <дата>. <дата> между МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» и ФИО4 был заключен трудовой договор, в соответствии с которым основным местом его работы была указана должность <--->, местом работы по совместительству - должность <--->. <дата> между работником и работодателем было заключено соглашение об изменении определенных сторонами условий. В соответствии с соглашением основным местом работы ФИО1 признавалась должность заместителя <--->. Одновременно с этим ФИО1 устанавливалась недельная учебная нагрузка по должности <---> на условиях совмещения должностей (без занятия штатной единицы) в объеме 10 часов, <--->. <дата> директором школы он был письменно уведомлен о предстоящем сокращении численности штата, а именно о том, что с <дата> исключается из штатного расписания должность заместителя <--->, а также о том, что <дата> с ним будет расторгнут трудовой договор в соответствии с пунктом 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. <дата> директором школы был подписан приказ о сокращении штата и численности сотрудников № - пд, в соответствии с которым из штатного расписания была исключена, среди прочих, должность заместителя <--->. В соответствии с приказом о предстоящем сокращении предписано довести до сведения профсоюза и органов службы занятости данные о предстоящем высвобождении работников в срок до <дата>. <дата> ФИО1 было предложено занять по выбору одну из четырех вакантных должностей в МБОУ ««Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->, среди которых образованию и уровню профессиональной подготовки истца соответствует только должность <--->, то есть фактически та должность, которую он занимал по совместительству до сокращения его в качестве заместителя <--->. Ни одна из предложенных должностей не устроила истца ни по уровню его профессиональных данных, ни по размеру заработной платы. <дата> трудовой договор с ФИО1 был расторгнут на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. В этот же день истцу была выдана трудовая книжка и предоставлен расчет: <--->. Свое увольнение в связи сокращением численности и штата работников истец считает незаконным и необоснованным, процедуру увольнения - нарушающей требования действующего трудового законодательства. Необоснованность сокращения должности заместителя директора по безопасности, по мнению истца, выражается в следующем. В соответствии с Постановлением главы Знаменского района Л№ «О мерах по сбалансированности бюджета Знаменского муниципального района Орловской области» руководителю Муниципального казенного учреждения «Отдел общего образования Администрации Знаменского района Орловской области» ФИО3 было предписано проанализировать планируемые на 2015 год расходы подведомственных муниципальных учреждений, по результатам данного анализа утвердить план мероприятий по оптимизации расходов. Из содержания данного постановления следует, что целью его издания явились обеспечение сбалансированности бюджета Знаменского муниципального района Орловской области и оптимизация расходов бюджетных средств, что в условиях экономического кризиса является оправданным. Однако проведенное руководством МБОУ по согласованию с районным отделом образования сокращение численности и штата работников общеобразовательного учреждения, в котором работал ФИО1, не отвечает задачам и требованиям указанного подзаконного акта органа местного самоуправления, так как сократив должность заместителя директора по безопасности, увеличены стимулирующие выплаты административному персоналу: директору школы, заместителю директора по учебной части, главному бухгалтеру. При этом экономии бюджетных денежных средств за счет сокращения должности истца не произошло.
Мать ФИО1, С., более десяти лет занимала должность руководителя МКУ «<--->, и в конце 2014 года была уволена хотя и по собственному желанию, но под давлением руководства Знаменского района, из-за отказа освободить от занимаемой должности бывшего директора МБОУ «Знаменская СОШ». В связи с чем отделом образования района неоднократно высказывалось мнение об освобождении ФИО1 от должности по любым основаниям.
Так же ФИО1 вплоть до момента увольнения являлся членом первичной профсоюзной организации МБОУ «Знаменская СОШ». Решение о сокращении его должности в нарушение требований ст. 373 Трудового кодекса было принято работодателем без согласования с первичной профсоюзной организацией учреждения, что подтверждается записью, сделанной собственноручно председателем профкома О на уведомлении о сокращении в адрес ФИО1 о том, что «данный вопрос с ней не согласовывался». Позиция руководителя ответчика сводится к единоличному принятию решения, без согласования его с первичной профсоюзной организацией, пунктом 4 приказа предусмотрено лишь уведомление первичной профсоюзной организации принятом решении, о предстоящем увольнении работников в срок до <дата>. Только после подачи в первичную профсоюзную организацию истцом заявления о предоставлении ему письменного ответа о причинах увольнения, <дата> первичная профсоюзная организация вынесла письменное мотивированное мнение о причинах его увольнения. До принятия решения о сокращении должности ФИО1 руководитель учреждения не направлял в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.
