ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2854/17 от 26.06.2017 Кировского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Компанеец А.Г.,

при секретаре ФИО4

рассмотрел в открытом судебном заседании в <адрес>

«26» июня 2017 года

дело по иску ФИО1 к Администрации <адрес> о признании права собственности на объект недвижимости,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации <адрес> о признании права собственности на объект недвижимости. В обоснование заявленных исковых требований указала, что договором аренды -А/ЗУ/15 от 01.11.2015 года ФИО1 на праве аренды предоставлен земельный участок площадью 5020 кв.м., кадастровый , расположенный относительно строения, имеющего почтовый адрес: <адрес>, Кировский административный округ, <адрес>, в границах, указанных на кадастровом паспорте участка, категория земель: земли населенных пунктов - для производственных целей под строения с целью реконструкции и достройки здания по <адрес> Кировском административном округе <адрес> и достройки объекта незавершенного строительства - проходной по адресу: <адрес> последующего ввода указанных объектов в эксплуатацию. Земельный участок и расположенный на нем объект незавершенного строительства принадлежат на праве собственности ООО «Ремонт-Сервис» (Свидетельство о государственной регистрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ). В отношении данного земельного участка имеется градостроительный план № RU 5530100 от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный распоряжением -р от ДД.ММ.ГГГГ. На момент заключения договора аренды на данный земельный участок было выдано разрешение на строительство -ru от ДД.ММ.ГГГГ объекта «Реконструкция здания по <адрес> Кировском административном округе <адрес>» на имя собственника земельного участка - ООО «Ремонт-Сервис». Разрешение на строительство выдано по результатам экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Согласно пункту 6.6 договора аренды арендатор обязуется переоформить на свое имя разрешение на строительство -ru от ДД.ММ.ГГГГ «Реконструкция здания по <адрес> Кировском административном округе <адрес>». На имя истца ДД.ММ.ГГГГ Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> выдано разрешение на строительство -ru «Реконструкция здания по <адрес> Кировском административном округе <адрес> под административное здание». В целях реконструкции здания был заключен договор строительного подряда от ДД.ММ.ГГГГ. При строительстве объекта велась вся необходимая исполнительная документация, в том числе журналы работ, акты на скрытые работы, производился технический надзор за строительством. В связи с завершением строительства, истица обратилась в Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы с заявлением о постановке на учет объекта строительства в целях последующего получения заключения о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы ФИО2<адрес> уведомило Истца об отказе в постановке на учет и выдаче заключения о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации в связи с тем обстоятельством, что на момент проведения проверки работы по реконструкции здания завершены. В связи с отсутствием заключения о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Исх-ДС/734 Департамент строительства Администрации <адрес> отказал истцу в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Отчетом по результатам обследования технического состояния здания, расположенного по адресу: <адрес> Кировском административном округе <адрес>, выполненным ООО «СтройКон» установлено следующее:

- Техническое состояние несущих конструкций здания, расположенного по адресу: <адрес> Кировском административном округе <адрес> в соответствии с ГОСТ 31937-2011 оценивается как работоспособное.

- Техническое состояние и несущая способность строительных конструкций обеспечивает требования норм по эксплуатационной надежности.

- Проектная документация соответствует установленным нормам и стандартам безопасности, действующим на территории Российской Федерации;

- Принятые в рабочей документации решения соответствуют требованиям по безопасной эксплуатации здания;

- Выполненные строительно-монтажных работ соответствуют техническим решениям, приведенным в проектной документации;

- Выполненные строительно-монтажных работ соответствуют действующим нормам по эксплуатационной надежности.

Заключением от ДД.ММ.ГГГГ, выданным ООО «Промбезопасность» установлено, что реконструированное здание соответствует требованиям пожарной безопасности. На основании изложенного истец просит признать за ней право собственности на объект недвижимости -административное здание общей площадью 1701,6 м.кв, (количество надземных этажей: 2-3; количество подземных этажей: 1; площадь застройки, в т.ч. крыльцо, пандусы, лестницы, приямки и т.д.: 1745,7 м.кв.; объем здания: 7676 м.куб.), расположенное по адресу: ФИО2<адрес>, корпус 1 на земельном участке площадью 5020 кв.м, с кадастровым номером 55:36:1 10106:325.

