Дело № 2-2834/2021
УИД 33RS0003-01-2021-000402-26
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Владимир 6 октября 2021 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе
председательствующего судьи Селяниной Ю.Н.
при секретаре Ивановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «МУПЖРЭП» к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира о взыскании задолженности по оплате услуг за содержание жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ООО МУП «ЖРЭП» обратилось с иском к наследственному имуществу умершего должника <данные изъяты> о взыскании задолженности по оплате услуг за содержание жилого помещения.
В обоснование требований указано, что в соответствии с решением общего собрания собственников помещений многоквартирного <...> от ДД.ММ.ГГГГ ООО «МУПЖРЭП» выбрано управляющей организацией многоквартирного дома. Являясь управляющей организацией, ООО «МУПЖРЭП» взяло на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Шнякина М.Н., умершая ДД.ММ.ГГГГ, являлась собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, на основании договора приватизации ### от ДД.ММ.ГГГГ.
В течение длительного периода времени не выполняются обязательства по оплате услуг за содержание данного жилого помещения.
Ссылаясь на ст.ст.153, 155 Жилищного кодекса РФ, п.3 ст. 1175 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 22, 24, 131, 132 Гражданского процессуального кодекса РФ, истец просил взыскать в свою пользу из наследственного имущества <данные изъяты> задолженность по оплате услуг за содержание и ремонт жилого помещения, сложившуюся за период с ДД.ММ.ГГГГ сумме 18 758, 46 руб., в том числе: основной долг - 16 546, 23 руб., пени - 2 212,23 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 750, 34 руб.
Определением Фрунзенского районного суда г.Владимира, занесенным в протокол судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ, в отсутствие лиц, принявших наследство после смерти Ш. в установленном законом порядке, в качестве ответчика привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее – МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях).
В судебном заседании представитель истца ООО «МУПЖРЭП» - Корнева А.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.139), представила ходатайство о замене ненадлежащего ответчика - МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях на надлежащего – Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира (л.д.178) и передаче дела по подсудности на рассмотрение в Октябрьский районный суд г. Владимира.
Дополнительно указала, что муниципальное образование город Владимир получило свидетельство о праве на наследство на выморочное имущество – квартиру по адресу: <...>; Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира является функциональным структурным подразделением администрации города Владимира, осуществляющим ее полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства и является главным распорядителем и получателем бюджетных средств муниципального образования город Владимир.
Определением Фрунзенского районного суда г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ненадлежащий ответчик МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях заменен на надлежащего – Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира, гражданское дело передано для рассмотрения Октябрьским районным судом г.Владимира (л.д.188-189).
Уточнив в ходе рассмотрения дела исковые требования (в редакции уточнений, принятых к рассмотрению ДД.ММ.ГГГГ), истец ООО «МУПЖРЭП» просил взыскать в свою пользу с Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира задолженность по оплате услуг за содержание и ремонтжилого помещения, сложившуюся за период с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 18 815,37 руб., пени – 2 228,52 руб., а всего – 21 043,89 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины.
Представитель истца Сорокина А.Д., действующая на основании доверенности, исковые требования с учетом уточнений поддержала по доводам иска. Пояснила, что, поскольку расчет задолженности оканчивается ДД.ММ.ГГГГ, то заявленный период взыскания также оканчивается ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика – Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира Ситникова Е.В. в судебном заседании с иском не согласилась. Указала, что Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира действительно, является главным распорядителем средств бюджета города по оплате расходов на коммунальные услуги и содержание незаселенных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности и надлежащим ответчиком, однако обязанность оплаты платы за жилое помещение у ответчика возникла лишь с даты оформления права собственности на квартиры – с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец не обращался к ответчику в порядке, предусмотренном Постановлением администрации города Владимира от 14.02.2014 N 455 "Об утверждении Порядка оплаты расходов на коммунальные услуги и содержание незаселенных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, и признании утратившим силу постановления главы города Владимира от 04.09.2009 N 2667", соответствующих документов не представлял, поэтому требования не подлежат удовлетворению.
В случае, если суд придет к выводу об удовлетворении исковых требований, просила применить последствия пропуска истцом срока исковой давности по части платежей.
