ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2863/2021 от 19.10.2021 Иркутского районного суда (Иркутская область)

УИД 38RS0

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 октября 2021 года ....

Иркутский районный суд .... в составе председательствующего судьи Борзиной К.Н., при секретаре Федоровой Д.А.,

с участием представителя истца – ст. помощника прокурора ФИО3, представителя ответчика - ФИО5, представителя третьего лица - ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... к МКУ Уриковского муниципального образования в сфере экологии "Уриковский туристическо-экологический центр", Фонд памяти Сибиряков о запрете деятельности по использованию лесного участка до получения проекта освоения лесов,

УСТАНОВИЛ:

Истец Западно-Байкальского межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... с исковым заявлением к МУК Уриковского муниципального образования в сфере экологии "Уриковский туристическо-экологический центр", Фонд памяти Сибиряков, в котором в обоснование заявленных исковых требований с учетом уточнений указал, что Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках проведения анализа состояния законности исполнения законодательства о лесопользовании арендаторами лесных участков установлены факты использования лесного участка в .... в отсутствие проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы.

По результатам анализа установлено, что распоряжением Агентства лесного хозяйства .... от **/**/****-агр (далее - Распоряжение) на основании заявления муниципального казенного учреждения Уриковского муниципального образования в сфере экологии (далее - МКУ УМО «ТУР- ЭКОЦЕНТР») в постоянное бессрочное пользование последнему предоставлен лесной участок общей площадью 43,6 га. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, участок имеет кадастровый .

МКУ УМО «ТУР-ЭКОЦЕНТР» предоставлен лесной участок, расположенный на землях лесного фонда в Иркутском лесничестве: Хомутовское участковое лесничество, Пригородная дача, квартал (выделы 28-35), квартал (выделы 4-10, 17-23).

В соответствии с пунктом 2.1 Распоряжения, МКУ УМО «ТУР-ЭКОЦЕНТР обязан использовать лесной участок в соответствии с Правилами использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденными приказом Федерального агентства лесного хозяйства от **/**/**** (утратил силу **/**/****). Согласно пункту 2.3. Распоряжения в установленном порядке разработать и представить в агентство лесного хозяйства .... проект освоения лесов не позднее. 5 (пяти) месяцев с момента государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования лесным участком. Ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию в соответствии с проектом освоения лесов, отчеты об использовании, охране, защите, и воспроизводству лесов в территориальный отдел агентства лесного хозяйства .... по Иркутскому лесничеству.

По информации министерства лесного комплекса .... лесопользователь МКУ УМО «ТУР - ЭКОЦЕНТР» лесного участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы не направлял.

Сторона ответчика не отрицает факт занятия и использования лесного участка Лесопользователем МКУ УМО «ТУР - ЭКОЦЕНТР», равно как и фондом памяти Сибиряков нарушены интересы Российской Федерации в сфере обеспечения использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека; сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

С учетом уточненных требований истец просит:

Запретить муниципальному казенному упреждению Уриковского муниципального образования в сфере экологии «Уриковский туристическо-экологический центр» (ИНН 382707365961, ОГРН 1133850047165), фонду памяти Сибиряков (ИНН 3849068702, ОГРН 1183850008924) деятельность по использованию лесного участка, расположенного на земельном участке с кадастровым номером предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с распоряжением Агентства лесного хозяйства от **/**/****-агр, до получения в установленной законом форме проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов.

В судебном заседании процессуальный истец - ст. помощник прокурора Западно-Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура ФИО3 заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в уточенном исковом заявлении.

В судебное заседание представитель материального истца Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Фонд памяти Сибиряков по доверенности ФИО5 возражала против удовлетворения заявленных требований, факт частичного использования спорного земельного участка не оспаривала.

Представитель третьего лица Администрация Уриковского муниципального образования ФИО4 указала, что Администрация Уриковского муниципального является учредителем МКУ УМО «Тур – Экоцентр», последний обращался за выделением денежных средств для разработки проекта освоения лесов.

Представитель ответчика МУК Уриковского муниципального образования в сфере экологии "Уриковский туристическо-экологический центр" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно представленному заявлению просил рассмотреть дело в свое отсутствие, против удовлетворения заявленных требований возражал.

Представитель третьего лица Министерство лесного комплекса .... в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Распоряжением Агентства лесного хозяйства .... от **/**/****-агр на основании заявления муниципального казенного учреждения Уриковского муниципального образования в сфере экологии (далее - МКУ УМО «ТУР-ЭКОЦЕНТР») в постоянное бессрочное пользование последнему предоставлен лесной участок общей площадью 43,6 га с кадастровым номером 38:06:111418:7897, расположенный в переделах земель лесного фонда Иркутского лесничества (Хомутовское участковое лесничество, Пригородная дача, квартал (выделы 28-35), квартал (выделы 4-10, 17-23).

В соответствии с пунктом 2.1 Распоряжения, МКУ УМО «ТУР-ЭКОЦЕНТР обязан использовать лесной участок в соответствии с Правилами использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденными приказом Федерального агентства лесного хозяйства от **/**/****.

