ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2813/2013 от 27.09.2013 Дзержинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-2813/2013                                     

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пермь                                   27 сентября 2013 года

Дзержинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Погудиной М.И.,

при секретаре Трясциной М.Н.,

с участием заявителей ФИО1, ФИО2, представителя заявителя ФИО1 – ФИО3, действующей на основании ордера, представителя заинтересованного лица – Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Перми ФИО4, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО2, ФИО7 о признании незаконным отказа Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Перми в регистрации юридического лица – Товарищества собственников жилья «Парковый 4», обязании провести его государственную регистрацию,

установил:

ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО2, ФИО7 обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Перми в регистрации юридического лица – Товарищества собственников жилья «...», обязании провести его государственную регистрацию, указав, что Дата заявителями в ИФНС по Дзержинскому району г. Перми были поданы документы на регистрацию ТСЖ «...». Решением от Дата в регистрации ТСЖ было отказано в связи с отсутствием в пакете документов заявления по форме Р11001. С данным решением не согласны, так как законом о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей определен список необходимых для регистрации документов. Весь пакет документов был предоставлен, в том числе, спорное заявление по форме Р11001, подписанное заявителями и заверенное нотариусом в установленном порядке. Отказ в регистрации ТСЖ является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителей.

Заявители ФИО1, ФИО2 в судебном заседании настаивали на заявленных требованиях.

Представитель ФИО1 ФИО3 поддержала требования.

Заявители ФИО5, ФИО6, ФИО7 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, направили в суд ходатайства о рассмотрении заявления в их отсутствие, указав, что на заявленных требованиях настаивают.

Представитель заинтересованного лица ИФНС по Дзержинскому району г. Перми ФИО4 возражала против заявленных требований, представила письменный отзыв на заявление, указав, что решение об отказе является законным и обоснованным.

Выслушав стороны, участвующие в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Судом установлено, что Дата собственниками помещений многоквартирного дома по адресу Адрес принято решение о создании ТСЖ «...». Членами правления избраны ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО2, ФИО7, утвержден Устав ТСЖ, что подтверждается протоколом общего собрания (л.д.12-23).

Из протокола собрания правления ТСЖ «...» от Дата следует, что председателем правления избрана ФИО1 (л.д.24).

Дата ФИО1 представила в ИФНС по Дзержинскому району г. Перми пакет документов для регистрации юридического лица ТСЖ «...», содержащий заявление по форме Р11001, в котором в качестве учредителей указаны заявители, чек-ордер, подтверждающий уплату госпошлины за регистрацию юридического лица, протокол об учреждении юридического лица, Устав ТСЖ, протокол собрания правления ТСЖ (л.д.12-74).

Решением ИФНС по Дзержинскому району г. Перми от Дата отказано в регистрации юридического лица ТСЖ «...» поскольку в заявлении по форме Р11001 в нарушение п.2.20 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» листы Н «Сведения о заявителе» заполнены только на членов правления ТСЖ ФИО1, ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО5, тогда как согласно Приложению №1 к протоколу о создании ТСЖ за создание ТСЖ проголосовало 334 собственника помещений в многоквартирном доме, которые являются учредителями ТСЖ (л.д.11).

Оценив в совокупности представленные доказательства, пояснения сторон, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Согласно ч.3 ст. 136 ЖК РФ государственная регистрация товарищества собственников жилья осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 08.08.2011 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет представленные заявителем учредительные документы в электронной форме, подписанные электронной подписью регистрирующего органа. В случае представления учредительных документов в электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган;

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

На основании ч.2 ст. 13 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

Согласно п.1.3 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;

в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Таким образом, из вышеприведенных норм Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ следует, что независимо от вида государственной регистрации (создание, реорганизация, ликвидация) юридическое лицо всегда является регистрируемым и использование в Законе указанной формулировки само по себе не означает, что руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица может являться заявителем при его создании.

Пунктом 8 статьи 51 ГК РФ установлено, что юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.

До совершения такой записи юридическое лицо не может считаться существующим, и, следовательно, органы управления вновь создаваемого юридического лица не могут выступать от его имени, в том числе подписывать заявление о государственной регистрации юридического лица.

Таким образом, доводы представителя заявителей о том, что руководитель юридического лица может выступать заявителем при его создании противоречат указанным положениям закона, а также п.п. «б» п. 1.3 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2011 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в которой прямо указано на то, что при создании юридического лица заявителями могут быть его учредитель или учредители.

В силу п.1.1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» утверждены формы заявлений, а также требования к оформлению документов. На основании п. 2.20 Требований Лист Н заявления «Сведения о заявителе», в случае если создаваемое юридическое лицо учреждается двумя и более лицами, заполняется в отношении каждого учредителя.

В силу ч.1 ст. 52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

Поскольку решение о создании ТСЖ и Устав ТСЖ принимаются общим собранием собственников помещений, лица, проголосовавшие за создание ТСЖ и утверждение его устава, являются учредителями ТСЖ. За создание ТСЖ проголосовало 334 собственника жилых помещений.

Таким образом, в листе Н заявления должны содержаться сведения о всех учредителях (участниках) ТСЖ, либо лице (собственнике помещений в одном из данных домов), наделенном для обращения в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц.

Протокол общего собрания не содержит положений о наделении такими полномочиями определенного гражданина или членов правления. При таких обстоятельствах, ссылка заявителей на то, что при создании юридического лица заявителями могут быть иные, кроме учредителей лица, не основана на законе и представленных в дело документах.

В связи с чем, нарушены положения законодательства о предоставлении документов, необходимых для проведения государственной регистрации, что в соответствии с п.«а» ч.1 ст.23 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица.

Таким образом, законные основания для удовлетворения требований заявителей у суда отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО2, ФИО7 о признании незаконным отказа Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Перми в регистрации юридического лица – Товарищества собственников жилья «...», обязании провести его государственную регистрацию, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд города Перми в течение месяца со дня его изготовления судом в окончательной форме.

Судья                                     М.И. Погудина

Решение в окончательной форме изготовлено 30.09.2013.