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом, причину неявки не сообщила, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Направила представителя.

Представитель истца ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточнил исковые требования, просил признать за ФИО1 право собственности на объект недвижимости административное здание общей площадью 1701,6 м.кв, (количество надземных этажей: 2-3; количество подземных этажей: 1; площадь застройки: 1020,5 м.кв.; объем здания: 7676 м.куб.), расположенное по адресу: ФИО2<адрес>, корпус 1 на земельном участке площадью 5020 кв.м, с кадастровым номером 55:36:110106:325. Уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. В обоснование исковых требований указал, что, по его мнению, данное строение не может быть отнесено к категории самовольных строений, поскольку разрешение на строительство было получено. Однако, если суд придет к мнению, что указанное строение является самовольным, просил учесть, что наличие права аренды не исключает признание права собственности на самовольное строение в порядке ст. 222 ГК РФ, что следует из правоприменительной практики.

Ответчик Администрация <адрес> в судебное заседание представителя не направила, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщила. От представителя ФИО6 поступил отзыв на исковое заявление, из существа которого следует, что спорное строение, безусловно, является самовольной постройкой. Признание права собственности на основании ст. 222 ГК РФ на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой-либо не зависящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный объект недвижимости в порядке, установленном нормативно-правовыми актами, регулирующими правоотношения, вытекающие из градостроительной деятельности, и отношения по использованию земель. Более того, ст. 222 ГК РФ устанавливает ряд условий, допускающих признание права собственности на объект самовольного строительства. В частности, основным условием является право на земельный участок. При этом ст. 222 ГК РФ дает исчерпывающий перечень прав, допускающих признание права собственности на самовольную постройку, в числе которых право аренды не указано.

В судебное заседание представители третьих лиц – Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы ФИО2<адрес>, Департамента строительства Администрации <адрес>, Управления Росреестра по ФИО2<адрес> не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили.

От представителя Госстройнадзора ФИО2<адрес>ФИО7, действующего на основании доверенности, поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому государственный строительный надзор в отношении спорного объекта строительства не осуществлялся, что является существенным нарушением требований ст.ст.52,54 ГрК РФ. Кроме того, спорный объект не соответствует проектной документации, поскольку истцом заявлено требование о признании права собственности на объект капитального строительства общей площадью 1701 кв.м, объем 7676 куб.м, а согласно положительному заключению негосударственной экспертизы проектной документации, разрешению на строительство общая площадь объекта должна составлять 1783,51 кв.м, объем 9594 куб.м. Полагает, что отсутствие надлежащего права на землю является существенным основанием для отказа в признании права собственности на спорный объект недвижимости.

Согласно отзыву Департамента строительства Администрации <адрес>, истица обращалась в Департамент строительства Администрации <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, но получила письменное уведомление об отказе. Основанием для отказа явилось отсутствие документов, указанных в ч.3 ст.55 Градостроительного кодекса РФ, а именно заключения органа государственного строительного надзора о соответствии законченного реконструкцией объекта требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. Полагает, что истцом предпринимались соответствующие меры для легализации самовольной постройки.

Представитель третьего лица ООО «Ремонт-Сервис» ФИО8, действующая на основании устава, уточненные исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнительно суду пояснила, что изначально при строительстве объекта у предприятия возникли трудности, связанные с мошенническими действиями. Поскольку имелась необходимость в завершении строительства спорного объекта недвижимости, было принято решение о передаче земельного участка в аренду истице для завершения строительства физическим лицом ФИО1

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Статья 38 ГПК РФ предусматривает, что стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

Положение абзаца второго статьи 12 ГК Российской Федерации, закрепляющее признание права в качестве одного из основных способов защиты гражданских прав, направлено на защиту прав и свобод, восстановление нарушенного права, обеспечение надлежащего разрешения дела при наличии спора о праве.

Отдельные нормы ГК РФ устанавливают в качестве способов защиты прав собственника - признание права, который реализуется путем подачи иска о признании права собственности (статья 218 ГК РФ), иска о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь (статья 225 ГК РФ), признании права собственности на самовольную постройку (статья 222 ГК РФ), признании права собственности в силу приобретательской давности (статья 234 ГК РФ).