Кроме того, <дата> ФИО1 был уволен ни только как заместитель <--->, то есть по основному месту работы, но и как <--->, по совместительству. С 2016 года он освобожден от должности <--->. Между тем, соглашением от <дата> к трудовому договору от <дата> истцу установлена учебная нагрузка по должности учителя по совместительству сроком до <дата>.
Процедура уведомления работника о сокращении была проведена работодателем до утверждения нового штатного расписания. <дата> по письменному заявлению работника ему были предоставлены копия штатного расписания на 2015 год и, так называемый, «проект штатного расписания на 2016 год». Сама по себе формулировка «проект штатного расписания» в данном случае является недопустимой. Приказом руководителя учреждения должно быть утверждено новое штатное расписание (с внесенными изменениями, которые повлекло за собой сокращение). Внесение соответствующих изменений в штатное расписание учреждения и является основанием сокращения штата работников. Только <дата> уже после увольнения работника в учреждении появилось новое штатное расписание формы Т-3, соответствующее требованиям Госкомстата РФ от 05.01. 2004 года, из которого следует, что должности <--->, ранее занимаемой ФИО1, в нем нет. В виду отсутствия нового штатного расписания предполагается, что на момент сокращения должности истца действовало старое штатное расписание, предусматривающее его должность. При таком положении вещей сокращение не является реальным.
Истец считает, что перечисленные нарушения закона при его увольнении являются основанием для восстановления его в занимаемой должности, взыскании с работодателя в пользу работника заработной платы за время вынужденного прогула и денежной компенсации за причиненный моральный вред, связанный с незаконным увольнением. С незаконным увольнением работника связаны переживания истца по поводу потери работы в период экономического кризиса и невозможности трудоустроиться по специальности в месте его проживания, нравственные страдания, которые выразились в подрыве его авторитета среди педагогического коллектива, учащихся и жителей небольшого населенного пункта, где его многие знают. Моральный вред истец оценивает в <---> рублей.
В связи с чем истец просит суд признать незаконным приказ директора МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» № о расторжении с ним трудового договора от <дата> в связи с сокращением численности штата, восстановить его по основному месту работы в должности <---> МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->», а также в должности <---> по совместительству, взыскать с ответчика в его пользу заработную плату за время вынужденного прогула по основному месту работы в должности заместителя директора по безопасности и в должности учителя истории и обществознания по совместительству, взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в связи с незаконным увольнением в размере <---> рублей.
В ходе рассмотрения данного гражданского дела ФИО1 от требования о взыскании денежных средств за время вынужденного прогула отказался, поскольку включительно до <дата> ему произведена оплата как по основной должности – <--->, так и за совмещение – <--->, а требования о признании незаконным приказа директора МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» №, восстановлении на работе, компенсации морального вреда в связи с незаконным увольнением поддержал по вышеизложенным основаниям, а так же дополнил, что при его увольнении нарушена процедура увольнения, в нарушение ст. 373 Трудового кодекса РФ первичной профсоюзной организацией с работодателем не проводились дополнительные консультации, что работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, а директором МБОУ «Знаменская СОШ» мотивированное мнение профсоюзной организации было получено <дата>, а он был уволен <дата>, то есть через полтора месяца.
