Дело № 2-2801/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09 июня 2022 года г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Ким Ю.В.,
при помощнике Довгалевой А.А.,
с участием представителей истца Переверзевой В.Н., Пятковой Л.Р., Стригановой Т.Н., представителя ответчика Терешиной О.Л., представителя третьего лица Герасимова Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровской краевой общественной организации поддержки и реабилитации детей-инвалидов с нарушением слуха и глухонемых «АРИДОНС» к Главному управлению внутренней политики Правительства Хабаровского края о признании бездействия незаконным, обязании заключить договор,
установил:
Хабаровская краевая общественная организация поддержки и реабилитации детей-инвалидов с нарушением слуха и глухонемых «АРИДОНС» обратилось в суд с иском к Главному управлению внутренней политики Правительства Хабаровского края о признании бездействия незаконным, обязании заключить договор. В обоснование заявленных требований указав, что постановлением Правительства Хабаровского края от 31.12.2015 № 505-пр утверждено Положение о порядке определения объема и предоставления субсидий из краевого бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям для возмещения расходов, связанных с осуществлением их уставной деятельности. Положение устанавливает порядок определения объема и предоставления субсидий из краевого бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям Хабаровского края для возмещения расходов, связанных с осуществлением их уставной деятельности. ДД.ММ.ГГГГ общественная организация поддержки и реабилитации детей-инвалидов с нарушением слуха и глухонемых «АРИДОНС» обратилась в Главное управление внутренней политики Правительства Хабаровского края за получением субсидии из краевого бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям края для возмещения расходов, связанных с осуществлением их уставной деятельности, в 2019 году. По результатам рассмотрения заявки и приложенных к ней документов распоряжением Главного управления от ДД.ММ.ГГГГ№-№ принято решение о предоставлении субсидии в размере 41014 рублей. О принятом решении и необходимости получить проект договора о предоставлении субсидии заявитель уведомлен нарочно в Главном управлении ДД.ММ.ГГГГ. проект договора о предоставлении субсидии и уведомление о принятом решении от 26.08.20202 вручены ХКООИ «АРИДОНС» ДД.ММ.ГГГГ. на подписание договора ХКООИ «АРИДОНС» согласно п. 3.10 разд. 3 Положения давалось 30 календарных дней. ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ в Главное управление поступило письмо от заявителя, в котором ХКООИ «АРИДОНС» выразила свое несогласие по установлению в договоре показателей результативности использования субсидии, что регламентировано п. 3.12 разд. 3 Положения. Также заявителем представлен протокол разногласий, которым предлагалось исключить из договора пп. 4.1.4, 4.1.5, 4.1.5.1, касающиеся значения результатов предоставления субсидии. Главным управлением на указанное письмо направлена информация от ДД.ММ.ГГГГ, отражающая, что оспариваемое заявителем требование, предусмотрено бюджетным законодательством; от ДД.ММ.ГГГГ заявителю дан ответ о невозможности исключения указанных им пунктов из договора. Поскольку в течении 30 календарных дней (ДД.ММ.ГГГГ – последний день) подписанный ХКООИ «АРИДОНС» договор о предоставлении субсидии в Главное управление не поступил, то распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№ в предоставлении субсидии заявителю отказано. О принятом решении ХКООИ «АРИДОНС» уведомлен по электронной почте письмом от ДД.ММ.ГГГГ. незаконные нормы Положения (п. 3.1 разд. 3 и п. 4.2 (2) разд.4), отражались в проекте договора, с которым не согласилась ХКООИ «АРИДОНС». Постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№-№ п. 3.12 разд. 3 и п. 4.2 (2) разд 4 Положения признаны утратившими силу, и в соответствии с п. 3.9 Положения результатом предоставления субсидии является повышение экономической устойчивости социально ориентированных некоммерческих организаций. Показателем, необходимым для достижения результата предоставления субсидии, является отсутствие у получателя субсидии на 31 декабря года предоставления субсидии задолженности по арендной плате за нежилое помещение, используемое для ведения уставной деятельности, и (или) задолженности по оплате коммунальных и (или) эксплуатационных услуг за нежилое помещение, используемое для ведения уставной деятельности. Несогласие ХКООИ «АРИДОНС» с договором в части показателей