Как следует из материалов дела договором аренды -А/ЗУ/15 от ДД.ММ.ГГГГФИО1 (далее - истец) на праве аренды предоставлен земельный участок площадью 5020 кв.м., кадастровый , расположенный: установлено относительно строения, имеющего почтовый адрес: <адрес>, Кировский административный округ, <адрес>, в границах, указанных на кадастровом паспорте участка, категория земель: земли населенных пунктов - для производственных целей под строения с целью реконструкции и достройки здания по <адрес> Кировском административном округе <адрес> и достройки объекта незавершенного строительства - проходной по адресу: <адрес> последующего ввода указанных объектов в эксплуатацию.

Земельный участок и расположенный на нем объект незавершенного строительства принадлежат на праве собственности ООО «Ремонт-Сервис» (Свидетельство о государственной регистрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ).

В отношении данного земельного участка имеется градостроительный план № RU 5530100 от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный распоряжением -р от ДД.ММ.ГГГГ.

На момент заключения договора аренды на данный земельный участок было выдано разрешение на строительство -ru от ДД.ММ.ГГГГ объекта «Реконструкция здания по <адрес> Кировском административном округе <адрес>» на имя собственника земельного участка - ООО «Ремонт-Сервис».

Разрешение на строительство выдано по результатам экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Согласно пункту 6.6 договора аренды Арендатор обязуется переоформить на свое имя разрешение на строительство -ru от ДД.ММ.ГГГГ «Реконструкция здания по <адрес> Кировском административном округе <адрес>».

На имя истца ДД.ММ.ГГГГ Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> выдано разрешение на строительство -ru55301000-240- 2016 «Реконструкция здания по <адрес> Кировском административном округе <адрес> под административное здание».

В целях реконструкции здания был заключен договор строительного подряда от ДД.ММ.ГГГГ.

Исковые требования заявлены истцом в порядке статьи 218 ГК РФ. При этом истец указывает на факт предоставления земельного участка под размещение спорного объекта, наличие ввода объекта в эксплуатацию приемочной комиссией.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 218 ГК РФ право собственности приобретается лицом на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов. Данная норма права в качестве оснований для возникновения права собственности на вновь созданную вещь называет два юридически значимых обстоятельства: создание новой вещи для себя и отсутствие нарушений законодательства при ее создании.

Согласно пункту 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, выданного уполномоченным органом. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

В соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, установлен частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ и включает в себя, в том числе, заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ. Застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в органы государственного строительного надзора извещение о начале таких работ.

Согласно Положению о Главном управлении государственного строительного надзора и государственной экспертизы ФИО2<адрес>, утвержденному ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы ФИО2<адрес>», Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы ФИО2<адрес> (далее - Госстройнадзор) является уполномоченным органом исполнительной власти ФИО2<адрес>, осуществляющим на территории ФИО2<адрес> региональный государственный строительный надзор, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации. Проведение заявителем работ требовало осуществления государственного строительного надзора, однако соответствующее заключение получено не было.

Согласно пункту 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:

1) копия разрешения на строительство;

2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;

3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;

4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;

5) положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно положениям ст. ст. 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.

Данный порядок, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации, направлен на устойчивое развитие территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Однако, как следует из возражений, представленных в материалы дела Главным управлением государственного строительного надзора и государственной экспертизы ФИО2<адрес>, вышеозначенные требования закона истцом при начале строительства выполнены не были, что повлекло за собой отсутствие контроля со стороны соответствующего государственного органа за осуществлением строительства спорного объекта недвижимости.

По правилам ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Таким образом, в ст. 222 ГК РФ закреплены три признака, при наличии хотя бы одного из которых строение, сооружение или иное недвижимое имущество является самовольной постройкой, в частности, если строение, сооружение или иное недвижимое имущество возведено:

1) на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами;

2) без получения на это необходимых разрешений;

3) с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Исходя из документов, представленных в материалы дела истцом, суд считает, что требования заявлены на объект, имеющий признаки самовольной постройки ввиду отсутствия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и отсутствия факта осуществления строительного надзора в период реконструкции объекта, в связи с чем указанные в иске правовые основания не могут быть применимы к настоящим правоотношениям.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Из положений изложенных выше норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка, в случае, если данная постройка обладает единственным признаком самовольной постройки - возведение данной постройки без получения разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию.

