ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2836/19 от 29.07.2019 Гатчинского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2-2836/2019

Решение

Именем Российской Федерации

29 июля 2019 года г. Гатчина

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Шумейко Н.В.,

при секретаре Евстратьевой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Комитету по опеке и попечительству администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области об обязании возместить ущерб, производить компенсацию аренды жилья,

установил:

истец обратилась в суд с заявлением, в котором указала, что является опекуном троих несовершеннолетних детей, Комитет по опеке и попечительству предоставил ей в аренду жилье, в которое она с детьми переехала ДД.ММ.ГГГГ. Расходы за аренду она оплачивает из своей пенсии и детских пособий, в то время как данная обязанность пунктом 6 статьи 5 областного закона -оз от ДД.ММ.ГГГГ возложена на орган опеки и попечительства, а потому, истец просит обязать Комитет по опеке и попечительству администрации Гатчинского муниципального района возместить ей ущерб в виде оплаченных коммунальных услуг и аренды жилья за 6 лет в сумме 400000 руб. за счет средств областного бюджета Ленинградской области, обязать ответчика в дальнейшем компенсировать оплату аренды жилья.

С учетом характера спорных правоотношений, судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Гатчинского муниципального района.

Истец в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представители ответчиков ФИО5 и ФИО6 в судебном заседании просили в иске отказать, ввиду его правовой несостоятельности.

Суд, выслушав объяснения представителей ответчиков, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Положениями статьи 31 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) предусмотрено, что опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом (пункт 1 статьи 36 ГК РФ).

В соответствии со статьей 148 Семейного кодекса Российской Федерации, дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития; сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, установлены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее ФЗ-159).

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ФЗ-159, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Аналогичные положения содержит и часть 1 статьи 5 областного закона Ленинградской области от 28.07.2005 N 65-оз "О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области".

Из положений пункта 6 статьи 5 данного областного закона следует, что в случае отсутствия свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда на период до предоставления в установленном порядке данного жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства обеспечивает временное проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в арендуемых для этой цели органами опеки и попечительства жилых помещениях.

Расходы на аренду жилых помещений осуществляются за счет средств областного бюджета Ленинградской области.

Таким образом, при установлении опеки за несовершеннолетними сохраняется право на ранее занимаемое жилое помещение, обязанность обеспечить несовершеннолетних надлежащими условиями для содержания, воспитания, образования возложена на опекуна. Органы местного самоуправления осуществляют меры социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в области жилищных прав не ранее достижения ими 18-летнего возраста, и в порядке, предусмотренном вышеуказанными законами.

Судом установлено, что истец, в соответствии с постановлениями главы МО «Город Гатчина» Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ, администрации Гатчинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, администрации Лужского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, является опекуном над несовершеннолетними внучками ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истец зарегистрирована вместе с несовершеннолетними по адресу: <адрес>, указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу постановлением главы администрации Гатчинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, с расселением граждан, проживающих в данном доме, в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43, 44).

На основании постановления администрации Гатчинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 признано право на обеспечение жилым помещением за счет средств бюджета <адрес>, она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Гатчинского муниципального района (л.д. 42).

Истцом представлен договор аренды жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого, Благотворительный фонд «Весеннее солнце» предоставляет ФИО7 жилое помещение в виде 3-комнатной квартиры общей площадью 67,6 кв.м по адресу: <адрес>, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг – электроснабжения, газоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и оплату на содержание зданий. Договор заключен в целях осуществления арендатором обязанностей приемных родителей по договору о приемной семье. Совместно с арендатором вселяются члены семьи: ФИО4 – жена, а также опекаемые -ФИО1, ФИО2, ФИО3

Оплата аренды и коммунальных услуг осуществляется ежемесячно в сумме 3000 руб., электроэнергия, газ и водоснабжение – по приборам учета (л.д. 51-53).

Договор за более ранний период отсутствует, однако в материалах дела имеется акт приема-передачи к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Благотворительным фондом «Весеннее солнце» и ФИО7 в отношении жилого помещения по адресу: <адрес> (л.д. 13).

Согласно справке Благотворительного фонда «Весеннее солнце», истец проживает в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по сей день, за 77 месяцев проживания оплата составила 231000 руб., электроэнергия – 72000 руб., водоснабжение и водоотведение – 34000 руб., газ – 13000 руб., ремонт арендованного жилья – 50000 руб., итого, 400000 руб. (л.д. 28).

Истец обращалась в Комитет по опеке и попечительству администрации гатчинского муниципального района с заявлением о передаче ей опекаемых детей на возмездной основе и заключении договора о приемной семье, на которое уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в реализации данного права, исходя из интересов несовершеннолетних, поскольку изменение формы устройства детей не повлечет для них дополнительных гарантий или социальных выплат (л.д. 6).

Относительно предъявленных истцом к Комитету по опеке и попечительству требований, суд полагает необходимым отметить, что Комитет, в соответствии с Положением о Комитете по опеке и попечительству, является структурным подразделением администрации Гатчинского муниципального района, и самостоятельным процессуальным статусом в рамках настоящего дела обладать не может.

Расходы, понесенные истцом в рамках заключенного договора аренды жилого помещения, лежат исключительно на истце, как арендаторе, и администрацией Гатчинского муниципального района, в силу статьи 5 областного закона Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N 65-оз, компенсированы быть не могут.

Истец добровольно выразила желание взять под опеку несовершеннолетних внучек, следовательно, обязана самостоятельно обеспечить им условия для содержания, воспитания, всестороннего развития, в том числе, предоставить жилое помещение.

В рамках вышеуказанных положений областного закона администрацией будут производиться меры социальной поддержки несовершеннолетних в виде права на обеспечение жилым помещением по достижении совершеннолетия, в установленном законом порядке.

Право на компенсацию расходов по аренде жилья, оплате коммунальных услуг за счет средств бюджета истец, в соответствии с вышеперечисленными правовыми нормами, не имеет, а потому, исковые требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

решил:

исковые требования ФИО4 к Комитету по опеке и попечительству администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области об обязании возместить ущерб, производить компенсацию аренды жилья – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Гатчинский городской суд Ленинградской области.

Судья:

Решение в окончательной форме

принято 05.08.2019