Дело № 2-2877/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 ноября 2015 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Веселовой А.О.,
при секретаре Плетневой Н.А.
с участием заместителя прокурора города Владимира Коновалова В.А.
представителей ответчика ФИО1 и ФИО2
представителя третьих лиц ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску прокурора города Владимира к администрации г.Владимира об обязании провести в границах муниципального образования г.Владимир лесоустройство
у с т а н о в и л:
Прокурор г.Владимира обратился в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц (жителей города Владимира)в суд с иском к администрации г.Владимира, в котором просил обязать администрацию г.Владимира в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
- провести в границах муниципального образования город Владимир лесоустройство, а именно: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов: проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов;
- представить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о принадлежности земель муниципального образования, на которых находятся леса к соответствующей категории земель;
- разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях муниципального образования, на которых расположены леса,
- организовать осуществление мер пожарной безопасности в лесах в границах муниципального образования город Владимир в соответствии с разработанным лесохозяйственным регламентом.
В судебном заседании помощник прокурора города Владимира Коновалов Г.С. уточнил заявленные требования и в окончательной редакции просил обязать администрацию города Владимира в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
- провести в границах зоны рекреационного назначения (###), предусмотренной «Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Владимир» (утверждены решением Совета народных депутатов города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ N 183), муниципального образования город Владимир, за исключением земель лесного фонда Владимирской области, лесоустройство, а именно проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов;
- представить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о принадлежности земель муниципального образования в границах зон рекреационного назначения (###), предусмотренной «Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Владимир» (утверждены решением Совета народных депутатов города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ N ###), на которых находятся леса, к соответствующей категории земель, за исключением земель лесного фонда Владимирской области;
- разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях муниципального образования в границах зон рекреационного назначения (###), предусмотренной «Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Владимир» (утверждены решением Совета народных депутатов <...> от ДД.ММ.ГГГГ N ###), на которых расположены леса, за исключением земель лесного фонда Владимирской области;
- организовать осуществление мер пожарной безопасности в лесах в границах муниципального образования город Владимир, в границах зон рекреационного назначения (Р-1 - Р-8), предусмотренной «Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Владимир» (утверждены решением Совета народных депутатов <...> от ДД.ММ.ГГГГ N 183), за исключением земель лесного фонда Владимирской области, в соответствии с разработанным лесохозяйственным регламентом.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города Владимира проведена проверка соблюдения федерального законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, которой установлено, что администрацией города Владимира не выполняется предусмотренная законом обязанность в отношении муниципальных лесов, отсутствуют материалы лесоустройства, не оформлено право собственности, границы земельных участков, занятых лесами, не установлены, на кадастровый учет участки, занятые муниципальными лесами, не поставлены. Указанное бездействие создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды; приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального контроля; обеспечения рационального использования лесов; организации мер пожарной безопасности в муниципальных лесах.
Так, согласно сведениям публичной кадастровой карты (спутниковые снимки), размещенной на официальном сайте органа кадастрового учета в сети «Интернет» - www.rosreestr.ru установлено, что в границах муниципального образования город Владимир расположены лесные насаждения, что подтверждается скриншотами. Точные границы, площадь, таксационные характеристики лесных насаждений могут быть определены при проведении лесоустроительных работ.
По сообщению ГКУ ВО «Владимирское лесничество» департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области, которому в соответствии с п. 5 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации переданы полномочия по ведению государственного лесного реестра на территории Владимирской области, на территории города Владимира расположены лесные насаждения, не входящие в состав лесного фонда Владимирской области. По указанным лесным насаждениям не располагает материалами лесоустройства.
Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Обязанность органов местного самоуправления по организации лесоустройства вытекает из части 2 статьи 70 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которой органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству в порядке, установленном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ###-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по организации благоустройства территории городского округа (включая озеленение территории), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; осуществление муниципального лесного контроля.
Данное положение федерального закона также закреплено и в ст. 8 Устава муниципального образования город Владимир, утвержденного Решением Владимирского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ### к вопросам местного значения городского округа относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по организации благоустройства территории городского округа (включая озеленение территории), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; осуществление муниципального лесного контроля.
Порядок проведения лесоустройства определяется Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ###, устанавливающей требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Согласно пункту 3 Лесоустроительной инструкции лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Пунктом 5 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что проведение указанных мероприятий обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации.