результативности использования субсидии, регламентированных в п. 3.12 разд. 3 Положения и пп. 4.1.4, 4.1.5, 4.1.5.1 договора, касающихся значений результатов предоставления субсидии являлось обоснованным, поскольку обозначенные нормы в договоре дублировали незаконные п. 3.1 разд. 3 и 4.2(2) разд. 4 Положения, соответственно бездействие Главного управления по исключению незаконных норм из договора является незаконным и нарушает права организации по подписанию договора о получении возмещения ранее понесенных затрат по содержанию помещения (аренда и коммунальные услуги). Просит признать бездействие Главного управления внутренней политики Правительства Хабаровского края по неисключению из проекта договора по предоставлению субсидии общественной организации поддержки и реабилитации детей-инвалидов с нарушением слуха и глухонемых «АРИДОНС» незаконных норм незаконными; обязать заключить с общественной организацией поддержки и реабилитации детей-инвалидов с нарушением слуха и глухонемых «АРИДОНС» договор о предоставлении последней субсидии в размере 41014 рублей в счет возмещения фактически понесенных расходов, связанных с осуществлением уставной деятельности, в том числе с проведением социально значимых мероприятий, направленных на решение социальных проблем и развитие институтов гражданского общества в крае, в 2019 году, в котором будут отсутствовать требования, предусмотренные п. 3.12 разд. 3 и п. 4.2(2) разд. 4 Положения и предоставить субсидию в размере 41014 рублей общественной организации поддержки и реабилитации детей-инвалидов с нарушением слуха и глухонемых «АРИДОНС».
В судебном заседании представителей истца Переверзева В.Н., Пяткова Л.Р., Стриганова Т.Н., заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснили, что деятельность общественной организации не связана с показателями результативности, в связи с чем исполнить требования п. 3.12 и пп. 4.1.4, 4.1.5, 4.1.5.1 договора не представляется возможным. Кроме того, субсидия предоставляется для возмещения уже понесенных затрат на аренду помещения и коммунальные услуги, в связи с чем невозможно ее использование для достижения целей результативности. Помимо, распоряжение об отказе в заключении договора вынесено до истечения срока на его подписание.
Представитель ответчика Терешина О.Л. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, согласно которому Комитет по внутренней политике Правительства Хабаровского края (правопреемник главного управления внутренней политики Правительства Хабаровского края) считает, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению. Утверждение истца о том, что проект договора о предоставлении субсидии из краевого бюджета ХКООИ «АРИДОНС» для возмещения расходов, связанных с осуществлением ее уставной деятельности, включены незаконные условия в частности результаты предоставления субсидии и показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии, не основано на бюджетном законодательстве. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в главное управление внутренней политики Правительства Хабаровского края за предоставлением субсидии из краевого бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям для возмещения расходов, связанных с осуществлением их уставной деятельности, понесенных в 2019 году. Предусмотренные п. 3.12 раздела 3 Положения (в редакции 30.06.2020) результаты предоставления субсидии и показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии, были конкретными и измеримыми, что соответствовало требованиям федерального законодательства. По результатам рассмотрения документов, представленных ХКООИ «АРИДОНС» в соответствии с пунктами 3.1, 3.2, 3.4, 3.5 раздела 3 Положения, в связи с отсутствием оснований для отказа в предоставлении субсидии, предусмотренных пунктом 3.8 раздела 3 Положения, главным управлением принято решение о предоставлении ХКООИ «АРИДОНС» субсидии, направлен проект договора для подписания. Руководствуясь пунктом 3.12 раздела 3 Положения, в проекте договора были включены значения результатов предоставления субсидии и показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии (пункт 4.1.4 раздела 4 проекта договора, приложения № 1, № 2 к проекту договора). В связи с чем, доводы истца о наличии в проекте договора незаконных условий, является необоснованным, равно как и утверждение о бездействии главного управления внутренней политики Правительства Хабаровского края об исключении из проекта договора указанных норм. Само по себе обстоятельство принятия постановления Правительства Хабаровского