ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-283/2023 от 21.07.2023 Октябрьского городского суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2023 г. г. Октябрьск Самарской области

Октябрьский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Моисеевой Л.М.,

при секретаре судебного заседания Ганн А.Ю.,

с участием представителя процессуального истца старшего помощника прокурора г. Октябрьска Самарской области Пампурова А.А.,

представителя ответчика ФИО3 А.В. - ФИО1,

представителя третьего лица Думы городского округа Октябрьск - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Октябрьск Самарской области в интересах неопределённого круга лиц городского округа Октябрьск Самарской области к ФИО4 о взыскании материального ущерба, причиненного противоправными действиями,

установил:

Прокурор города Октябрьск Самарской области, ссылаясь на положение ст. ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ), Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ) обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц, городского округа Октябрьск Самарской области к Главе городского округа Октябрьск ФИО4 (далее - Глава) с вышеназванным исковым заявлением, в котором просит признать в действиях Главы ФИО4 по вынесению распоряжений от 03.09.2021 от 26.04.2021 от 29.12.2020 от 17.12.2020 от 16.12.2020 (с учетом распоряжения от 03.11.2021 ), неурегулированного конфликта интересов, взыскать с Главы ФИО4 в пользу муниципального образования Октябрьск Самарской области денежные средства в размере <данные изъяты>; а также прекратить полномочий Главы ФИО4 за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В обоснование искового заявления указано, что прокуратурой г. Октябрьск Самарской области на основании решения от 18.10.2021 №230 проведена проверка соблюдения требований законодательства опротиводействии коррупции, в части урегулирования конфликта интересов, при назначении денежных выплат в Администрации городского округа Октябрьск Самарской области в 2020-2021 гг.

Общая сумма выплаченных Главе ФИО4 премиальных вознаграждений в указанный выше период, с учетом частичного возврата составила <данные изъяты>, в том числе: <данные изъяты> копеек (изначально <данные изъяты> рублей на основании распоряжения Главы от 16.12.2020 впоследствии - в соответствии с Распоряжением Главы от 03.11.2021 «О внесении изменений в распоряжение Администрации городского округа Октябрьск Самарской области от 16.12.2020 «О премировании Главы городского округа» - <данные изъяты>, с осуществлением возврата <данные изъяты> по платежному поручению от 17.11.2021); <данные изъяты> (на основании распоряжения Главы от 29.12.2020 <данные изъяты> (на основании распоряжения Главы от 26.04.2021 ); <данные изъяты> (на основании распоряжения Главы от 03.09.2021 ).

На основании распоряжения Главы от 17.12.2020 «О премировании Главы городского округа» ФИО4 была выплачена премия в размере 13 800 рублей, однако в соответствии с распоряжением Главы от 03.11.2021 указанное выше распоряжение от 17.12.2020 -рк о выплате ей премии из экономии по фонду оплаты труда было отменено, оформлен возврат денежных средств в доход бюджета городского округа Октябрьск Самарской области.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) и иные органы.

В соответствии ч. 1 ст. 18 Закона Самарской области от 10.07.2008 №67- ГД «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Самарской области» размер денежного вознаграждения и условия оплаты труда депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, определяются органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно ч. 3 ст. 27 Устава городского округа Октябрьск Самарской области (далее - Устав), утвержденного Решением Думы городского округа Октябрьск от 31.03.2021 №50, денежное вознаграждение Главы состоит из должностного оклада, а также из ежемесячных и иных выплат, размер и порядок осуществления которых устанавливается решением Думы городского округа Октябрьск.

В силу ч. 3 ст. 24.2 Устава, утвержденного Решением Думы городского округа Октябрьск от 12.11.2008 (в редакции от от 29.01.2020, действующего до вступления в силу Устава, утвержденного Решением Думы городского округа Октябрьск Самарской области от 31.03.2021 ), денежное вознаграждение Главы состоит из должностного оклада, а также из ежемесячных и иных выплат, размер и порядок осуществления которых устанавливается решением Думы городского округа Октябрьск.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что принятие решений по вопросам премирования и иных выплат в отношении главы городского округа Октябрьск Самарской области относятся к исключительной компетенции Думы городского округа Октябрьск.

Между тем, распорядительного правового акта о выплате премии Главе ФИО4 Думой городского округа Октябрьск не принималось, а она не обладала полномочиями о самостоятельном установлении себе размера премий.

При издании указанных выше распоряжений нарушены требования, предусмотренные ст. ст. 10, 11, 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ, так как возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий.

Частью 2 ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ определены основания для удаления главы муниципального образования в отставку, одним из которых является несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ.

