ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-284/2021 от 16.03.2021 Ордынского районного суда (Новосибирская область)

Дело № 2-284/2021

Поступило в суд 01.03.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

ДД.ММ.ГГГГ р.<адрес>

Ордынский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Грушко Е.Г.,

при секретаре Шалимовой И.И.,

с участием прокурора <адрес> Кремлёва Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 ча к ГКУ <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» о признании права на меры социальной поддержке по оплате жилья и коммунальных услуг,

у с т а н о в и л:

<адрес> в интересах ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ГКУ <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» о признании права на меры социальной поддержке по оплате жилья и коммунальных услуг, указывая, что в прокуратуру <адрес> поступило обращение ФИО1 по факту отказа в предоставлении государственной услуги – компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. <данные изъяты>ФИО1 обратился в ГКУ <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» за предоставлением государственной услуги – компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории «Работник образования», однако ДД.ММ.ГГГГ им получено уведомление об отказе в предоставлении данной услуги. ФИО1 работал в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты><адрес> с преподаванием по классу народных инструментов. Педагогический стаж в сельской местности на момент увольнения составлял более 15 лет. В период работы в <данные изъяты>ФИО1 назначена пенсия с ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> на территории <адрес> семье ФИО1 предоставлялась компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Однако ответчиком в нарушение ст. 55 п. 5 абз. 3 Закона РФ «Об образовании» ДД.ММ.ГГГГФИО1 было отказано в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в связи с тем, что у него не имеется необходимого педагогического стажа на территории <адрес> просит признать незаконным отказ ГКУ <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» в предоставлении мер социальной поддержки; признать за ФИО1 право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ; обязать ГКУ <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» произвести расчет и выплату субсидии с ДД.ММ.ГГГГ.

<адрес>Кремлев Н.А. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении обстоятельствам, пояснил, что отказ ГКУ <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» неправомерен, поскольку данная социальной поддержки предусмотрена на федеральном уровне. Закон «Об образовании» не содержит каких-либо ограничений в отношении педагогических работников образовательных учреждений, ушедших на пенсию в ином субъекте РФ. Необходимый педагогически стаж ФИО1 в сельской местности составлял более 15 лет на момент его увольнения, но в сельской местности иного субъекта, не <адрес>. Данный факт не может ограничивать право ФИО1 на получение меры социальной поддержки по территориальному признаку. ФИО1 Ранее меры социальной поддержки предоставлялись супруге ФИО1<данные изъяты> как педагогическому работнику на основании решения суда. ФИО1 являлся членом ее семьи и получал меры социальной поддержки как член семьи. Его супруга также не имела необходимого педагогического стажа на территории <адрес>.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении обстоятельствам. Пояснил, что <адрес> о предоставлении мер социальной поддержки нарушены его права. У него имеется необходимый педагогически стаж в сельской местности, однако, за пределами <адрес>. Ранее мера социальной поддержки предоставлялась его супруге <данные изъяты> Она также не имела педагогического стажа на территории <адрес>. По решению суда за ней было признано право на предоставление мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг. Супруга умерла <данные изъяты>. Он обратился с заявлением в ГКУ <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предоставлении указанных мер поддержки, поскольку он не работал педагогом на территории <адрес>. Он работал в <адрес><адрес> на территории <адрес> отработал <данные изъяты> Считает данный отказ незаконным, так как данная мера социальной поддержки гарантирована Федеральным законом «Об образовании», действующим на территории всей Российской Федерации.

