ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2814/20 от 11.11.2020 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело 11 ноября 2020 г.

49RS0-42

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе председательствующего судьи Семёновой М.В.,

при секретаре Олейниковой В.А.,

с участием представителя истца Министерства образования Магаданской области – ФИО1, действующей на основании доверенности от 10 января 2020г.,

ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане, в помещении Магаданского городского суда, 11 ноября 2020 г. гражданское дело по исковому заявлению Министерства образования Магаданской области к ФИО2 о возмещении ущерба, взыскании процентов за неправомерное удержание денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Министерство образования Магаданской области обратилось в Магаданский городской суд Магаданской области с исковым заявлением к ФИО2 о возмещении ущерба, взыскании процентов за неправомерное удержание денежных средств.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что ФИО2 был принят на государственную гражданскую службу Магаданской области и назначен на должность ведущего специалиста отдела правовой, кадровой работы и защиты информации управления правовой работы, планирования государственных закупок министерства образования и молодежной политики Магаданской области до проведения конкурса, с ним был заключен контракт о прохождении государственной гражданской службы Магаданской области от 08 февраля 2018г.

По результатам проведения конкурса с ответчиком был заключен служебный контракт с 28 мая 2018г. на неопределенный срок.

На основании уведомления от 29 марта 2019г. о сокращении должности ответчика, ему была предложена для замещения должность главного специалиста отдела организационной работы, нормативного обеспечения и защиты информации управления стратегического планирования, проектной деятельности и защиты информации министерства образования Магаданской области.

С 31 мая 2019 г. министерством с ответчиком была заключен служебный контракт на неопределенный срок.

10 сентября 2018г. между министерством образования и молодежной политики, Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «ФИО9» и ФИО2 был заключен договор об образовании от .

Предметом договора является предоставление исполнителем услуг по обучению слушателя по дополнительной профессиональной программе -профессиональной переподготовки «Информационная безопасность» в объеме 512 академических часов с 03 сентября 2018г. по 12 декабря 2018г.

Согласно указанного договора слушатель обязался не прекращать трудовых отношений с заказчиком в течение трех лет после окончания обучения, в случае увольнения по инициативе слушателя, до истечении указанного срока, слушатель обязан возместить затраты, понесенные заказчиком на его обучение пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.

На основании заявления ФИО2 от 10 июля 2020г. об освобождении с замещаемой должности с 26 июля 2020г. служебный контракт с ним расторгнут.

Указывает, что трудовые отношения прекращены до истечения срока установленного договором, в связи с чем, учитывая общую стоимость услуг по договору в размере 90000 руб., ФИО2 обязан возместить затраты в региональный бюджет, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, в сумме 41386,86 руб.

Договором с ФИО2 не предусмотрен срок возмещения затрат ответчиком, понесенных истцом на его обучение.

30 июля 2020г. ФИО2 направлено письмо с требованием о необходимости возмещения затрат в сумме 41386,86 руб., но до настоящего времени указанные затраты не возмещены.

На основании изложенного просит взыскать с ответчика в пользу истца возмещение ущерба в размере 41386.86 руб. и проценты в размере 336,41 руб.

Представитель истца Министерства образования Магаданской области в судебном заседании на исковых требованиях наставила, просила их удовлетворить, дополнительно пояснила, что Министерство образования Магаданской области является главным распорядителем областного бюджета и обязано эффективно использовать выделенные средства, в связи с чем заявлены требования о взыскании с ответчика процентов по ст. 395 Гражданского кодекса РФ.

Ответчик в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, полагал требования истца не основанными на положениях действующего законодательства и не подлежащими удовлетворению, в обоснование возражений указал, что в период с 03 сентября 2018г. по 12 декабря 2018г. им было получено дополнительное образование в виде переподготовки по дополнительной образовательной программе: «Информационная безопасность» в Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования ФИО11», в объеме 512 часов, которое дало ему право осуществлять профессиональную деятельность в сфере защиты информации, согласно должностным обязанностям, установленным должностным регламентом в министерстве образования Магаданской области.

Полагает, что профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников должно проводиться за счет средств работодателя.

Указывает, что поскольку в период с 08 февраля 2018 г. по 26 июля 2020 г. он проходил в Министерстве образования Магаданской области государственную гражданскую службу, то его трудовая деятельность должна регулироваться нормами Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

При этом как гражданский служащий имел право на получение дополнительного профессионального образования за счет средств бюджета Магаданской области, при этом, по его мнению, включение в договор на образование от 10 сентября 2018 г. п. 2.3.1. и 2.3.2., устанавливающих его обязанность как слушателя не увольняться в течении 3 лет и возместить затраты на обучение в случае увольнения до истечения данного срока является неправомерным. Указанный договор он был вынужден подписать, поскольку подписание договора было условием продолжения его работы.