Неисполнение Главой ФИО4 требований Федеральных законов №273-ФЗ и №131-Ф3 является основанием для удаления главы муниципального образования в отставку.

На основании изложенного, в адрес председателя Думы городского округа Октябрьск было внесено представление от 20.12.2021 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, с требованием принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, а также рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий Главы ФИО4

Решением Думы городского округа Октябрьск от 26.01.2022 №116 «О рассмотрении Представления Прокуратуры г. Октябрьска от 20.12.2021 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции», по результатам рассмотрения представления установлено, что при исполнении своих полномочий Главой ФИО4 конфликт интересов не усматривается.

Основания для принятия Думой городского округа Октябрьск мер реагирования в виде удаления Главы в отставку отсутствуют. Мер ответственности, установленных действующим законодательством, в том числе в виде досрочного прекращения полномочий к Главе ФИО4 не принято.

Таким образом, прокурор г. Октябрьска Самарской области указал, что ФИО4 - Глава городского округа Октябрьск Самарской области, обладая организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями, в период времени с 2020-2021 гг., действуя незаконно, при наличии неурегулированного конфликта интересов, не обладая необходимыми полномочиями, в отсутствие распорядительного правового акта Думы городского округа Октябрьск, неоднократно издавала распоряжения о премировании самой себя, в результате чего ей незаконно и необоснованно из бюджета городского округа Октябрьск Самарской области были выплачены денежные средства в размере 391 734 рублей 49 копеек, которые получены ФИО4 в результате недобросовестности, что является основанием для их взыскания.

В судебном заседании представитель процессуального истца - старший помощник прокурора г. Октябрьск Самарской области Пампуров А.А. исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить

Ответчик ФИО4 в судебном заседании участия не принимала, поручив ведение дела в суде представителю ФИО1, действующей по нотариально удостоверенной доверенности от 09.01.2020 (л.д.125-126), которая в судебном заседании с исковым заявлением прокурора не согласилась, считает его незаконным, необоснованным и не подлежащим удовлетворению в полном объеме, более подробно изложив свою позицию в отзыве на исковое заявление, представленном в письменной форме (л.д.140-145).

В судебном заседании представитель третьего лица - Думы городского округа Октябрьск ФИО2, действующий по доверенности от 03.11.2022 (л.д.123), возражал против удовлетворения исковых требований, более подробно изложив свою позицию в возражениях на исковое заявление, представленных в письменной форме (л.д.119-122).

Третье лицо Администрации Губернатора Самарской области, о времени и месте рассмотрения дела извещено в порядке ч. 2.1. ст. 113 ГПК РФ, своего представителя в суд не направило, об уважительных причинах неявки суду не сообщило, возражений на иск не представило.

В судебном заседании представитель третьего лица - Администрации городского округа Октябрьск ФИО5, действующая на основании доверенности от 10.01.2023 (л.д.141) участия не принимала, в представленном в суд заявлении в письменной форме просила рассмотреть дело в её отсутствие (л.д.140).

При указанных обстоятельствах, учитывая принцип диспозитивности, в соответствии с которым личное присутствие гражданина в судебном заседании является его субъективным правом, судом принято решение о рассмотрении дела по существу в отсутствие неявившихся лиц, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Невыполнение, либо ненадлежащее выполнение лицами, участвующими в деле, своих обязанностей по доказыванию влекут для них неблагоприятные правовые последствия.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (ч.2 ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ установлено, что выборным должностным лицом органа местного самоуправления является должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Выборное должностное лицо местного самоуправления относится к лицам, замещающим муниципальную должность.

В соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 23 Устава Глава городского округа Октябрьск - высшее выборное должностное лицо городского округа, избираемое Думой городского округа Октябрьск из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляющее Администрацию городского округа Октябрьск.

Согласно п. 4.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Из части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ следует, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных указанными выше федеральными законами.

Данные положения федерального закона отражены также в Уставе Думы городского округа Октябрьск.

Согласно ч. 6 ст. 24 Устава Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

В силу пп. 4 ч. 1 ст. 24.1 Устава основанием для удаления Главы в отставку является несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены указанными выше федеральными законами.

Решением от 17.11.2020 Думы городского округа Октябрьск «Об избрании на должность Главы городского округа Октябрьск Самарской области» на должность Главы городского округа Октябрьск Самарской области сроком на пять лет избрана ФИО4 (л.д.17).

Распоряжением Главы от 17.11.2020 «О вступлении в должность Главы городского округа Октябрьск Самарской области» она вступила в должность с 17.11.2020.

В 2020-2021 гг. Главой ФИО4 изданы распоряжения о премировании Главы городского округа ФИО4 (л.д.18,27,36-38,48-49,59).