Согласно пункту 2.3. Распоряжения в установленном порядке разработать и представить в агентство лесного хозяйства .... проект освоения лесов не позднее 5 (пяти) месяцев с момента государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования лесным участком. Ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию в соответствии с проектом освоения лесов, отчеты об использовании, охране, защите, и воспроизводству лесов в территориальный отдел агентства лесного хозяйства .... по Иркутскому лесничеству.

В соответствии со ст.ст. 12, 88 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 28 Приказа Рослесхоза от **/**/**** «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, данных лесоустройства и иных специальных обследований, документов территориального планирования.

Согласно п. 3 Приказа Рослесхоза от **/**/**** «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Порядок проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов установлен ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации, Приказом Минприроды России от **/**/**** «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» (утратил силу с **/**/****). С **/**/**** Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержден приказом Минприроды России от **/**/****.

Государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов (далее - Экспертиза) проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 Порядка, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса.

В соответствии с пунктом 3 Порядка целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.

На основании пункта 5 Порядка лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (далее - лесопользователи), для проведения Экспертизы подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов, или внесенных в него изменений, на бумажном носителе в двух экземплярах, в прошитом и пронумерованном виде, или в электронном виде в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования сети "Интернет", в том числе через "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

В соответствии с пп.4 п. 8 Положения о Министерстве лесного комплекса ...., утв. Постановлением .... от **/**/**** N 155-пп, уполномоченным органом в сфере проведения государственной экспертизы проектов освоения лесов на территории .... является Министерство лесного комплекса .....

Из анализа вышеуказанных норм и положений следует, что обязанность по разработки проекта освоения лесов возложена на определенное лицо, которому лесной участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.

При рассмотрении дела стороной ответчика не представлено доказательств предоставления в министерство лесного комплекса .... проекта освоения лесов для проведения государственной экспертизы.

Использование участка либо планируемая деятельность по использованию участка в отсутствие проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы, в составе которого определены проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира; ограничения использования лесов, установленные лесохозяйственным регламентом по видам целевого назначения лесов, по видам особо защитных участков лесов; сведения о наличии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан и иных лесных растений, может нанести вред окружающей среде и соответственно ставит под угрозу права граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона об охране окружающей среды нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Статьей 56 Закона об охране окружающей среды установлено, что при нарушении требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности такая деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 80 Закона об охране окружающей среды требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Исследованными доказательствами установлено использование ответчиками земельного участка с нарушением обязательных требований законодательства об охране окружающей среды, природоохранного законодательства, а также лесного законодательства. Суд при этом учитывает, что эксплуатация объектов и использование земельного участка нарушает интересы неопределенного круга лиц, поскольку создает опасность причинения в будущем вреда экологии. С учетом изложенного, требования прокурора о запрете деятельности по использованию земельного участка до получения проекта освоения лесов, подлежат удовлетворению.

Суд не может принять во внимание возражения ответчиков, третьего лица об отсутствие деятельности по использованию лесного участка в связи со следующим.

Согласно имеющимся в материалах дела Актам осмотра территории от **/**/**** установлено ведение деятельности в границах земельного участка с кадастровым номером: и использование земельного участка.

При рассмотрении дела представитель ответчика Фонд Памяти Сибиряков не оспаривал частичное использование спорного земельного участка, а именно: установление тира, макетов для реконструкции боевых действий. Указанные обстоятельства также подтверждаются пояснениями директора фонда памяти Сибиряков ФИО6, согласно которым на части земельного участка располагается отделение патриотического воспитания, а именно панорама сражения под Прохоровкой, входящего в музей выброшенных вещей, устное согласие на занятие части территории этого участка было получено от Главы администрации Уриковского муниципального образования ФИО7, письменно данная договоренность не оформлялась в связи с невозможностью предоставления данного участка в субаренду. О том, что при использовании данного лесного участка необходимо было разработать проект освоения лесов и представить его для прохождения государственной экспертизы, ФИО6 было не известно.

Таким образом, судом установлено использование спорного земельного участка фондом памяти Сибиряков без получения проекта освоения лесов. Ссылка ответчика о возложении на него обязанности по изготовлению проекта освоения лесов несостоятельно, поскольку предметом требований является приостановление деятельности до разработки проекта.

Доводы ответчика МКУ УМО «ТУР - ЭКОЦЕНТР» о неиспользовании земельного участка именно им не влияет на выводы суда, поскольку ответчиком не представлено доказательств передачи своих прав и обязанностей по использованию земельного участка в установленном законном порядке третьим лицам.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокуратура к МКУ Уриковского муниципального образования в сфере экологии "Уриковский туристическо-экологический центр", Фонд памяти Сибиряков – удовлетворить.

Запретить муниципальному казенному упреждению Уриковского муниципального образования в сфере экологии «Уриковский туристическо-экологический центр» (ИНН 382707365961, ОГРН 1133850047165), фонду памяти Сибиряков (ИНН 3849068702, ОГРН 1183850008924) деятельность по использованию лесного участка, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 38:06:111418:7897, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с распоряжением Агентства лесного хозяйства от **/**/****-агр, до получения в установленной законом форме проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский Областной суд через Иркутский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения суда.

Судья: К.Н. Борзина