Дело № 2-27/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Полтавка 15 января 2021 г.
Полтавский районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Бейфуса Д.А.,
при секретаре Корнейчук Т.Ф.,
рассмотрев в открытом заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного управления лесного хозяйства Омской области к администрации Ольгинского сельского поселения Полтавского муниципального района Омской области о признании нормативно-правового акта не действующим в части,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление лесного хозяйства Омской области обратилось с названным административным иском, в обоснование указав следующее.
20.11.2020 в процессе проведения текущего патрулирования лесного участка, местоположение которого определяется в соответствии со статьей 6.1 Лесного кодекса РФ и лесохозяйственным регламентом отдела Исилькульское лесничество Полтавское участковое лесничество, урочище Ольгинское сельское поселение, в лесотаксационном <...>, выделе относительно д. Ольгино с кадастровым номером лесного участка №, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, границы которого определяются приложением - таблицей № 4 лесохозяйственного регламента (таксационным описанием, Лесным планом Омской области), выявлены лесные насаждения, расположенные внутри границ населенных пунктов.
При определении полномочий поселения в отношении указанных лесов были получены сведения о нахождении лесов, Устав поселения и Правила благоустройства территории городского поселения, являющиеся нормативно – правовыми актами местного значения и действующими на момент подачи иска.
Главой 2, ст. 3, п. 9 Устава Ольгинского сельского поселения, утвержденного Решением Совета Ольгинского сельского поселения от 23.11.2005 № 18, в ред. от 29.06.2017 № 29 (обнародован в интернет - портале, средствах массовой информации в указанной редакции), предусмотрены полномочия поселения по организации использования, охраны, защиты и воспроизводства городских лесов, а также лесов на особо - охраняемых территориях в границах поселения.
Рассматриваемые положения находятся в противоречии с нормативно-правовыми актами более высокой юридической силы, регулирующими лесные отношения, а именно: Лесным кодексом РФ (Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ), его ст.ст. 7, 23, 81-83; Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ», Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ, его ст. 14 (ч. 3), Приказом Рослесхоза от 27.06.2007 N 290 «О создании и определении границ лесничеств в Омской области», Лесным планом Омской области (в ред. Указа Губернатора Омской области от 17.01.2019 № 4, Приложение № 3 «Лесное районирование»), Лесохозяйственным регламентом Исилькульского лесничества (Приложение № 4 к Приказу ГУЛХ Омской области от 13.08.2018 № 15-п).
Так, Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" по состоянию на 01.01.2007 к полномочиям поселений отнесены организация использования, охраны, защиты и воспроизводства городских лесов в границах населенных пунктов.
Данная редакция включена в п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, в т.ч. в ст. 50 ФЗ № 131-ФЗ внесено изменение об отнесении городских лесов к имуществу поселений.
Впоследствии, с изменением нормативного регулирования ст.ст. 7,23 ЛК РФ, с 27.05.2014 вышеуказанные полномочия у поселений изъяты, в связи с завершением создания на территории Омской области лесничеств и определения границ, кварталов, выделов.
Леса располагаются в составе лесных участков.
В силу ст. 7 Лесного кодекса РФ лесные участки формируются в границах лесничеств. Федеральным законом от 27.12.2018 № 538-ФЗ внесены изменения в статью 84 Лесного кодекса РФ в части полномочий по разработке поселениями лесохозяйственных регламентов лесничеств на землях населенных пунктов, где есть городские леса.
В соответствии с таблицей № 3 Лесного плана Омской области «Лесное районирование», на территории Полтавского района отсутствуют городские леса или лесные участки. Лесной план является существенным правовым актом при регулировании лесных отношений.
Лесничеств на землях населенных пунктов не создано в связи с отсутствием городских лесов. Это препятствует формированию лесных участков и их использованию в соответствии со ст. 84 Лесного кодекса РФ.
Полномочия по использованию, охране и защите лесов переданы ГУЛХ Омской области (ст.ст. 81-83 ЛК РФ).
Актом осмотра от 20.11.2020 подтверждается расположение в границах поселения защитных лесов в составе лесного участка с кадастровым номером № «Земли лесного фонда».