края от 31.05.2021 № 213-пр, которым пункт 3.12 раздела 3, пункт 4.2 раздела 4 Положения утратили силу, а требования к результату предоставления субсидии и показателям, необходимым для достижения результата предоставления субсидии, были изменены, не свидетельствует о незаконности действий уполномоченного органа, основанных на таких нормах, и нарушении прав истца. Доводы истца о возложении на него дополнительных обязанностей, расходов, возникающих в связи с включением в проект договора дополнительных условий в частности результатов предоставления субсидии и показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, а также норм, устанавливающих возврат субсидии в случае их недостижения, является ошибочным, основанным на неверном толковании законодательства. Проект договора был оформлен в соответствии с Типовой формой соглашения (договора) о предоставлении из краевого бюджета субсидии некоммерческой организации в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденной приказом министерства финансов края от 08.09.2017 № 191П. ХКООИ «АРИДОНС» настаивал на исключении из проекта договора императивно установленных в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 БК РФ, Общими требованиями, Положением и типовой формой положений, предусматривающих установление значений результатов предоставления субсидии и показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, обязательств ХКООИ «АРИДОНС» по их достижению, а также мер ответственности за их недостижение, что исключало возможность заключения договора о предоставлении субсидии в соответствии с требованиями бюджетного законодательства. Кроме того, заключение договора о предоставлении субсидии в редакции, предлагаемой ХКООИ «АРИДОНС» привело бы к выборочному изменению объема прав СОНКО, то есть создало бы дискриминационные условия по отношению к другим СОНКО, ранее представившим документы для получения субсидии в соответствии с Положением, что является прямым нарушением Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Поскольку в установленный срок подписанный ХКООИ «АРИДОНС» договор о предоставлении субсидии в уполномоченный орган не поступил, уполномоченным органом принято решение об отказе в предоставлении субсидии ХКООИ «АРИДОНС» (распоряжение от 07.10.2020 № 127-р). Требование о предоставлении в настоящее время субсидии на возмещение фактически понесенных расходов, связанных с осуществлением уставной деятельности, в 2019 году, противоречит бюджетному законодательству. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Правительства Хабаровского края Герасимов Д.Г. в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в возражениях на иск и письменных объяснениях.
Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пп. 9.1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, организация и осуществление региональных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 1 ст. 26.14 Федерального закона № 184-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут оказывать финансовую поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий.
В силу п. 4 ст. 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктом 2 статьи 78.1 БК РФ установлено, что в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, порядок определения объема и предоставления которых, в том числе результаты их предоставления, устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с постановлением Правительства Хабаровского края от 29 декабря 2012 г. N 482-пр "О государственной программе Хабаровского края "Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Хабаровском крае" Правительством Хабаровского края утверждено Положение о предоставлении субсидий из краевого бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям на возмещение части затрат, связанных с осуществлением их уставной деятельности.
Разделом 3 Положения (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 30.06.2020 № 286-пр, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установлен порядок предоставления субсидии.
В целях получения субсидии для возмещения расходов, связанных с осуществлением уставной деятельности в году, предшествующем году предоставления субсидии, организация представляет в уполномоченный орган заявление в срок не позднее 25 февраля текущего финансового года. В целях получения субсидии для возмещения расходов, связанных с осуществлением уставной деятельности в 2019 году, организация представляет в адрес уполномоченного органа заявление в срок не позднее 01 августа 2020 г. ( п. 3.1 Положения).