Представитель третьего лица Управление муниципального имущества г.Владимира – Громаков А.А., действующий на основании доверенности, поддержал позицию ответчика, полагал требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица Муниципального образования г. Владимир в лице администрации г. Владимира в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Лапшин В.Н., Крушина А.Ю., привлеченные к участию в деле Фрунзенским районным судом г.Владимира, будучи извещенными о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Судом определено рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Статьей 290 ГК РФ установлено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии со статьей 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе лестницы, лифты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с частью 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
На основании части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, издержки по содержанию общего имущества относятся на собственников помещений в многоквартирном доме вне зависимости от их фактического использования.
Установлено, что управление многоквартирным домом по адресу: <...>, на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного <...> от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом ### (л.д.28), осуществляет ООО «МУПЖРЭП».
Собственником квартиры <...> на основании договора приватизации ### от ДД.ММ.ГГГГ являлась <данные изъяты> (л.д.60).
ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> умерла, о чем отделом ЗАГС администрации г.Владимира Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти ### (л.д.85)
Как следует из ответа Владимирской областной нотариальной палаты, наследственное дело после смерти <данные изъяты> не заводилось (л.д.121).
ДД.ММ.ГГГГМаслова Е.С., врио нотариуса нотариального округа города Владимира Орловой О.Е., выдала муниципальному образованию город Владимир свидетельство о праве на наследство после смерти <данные изъяты> – на помещение – квартиру, находящуюся по адресу: <...> (л.д.182).
В материалы дела представлена выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.183-184), в соответствии с которой собственником вышеуказанной квартиры является Муниципальное образование город Владимира.
Постановлением администрации города Владимира от 14.02.2014 N 455 утвержден Порядок оплаты расходов на коммунальные услуги и содержание незаселенных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, который устанавливает единый подход к оплате расходов на коммунальные услуги и содержание жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира (далее - Управление ЖКХ) является главным распорядителем средств бюджета города на оплату расходов на коммунальные услуги и содержание незаселенных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
Оплата расходов на коммунальные услуги и содержание незаселенных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, производится, в том числе, организациям, осуществляющим управление многоквартирным домом.
Оплата расходов на коммунальные услуги и содержание незаселенных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, производится после заключения договора между Управлением ЖКХ и организациями - Получателями средств.
Для заключения договора Получатели средств представляют перечень документов, предусмотренных п.3 Порядка.
Расчет расходов за содержание незаселенных муниципальных жилых помещений осуществляется исходя из установленного размера платы для многоквартирного дома, но не выше размера платы, установленной муниципальным правовым актом для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в таком многоквартирном доме и предоставляется в Управление ЖКХ ежеквартально.
Расчет расходов на коммунальные услуги незаселенных муниципальных жилых помещений осуществляется исходя из объема потребления, определяемого по приборам учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг для населения и тарифов, утвержденных департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области.
Начальной датой периода расчета является дата освобождения помещения или дата принятия многоквартирного дома в управление, конечной - дата передачи ее по договору найма или прекращение права муниципальной собственности на такое помещение по иным основаниям.
При этом, датой признания помещения освободившимся является в случае освобождения помещения - дата снятия нанимателя(ей) с регистрационного учета (по причине выезда, по решению суда, в случае смерти и др.).
Согласно пунктов 9,10 Порядка Управление ЖКХ при получении пакета документов, указанных в п. 4 Порядка, проводит их проверку в течение 5 рабочих дней. При выявлении недостатков пакет документов возвращается с указанием причины возврата. В случае отсутствия претензий к предоставленным документам Управление ЖКХ осуществляет оплату расходов на коммунальные услуги и содержание муниципального жилого фонда в сроки и порядке, предусмотренные в договоре.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, договор между Управлением ЖКХ и ООО «МУПЖРЭП» в порядке, предусмотренном Постановлением администрации города Владимира от 14.02.2014 N 455, не заключен.
В соответствии со статьями 210, 249 и 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 39, 153, 154 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, правовыми позициями, изложенными в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), который утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015, именно собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона (статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации) обязан нести расходы по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества в таком доме. В этой связи Муниципальное образование в лице Управления ЖКХ обязано оплатить оказанные Управляющей организацией в спорный период услуги независимо от отсутствия заключенного в порядке, предусмотренном Постановлением администрации города Владимира от 14.02.2014 N 455 договора и получения платежных документов на оплату услуг.