Также указал, что не получал от истца никаких требований о возмещении ущерба, о данном требовании узнал из полученного им 26 октября 2020 г. искового заявления по настоящему делу.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно преамбуле Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту - Федерального закона РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий).

В соответствии с п. 1 ст. 53 Федерального закона РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на дополнительное профессиональное образование с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

Также в п. 11 ч.1 ст. 14 Федерального закона РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закреплено право гражданского служащего на профессиональное развитие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно положениям ч.1, 3, 4, 9, 10 ст. 62 Федерального закона РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» профессиональное развитие гражданского служащего направлено на поддержание и повышение гражданским служащим уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, и включает в себя дополнительное профессиональное образование и иные мероприятия по профессиональному развитию (ч.1).

Основаниями для направления гражданского служащего для участия в мероприятиях по профессиональному развитию являются:

1) решение представителя нанимателя;

2) результаты аттестации гражданского служащего;

3) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;

4) назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории "руководители" высшей или главной группы должностей гражданской службы либо на должность гражданской службы категории "специалисты" высшей группы должностей гражданской службы впервые;

5) поступление гражданина на гражданскую службу впервые (ч.3).

Реализация мероприятий по профессиональному развитию гражданского служащего может осуществляться:

1) посредством государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

2) в рамках государственного задания в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

3) за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, определенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч.4).

Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации (ч.9).

Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, в том числе на основании государственного образовательного сертификата на дополнительное профессиональное образование гражданского служащего (далее - сертификат) (ч. 10).

Указом Президента РФ от 21 февраля 2019г. «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» утверждено Положение о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее - Положение).

Согласно п. 8 Положения решение представителя нанимателя о направлении гражданского служащего для участия в мероприятиях по профессиональному развитию, предусмотренное подпунктом «а» пункта 7 настоящего Положения, может быть принято им по собственной инициативе, по представлению кадровой службы государственного органа или по представлению непосредственного руководителя гражданского служащего исходя из необходимости профессионального развития гражданского служащего в соответствии с задачами и функциями государственного органа.

Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих осуществляется посредством реализации образовательными организациями дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) в порядке и в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации об образовании (п. 10 Положения).

В соответствии с п. 16 Положения дополнительное профессиональное образование гражданских служащих осуществляется:

а) в рамках государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство о контрактной системе в сфере закупок);

б) в рамках государственного задания в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

в) за счет средств государственных органов, в которых гражданские служащие замещают должности государственной гражданской службы Российской Федерации, в образовательных организациях, определенных в порядке, установленном законодательством о контрактной системе в сфере закупок;

г) на основании государственного образовательного сертификата на дополнительное профессиональное образование (далее - образовательный сертификат).

Порядок реализации и финансового обеспечения мероприятий по профессиональному развитию государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, контроля за их реализацией, а также полномочия государственных органов субъектов Российской Федерации по организации таких мероприятий устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующих субъектов Российской Федерации с учетом настоящего Положения (п. 45 Положения).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2 08 февраля 2018 г. на основании приказа -л от 07 февраля 2018г. был принят на государственную гражданскую службу Магаданской области и назначен на должность старшей группы должностей категории «обеспечивающие специалисты» - ведущий специалист отдела правовой, кадровой работы и защиты информации управления правовой работы, планирования и госзакупок министерства образования и молодежной политики Магаданской области с 08 февраля 2018г., временно, до проведения конкурса на замещение вакантной должности, с испытательным сроком на 1 месяц и с ним был заключен срочный служебный контракт.

Указанный срочный служебный контракт от 08 февраля 2018 г. был расторгнут в связи с истечением срока действия и назначения ответчика в соответствии с приказом от 28 мая 2018 г. на должность государственной гражданской службы Магаданской области старшей группы должностей категории «обеспечивающие специалисты» - ведущий специалист отдела правовой, кадровой работы и защиты информации управления правовой работы, планирования и госзакупок министерства образования и молодежной политики Магаданской области.

29 марта 2019 г. ФИО2 было вручено уведомление о том, что замещаемая им должность по истечении двух месяцев со дня получения уведомления будет сокращена и ему предлагается для замещения должность государственной гражданской службы Магаданской области старшей группы должностей категории «обеспечивающие специалисты» - главный специалист отдела организационной работы, нормативного обеспечения и защиты информации управления стратегического планирования, проектной деятельности и нормативного обеспечения, на которую он будет переведен с его письменного согласия.