Общая сумма выплаченных ФИО4 премиальных вознаграждений в указанный выше период, с учетом частичного возврата составила <данные изъяты>, в том числе:

27 334 рубля 49 копеек (изначально - 47 500 рублей из экономии фонда оплаты труда на основании распоряжения Главы от 16.12.2020 , впоследствии - в соответствии с Распоряжением Главы от 03.11.2021 «О внесении изменений в распоряжение Администрации городского округа Октябрьск Самарской области от 16.12.2020 «О премировании Главы городского округа» в размере 27 334 рубля 49 копеек, с осуществлением возврата <данные изъяты> по платежному поручению от 17.11.2021);

<данные изъяты> (за выполнение особо важных и сложных заданий, результаты которых способствовали достижению Самарской областью значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц на основании распоряжения Главы от 29.12.2020

<данные изъяты> (в честь дня местного самоуправления на основании распоряжения Главы от 26.04.2021

<данные изъяты> (за выполнение особо важных и сложных заданий, результаты которых способствовали достижению Самарской областью значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц на основании распоряжения Главы от 03.09.2021 ).

Усмотрев в действиях Главы по вынесению данных распоряжений наличие конфликта интересов прокурор г. Октябрьска Самарской области обратился в суд с рассматриваемым исковым заявлением.

В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Однако приведенная истцом в исковом заявлении ситуация конфликта интересов ранее была предметом рассмотрения Октябрьским городским судом Самарской области в рамках административного дела по административному исковому заявлению прокурора г. Октябрьска Самарской области в интересах неопределённого круга лиц к Думе городского округа Октябрьск Самарской области об оспаривании решений, действий (бездействий) и возложении обязанности совершить определенные действия (далее - административное дело ).

Прокуратурой г. Октябрьска Самарской области на основания решения о проведении проверки от 18.10.2021, решения о продлении проверки от 16.11.2021 в период с 18.10.2021 по 14.12.2021 была проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии коррупции, в части урегулирования конфликта интересов, при назначении денежных выплат в Администрации городского округа Октябрьск, в ходе которой установлено, что Главой ФИО4 самостоятельно, путем издания соответствующих распоряжений были назначены себе выплаты премий.

При этом, как следовало из представленной информации председателя Думы городского округа Октябрьск от 06.12.2021 о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, Постоянная комиссия Думы городского округа Октябрьск по законности, правопорядку, общественной безопасности населения и вопросам депутатской этики не была уведомлена.

20.12.2021 прокурором г. Октябрьска Самарской области в Думу городского округа Октябрьск внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором предложено рассмотреть данное представление и принять меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а также рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий Главы ФИО4

На заседании постоянной комиссии Думы городского округа Октябрьск по законности, правопорядку, общественной безопасности населения, вопросам депутатской этики и предупреждению коррупции 20.01.2022 было принято решение о проведении коррупционной проверки в отношении Главы городского округа с целью всестороннего изучения представленных сведений и установления фактов наличия либо отсутствия состава правонарушения, по результатам которой было вынесено мотивировочное заключение от 25.01.2022 об отсутствии в действиях Главы ФИО4 признаков коррупционного правонарушения и конфликта интересов не усматривается.

Как следует из решения Октябрьского городского суда Самарской области от 14.04.2022 (л.д.104-112) по административному делу требования административного истца о признания незаконным бездействия Думы городского округа Октябрьск суд посчитал необоснованными, поскольку представление прокуратуры от 20.12.2021 было рассмотрено компетентным органом - Думой городского округа Октябрьск.

По итогам рассмотрения представления было вынесено Решение от 26.01.2022 №116. Данным решением было установлено отсутствие конфликта интересов. Таким образом, Думой городского округа Октябрьск были совершены все предусмотренные законодательством действия по рассмотрению представления.

Требования прокурора о признании незаконным Решения от 26.01.2022 №116 судом признаны необоснованными, поскольку данное решение было принято Думой городского округа Октябрьск в пределах своих законодательно установленных полномочий.

Разрешая требования прокурора о возложении на Думу городского округа Октябрьск обязанности досрочно прекратить полномочия Главы, суд посчитал их также необоснованными, поскольку у Думы городского округа Октябрьск отсутствует обязанность по удалению главы городского округа Октябрьск в отставку, поскольку, в соответствии с положениями ч.1 ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, представительный орган муниципального образования вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Таким образом, решением Октябрьского городского суда Самарской области от 14.04.2022 (оставленным без изменения апелляционном определением судебной коллегии по административным делам Самарской областного суда от 08.09.2022 (л.д.113-115), кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 25.04.2023 (л.д.148-154) по указанному выше делу отказано в удовлетворении административных исковых требований прокурора г. Октябрьска Самарской области.