На основании материалов лесоустройства в Единый государственный реестр земель вносятся сведения о количественных, качественных, экономических и иных характеристиках земельного участка, например сведения о виде разрешенного использования, установленного в соответствии с лесохозяйственным регламентом.
Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству (ст. 67, ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса РФ) и землеустройству (п. 3 ст. 69, ст. 92 Лесного кодекса РФ, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 78-ФЗ «О землеустройстве»).
На основании распоряжения Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ###-р отведено Владимирскому гориспокому 278,5 гектара лесной площади под устройство пригородного парка в квартал №### Пригородного лесничества, с исключением из гослесфонда.
Решением Исполнительного комитета Владимирского городского совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ### (протокол ###) создан лесопарк в юго-западном районе города Владимира.
Решением исполнительного комитета Владимирского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ### указанный лесопарк переименован в парк «Дружба».
Решением Исполнительного комитета Владимирского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ### «Об организации лесопарка в заклязьменской зоне города» (протокол ###) создан лесопарк в заклязьменской зоне города Владимира.
Решением Исполнительного комитета Владимирского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ### «Об открытии Загородного парка» указанный лесопарк переименован в Загородный парк.
Проведенной проверкой установлено, что администрацией города Владимира лесоустройство на землях расположенных в границах города не проведено, лесохозяйственный регламент не разработан, не оформлено право собственности, не установлены границы земельных участков, занятых лесами, на кадастровый учет участки, занятые муниципальными лесами не поставлены.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора города Марковой Н.А. совместно со специалистом - доцентом кафедры биологии и экологии ВлГУ кандидатом биологических наук ФИО6 осуществлен выезд с целью исследования насаждений древесных пород на территории Загородного парка и парка «Дружба» города Владимира. Согласно заключению специалиста - доцента кафедры биологии и экологии ВлГУ кандидата биологических наук ФИО6 насаждения древесных пород на территориях Загородного парка и парка «Дружба» можно считать лесными экосистемами - лесами.
Представители ответчика – администрации города Владимира ФИО2 и ФИО1 возражали против удовлетворения заявленных требований, указав, что прокурором не определен предмет иска. На территории муниципального образования г.Владимир имеется единый земельный участок, занятый лесными насаждениями, который в натуре не выделен. Октябрьским районным судом г.Владимира уже рассматривалось дело по аналогичному иску прокурора, которым его требования оставлены без удовлетворения.
Представитель третьих лиц – Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области и Государственного казенного учреждения Владимирской области «Владимирское лесничество» ФИО3 поддержал заявленные требования. Указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ в городе Владимире велась работа по организации загородных парков. На данный момент таковыми являются ФИО4, на организацию которого из государственного лесного фонда было изъято ### гектаров лесных земель и Парк Дружба, под устройство которого было отведено ### гектаров земель государственного лесного фонда. Обратно выделенные под создание парков земли в гослесфонд не поступали.
Представитель третьего лица- Управления архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов администрации города Владимира, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции РФ лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство регулирует лесные отношения.
Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ст.6 ЛК РФ).
В силу частей 1, 11 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами и т.д.
Согласно ч. 2 ст. 4 ЛК РФ от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Статьей 98 ЛК РФ установлено, что на территории муниципального образования лесной контроль за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов осуществляются органами местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктах поселения и в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения соответственно поселения (пункт 19 части 1 статьи 14) и городского округа (пункт 25 части 1 статьи 16).
Согласно ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств и лесопарков; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) проектирование лесных участков; 4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; 5) таксацию лесов; 6) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, устанавливающей требования к составу, методам и точности выполнения лесоустроительных работ, содержащей перечень мероприятий по лесоустройству.
Порядок проведения лесоустройства определяется Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ N 516 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции", согласно пункту 5 которого проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ и статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
В соответствии со статьей 87 Лесного кодекса РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка, который обязателен для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка и в котором устанавливаются:
1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 ЛК РФ;
2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;
3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 ЛК РФ;
4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Судом установлено, что на территории города Владимира имеются лесные насаждения, не входящие в состав лесного фонда ГКУ ВО «Владимирское лесничество», что подтверждается информацией, представленной ГКУ ВО «Владимирское лесничество» (л.д.###) и не оспорено ответчиком.