В силу п. 3.2 Положения, к заявлению, составленному по форме, установленной уполномоченным органом, с указанием расчетного счета организации, открытого в российской кредитной организации, для перечисления субсидии, прилагаются следующие документы:
1) перечень документов, приложенных к заявлению;
2) копии устава (типового устава - в случае если юридическое лицо действует на основании типового устава), а также всех изменений и дополнений к нему;
3) копии доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия уполномоченного лица на подписание и (или) заверение документов, в случае, если заявление и прилагаемые к нему документы подписываются и (или) заверяются лицом, не имеющим права действовать без доверенности от имени организации в соответствии с ее уставом;
4) отчет о проделанной работе за год, предшествующий году подачи заявления, в произвольной форме, включающий:
- информацию о количестве проведенных организацией социально значимых мероприятий и количестве участников, вовлеченных в социально значимые мероприятия, проведенные организацией на территории края;
- сведения о наличии публикаций в средствах массовой информации и (или) на сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, сайтах общественных организаций о проведенных организацией социально значимых мероприятиях (далее - публикации) с указанием ссылок на публикации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) приложением копий публикаций в средствах массовой информации, выпускаемых на бумажных носителях;
5) гарантийное письмо о соответствии организации требованиям подпунктов 2, 5, абзацев двенадцатого, тринадцатого (в части неприостановления деятельности организации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации) раздела 2 настоящего Положения;
6) отчет о понесенных расходах, представленных к возмещению за счет средств субсидии, за год, предшествующий году подачи заявления, в произвольной форме с приложением копий первичных учетных документов, платежных поручений и иных документов, подтверждающих расходы, в том числе:
- договор аренды (субаренды) используемого нежилого помещения;
- договор на предоставление коммунальных услуг используемого нежилого помещения;
- акт сдачи-приемки нежилого помещения в аренду;
- акты и (или) счета-фактуры об оказании коммунальных услуг.
В соответствии с п. 3.6 Положения, уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня окончания срока, указанного в абзаце первом пункта 3.1 настоящего раздела, рассматривает заявление и документы, представленные организацией в соответствии с пунктами 3.1, 3.2, 3.4, 3.5 настоящего раздела, а также документы (сведения), полученные уполномоченным органом посредством межведомственного взаимодействия и (или) межведомственного запроса, в том числе в электронной форме, и (или) с использованием государственных автоматизированных информационных систем, и по результатам их рассмотрения принимает одно из следующих решений:
- о предоставлении субсидии - в случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении субсидии, указанных в абзацах втором - шестом, девятом пункта 3.8 настоящего раздела;
- об отказе в предоставлении субсидии - в случае наличия одного или нескольких оснований для отказа в предоставлении субсидии, указанных в абзацах втором - шестом, девятом пункта 3.8 настоящего раздела.
Решение о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии оформляется правовым актом уполномоченного органа (далее - правовой акт) в пределах срока, установленного абзацем первым настоящего пункта.
Согласно п. 3.8 Положения, основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:
- несоответствие заявления и документов требованиям, указанным в абзаце втором пункта 3.1, пунктах 3.2, 3.4, 3.5 настоящего раздела;
- непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пунктах 3.1, 3.2, 3.5 настоящего раздела;
- недостоверность информации (сведений) в представленных организацией документах, указанных в пунктах 3.1, 3.2, 3.5 настоящего раздела;
- несоответствие организации критериям, установленным пунктом 1.2 раздела 1 настоящего Положения;
- невыполнение организацией условий, предусмотренных подпунктами 2, 3, 5 раздела 2 настоящего Положения;
- непоступление в уполномоченный орган в срок, установленный пунктом 3.10 настоящего раздела, подписанного организацией договора о предоставлении субсидии, оформленного в соответствии с типовой формой соглашения (договора) о предоставлении из краевого бюджета субсидии некоммерческой организации в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, установленной министерством финансов края, заключаемого уполномоченным органом и организацией (далее - договор о предоставлении субсидии);
- несоблюдение организацией срока представления заявления, установленного абзацем первым пункта 3.1 настоящего раздела.