Представитель ответчика - директор МБОУ«Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» – ФИО2 исковые требования признала частично и пояснила, что действительно при увольнении ФИО1 была нарушена процедура увольнения, так как ею было получено мотивированное мнение профсоюзного органа <дата>, а ФИО1 был уволен <дата>. Но требование в части компенсации морального вреда в размере <---> рублей считает завышенным, так как ФИО1 своевременно были получены все выплаты в связи с увольнением, ему так же была произведена выплата среднемесячной заработной платы за февраль 2016 года. Что же касается его увольнения с должности <--->, то <дата> между МБОУ«Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» и ФИО1 было заключено соглашение, в соответствии с которым основным местом работы признавалась должность <--->, а дополнительным соглашением ФИО1 устанавливалась недельная учебная нагрузка по должности <---> на условиях совмещения должностей (без занятия штатной единицы) в объёме 10 часов, что никак не является совместительством. При оформлении совмещения не требуется заключать трудовой договор, равно как и делать записи в трудовой книжке. Также работодатель вправе досрочно отменить поручение о выполнении дополнительной работы, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня. При этом после уведомления ФИО1 о предстоящем сокращении ему предлагалась <--->, но он отказался от этого.
Представитель третьего лица – начальник Муниципального казенного учреждения «Отдел общего образования Администрации Знаменского района Орловской области» (далее МКУ «Отдел общего образования Администрации Знаменского района Орловской области») ФИО3 исковые требования ФИО1 признала частично, так как действительно считает нарушена процедура его увольнения, и пояснила, что лимиты бюджетных ассигнований на новый финансовый год доводятся до учреждений в декабре предшествующего года, поэтому ранее получить утверждённое штатное расписание на <дата> не представлялось возможным, в связи с чем и ФИО1 <дата> по его заявлению был выдан проект штатного расписания. Кроме того, экономический анализ показал, что в 2016 году на административно-управленческий персонал лимиты бюджетных ассигнований были уменьшены на <---> рублей, при этом в целях уменьшения дефицита районного бюджета выплата заработной платы по должности главный экономист (0,5 ставки) будет производиться из средств областного бюджета. В 2015 году эти выплаты производились из средств бюджета муниципального района. Сумма экономии для района составит <--->. Кроме того, должность заместителя <---> рекомендовано вводить в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территориях со сложной криминогенной обстановкой, каким Знаменский район Орловской области не является. ФИО1 не имеет курсовой переподготовки <--->», что является недопустимым, так как затрудняет выполнение основных функций данной должности. Для выполнения основных обязанностей при принятии на эту должность предпочтение отдаётся кандидатам, прошедшим военную службу.
Выслушав стороны, третьих лиц, свидетелей, заключение и.о. прокурора, полагавшего требования истца подлежащими удовлетворению вследствие нарушения процедуры увольнения и отсутствии минимизации бюджетных средств (оптимизации), суд считает, что исковые требования истца ФИО1 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим кодексом.
В соответствии со ст.20 Трудового кодекса Российской Федерации сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
В соответствии со ст. 82 Трудового кодекса Российской Федерации при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.
Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации, при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьей 81 настоящего Кодекса. О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Как следует из материалов дела, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» является действующим юридическим лицом, некоммерческой организацией, созданной в форме бюджетного учреждения для оказания муниципальных услуг в сфере образования. Учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование Знаменский район Орловской области. Функции учредителя и контроль за деятельностью учреждения в части организации основных видов деятельности осуществляет МКУ «Отдел общего образования Администрации Знаменского района» (т.№ Устава МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->», утвержденного постановлением Администрации Знаменского района Орловской области от <дата>№).
ФИО1 с 1999 года состоял в трудовых отношениях с МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->», при этом с <дата> - учитель истории, с <дата> – заместитель директора по безопасности, между МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» и ФИО1 заключен трудовой договор от <дата> было заключено соглашение к трудовому договору от <дата> об изменении определенных сторонами условий, согласно которого основной его должностью являлась <---> и ему установлена недельная учебная нагрузка по должности учителя на условиях совмещения должностей ( без занятия штатной единицы) в объеме 10 часов, а именно – обучение истории и обществознанию в 6,7,9 классах на период с <дата>, что усматривается из представленных приказов о трудовой деятельности истца, копии его трудовой книжки, трудового договора и соглашения, и не оспаривалось стороной ответчика (т.№).
