ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-282/20 от 08.07.2020 Кизнерского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2-282/2020

УИД 18RS0017-01-2020-000243-23

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Грахово Удмуртской Республики 08 июля 2020 года

Кизнерский районный суд УР в составе председательствующего судьи Медведевой В.А., при секретаре Чермаковой Е.Н., с участием пом. прокурора Граховского района Леконцевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Граховского района к МУП «Жилкоммунсервис» о признании незаконной деятельность по добыче подземных вод из скважины и запрета осуществления деятельности по добыче подземных вод в отсутствии лицензии,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Граховского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МУП «Жилкоммунсервис» о признании незаконной деятельность по добыче подземных вод противоречащей требованиям закона и запрещении указанной деятельности до получения лицензии. В обосновании исковых требований указал, что ответчик МУП «Жилкоммунсервис» в нарушении требований Водного кодекса РФ, Закона «О недрах», в отсутствии лицензии осуществляет пользование недрами с целью добычи питьевых подземных вод для поставки воды для потребителей – юридических лиц и населения, из скважины № 3065, расположенной в д. Котловка Граховского района УР, поэтому просит суд признать незаконной деятельность ответчика по добыче подземных вод из скважины и запретить деятельность по добыче подземных вод из указанной скважины с 01.01.2022 года.

В судебном заседании процессуальный истец пом. прокурора Граховского района Леконцева И.А. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в заявлении.

Ответчик МУП «Жилкоммунсервис», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в зал суда своего представителя не направил, ходатайств об отложении судебного заседания в суд не направил.

В силу требований ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии не явившегося представителя ответчика.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Как установлено в ходе судебного заседания, МУП «Жилкоммунсервис» действует на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Жилкоммунсервис» от 05.06.2018 года.

Согласно п.п. 1.2 имущество, закрепляемое за Предприятием, указано в перечне объектов, переданных в хозяйственное ведение (приложение 1 и 2), в том числе за № 26 артезианская скважина в д. Котловка.

МУП «Жилкоммунсервис» осуществляет пользование недрами с целью добычи питьевых поземных вод из скважины №3065, расположенной в д. Котловка Граховского района для поставки воды для потребителей – юридических лиц и населения д. Котловка Граховского района УР.

Добыча подземных вод осуществляется постоянно.

Как следует из налоговой декларации по водному налогу за 2019 год объем воды, добытой из скважины №3065, составил 8 тыс. куб. м. и осуществляется постоянно.

При этом, добыча подземных пресных вод МУП «Жилкоммунсервис» осуществляется из скважины №3065 в д. Котловка Граховского района без лицензии на право пользования недрами.

В соответствии с частями 5 и 6 Водного кодекса РФ к подземным водам относятся бассейны подземных вод, водоносные горизонты, границы подземных вод определяются в соответствии с законодательством о недрах.

В соответствии с ч.ч 1 и 6 ст. 8 Водного кодекса РФ, ст. 1.2 Закона РФ «О недрах» недра в границах территории РФ являются государственной собственностью.

Согласно ч.3 ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством о недрах.

В силу пп..3 п.1 ст. 49 Гражданского Кодекса РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии с п. 3 ст. 129 Гражданского кодекса РФ природные ресурсы могут переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается специальными законами.

В силу п.6 ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» основанием для предоставления права пользования участками недр местного значения для добычи подземных вод является решение органа государственной власти субъекта РФ.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая удостоверяет право её владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (ч.7 ст. 9 Закона РФ «О недрах»).

Согласно п.п. 7,9 ч.1 ст. 12 Закона РФ «О недрах» в лицензии на пользование недрами устанавливаются конкретные условия выполнения требований по охране недр, окружающей природной среды и безопасному ведению работ.

В силу п.п. 1,6,8 ч.1 ст. 23 Закона РФ «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов полезных ископаемых; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами.

В соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» недра являются объектом охраны окружающей среды от загрязнения, истощения и иного воздействия хозяйственной и иной деятельности. По требованию ст. 3 (абз. 5) Федерального закона «Об охране окружающей среды» охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов являются необходимыми условиями обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Добыча подземных пресных вод без лицензии, и, соответственно, без соблюдения установленных требований по охране недр и окружающей среды является нерациональным использованием природных ресурсов, создает угрозу загрязнения и истощения недр, тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п.2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 1.2, 2 Закона «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации являются государственной собственностью и составляют государственный фонд недр.

МУП «Жилкоммунсервис» осуществляет самовольное пользование недрами для добычи подземных пресных вод, что влечет прямое нарушение интересов Российской Федерации как собственника недр.

Таким образом, требование закона о необходимости получения лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод направлено именно на то, чтобы при добыче подземных вод были определены и соблюдены условия, при которых изъятие природных ресурсов – добыча подземных вод - не повлечет негативно воздействия на недра. Поэтому отношения по добыче пресных подземных вод без лицензии относятся к экологическим правоотношениям, спор о пользовании недрами – добыче подземных вод без лицензии – возник из экологических правоотношений.

Согласно п.1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии с п.4 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 года № 293, п. 5.1.6. Положения о Федеральной службе пор надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и её территориальные органы.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов являются необходимыми условиями обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Добыча подземных пресных вод без лицензии, и, соответственно, без соблюдения установленных требований по охране недр и окружающей среды является рациональным использованием природных ресурсов, создает угрозу загрязнения и истощения недр, тем самым нарушаются интересы РФ в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательного при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

При таких обстоятельствах суд полагает, что требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь

ст.ст 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Граховского района к МУП «Жилкоммунсервис» - удовлетворить.

Признать незаконной деятельность МУП «Жилкоммунсервис» по добыче без лицензии подземных вод из скважины № 3065, расположенной в д. Котловка Граховского района УР.

Запретить МУП «Жилкоммунсервис» деятельность по добыче подземных вод без лицензии из скважины № 3065, расположенной в д. Котловка Граховского района УР с 01 января 2022 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кизнерский районный суд УР.

Мотивированная часть решения изготовлена председательствующим 09 июля 2020 года.

Судья В.А.Медведева

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>