ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2864/2023 от 18.10.2023 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-2864/2023

УИД 44RS0001-01-2023-002401-03

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 октября 2023 года г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Серобабы И.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Секановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ОГКУ «Центр социальных выплат» к ФИО1 о взыскании неосновательно полученной суммы ежемесячной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

ОГКУ «Центр социальных выплат» обратилось в Свердловский районный суд г.Костромы с исковым заявлением о взыскании с ФИО1 неосновательно полученной суммы ежемесячной выплаты в размере ... руб. и расходов по уплате государственной пошлины в размере ... руб., а всего ... руб.

В обоснование иска сторона указывает, что ФИО1 обратилась <дата> в ОГКУ «Центр социальных выплат» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Костромской области на Полевую В.А., <дата> г.р. На основании решения ОГКУ «ЦСВ» от <дата> ежемесячная выплата была назначена ФИО1 на период с <дата> по <дата> в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в Костромской области. <дата> ФИО1 обратилась в ОГКУ «ЦСВ» с заявлением о назначении ежемесячной выплаты на Полевую В.А., <дата> г.р. Сведения о доходах супруга ФИО2 представлены не были, тогда как по информации, поступившей в ответе на межведомственный запрос из УФНС России по Костромской области, супруг ФИО2 не имел доходов в расчетный период (копия справки о доходах физического лица за 2020 прилагается). Поскольку на момент подачи заявления от <дата> семья ФИО1 являлась многодетной (на содержании и воспитании находились: ФИО3, <дата> г.р., ФИО4, <дата> г.р., ФИО5, <дата> г.р.), а ФИО1 осуществляла уход за ФИО4, и ФИО5 до достижения ими возраста трех лет, ОГКУ «ЦСВ» было принято решение о назначении ежемесячной выплаты при отсутствии доходов супруга - ФИО2 На основании решения ОГКУ «ЦСВ» от <дата> ежемесячная выплата в размере ... руб. (100 процентов величины прожиточного минимума для детей в соответствии с постановлением администрации Костромской области от <дата>-а) была назначена ФИО1 на период с <дата> по <дата> с последующей индексацией, а также, в рамках используемого ОГКУ «ЦСВ» программного комплекса «Катарсис-соцзащита», был произведён автоматический перерасчет ежемесячной выплаты с <дата> по <дата> в размере ... руб. (с ранее получаемой суммы - ... руб. до ... руб.). При подаче заявления от <дата> ФИО1 документы (сведения) о доходах супруга представлены не были, <дата> ФИО1 обратилась с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка или последующих детей семьям, проживающим на территории Костромской области, на ФИО5, <дата> г.р. На основании решения ОГКУ «ЦСВ» от <дата> ежемесячная денежная выплата в случае рождения третьего ребенка или последующих детей семьям, проживающим на территории Костромской области, была назначена ФИО1 на период с <дата> по <дата> в размере ... руб. При подаче заявления от <дата> ФИО1 была представлена справка от <дата> о доходах и суммах налога физического лица за 2021 супруга - ФИО2, <дата> г.р. В ходе проверки сведений по заявлению ФИО1 от <дата> было установлено, что при подаче заявления от <дата> о назначении ежемесячной выплаты ФИО1 намеренно скрыла сведения о доходах супруга, являющегося военнослужащим, за 2021 год, вследствие чего расчет среднедушевого дохода семьи ФИО1 был произведен некорректно, на основании недостоверных сведений, в связи с чем, ежемесячная выплата за период с <дата> по <дата> в размере ... руб. (... руб. + ... руб. = ... руб.) была получена незаконно. В случае предоставления ФИО1 сведений о доходах супруга, являющегося военнослужащим, среднедушевой доход семьи превысил бы величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Костромской области на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты, и в назначении ежемесячной выплаты было бы отказано. ФИО1 <дата> и <дата> направлялись письма с предложением возвратить неосновательно полученную сумму ежемесячной выплаты, однако до настоящего времени денежные средства на расчетный счет ОГКУ «ЦСВ» не поступили.

Представитель истца ОГКУ «Центр социальных выплат» ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске доводам.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещалась судом о времени и месте рассмотрения дела по месту жительства (месту регистрации) заказным письмом с уведомлением. Судебное извещение адресатом не получено по неизвестным суду причинам, почтовое отправление возвращено в адрес суда по истечении срока хранения, что суд расценивает как уклонение ответчика от получения судебной повестки.

Участвующие в деле третьи лица явку в судебное заседание не обеспечили, о причинах неявки суд не информировали, правовую позицию по существу спора не обозначили.

В соответствии с п. 2 ст. 117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.

Согласно ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. В связи с изложенным, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральный закон от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Федеральный закон №81-ФЗ) устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Из содержания ст. 2 Федерального закона №81-ФЗ следует, что субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

На основании ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Федеральный закон №256-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Постановлением губернатора Костромской области от 10.04.2020 №50 «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Костромской области», действовавшего на момент рассматриваемых правоотношений, в целях повышения доходов семей, имеющих детей, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» с 1 января 2020 года установлены ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Костромской области.

В соответствии с п. 13 названного Постановления, основанием для назначения ежемесячной выплаты является обращение гражданина в Центр с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в соответствии с типовой формой, утвержденной Постановлением № 384.