Согласно п. 3.9 Положения, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней по истечении срока, предусмотренного абзацем первым пункта 3.6 настоящего раздела, направляет организации письменное уведомление о принятом соответствующем решении с указанием обоснования его принятия заказным письмом с уведомлением о вручении или на адрес электронной почты, указанный в заявлении, или вручает нарочным.
В случае принятия в отношении организации решения, указанного в абзаце втором пункта 3.6 настоящего раздела, к письменному уведомлению прилагается проект договора о предоставлении субсидии в двух экземплярах для подписания организацией.
Организация в течение 30 календарных дней со дня получения проекта договора о предоставлении субсидии подписывает его со своей стороны и представляет в уполномоченный орган (п. 3.10 Положения).
В случае непоступления в уполномоченный орган подписанного организацией договора о предоставлении субсидии в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта, уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, принимает решение об отказе в предоставлении субсидии по основанию, указанному в абзаце восьмом пункта 3.8 настоящего раздела, и направляет организации письменное уведомление о принятом решении с обоснованием причины отказа в предоставлении субсидии в течение трех рабочих дней со дня принятия указанного решения.
Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня поступления подписанного организацией договора о предоставлении субсидии подписывает его со своей стороны и в течение 10 рабочих дней после подписания перечисляет субсидию на расчетный счет организации, открытый в российской кредитной организации, указанный в договоре о предоставлении субсидии (п. 3.11 Положения).
В соответствии с п. 3.12 Положения, результатами предоставления субсидии являются:
- увеличение количества человек, участвующих в социально значимых мероприятиях, проводимых организацией на территории края;
- увеличение количества публикаций в целях повышения уровня информированности населения края о деятельности организации.
Показателями, необходимыми для достижения результатов предоставления субсидии, являются:
- количество проведенных организацией социально значимых мероприятий в году предоставления субсидии (не менее четырех);
- количество участников, вовлеченных в социально значимые мероприятия, проведенные организацией на территории края;
- количество публикаций по направлению деятельности в году предоставления субсидии (не менее четырех).
Порядок осуществления контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии определен в разделе 4 Положения о порядке определения объема и предоставления субсидий из краевого бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям для возмещения расходов, связанных с осуществлением их уставной деятельности.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и с подпунктом "д" пункта 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2017 г. N 541, Министерством финансов Хабаровского края, приказом от 08.09.2017 № 191П утверждена Типовая форма соглашения (договора) о предоставлении из краевого бюджета субсидии некоммерческой организации в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением внутренней политики Правительства Хабаровского края, рассмотрев заявления о предоставлении субсидий из краевого бюджета социально ориентированных некоммерческих организаций для возмещения расходов, связанных с осуществлением их уставной деятельности и документы, представленные в соответствии с пунктами 3.1, 3.2, 3.4, 3.5 раздела 3 Положения, принято распоряжение о предоставлении субсидии из краевого бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям Хабаровского края для возмещения расходов, связанных с осуществлением их уставной деятельности № 93-р, в том числе в отношении Хабаровской краевой общественной организации поддержки и реабилитации детей-инвалидов с нарушением слуха и глухонемых «Аридонс» в размере 41014 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением внутренней политики Правительства Хабаровского края в адрес Хабаровской краевой общественной организации поддержки и реабилитации детей-инвалидов с нарушением слуха и глухонемых «Аридонс» направлено уведомление о принятии решения о предоставлении субсидии для возмещения расходов, связанных с осуществлением уставной деятельности организации, которое получено истцом ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика направлено письмо о внесении изменений в договор в части установления показателей результативности.
Распоряжением Главного управления внешней политики Правительства Хабаровского края от 07.10.2020 № 127-р, Хабаровской краевой общественной организации поддержки и реабилитации детей-инвалидов с нарушением слуха и глухонемых «Аридонс» отказано в предоставлении субсидии из краевого бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям для возмещения расходов, связанных с осуществлением их уставной деятельности.