Ссылка ответчика на безосновательное включение истцом в расчет задолженности периода с ДД.ММ.ГГГГ, является необоснованной, поскольку в разъяснениях, данных в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" указано, что смерть должника не влечет прекращения обязательств по заключенному им договору, наследник, принявший наследство, становится должником и несет обязанности по их исполнению со дня открытия наследства (например, в случае, если наследодателем был заключен кредитный договор, обязанности по возврату денежной суммы, полученной наследодателем, и уплате процентов на нее). Временем открытия наследства является момент смерти гражданина.
Представленный истцом расчет исковых требований проверен судом и признан верным. Тарифы, примененные в расчете, установлены решениями общих собраний собственников МКД.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
Доводы представителя ответчика об истечении срока исковой давности по части исковых требований заслуживают внимания.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Статьей 196 ГК РФ установлен общий срок исковой давности, который составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения и является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
Согласно ч.1 ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Таким образом, течение срока давности по требованию о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг начинается со дня невнесения потребителем (собственником жилого помещения) очередного платежа и исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
В соответствии с п.1 ст.204 ГК РФ срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права срок исковой давности не течет на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита (п.1 ст.204 ГК РФ), в том числе в случаях, когда суд счел подлежащими применению при разрешении спора иные нормы права, чем те, на которые ссылался истец в исковом заявлении, а также при изменении истцом избранного им способа защиты права или обстоятельств, на которых он основывает свои требования (ч.1 ст.39 ГПК РФ и ч.1 ст.49 АПК РФ).
Согласно разъяснениям, изложенным в п.17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» в силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа, если такое заявление было принято к производству.
В соответствии с п.18 названного Постановления по смыслу статьи 204 ГК РФ начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается лишь в случаях оставления заявления без рассмотрения либо прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным абзацем вторым статьи 220 ГПК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, с момента вступления в силу соответствующего определения суда либо отмены судебного приказа.
Исходя из вышеприведенных законоположений и разъяснений следует заключить, что течение срока исковой давности при защите нарушенного права, возможно, если, обращение в суд имело место в пределах срока исковой давности, то есть когда он не истек.
В соответствии со ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным. В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение. Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.
Согласно разъяснений, содержащихся в п.50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Квартира ### в <...> является выморочным имуществом. С ДД.ММ.ГГГГ обязанность по оплате платы за содержание жилого помещения лежала в силу закона на муниципальном образовании город Владимир.
С настоящим иском истец обратился ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30). В пределах срока исковой давности находятся ежемесячные платежи, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года (поскольку плата за ДД.ММ.ГГГГ подлежала уплате в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ).
Ответчиком заявлено о применении последствий истечения срока исковой давности.
Исковая давность по требованиям об оплате платы за содержание жилого помещения истекла по требованиям об уплате такой платы по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Суд приходит к выводу о взыскании платы за содержание жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере 17 284 рубля 69 копеек (общий размер платы 18 815,37 руб. за вычетом платы и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 1556,25руб. с учетом пени за тот же период 25,57 руб.=17 284,69 руб.). Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Кроме того, истцом было заявлено требование о взыскании с ответчика пени в сумме 2 228,52 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ.
В отношении требования о взыскании пени суд также применяет последствия пропуска срока исковой давности по платежам, подлежащим уплате за период с ДД.ММ.ГГГГ включительно.
<данные изъяты> умерла ДД.ММ.ГГГГ, время на вступление в наследство определяется пунктом 1 статьи 1154 ГК РФ - наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства, то есть ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно правовой позиции, содержащейся в пункте 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", если законом или соглашением сторон установлена неустойка за нарушение денежного обязательства, на которую распространяется правило абзаца первого пункта 1 статьи 394 ГК РФ, то положения пункта 1 статьи 395 ГК РФ не применяются. В этом случае взысканию подлежит неустойка, установленная законом или соглашением сторон, а не проценты, предусмотренные статьей 395 ГК РФ.
Если размер процентов, рассчитанных на основании ст. 395 ГК РФ, превышает размер неустойки, суд при установлении факта нарушения денежного обязательства удовлетворяет исковые требования частично в пределах размера суммы неустойки, подлежащей взысканию.
Статьей 155 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
В силу статьи 155 (п. 14) ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020 (вопрос N 7), указано, что статьей 18 Закона N 98-ФЗ установлено, что до 1 января 2021 г. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности начисления и уплаты пени в случае несвоевременной и (или) не полностью внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также взыскания неустойки (штрафа, пени).