Типовая форма заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384, предусматривает заполнение графы о месте работы, необходимую к отметке для военнослужащих, сотрудников учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внутренних дел Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительно исполнения Российской Федерации, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации.

В силу подпункта 7 пункта 4 Порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Костромской области, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 10.04.2020 № 50, при расчете среднедушевого дохода семьи учитывается денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии).

Обязанность по представлению документов возложена на заявителя, за исключением случаев, если такие документы (информация, содержащаяся в них) находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственных и муниципальных услуг, и при этом такие документы не включены в определенный частью 6 статьи 7 указанного Федерального закона перечень документов (ч. 2 ст. 6 Закона).

На основании пункта 12 Положения, заявитель несет ответственность за неполноту и недостоверность сведений, указанных в заявлении, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 19 Федерального закона №81-ФЗ излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине вследствие предоставления документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В том случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Согласно пункту 3 статьи 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Вместе с тем материальный закон устанавливает исключения из приведенного правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как установлено судом при рассмотрении дела, в соответствии со свидетельством о заключении брака I-ГО , заключен брак между ФИО2, <дата> г.р. и ФИО7, <дата> г.р.

В браке у ФИО2 и ФИО1 родились дети ФИО8, <дата> г.р., ФИО4, <дата> г.р. и ФИО5, <дата> г.р.

ФИО1 обратилась <дата> в ОГКУ «Центр социальных выплат» через «Единый портал государственных услуг (функций)» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Костромской области на Полевую В.А., <дата> г.р.

На основании решения ОГКУ «Центр социальных выплат» от <дата> ФИО1 назначена ежемесячная выплата на период с <дата> по <дата> в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в Костромской области.

<дата> ФИО1 обратилась в ОГКУ «Центр социальных выплат» через «Единый портал государственных услуг (функций)» с заявлением о назначении ежемесячной выплаты на Полевую В.А., <дата> г.р.

На основании решения ОГКУ «Центр социальных выплат» от <дата> ежемесячная выплата в размере ... руб. была назначена ФИО1 на период с <дата> по <дата> с последующей индексацией, а также, в рамках используемого ОГКУ «ЦСВ» программного комплекса «Катарсис-соцзащита», был произведён автоматический перерасчет ежемесячной выплаты с <дата> по <дата> в размере ... руб.

<дата> ФИО1 обратилась с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка или последующих детей семьям, проживающим на территории Костромской области, на ФИО5, <дата> г.р.

На основании решения ОГКУ «Центр социальных выплат» от <дата> ежемесячная денежная выплата в случае рождения третьего ребенка или последующих детей семьям, проживающим на территории Костромской области, была назначена ФИО1 на период с <дата> по <дата> в размере ... руб.

При подаче заявления от <дата> ФИО1 предоставила справку от <дата> о доходах и суммах налога физического лица за 2021 год в отношении своего супруга ФИО2, <дата> г.р.

<дата> ФИО1 обратилась через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в ОГКУ «Центр социальных выплат» с заявлением о назначении ежемесячной выплаты на Полевую В.А., <дата> г.р.

В ходе проверки сведений по заявлению ФИО1 от <дата> было установлено, что при подаче заявления от <дата> о назначении ежемесячной выплаты ФИО1 намеренно скрыла сведения о доходах супруга, являющегося военнослужащим, за 2021 год.

При подаче заявления от <дата> ФИО1 не была проставлена отметка о том, что ее супруг является военнослужащим, документы (сведения) о доходах супруга представлены не были.

На основании вышеизложенного, ответчиком для назначения социальной выплаты были предоставлены недостоверные сведения в отношении своего супруга ФИО2, являющего военнослужащим, вследствие чего его денежное довольствие (денежное содержание) не учитывалось при расчете среднедушевого дохода семьи.

Вследствие недостоверных данных, представленных в ОГКУ «Центр социальных выплат», расчет среднедушевого дохода семьи ФИО1 был произведен некорректно, в связи с чем, ежемесячная выплата за период с <дата> по <дата> в размере ... руб. (... руб. + ... руб. = ... руб.) была получена незаконно.

Таким образом, сумма излишне выплаченной ежемесячной выплаты составляет ... рублей, расчет суммы ответчиком не оспорен.

<дата> и <дата> ФИО1 направлялись письма с предложением возвратить неосновательно полученную сумму ежемесячной выплаты, однако до настоящего времени денежные средства на расчетный счет ОГКУ «ЦСВ» не поступили, доказательств обратного суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ОГКУ «Центр социальных выплат» в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате госпошлины в сумме ... руб. по платежному поручению от <дата>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233, 235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ОГКУ «Центр социальных выплат» – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, <дата> года рождения, уроженки <адрес>, СНИЛС , в пользу ОГКУ «Центр социальных выплат» неосновательно полученную сумму ежемесячной выплаты в размере ... руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере ... руб., а всего ... руб.

Ответчик вправе в течение семи дней с момента получения копии заочного решения подать в Свердловский районный суд г. Костромы заявление об отмене решения, в котором должны быть указаны обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья И.А. Серобаба

Мотивированное решение изготовлено 25.10.2023