Согласно Уставу ГКУ ВО «Владимирское лесничество», утвержденному Директором департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ###-П, предметом и целью деятельности учреждения является обеспечение рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсов потенциала лесов, удовлетворения общества в лесных ресурсах на основе обоснованного многоцелевого лесопользования на землях лесного фонда в интересах Российской Федерации и Владимирской области.
На основании распоряжения Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ###-р Владимирскому горисполкому отведено ### гектар лесной площади под устройство пригородного парка в кварталах №### Пригородного лесничества, с исключением из гослесфонда. (л.д.###).
Решением Исполнительного комитета Владимирского городского совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ### (протокол ###) создан лесопарк в юго-западном районе города Владимира.
Решением исполнительного комитета Владимирского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ### указанный лесопарк переименован в парк «Дружба».
Решением Исполнительного комитета Владимирского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ### «Об организации лесопарка в заклязьменской зоне города» (протокол ###) создан лесопарк в заклязьменской зоне города Владимира.
Решением Исполнительного комитета Владимирского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ### «Об открытии Загородного парка» указанный лесопарк переименован в Загородный парк.
Право муниципальной собственности на лесные участки в границах муниципального образования город Владимир не зарегистрировано, что подтверждается ответом управления архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов администрации города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ
Вместе с тем, муниципальное образование город Владимир является собственником земельных участков, выделенных под содержание лесного парка «Дружба» общей площадью ###
Однако администрацией города Владимира лесоустройство на землях, расположенных в границах города Владимира, не проведено, лесохозяйственный регламент не разработан, не установлены границы земельных участков, занятых лесами, на кадастровый учет участки, занятые муниципальными лесами не поставлены.
Обратное ответчиком не доказано.
При таких данных суд приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения заявленных требований и возложения на ответчика обязанности по проведению лесоустройства; разработке лесохозяйственного регламента, организации мер пожарной безопасности в лесах в границах муниципального образования город Владимир, за исключением земель лесного фонда Владимирской области и представлению в орган кадастрового учета сведений, необходимых для осуществления кадастрового учета.
В силу статьи 37 Устава муниципального образования город Владимир, утвержденного Решением Владимирского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 231 организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, осуществление муниципального лесного контроля относятся к полномочиям администрации города Владимира.
Наличие постановления администрации города Владимира ### от ДД.ММ.ГГГГ. «О мерах по обеспечению охраны лесов в административных границах города Владимира от пожаров в пожароопасный период», на которое ссылался ответчик не может служить основанием к отказу в иске прокурору города в части требования об организации мер пожарной безопасности в лесах …, поскольку данным постановлением утвержден план мероприятий по предупреждению и тушению пожаров в лесах лишь в пожароопасный период.
Доводы представителя ответчика о том, что истцом не доказано нарушение прав неопределенного круга лиц также являются несостоятельными.
Согласно статьи 4 ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, леса.
Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в силу статьи 42 Конституции Российской Федерации.
Городские леса относятся к категории защитных лесов (часть 1 статьи 6, подпункта "г" пункта 3 части 2 статьи 102 Лесного кодекса РФ), их сохранение касается интересов неопределенного круга лиц.
Невыполнение органом местного самоуправления предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по отношению к лесам, находящимся в его введении, создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является нарушением прав жителей города и других граждан на благоприятную окружающую природную среду, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране указанных лесов вследствие отсутствия мероприятий по лесоустройству в виде их охраны, защиты и таксации, обеспечения рационального использования лесов; организации мер пожарной безопасности в муниципальных лесах, а также привлечении лиц, виновных в нарушении гражданского, административного и уголовного законодательства, к предусмотренной законом ответственности.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает возможным установить срок исполнения ответчиком указанных обязанностей в течение шести месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора города Владимира удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Владимира в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести в границах муниципального образования в составе зон рекреационного назначения (###), предусмотренной «Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Владимир» (утверждены решением Совета народных депутатов города Владимира от ###), за исключением земель лесного фонда Владимирской области, лесоустройство; разработать и утвердить лесохозяйственный регламент в отношении городских лесов, лесничеств и лесопарков, расположенных в границах муниципального образования и не относящихся к землям государственного лесного фонда, организовать осуществление мер пожарной безопасности в лесах в границах муниципального образования город Владимир, за исключением земель лесного фонда Владимирской области, представить в орган кадастрового учета сведения, необходимые для осуществления кадастрового учета.
В остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г.Владимира в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья А.О. Веселова
Решение суда принято в окончательной форме 24.11.2015 года
Судья А.О. Веселова