Положением о ГУЛХ Омской области (в ред. Указа Губернатора Омской власти от 26.12.2007 № 143) Главное управление наделено полномочиями в области лесных отношений.
Определение в п. 9 ст. 3 главы 2 Устава полномочий нарушает единый поход к компетенции в области лесных отношений, создает правовую неопределенность. Представленная в общем виде, без исключений, гипотеза и диспозиция правовой нормы может создать угрозу вырубки защитных лесов на территории поселения.
В соответствии с положениями ст.ст. 81-83, 96 Лесного кодекса РФ, а также подзаконными актами полномочия по осуществлению государственного лесного контроля возложены на ГУ лесного хозяйства Омской области. В силу прямого указания закона - п. 7 ч.3 ст. 96 ЛК РФ ГУ лесного хозяйства Омской области в защиту государственных интересов вправе предъявлять иски в суд.
На основании изложенного, просит признать нормативно-правовой акт - Устав Ольгинского сельского поселения, утвержденного Решением Совета Ольгинского сельского поселения от 23.11.2005 № 18, в ред. от 29.06.2017 № 29 (глава 2, ст. 3, п. 9) в части (редакции) «организация использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также лесов на особо-охраняемых территориях в границах поселения» не действующим, противоречащим нормативно-правовому регулированию, имеющему более высокую юридическую силу, - Лесному кодексу РФ (Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ), его ст.ст. 7, 23, 81-83; Федеральному закону от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ», Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ, его ст. 14 (ч. 3) и нормативно-правовым актам, регулирующим лесные отношения.
В судебном заседании представитель административного истца не присутствовал, в заявлении просил дело рассмотреть без него, иск поддерживает в полном объеме.
Представитель административного ответчика – ФИО1 в судебном заседании административный иск не признал, отзыв на иск поддержал, в котором указал, что в Уставе Ольгинского сельского поселения изложенная истцом норма отсутствует, данное полномочие исполняет в соответствии с п. 19 ч.1 и ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация Полтавского муниципального района. Полномочия по данному вопросу от района к поселению не передавались. К изложенному добавил, что требования административного истца основаны на неверных сведениях, кроме того, истцом не доказано условие нарушения нормативно правовым актом его прав и интересов.
Заслушав представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с требованиями ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Такие доказательства административным ответчиком суду представлены.
В соответствии с ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится ряд вопросов местного значения городского поселения, за исключением вопроса использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Как следует из материалов дела, Устав муниципального образования Ольгинского сельского поселения Полтавского муниципального района Омской области официально опубликован на сайте Интернет «Омская Губерния. Портал Правительства Омской области».
Согласно пункту 9 части 1 статьи 3 Устава, который оспаривает административный истец, к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории сельского поселения в соответствии с указанными правилами.
Изложенная административным истцом оспариваемая норма: «организация использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также лесов на особо-охраняемых территориях в границах поселения» в указанном пункте не содержится и в иных положениях Устава также отсутствует.
Таким образом, административным ответчиком представлены доказательства соблюдения в Уставе Ольгинского сельского поселения Полтавского муниципального района Омской области требований законодательства и нормативно-правовых актов, регулирующих лесные отношения.
Доводы административного истца не нашли подтверждения в судебном заседании. Кроме того, в иске административный истец ссылается на ряд правовых актов, утративших силу: Приказ Рослесхоза от 27.06.2007 N 290 "Об определении количества лесничеств на территории Омской области и установлении их границ" утратил силу в связи с изданием Приказа Рослесхоза от 03.12.2008 N 367; Постановление Правительства РФ от 27.01.2009 N 53 "Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)" утратило силу с 30 июня 2015 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 08.05.2014 N 426.
На основании изложенного, требования ГУЛХ Омской области удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 178-180, 215 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Главного управления лесного хозяйства Омской области к администрации Ольгинского сельского поселения Полтавского муниципального района Омской области о признании нормативно-правового акта не действующим в части отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд подачей апелляционной жалобы через Полтавский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья ________________