При этом требования о признании права собственности на самовольную постройку подлежат удовлетворению в случае установления судом того, что лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а уполномоченный орган неправомерно отказал в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Лицо, обращающееся в суд с требованием о признании права собственности на самовольную постройку, должно доказать невозможность регистрации права собственности в государственных регистрирующих органах, представить доказательства, свидетельствующие о добросовестном принятии мер направленных на соблюдение установленных градостроительным законодательством процедур, связанных с подготовкой проектной документации, и на получение разрешения на строительство, ввод объекта в эксплуатацию. Исходя из смысла гражданского законодательства, право собственности на постройку, возведенную без необходимых разрешений, не может быть признано за создавшим ее лицом, которое имело возможность получить указанные разрешения, но не предприняло мер для их получения, ввиду недобросовестности своих действий (Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 18-КГ13-126).

Возможность легализации объектов самовольного строительства предусмотрена статьей 222 Гражданского кодекса РФ (далее- ГК РФ). Вместе с тем, Президиумом Верховного Суда РФ в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, от ДД.ММ.ГГГГ высказана позиция о том, что признание права собственности на основании статьи 222 ГК РФ на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой-либо не зависящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный объект недвижимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения, вытекающие из градостроительной деятельности, и отношения по использованию земель.

Обстоятельства, подлежащие доказыванию в данной категории дел, предусмотрены статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также содержатся в разъяснениях, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

Так, статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен ряд условий, допускающих признание права собственности на объект самовольного строительства. Право собственности на самовольную постройку может быть признано за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В силу подп. 5 п. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, подп. 26 п. 1 статьи 16 Федерального закона -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа <адрес>ФИО2<адрес> относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа. В соответствии с п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

При этом привлеченные к участию в процессе в качестве ответчиков и третьих лиц Администрация <адрес>ФИО2<адрес> возражали против признания права собственности за истцом на самовольную постройку, ссылаясь на нарушение истцом требований Градостроительного кодекса РФ и отсутствие надлежащего права на земельный участок.

Одним из существенных условий, подлежащих установлению при рассмотрении судом требований о признании права собственности на самовольную постройку, является наличие прав истца на земельный участок, на котором находится спорный объект, а также отсутствие нарушения прав третьих лиц в результате признания на него права собственности.

Истцом не принято во внимание условие, указанное в абзаце 1 части 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно возможность признания права собственности на самовольную постройку только за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка. В связи с этим важным обстоятельством, подлежащим установлению для определения возможности признания права собственности на объект недвижимого имущества, является наличие предусмотренных ст. 222 ГК РФ прав истца на земельный участок, на котором находится спорный объект, а также отсутствие нарушения прав третьих лиц в результате признания на него права собственности.

Истец в обоснование заявленных требований указывает, что спорный объект возведен на земельном участке, предоставленном в соответствии с договором аренды, что допускается в правоприменительной практике при решении вопросов о признании права собственности на самовольную постройку.

Между тем, законодателем установлен исчерпывающий перечень видов права на земельный участок лица, обращающегося в суд с требованием о признании права собственности на объект самовольного строительства, расположенный на данном участке.

В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату только во временное владение и пользование или во временное пользование, аренда к вышеуказанным видам прав не относится.

Согласно пункту 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ , Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ, рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Любой объект капитального строительства и реконструкции выполненный без осуществления государственной экспертизы проектной документации и выдачи соответствующего разрешения на строительство (реконструкцию) является опасным (последствия самовольного строительства или реконструкции непредсказуемы), то есть его эксплуатация нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц. Представляет собой угрозу жизни и здоровью граждан <адрес>.

Анализируя указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 к Администрации <адрес> о признании права собственности на объект недвижимости не могут быть удовлетворены по изложенным выше основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требованиях ФИО1 к Администрации <адрес> о признании права собственности на объект недвижимости, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в ФИО2 областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: А.<адрес>

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.