Представитель ответчика – ГКУ <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» ФИО2 с исковым заявлением не согласился. Пояснил, что Закон НСО № 493-ОЗ от 27.04.2010 «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории НСО» распространяется только на педагогических работниках, работавших на территории <адрес> (п. 3 ст. 2). ФИО1 работал <данные изъяты> в связи с чем в предоставлении меры социальной поддержки ему было отказано за счет средств областного бюджета. На территории <адрес>ФИО1 отработал <данные изъяты> Ранее супруга ФИО1<данные изъяты> получала меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в размере <данные изъяты> Меры социальной поддержки предоставлялись ей на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> в качестве члена ее семьи был указан ФИО1 В <данные изъяты> были внесены изменения в законодательство, в соответствии с которыми лицам, обращавшимся до <данные изъяты> о предоставлении мер социальной поддержки населения, в настоящее время данные меры социальной поддержки предоставляются. Лицам, обратившимся с заявлениями <данные изъяты> ГКУ <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» отказывает в предоставлении мер социальной поддержки. В настоящее время ФИО1 получает меры социальной поддержки как ветеран труда. <данные изъяты> по оплате коммунальных услуг.

Третье лицо – представитель Министерства труда и социального развития <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. В отзыве возражал против удовлетворения заявленных требований, указывая, что <адрес> от 27.04.2010 № 493-ОЗ «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории <адрес>» установлена компенсация расходов на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению (в том числе поставкам бытового газа в баллонах), отоплению (теплоснабжению), в том числе поставкам твердого топлива при наличии печного отопления для педагогических работников в государственных образовательных организаций <адрес>, муниципальных организаций и частных образовательных организаций. Согласно части 3 ст. 2 Закона -ОЗ право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, сохраняется за гражданами при условии, что на дату возникновения права на страховую (трудовую) пенсию по старости в соответствии с федеральным законодательством1) они работали в одной из должностей, относящихся к категориям, указанным в части 1 настоящей статьи; 2) стаж работы в сельской местности, поселках городского типа на территории <адрес> в должностях, относящихся к категориям, указанным в части 1 настоящей статьи, составляет не менее 10 лет; 3) они имели право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом; 4) они проживали в сельской местности или поселках городского типа на территории <адрес>. Поскольку в отношении истца не выполнены требования пункта 2 части 3 стать 2 Закона -ОЗ, в предоставлении мер социальной поддержки отказано.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела ФИО1 в настоящее время проживает в <адрес> с <данные изъяты> (л.д. 19), то есть в сельской местности.

ФИО1 работал в <данные изъяты> в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ год, так же работал в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ педагогический стаж в сельской местности составляет более 15 лет (л.д. 23-25).

В период работы в <данные изъяты>ФИО1 назначена пенсия с ДД.ММ.ГГГГ ему назначена пенсия (л.д. 38-39).

В <данные изъяты> года ФИО1 обратился в ГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержке по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

ДД.ММ.ГГГГ директором ГКУ <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» ФИО1 отказано в предоставлении мер социальной поддержки на том основании, что она не работала педагогическим работником на территории <адрес> (л.д. 26).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в прокуратуру <адрес> о проверке законности отказа ГКУ <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» в предоставлении государственной услуги: компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. 12-18).

ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено обращение ФИО1 Министерством труда и социального развития <адрес>, указано, что в связи с несоблюдением условий, предусмотренных п. 3 ст. 2 Закона № 493-ОЗ «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории <адрес>», в предоставлении компенсации, предусмотренной Законом № 493-ОЗ, отказано. Дополнительно сообщено, что с <данные изъяты>ФИО1 предоставлена компенсация по категории <данные изъяты> (л.д. 27-28).

ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> в ГКУ <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» внесено представление об устранении нарушений законодательства в связи с отказом ФИО1 в предоставлении мер социальной поддержки по плате жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. 29-32).

В ответ на представление прокурора <адрес> ГКУ <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» не согласен с внесенным представлением, указав, что ФИО1 отказано в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услгуна основании п. 3 ст. 2 Закона № 493-ОЗ «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории <адрес>». Кроме того, дополнительно разъяснено, что компенсация по оплате услуг ЖКУ предоставлялась супруге ФИО1<данные изъяты> как работнику образования на основании решения Ордынского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 компенсацию расходов по оплате услуг ЖКУ не получал, т.к проходил по категории «Гражданин, член семьи работника образования» (л.д. 33-34).

Решением <адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за <данные изъяты> признано право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации) отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет соответствующих бюджетов.

