ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2839/18 от 20.12.2018 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 декабря 2018 года г. Усть-Илимск Иркутская область

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Балаганской И.В.,

при секретаре судебного заседания Сосонко Е.С.,

с участием помощника Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора Артемьевой Е.В.,

в отсутствие представителя ответчика, третьего лица,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2839/2018 по иску Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Баргузин» об обязании выполнить действия природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленных исковых требований межрайонный природоохранный прокурор указал, что по результатам проверки соблюдения ООО «Баргузин» требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, установлено, что ответчик относится к III категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В нарушение требований ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» ответчиком не разработаны паспорта на отходы IV класса опасности и не представлены в Управление Росприроднадзора. На предприятии отсутствует учет образования отходов. Кроме того, ответчиком не обеспечено надлежащее накопление отходов, образующихся в процессе производства, не оборудованы места для их размещения: обваловка, ограждение, отвод, сбор и очистка ливневых вод, противопылевое обустройство, навес в местах складирования отходов лесопиления. Отсутствуют места накопления отходов, территория захламлена отходами. Лицензия на утилизацию отходов у ответчика отсутствует, договоры со сторонними организациями на вывод и дальнейшее обращение с отходами не заключены. Ответчиком не разработана программа производственного экологического контроля, мероприятия не осуществляются. Перечисленные нарушения нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и получении достоверной информации о ее загрязнении, источниках негативного воздействия на ее компоненты, создает угрозу причинения вреда природным ресурсам. Просит обязать ООО «Баргузин» в течение 4 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить проведение производственного экологического контроля; составить паспорта на отходы IV класса опасности (в том числе мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), отходы зачистки транспортных средств и площадок разгрузки и хранения древесного сырья, обрезки ленты полиэстеровой, утратившей потребительские свойства) и направить заверенные копии данных паспортов в Управление Росприроднадзора по Иркутской области; обеспечить учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов по всем видам отходов в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»; обеспечить надлежащий сбор, транспортировку и захоронение (утилизацию) отходов в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; оборудовать места временного накопления отходов в соответствии с требованиями СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»; обеспечить подготовку руководителя ООО «Баргузин» в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала в полном объеме согласно доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился. О времени и месте проведения судебного заседания извещался надлежащим образом, своевременно, в соответствии с требованиями статей 113-116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), путем направления судебного извещения с приложенными к нему документами по месту регистрации юридического лица заказным письмом с уведомлением. Конверт с вложением был возвращен в адрес суда с отметкой «истек срок хранения».

Согласно статье 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

В силу статьи 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

Сведениями о том, что неявка ответчика имела место по уважительной причине, суд не располагает. Заявлений, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие в адрес суда не поступало. Также не представлены доказательства уважительности причин неявки.

Суд принял все необходимые меры к надлежащему извещению ответчика, который, пользуясь своими процессуальными правами, не обеспечил возможность передачи ему заказной почтовой корреспонденции и не представил сведений о причинах, объективно препятствовавших получению судебной заказной почтовой корреспонденции. Данных об ином месте регистрации ответчика материалы дела не содержат.

В соответствии с частью 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Нежелание ответчика получать извещение о явке и непосредственно являться в суд для участия в судебном заседании, свидетельствует о его уклонении от участия в процессе и не может повлечь неблагоприятные последствия для суда, а также не должно отражаться на правах других лиц на доступ к правосудию. В связи с чем, суд признает причину неявки ответчика неуважительной и в силу статьи 233 ГПК РФ с учетом согласия представителя истца считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке заочного производства.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, требования поддерживают в полном объеме.

Суд, исследовав в совокупности, пояснения сторон, письменные материалы дела, находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регламентируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с требованиями ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» установлено, что паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности (пункт 6). На отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной данным постановлением. Заверенная копия паспорта направляется в территориальный орган Росприроднадзора (пункт 7).

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Как установлено в судебном заседании ООО «Баргузин» зарегистрировано в ЕГРЮЛ 30.01.2006. Видами деятельности являются деятельность агентов по оптовой торговле лесоматериалами, лесозаготовки.

Согласно решения межрайонного прокурора от 05.06.2018 № 32 в срок до 05.07.2018 решено провести проверку ООО «Баргузин» по месту осуществления деятельности по переработке древесины на предмет соблюдения обществом требований природоохранного законодательства.