Судом первой инстанции, с которым согласились суд апелляционной и кассационной инстанции, установлено, что премии, назначенные вышеназванными распоряжениями, входят в состав денежного довольствия главы, поэтому при наличии права на получение премий и в отсутствие в Положении о денежном вознаграждении и гарантиях осуществления полномочий Главы, утвержденном решением Думы городского округа Октябрьск от 11.12.2019 №370, норм о порядке и должностном лице, которое имеет полномочия принимать решение о выплате премий главе муниципального образования, в том числе, за выполнение особо важных и сложных заданий, ФИО4 же, как глава муниципального образования в силу полномочий, предусмотренных положениями Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, Устава, имела право на принятие решений о выплате премий, и ее действия не могут быть расценены как необоснованное расходование бюджетных средств и не свидетельствуют о наличии у нее личной заинтересованности.

Прокурор г. Октябрьска Самарской области ссылаясь в исковом заявлении, что распоряжения о премировании Главы ФИО4, вынесенные самой Главой являются принятыми с нарушением федерального, регионального и муниципального законодательства расценивает сумму полученных ею премий в размере <данные изъяты> как неосновательное обогащение.

По делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком за его счет, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества.

Чтобы квалифицировать отношения как возникшие из неосновательного обогащения, они должны обладать признаками, определенными статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 ГК РФ).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 ГК РФ, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Судом установлено, что Глава ФИО4 имела право на получение премий за выполнение особо важных и сложных заданий, достижение определенных социально-экономических показателей деятельности органов местного самоуправления, поскольку она в спорный период (2020-2021 гг.) ежегодно представляла отчет о результатах деятельности главы муниципального образования и местной администрации, работа ФИО4 как главы была оценена Губернатором Самарской области и Правительством Самарской области положительно, средства фонда оплаты труда не подлежат расходованию на иные цели и не могут быть использованы на решение вопросов местного значения, расходование средств оплаты труда на иные цели означало бы нецелевое использование бюджетных средств, а доказательств того, что в результате выплаты Главе ФИО4 премий были превышены нормативы расходов бюджета муниципального образования, не имеется.

Доказательств, подтверждающих недобросовестность Главы ФИО4 при получении премий, процессуальным истцом не представлено.

Таким образом, премиальные денежные средства в сумме <данные изъяты>, полученные Главой ФИО4 на законных основаниях и не обладающие признаками, определенными статьей 1102 ГК РФ, не подлежат взысканию в местный бюджет как неосновательное обогащение.

Также суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора о прекращении полномочий Главы ФИО4

В соответствии с частью 2.3 статьи 14.1 Федеральным законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», во взаимосвязи с положениями части 6 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

Факт отсутствия ситуации, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) ФИО4 как лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияющей или в силе повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение ею должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) установлен.

Поскольку в рассматриваемой по данному гражданскому делу споре отсутствует основной признак конфликта интересов - личная заинтересованность Главы ФИО4, следовательно, отсутствует сам конфликт интересов.

Все выплаты по денежному содержанию Главы заранее определены представительным органом и у Главы отсутствует возможность получения каких-либо преимуществ имущественного характера при издании распоряжений, которые, в свою очередь, являются локальными актами, направленными на реализацию своих обязанностей отделом бухгалтерского учета, и полностью соответствуют решениям Думы городского округа о бюджете.

Данное обстоятельство исключает коррупционную составляющую в действиях Главы, так как издание спорных распоряжений не порождает возникновение новых правоотношений, в которых Глава могла бы иметь расширенные полномочия, а, напротив, дублирует нормы правовых актов представительного органа.

Принимая во внимание, что Глава ФИО4 в отсутствие в её действиях коррупционной составляющей, не является стороной конфликта интересов, исковые требования прокурора о прекращении полномочий Главы ФИО4 удовлетворению не подлежат.

В этой связи суд не находит основании для удовлетворяя исковых требований прокурора в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении искового заявления прокурора г. Октябрьск Самарской области в интересах неопределённого круга лиц, городского округа Октябрьск Самарской области к Главе городского округа Октябрьск ФИО4 о признании в действиях Главы неурегулированного конфликта интересов, взыскании в пользу муниципального образования Октябрьск Самарской области премиальных денежных средств и прекращении полномочий Главы за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Октябрьский городской суд Самарской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Л.М. Моисеева

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 28.07.2023.

Председательствующий судья Л.М. Моисеева