Приказом от 31 мая 2019г. -л ФИО2 был освобожден от замещаемой должности и назначен на должность государственной гражданской службы Магаданской области старшей группы должностей категории «обеспечивающие специалисты» - главный специалист отдела организационной работы, нормативного обеспечения и защиту информации управления стратегического планирования, проектной деятельности и нормативного обеспечения.

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в том же государственном органе, либо перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в другом государственном органе, либо перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего.

Таким образом, основанием для прекращения с ФИО3 служебного контракта от 28 мая 2018 г. и заключения служебного контракта от 31 мая 2019 г. послужил перевод ответчика на иную должность гражданской службы в том же государственном органе, в связи с чем, трудовые отношения между сторонами прекращены не были.

Кроме того, судом установлено, что 10 сентября 2018г. между Министерством образования и молодежной политики Магаданской области (заказчик), АНО ДПО «ФИО10» (исполнитель) и ФИО2 (слушатель) был заключен договор об образовании , согласно которому исполнитель обязался оказать образовательные услуги по обучению слушателя по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Информационная безопасность» в объеме 512 академических часов, по очно-заочной форме обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, с 03 сентября по 12 декабря 2018г., а заказчик обязался оплатить эти услуги.

Согласно п. 2.3.1. указанного договора ФИО2 обязался не прекращать трудовых отношений с заказчиком в течение 3-х лет после окончания обучения.

В случае увольнения по инициативе слушателя по истечения срока, установленного в п. 2.3.1. настоящего договора, слушатель обязан возместить затраты, понесенные заказчиком на его обучение, исчисленные пропорционально фактически неотработанному после окончания обучения времени.

Как следует из материалов дела, ФИО2 в соответствии с указанным договором прошел профессиональную переподготовку и решением комиссии от 12 декабря 2018 г. было удостоверено его права на ведение профессиональной деятельности в сфере информационной безопасности.

26 июля 2020г. по инициативе ФИО2 и на основание его заявления от 10 июля 2020г. служебный контракт от 31 мая 2019 г. с ним был расторгнут, а он освобожден от занимаемой должности и уволен, что подтверждается приказом от 23 июля 2020г. л.

Таким образом, судом при рассмотрении дела установлено, что прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы ответчика в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 33 и ч. 1 ст. 36 Федерального закона РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» произошло по его инициативе.

Как следует из Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 г. с соответствии со статьей 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным федеральным законом.

Следовательно, данной статьей предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с государственной гражданской службой.

В частности, Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не урегулированы вопросы материальной ответственности, заключения договора об обучении (ученического договора).

В соответствии с положениями ст. 197 Трудового кодекса РФ работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование, а также на прохождение независимой оценки квалификации. Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.

Согласно ст. 198 Трудового кодекса РФ работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы.

Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору.

В ст. 199 Трудового кодекса РФ закреплено требование, что ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества. Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон.

Ученический договор заключается в письменной форме в двух экземплярах (ст. 200 Трудового кодекса РФ).

В силу положений ст. 249 Трудового кодекса РФ в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.

Из содержания статей 9, 57, 196, гл. 32 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что между работодателем и работником могут заключаться как ученический договор, так и иные договоры об обучении, то есть ученический договор является не единственным видом заключаемых между работником и работодателем договоров об обучении. Подготовка работников и их дополнительное профессиональное образование осуществляются работодателем в том числе и на условиях, определенных трудовым договором. Одним из дополнительных условий, которые в соответствии с законом (часть 4 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации) могут включаться в трудовой договор и которые не ухудшают положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, является обязанность работника отработать после обучения не менее определенного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя. В случае неисполнения этой обязанности статья 249 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность работника возместить работодателю затраты, связанные с его обучением (п. 10 Обзора практики рассмотрения судами дел о материальной ответственности работника, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 5 декабря 2018 г.).

Договор об образовании 10 сентября 2018г. был заключен между участниками спора в соответствии с действующим законодательством и его сторонами не оспорен; истец исполнил свои обязательства по договору, в то время как ответчик, не отработав 3-х лет после обучения, уволился по собственному желанию, что в соответствии с условиями договора, является основанием для взыскания с ответчика расходов на обучение пропорционально отработанному времени.

При рассмотрении настоящего дела судом установлен и подтверждается материалами дела факт несения Министерством образования Магаданской области расходов, связанных с обучением ответчика по договору об образовании от 10 сентября 2018г. (платежные поручение от 02 ноября 2018г. от 17 сентября 2018г., счета от 01 ноября 2018г. и от 29 августа 2018г.).