Заключением службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области от 29.06.2018 № 144/6 Бр-э установлено, что ООО «Баргузин» при осуществлении производственной и иной деятельности не соблюдаются требования, установленные статьями 51,67,69.2,73 ФЗ «Об охране окружающей среды», статьями 11,13.4,14,18,19,26 ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьей 25 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Проведенной проверкой установлено, ООО «Баргузин» осуществляет деятельность по распиловке и строганию древесины на производственной базе, расположенной на земельных участках с кадастровыми номерами ; относится к III категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно заключению специалиста Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области, деятельность ответчика является отходообразующей.

В нарушение приведенных выше требований закона, согласно заключению специалиста и полученной от Управления Росприроднадзора информации, паспорта на образующиеся в процессе деятельности ОО0 «Баргузин» отходы IV класса опасности не разработаны и в Управление не представлены.

Заключением специалиста также подтверждается, что учет образования отходов на предприятии отсутствует, чем нарушены требования ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

В силу положений приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» учет осуществляется в отношении всех видов отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Учет ведется путем заполнения таблиц установленной приказом формы.

Между тем, ответчиком данные учета за 2017 в ходе проверки не представлены. Отсутствие у ответчика ООО «Баргузин» учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов является нарушением требований пункта 1 статьи 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Кроме того, ответчиком не обеспечено надлежащее накопление отходов, образующихся в процессе производства, не оборудованы места для их размещения: обваловка, ограждение, отвод, сбор и очистка ливневых вод; противопылевое обустройство, навес в местах складирования отходов лесопиления - отсутствуют.

В силу статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Статьей 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление отходов допускается только в местах, (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Пунктом 2.5. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» предусматривается способ такой способ складирования отходов как временное хранение - на производственны" территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах и др.) По пункту 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках. В соответствии с пунктом 3.7 СанПиНа 2.1.7 1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- временные склады и открытые площадки должны располагаться с
подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и
обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями;
допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Вместе с тем, как следует из заключения специалиста, ответчиком ООО «Баргузин» при осуществлении деятельности на производственной площадке указанные требования не соблюдены, места накопления отходов отсутствуют, территория захламлена отходами.

На основании п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировок, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Учитывая тот факт, что в процессе деятельности ООО «Баргузин» образуются отходы IV класса опасности, они подлежат сбору, транспортировке и захоронению (утилизации) в специальном порядке, который выражается в лицензировании такой деятельности в соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и требованиями Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Вместе с тем, лицензия на осуществление данных видов деятельности у ответчика отсутствует, договоры со сторонними организациями на вывоз и дальнейшее обращение с отходами I - IV классов опасности не заключены, ввиду чего, надлежащий сбор, транспортировка и захоронение (утилизация) ответчиком не обеспечены, что нарушает указанные требования закона.

В соответствии со ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Аналогичные требования закреплены в ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 26 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Вместе с тем, в нарушение указанных требований ответчиком ООО «Баргузин» программа производственного экологического контроля не разработана, мероприятия не осуществляются, ввиду чего оценка негативного воздействия на окружающую среду не дается.

Кроме того, в силу требований ст. 73 Федерального закона «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Вместе с тем, в нарушение данных требований, руководитель ООО «Баргузин» не имеет подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Перечисленные нарушения требований природоохранного законодательства нарушают право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и получение достоверной информации о ее загрязнении, источниках негативного воздействия на ее компоненты, создает угрозу причинения вреда природным ресурсам.

Правонарушения в области обращения с отходами противоречат установленному государством режиму указанной деятельности и интересам обеспечения безопасного образования, сбора, накопления и утилизации отходов, их надлежащего учета.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Ответчиком в судебное заседание доказательств, подтверждающих выполнение вышеуказанных требований норм экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, не представлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Баргузин» заявлены обосновано и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Баргузин» об обязании выполнить действия природоохранного законодательства, удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Баргузин» при эксплуатации производственной базы, расположенной по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск, земельные участки с кадастровыми номерами , в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:

обеспечить проведение производственного экологического контроля;

составить паспорта на отходы IV класса опасности (в том числе мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), отходы зачистки транспортных средств и площадок разгрузки и хранения древесного сырья, обрезки ленты полиэстеровой, утратившей потребительские свойства) и направить заверенные копии данных паспортов в Управление Росприроднадзора по Иркутской области;

обеспечить учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов по всем видам отходов в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»;

обеспечить надлежащий сбор, транспортировку и захоронение (утилизацию) отходов в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

оборудовать места временного накопления отходов в соответствии с требованиями СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»;

обеспечить подготовку руководителя ООО «Баргузин» в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Ответчик, не присутствовавший в судебном заседании, вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Сторонами на заочное решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий судья И.В. Балаганская