ДД.ММ.ГГГГ ХКООИ «Аридонс» в адрес ответчика направлен протокол разногласий к проекту договора о предоставлении субсидии из краевого бюджета социально ориентированной некоммерческой организациидля возмещения расходов, связанных с осуществлением ее уставной деятельности, в соответствии с которым указала на исключение п. 4.1.4, 4.1.5, 4.1.5.1 договора.
ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением рассмотрено обращение истца о предложениях по изменению договора о предоставлении субсидии. Указано, что в адрес истца был направлен проект договора о предоставлении субсидии из краевого бюджета, оформленный в соответствии с Типовой формой соглашения (договора) о предоставлении из краевого бюджета субсидии некоммерческой организации в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденной приказом министерства финансов Хабаровского края от 08.09.2017 № 191П. В соответствии с пунктом 3.12 Положения, примечанием «25» к типовой форме в проект договора включены положения об установлении значений результатов предоставления субсидии и показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии. Типовая форма носит императивный характер и не подлежит изменению, в том числе в части указания ссылки на пункты 2 и 3 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в преамбуле договора. Ссылка в обращении на постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2017 № 541 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями», считается несостоятельной, поскольку Постановлением № 1492 указанное постановление признано утратившим силу.
ДД.ММ.ГГГГ ХКООИ «Аридонс» повторно направлено заявление с требованием рассмотрения возможности изменения проекта договора с учетом протокола разногласий к проекту договора.
ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением в адрес истца направлен ответ на заявление, в котором в дополнение к ранее направленному ДД.ММ.ГГГГ ответу сообщено, что оформление договора о предоставлении субсидии из краевого бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии с Типовой формой соглашения (договора) о предоставлении из краевого бюджета субсидии некоммерческой организации в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденной приказом министерства финансов Хабаровского края от 08.09.2017 № 191П, обязательно в силу ранее указанных обстоятельств, а также направлено на обеспечение равноправия социально ориентированных некоммерческих организаций края при предоставлении им государственной финансовой поддержки из краевого бюджета. Подписание предлагаемого протокола разногласий к проекту договора приведет к выборочному изменению объема прав социально ориентированной некоммерческой организации – получателя средств краевого бюджета, что создаст дискриминационные условия по отношению к другим социально ориентированным некоммерческим организациям, представившим документы для получения субсидии из краевого бюджета в соответствии с Положением о порядке определения объема и предоставления субсидий из краевого бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям для возмещения расходов, связанных с осуществлением их уставной деятельности. Положением устанавливается исчерпывающий перечень результатов предоставления субсидии, а также показателей, необходимых для их достижения (пункт 3.12 раздела 3 Положения) среди которых отсутствует требование о достижении результата «рост численности инвалидов в Хабаровском крае».
Кроме того, обращено внимание, что главным управлением запланировано в 2021 году внесение изменений в Положение в связи со вступлением в силу Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1492.
В последующем ХКООИ «Аридонс» неоднократно (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) обращалась в адрес Главного управления внешней политики Правительства Хабаровского края с заявлениями о заключении договора о предоставлении субсидии на условиях, указанных в протоколе разногласий.
На данные обращения административного истца, Главным управлением ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ направлены мотивированные ответы, в которых повторно отказано во внесении изменений в типовой договор на предоставление субсидии.
Разрешая заявленные исковые требования в части признания незаконным бездействия ответчика по неисключению из проекта договора по предоставлению субсидии незаконных норм, суд, учитывая, что форма договора является типовой, утверждена Приказом министерства финансов Хабаровского края, приходит к выводу, об отсутствии у ответчика полномочий по внесению изменений в договор по предоставлению субсидии.
Внесенные в проект договора на предоставление субсидии требования по осуществлению контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии, содержащиеся в разделе 4, соответствуют требованиям действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений законодательства по предоставлению субсидий некоммерческим организациям.
Таким образом, требования истца являются незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Доводы истца о невозможности достижения показателей результативности исходя из осуществляемой ХКООИ «Аридонс» деятельности, не влияют на соблюдение порядка заключения договора на предоставление субсидии.