Так, в силу части 8 статьи 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Аналогичное правовое регулирование содержалось в абзаце третьем пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3266-1 "Об образовании" (утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ), закрепляющим право педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Приведенная норма в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122- ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" была дополнена указанием об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В силу п. 7 ст. 26.3 указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184- ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные п. 2 ст. 26.3 могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.

Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) <адрес>, регламентированы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за N 493-03 "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории <адрес>».

Согласно части 1 и части 3 статьи 2 названного Закона действие настоящего Закона () на распространяется педагогических работников государственных образовательных организаций <адрес>, муниципальных образовательных организаций и частных образовательных организаций, руководителей государственных образовательных организаций <адрес>, муниципальных образовательных организаций и частных образовательных организаций и их заместителей, руководителей структурных подразделений государственных образовательных организаций <адрес>, муниципальных образовательных организаций и частных образовательных организаций и их заместителей, старших мастеров, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории <адрес>, а также проживающих совместно с ними членов семьи.

Право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, сохраняется за гражданами при условии, что на дату возникновения права на страховую (трудовую) пенсию по старости в соответствии с федеральным законодательством по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ: 1) они работали в одной из должностей, относящихся к категориям, указанным в части 1 настоящей статьи; 2) стаж работы в сельской местности, поселках городского типа на территории <адрес> в должностях, относящихся к категориям, указанным в части 1 настоящей статьи, составляет не менее 10 лет; 3) они имели право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом; 4) они проживали в сельской местности или поселках городского типа на территории <адрес>.

Таким образом, правом на предоставление указанных мер социальной поддержки обладают пенсионеры, если они вышли на пенсию непосредственно после окончания работы в организациях, относящихся к государственным и муниципальным образовательным организациям <адрес>.

Истец ФИО1 согласно записей в трудовой книжке педагогом в муниципальных и государственных образовательных учреждениях <адрес> работал только с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, переехал в <адрес> из <данные изъяты> Пенсия истцу была назначена <данные изъяты> где он имел педагогический стаж более 15 лет.

В связи с изложенным суд находит, что истец не является субъектом, на которого распространяются положения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за N 493-ОД "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории <адрес>».

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за N 493-03 "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории <адрес>» не предусматривается сохранение права на предоставление компенсации педагогическим работникам образовательных организаций, находившихся в ведении других субъектов Российской Федерации либо муниципальных образовательных организаций, работавших на территории других субъектов Российской Федерации, вышедшим на пенсию.

Оценивая довод прокурора о том, что региональное законодательство противоречит федеральному законодательству, суд исходит из того, что предоставление региональным законодателем компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам только данного региона не может рассматриваться как снижение уровня предоставляемых мер социальной поддержки, так как является расходным обязательством только субъекта Российской Федерации. При этом суд отмечает, что региональное законодательства, а именно: закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за N 493-03 "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории <адрес>» в установленном порядке не был оспорен и продолжает свое действие на протяжении длительного времени. Кроме того, решение о предоставлении истцу данной меры социальной поддержки по ранее действующему законодательству, то есть в период действия ст. 55 Закона РФ «Об образовании», не принималось, указанная мера предоставлялась его супруге – <данные изъяты> от ФИО1, который на тот момент имел равные с супругой права на предоставление мер социальной поддержки, поступило заявление в отделе пособий и социальных выплат <адрес>, по смыслу которого он просит расценивать его как члена семьи работника культуры, которому предоставлена указанная льгота, в связи с чем суд приходит к выводу, что он лично не являлся получателем указанной льготы, так как она предоставлялась его супруге, в связи с чем она не может быть продлена в отношении истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Отказать прокурору <адрес> в удовлетворении исковых требований в интересах ФИО1 ча к ГКУ <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» о признании права на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Новосибирского областного суда в течение одного месяца через Ордынский районный суд <адрес> со дня составления в окончательной форме.

Судья -

Решение суда в окончательной форме составлено 19.03.2021.