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 2 апреля 2020 г. N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - постановление N 424), которое вступило в силу со дня его официального опубликования - 6 апреля 2020 года.
Согласно пункту 3 постановления N 424 положения договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, устанавливающие право поставщиков коммунальных ресурсов на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательство по оплате коммунальных ресурсов, не применяются до 1 января 2021 г.
Пунктом 4 постановления N 424 также установлено, что положения договоров управления многоквартирными домами, устанавливающие право лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение, не применяются до 1 января 2021 г.
Кроме того, пунктом 5 постановления N 424 приостановлено до 1 января 2021 г. взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт.
Таким образом, приостановлено действие порядка начисления (взыскания) неустоек, предусмотренного законодательством и условиями заключенных договоров (установлен мораторий), как в отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов, так и в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, и, соответственно, плательщики освобождены от уплаты неустоек за соответствующий период.
Названный мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 6 апреля 2020 г. до 1 января 2021 г., независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 6 апреля 2020 г., если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.
Правила о приостановлении начисления неустоек по смыслу пунктов 3 - 5 постановления N 424 действуют вне зависимости от места жительства, места пребывания гражданина, местонахождения и места осуществления деятельности юридического лица, а также независимо от введения на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Неустойка подлежит начислению и взысканию в порядке, установленном жилищным законодательством, законодательством о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, и условиями договоров за весь период просрочки, исключая период действия моратория.
Представленный истцом расчет пени ответчиком не оспорен, контррасчет в материалы дела не представлен. Поскольку неустойка, согласно расчета, начислена по ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает данный расчет положить в основу решения.
Размер пени за период с ДД.ММ.ГГГГ составляет 2 202,95 руб. (общий размер пени 2 228,52 руб. за вычетом пени, начисленных за период с ДД.ММ.ГГГГ включительно – 25,57 руб.=2202,95 руб.).
Таким образом, требование о взыскании пени подлежит частичному удовлетворению.
Определяя надлежащего ответчика, суд руководствуется следующим.
В соответствии с п.1.1, 1.3 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира, утвержденного Решением Совета народных депутатов города Владимира от 25.12.2015 N 114, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира (далее - Подразделение) является функциональным структурным подразделением администрации города Владимира, осуществляющим ее полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Подразделение наделяется правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, образованным для осуществления управленческих функций, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств бюджета города на основании бюджетной сметы
Согласно п.3.3, 36 Положения Управление ЖКХ осуществляет, в том числе, функции в области содержания и использования муниципального жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры: организует содержание муниципального жилищного фонда, инженерных коммуникаций и других объектов ЖКХ; является главным распорядителем и получателем бюджетных средств муниципального образования город Владимир.
Управление полностью соответствует понятию главного распорядителя бюджетных средств, указанному в статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского Кодекса от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) установлено, что исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ).
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен бюджетным законодательством и не может быть произвольно определен судом при изложении резолютивной части судебного акта.
Исходя из определений понятий "денежные обязательства" и "получатель бюджетных средств", приведенных в статье 6 БК РФ, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 Кодекса, относятся, в том числе, их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
В связи с этим в указанном порядке, в частности, производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона. Заключение государственного (муниципального) контракта или иной гражданско-правовой сделки казенным учреждением не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ (пункт 1, подпункт 8 пункта 3 статьи 50, пункт 4 статьи 123.22 ГК РФ, пункты 8, 9 статьи 161 БК РФ).
Правила статьи 161 Кодекса, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.
Истцом ООО «МУП ЖРЭП» при подаче иска уплачена государственная пошлина в сумме 750,34 руб., что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ### (л.д.4).
На основании подп. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований в части взыскания с ответчика государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «МУПЖРЭП» удовлетворить частично.
Взыскать с Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира в пользу общества с ограниченной ответственностью «МУПЖРЭП» задолженность по оплате услуг за содержание жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере 19 487 рублей 64 копейки, в том числе: задолженность - 17 284 рубля 69 копеек, пени - 2 202 рубля 95 копеек.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г.Владимира в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Ю.Н. Селянина
Мотивированное решение изготовлено 11.10.2021
Председательствующий судья Ю.Н. Селянина