Так, в соответствии с установленным порядком, при принятии государственным органом положительного решения о предоставлении субсидии на возмещение понесенных некоммерческой организацией затрат, понесенных в связи с выполнением уставной деятельности, вместе с уведомлением в адрес социально ориентированной некоммерческой организации направляет проект договора. В течение 30 календарных дней договор должен быть подписан организацией и направлен в государственный орган. В случае не подписания договора, государственный орган отказывает в предоставлении субсидии.
Исходя из изложенного, законодательно не установлено возможности социально ориентированной некоммерческой организации обсуждать условия направленного договора, имеется право либо на принятие предлагаемых условий, либо на их отклонение.
Доводы истца об отказе ответчика в предоставлении субсидии до истечения срока подписания договора, являются обоснованными, однако не влияют на существо заявленных исковых требований.
Судом установлено, что проект договора вручен ХКООИ «Аридонс» ДД.ММ.ГГГГ, таким образом срок подписания договора истекал ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем распоряжение об отказе в предоставлении субсидии издано ДД.ММ.ГГГГ, то есть ранее установленного срока.
Однако, суд находит заслуживающими внимание доводы ответчика о том, что последующее поведение истца не свидетельствовало о намерении заключить договор на предоставление субсидии, в связи с чем нарушение срока принятия решения об отказе в предоставлении субсидии не повлекло нарушения прав истца.
Учитывая, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ХКООИ «Аридонс» в нарушение установленного порядка заключения договора на предоставление субсидии требовала внесения изменений в типовой договор, при этом подписанный договор так и не был направлен в Главное управление, суд приходит к выводу об отсутствии намерения у истца в подписании проекта договора на предоставление субсидии.
Требования истца о возложении обязанности на ответчика заключить с общественной организацией поддержки и реабилитации детей-инвалидов с нарушением слуха и глухонемых «АРИДОНС» договор о предоставлении субсидии в размере 41014 рублей в счет возмещения фактически понесенных расходов, связанных с осуществлением уставной деятельности, в том числе с проведением социально значимых мероприятий, направленных на решение социальных проблем и развитие институтов гражданского общества в крае, в 2019 году, в котором будут отсутствовать требования, предусмотренные п. 3.12 разд. 3 и п. 4.2(2) разд. 4 Положения и предоставить субсидию в размере 41014 рублей общественной организации поддержки и реабилитации детей-инвалидов с нарушением слуха и глухонемых «АРИДОНС», не подлежат удовлетворению на основании следующего.
Требования истца по существу направлены на понуждение уполномоченного органа заключить договор о предоставлении субсидии на условиях, предложенных истцом.
В случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом РФ или иными законами заключение договора обязательно для стороны направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий (п. 1 ст. 445 ГК РФ).
Если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (п. 2 ст. 445 ГК РФ.).
Однако данная норма гражданского права применяется в тем случаях, когда допустима свобода договорных отношений.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ), в том числе установленными органами государственной власти правилами, типовыми договорами, положениями и т.п. (п. 4 чт. 426 ГК РФ).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения (ст. 422 ГК РФ).
Отношения по предоставлению субсидий некоммерческим организациям на возмещение части расходов, связанных с осуществлением уставной деятельности, урегулированы нормами БК РФ, специальными нормативными правовыми актами РФ и Хабаровского края и предметом договоренностей по ст. 445 ГК РФ быть не могут.
Таким образом, требования истца о внесении изменений в типовой договор о предоставлении субсидии некоммерческой организации и о понуждении к заключению договора на условиях, указанных истцом, не соответствуют закону и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Хабаровской краевой общественной организации поддержки и реабилитации детей-инвалидов с нарушением слуха и глухонемых «АРИДОНС» к Главному управлению внутренней политики Правительства Хабаровского края о признании бездействия незаконным, обязании заключить договор – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Судья Ю.В. Ким
Мотивированное решение составлено 16.06.2022.