<дата> Главой Знаменского района Орловской области было издано Постановление № « О мерах по сбалансированности бюджета Знаменского муниципального района Орловской области», согласно которого постановлено МКУ «Отдел общего образования Администрации Знаменского района Орловской области», отделу культуры искусства и архивного отдела администрации Знаменского района Орловской области в срок до <дата> представить Главе администрации Знаменского района Орловской области предложения по оптимизации структуры и штатной численности подведомственных муниципальных учреждений, проанализировать планируемые на 2015 год расходы подведомственных муниципальных учреждений, по результатам данного анализа утвердить план мероприятий по оптимизации расходов в разрезе учреждений ( т.№).
Во исполнение данного постановления Главы Знаменского района Орловской области <дата> начальником МКУ «Отдел общего образования Администрации Знаменского района Орловской области» издается приказ № – Д «Об оптимизации расходов образовательных учреждений Знаменского муниципального района», которым рекомендовано руководителям образовательных учреждений Знаменского муниципального района произвести изменения штатных расписаний с <дата> и провести мероприятия по предупреждению сотрудников образовательных учреждений о предстоящем изменении штатного расписания и сокращении численности и штата работников (т.№).
Согласно штатного расписания МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» на <дата>, административный персонал учреждения состоял из директора учреждения, двух заместителей директора, главного бухгалтера и главного экономиста - 0,5 ставки (т№).
Приказом директора МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» от <дата>№ – ПД на основании приказа начальника МКУ «Отдел общего образования Администрации Знаменского района Орловской области» № – Д от <дата> и в связи с необходимостью рационализации штатной структуры организации исключены с <дата> из штатного расписания МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» <---> (административно – управленческий персонал)– 1 единица, <---> (учебно – вспомогательный и обслуживающий персонал) – 0,5 единицы, <---> (учебно – вспомогательный и обслуживающий персонал) – 0,5 единицы ( т.№).
И данным приказом утверждён состав комиссии в количестве 5 человек для определения преимущественного права на оставление на работе сотрудников, которые подлежат сокращению (т.№).
Согласно решения данной комиссии от <дата>, увольнению в связи с сокращением численности штата подлежит <---> ФИО1 (т.№)
<дата> директором МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» заместитель директора по безопасности ФИО1 уведомлен о предстоящем сокращении ( л.д.№) и <дата> ознакомлен с приказом директора МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» от <дата>№ – ПД о сокращении штата и численности сотрудников (т.№).
<дата> ФИО1 работодателем предложены имеющиеся в МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» вакантные должности: <--->, но истец письменно указал о своем несогласии занять какую – либо из предложенных вакантных должностей( т.№).
ФИО1 является членом первичной профсоюзной организации МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->», что подтверждается профсоюзным билетом № и не оспаривается представителем ответчика (т.№).
<дата> директор МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» направил в первичную профсоюзную организацию МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» уведомление о предстоящем сокращении численности / штата работников МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->», и <дата> направила к уведомлению пакет документов: проект штатного расписания на <дата>, протокол заседания комиссии МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» от <дата> для определения преимущественного права на оставление на работе сотрудников, которые подлежат сокращению, приказ директора МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» № от <дата>№ – ПД « О сокращении штата и численности сотрудников», сведения о высвобождаемых работниках, протокол заседания Правительственной комиссии по профилактике правонарушений № от <дата>, справка МО МВД России «Хотынецкое» от <дата>, что подтверждается показаниями свидетеля О. и протоколом № заседания профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <----> от <дата> ( т.№).
<дата> так же и ФИО1 обратился с заявлением председателю первичной профсоюзной организации МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» о рассмотрении вопроса о его увольнении в связи с сокращением численности и штата работников учреждения(т.№).
<дата> на заседании профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» были рассмотрены уведомление директора МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» о предстоящем сокращении численности и штата работников учреждения и заявление ФИО1, и было постановлено сохранить должность <---> до конца учебного года, изменив и дополнив должностную инструкцию ФИО1, <---> ( т.№).
И <дата> мотивированное мнение профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» о несогласии на увольнение истца по мотивам его незаконности и необоснованности было направлено директору МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» (т.№), которые были получены директором <дата>, что подтверждается выпиской из журнала входящей корреспонденции ( т.№), а так же не оспаривается представителем ответчика.