Таким образом, учитывая наличие обязательства, вытекающего из заключенного между сторонами договора об образование от 10 сентября 2018г., согласно которому ответчик принял на себя обязательство по окончании обучения не прекращать трудовые отношения с истцом в течение трех лет, что им сделано не было, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований Министерства образования Магаданской области о взыскании с ответчика возмещения расходов, связанных с обучением, в размере 41386,86 руб.

Представленный истцом расчет сумм, подлежащих взысканию с ответчика, судом проверен и принимается, при том, что со стороны ответчика возражений относительного представленного расчета не поступило, иной расчет задолженности суду не представлен.

При этом доводы ответчика об отсутствие у него обязанности по возмещению расходов, связанных с обучением, в связи с несением таких расходов исключительно работодателем судом не принимаются во внимание, как основанные на неправильном толковании норм материального права.

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Определение от 15 июля 2010г. -О-О согласно Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду и выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1). В сфере трудовых отношений свобода труда проявляется прежде всего в договорном характере труда, в свободе трудового договора, в рамках которого на основе соглашения гражданина и работодателя решается вопрос о работе по определенной должности, профессии, специальности и других условиях, на которых будет осуществляться трудовая деятельность. В частности, в трудовом договоре может предусматриваться условие об обязанности работника отработать после обучения, проводимого за счет средств работодателя, не менее установленного договором срока (статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации). Аналогичное условие может быть включено и в заключаемое сторонами трудового договора соглашение об обучении работника за счет средств работодателя.

Заключая соглашение об обучении за счет средств работодателя, работник добровольно принимает на себя обязанность отработать не менее определенного срока у работодателя, оплатившего обучение, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока - возместить работодателю затраты, понесенные на его обучение, при их исчислении по общему правилу пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени. Такое правовое регулирование направлено на обеспечение баланса прав и интересов работника и работодателя, способствует повышению профессионального уровня данного работника и приобретению им дополнительных преимуществ на рынке труда, а также имеет целью компенсировать работодателю затраты по обучению работника, досрочно прекратившего трудовые отношения с данным работодателем без уважительных причин.

Взыскание с работника затрат, понесенных работодателем на его обучение, основывающееся на добровольном и согласованном волеизъявлении работника и работодателя, допускается только в соответствии с общими правилами возмещения ущерба, причиненного работником работодателю, и проведения удержаний из заработной платы. Правильность применения статьи 249 Трудового кодекса Российской Федерации и трудового договора (соглашения об обучении работника за счет средств работодателя) может быть проверена в судебном порядке.

Также судом отклоняются доводы ответчика о том, что обязательство об оплате было принято им, когда он состоял в должности ведущего специалиста, поскольку в период с 2018 по 26 июля 2020г. трудовые отношения ответчика с истцом не прекращались, и, как сам пояснил ответчик в судебном заседании, полученное дополнительное образования было необходимо для исполнения должностных обязанностей по тем должностям, которые он замещал в министерстве образования Магаданской области в указанный период.

Кроме того, истцом заявлены требования о взыскании с ответчика процентов в порядке ст. 395 Гражданского кодекса РФ в размере 336,41 руб.

Согласно ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статья 395 Гражданского кодекса РФ не содержит норм трудового права, и не может применяться к данным правоотношениям. Кроме того, Трудовой кодекс Российской Федерации содержит самостоятельные нормы, регулирующие материальную ответственность работника перед работодателем, исключая возможность применения закона регулирующего сходные отношения.

При таких обстоятельствах, к возникшим между сторонами правоотношениям применяются, только нормы трудового законодательства. Регулирование трудовых отношений нормами гражданского законодательства вступало бы в противоречие с нормами ст. 5, ч. 4 ст. 11 Трудового кодекса РФ.

Поскольку между сторонами имели место трудовые отношения, а спор вытекал из неисполнения бывшим работником условий договора об образовании, заключенного в период осуществления трудовой деятельности, то оснований для применения к ответчику мер гражданско-правовой ответственности в виде взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами не имеется.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд по правилам ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственную пошлину, от уплаты которой истец освобожден, взыскивает с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.

На основании положений ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1441,60 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Министерства образования Магаданской области к ФИО2 о возмещении ущерба, взыскании процентов за неправомерное удержание денежных средств, удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО2 в пользу Министерства образования Магаданской области расходы, понесенные на обучение рабоника, в размере 41386 (сорок одна тысяча триста восемьдесят шесть) рублей 86 копеек.

Отказать Министерству образования Магаданской области в удовлетворении искового требования о взыскании с ФИО2 процентов за неправомерное удержание денежных средств.

Взыскать с ФИО2 в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в размере 1441 (одна тысяча четыреста сорок один) рубль 60 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить днем составления решения суда в окончательной форме –17 ноября 2020 г.

Судья М.В. Семёнова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>