И приказом директора МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» № с ФИО1 был расторгнут трудовой договор от <дата> в связи с сокращением численности штата и отказом работника от перевода на другую должность, согласно п.2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации ( л.д. №).
В соответствии со ст. 373 Трудового кодекса Российской Федерации при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения. Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.
В случае, если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда.
Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула. Соблюдение вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя - обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.
Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).
Так, директором МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» мотивированное мнение профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» было получено <дата>, а истец ФИО1 уволен <дата>. При этом уволен истец без согласия профсоюзного органа МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->», поскольку на уведомление о сокращении должности заместителя директора по безопасности профсоюзным органом было направлено мотивированное несогласие.
Таким образом, судом установлено, что увольнение ФИО1 произведено директором МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» по истечении более чем одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->», чем нарушены требования ст. 373 Трудового кодекса Российской Федерации и, соответственно, права работника.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенных фактов и норм права, суд считает, что увольнение истца ФИО1 по п. 2 ч. 1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации и приказ директора МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» № являются незаконными, поскольку ответчиком была нарушена процедура его увольнения, установленная трудовым законодательством.
В силу ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы. В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
Поскольку ФИО1 был уволен с нарушением установленного нормами трудового законодательства процедуры увольнения, он подлежит восстановлению на работе в прежней должности с момента увольнения, то есть <---> с <дата>, а так же необходимо восстановить ФИО1 недельную нагрузку по должности <---> на условиях совмещения должностей (без занятия штатной единицы) в объёме <--->.
В силу ст.211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст.396 Трудового кодекса Российской Федерации решение суда о восстановлении на работе подлежит немедленному исполнению.
В части установления ФИО1 недельной учебной нагрузки <--->, то суд находит, что <дата> между работодателем МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» и ФИО1 был заключен срочный трудовой договор, но при увольнении истца с должности заместителя <---> не разрешён вопрос по его увольнению с должности <--->.
В соответствии со ст. 234 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.
Однако судом установлено, что среднемесячный заработок ФИО1 выплачен включительно до <дата>, что подтверждается показаниями свидетеля Б., а так же платёжными поручениями <данные изъяты> (т.№), и истец от своего требования в этой части отказался.
Согласно ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Учитывая, что ФИО1 уволен с занимаемой должности с нарушением установленного порядка увольнения, что, безусловно, причинило ему нравственные страдания, суд находит требования истца в части взыскания компенсации морального вреда подлежащими удовлетворению, но приходит к выводу, что заявленная истцом к взысканию сумма в размере <---> рублей является завышенной, и с учетом нравственных страданий полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда <---> рублей, что будет отвечать требованиям разумности и справедливости.
При этом суд считает несостоятельными утверждения представителя ответчика - директора МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» и представителя третьего лица – начальника МКУ «Отдел общего образования Знаменского района Орловской области» о том, что сокращение должности <--->, которую занимал ФИО1, было произведено в целях оптимизации расходов бюджетных средств муниципального образования Знаменский район.
Так, свидетель ФИО5 показала, что финансирование общеобразовательных учреждений производится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации « Об образовании в Российской Федерации» от <дата>№ – ФЗ посредством получения субвенций из бюджета Орловской области. Расчёт субвенций производится по единой методике, утвержденной Законом Орловской области «О межбюджетных отношениях». Сумма субвенций определяется исходя из норматива и количества учеников и не может быть меньше или больше. 13% субвенции предусмотрена на оплату административного персонала, <--->. При этом МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» является самостоятельным юридическим лицом, и директор школы самостоятельно определяет штаты, утверждает штатное расписание. Орган местного самоуправления не должна вмешиваться в деятельность общеобразовательного учреждения. Поэтому директор школы определяет, сколько ему нужно заместителей, учителей и других работников. Обслуживающий персонал учреждения: <---> финансируются из местного бюджета, то есть из бюджета Знаменского района.
Свидетель Б показала, что она работает <---> МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» и заработная плата <---> школы не увеличилась после сокращения должности заместителя директора школы по безопасности, <--->.
Свидетель С., <---> МКУ «Отдел общего образования Администрации Знаменского района Орловской области» суду пояснила, что учебный год начинается 01 сентября по 31 августа ежегодно, а бюджет образовательного учреждения всегда планируется с 01 января по 31 декабря каждого года. Субъект выделяет Знаменскому району Орловской области субвенцию на все образовательные учреждения - школы, согласно запрашиваемых сведений по количеству учеников, педагогических работников, воспитателей, помощников воспитателей. Департамент образования Орловской области выделил МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» на <дата><---> рублей, а на <дата> учреждению было выделено <---> рублей. Департамент образования Орловской области самостоятельно определяет данную сумму исходя из норматива и количества учеников, учителей, воспитателей. 13% основного фонда (субвенции) предусмотрено на финансирование административно-управленческого аппарата. Если школа не вкладывается в бюджет, то запрашивают дополнительно денежные средства у Департамента образования Орловской области. При этом увольнение <---> не повлияло на сокращение бюджетных средств (субвенций).
В связи с чем суд считает, что сокращение должности <---> МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» не повлияла на экономию (оптимизацию) бюджетных средств муниципального образования Знаменский район, поскольку данная должность финансируется за счёт субвенций Орловской области.
Что же касается утверждений истца о том, что его увольнение по сокращению возможно только после утверждения нового штатного расписания, а ему был выдан проект штатного расписания, юридического значения для разрешения данного спора не имеет.
Суд считает так же несостоятельными утверждения истца о том, что его заработная плата направлена на увеличение стимулирующих выплат административному персоналу.
<--->
Суд считает необоснованными утверждения истца о том, что он уволен из – за конфликтных отношений, которые сложились между её матерью С., которая ранее занимала должность <---> и администрацией Знаменского района Орловской области, поскольку МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» является юридическим лицом, и директор учреждения самостоятельно определяет штаты, утверждает штатное расписание. Орган местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность общеобразовательного учреждения, и как указано в Уставе учреждения (п.17 ст.8.2) осуществляет контроль за деятельностью учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно ч. 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истцом ФИО1 заявлено ходатайство о возмещении судебных расходов - стоимость услуг адвоката в размере <---> рублей.
Так, ФИО1 <дата> оплачено за услуги адвоката Карачун И.В. – представительство в суде общей юрисдикции <---> рублей, по квитанции серии АА № рублей ( л.д.№), по квитанции серии АА № рублей ( л.д.№ ).
Учитывая количество судебных заседаний, на которых принимала участие представитель Карачун И.В. ( на трех судебных заседаниях), сложность дела, а так же Прейскурант за представление квалифицированной юридической помощи адвокатами в Орловской области, утвержденный решением Совета Адвокатской палаты Орловской области №, и то, что МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» является бюджетной организацией, суд считает необходимым в пользу истца взыскать с ответчика МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» стоимость услуг представителя в размере <--> рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая изложенное, на основании ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход муниципального образования Знаменский район подлежит взысканию государственная пошлина в размере 600 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» о признании незаконным приказа директора МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» №-к от <дата>, восстановлении на работе, взыскании денежных средств за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда в связи с незаконным увольнением удовлетворить частично.
Признать незаконным приказ директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» №-к от <дата> о расторжении с <--->ФИО1 трудового договора от <дата>.
Восстановить ФИО1 в должности <--->
Восстановить ФИО1 недельную нагрузку по должности <---> по <дата>.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в связи с незаконным увольнением в размере <---> рублей.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Знаменская средняя общеобразовательная школа <--->» в пользу ФИО1 судебные расходы – стоимость услуг представителя в размере <--->) рублей.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Знаменская средняя общеобразовательная школа имени Р.И.Вяхирева» в пользу муниципального образования Знаменский район государственную пошлину в размере <---> рублей.
Решение в части восстановления ФИО1 на работе и восстановления ФИО1 недельной нагрузки по должности учитель на условиях совмещения должностей подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Хотынецкий районный суд Орловской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда изготовлено 09 марта 2016 года.
Председательствующий: Наумкина В.Н.