ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2882/17 от 10.10.2017 Ленинскогого районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2-2882/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 октября 2017 года город Уфа

Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Харламова Д.А.,

при секретаре Хамидуллиной А.Р.,

с участием истца ФИО1,

с участием представителя ответчика – Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО город Уфа РБ, ФИО3, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

с участием представителя ответчика – ГАУ «Центра спортивной подготовки РБ», ФИО4, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебнм заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО город Уфа РБ, ГАУ «Центра спортивной подготовки РБ», Администрацию городского округа г. Уфа о признании недействительным договора безвозмездного пользования земельным участком,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО город Уфа РБ, ГАУ «Центра спортивной подготовки РБ», Администрацию городского округа г. Уфа о признании недействительным договора безвозмездного пользования земельным участком.

В обоснование исковых требования истец указал, что в Ленинском районном суде г.Уфы рассматривается административное исковое заявление ФИО1 к Администрации Ленинского района г.Уфы о признании незаконным отказа Администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан обратиться в суд с исковым заявлением к ГАУ ЦСП РБ о демонтаже железного ограждения в зоне действия публичного сервитута на территории, прилегающей к спортивному комплексу, в целях обеспечения свободного проезда/прохода с улицы Нуриманова на улицу Госпитальную на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010228:646. В процессе судебного разбирательства 28 июня 2017 г. выяснилось, что уже после возбуждения дела Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа и ГАУ ЦСП РБ подписали договор №114 БСП-17 от 20 июня 2017 г. безвозмездного пользования, согласно которому ГАУ ЦСП РБ получило в безвозмездное пользование земельный участок с кадастровым номером 02:55:010228:646 сроком с 03.05.2017 г. по 28.04.2017 г. С Считает указанный договор недействительным, ничтожным по следующим основаниям:

1.Земельный участок с кадастровым номером 02:55:010228:646 примыкает к зданию ГАУ ЦСП РБ и имеет сквозной проезд и проход с улицы Нуриманова на улицу Госпитальную через территорию, прилегающую к спортивному комплексу. Данный проезд/проход согласно постановлению главы Администрации городского округа г.Уфа от 22 марта 2016 г. №374 «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной улицами Султанова, Чернышевского, Гафури и Свердлова в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан - проекта межевания территории квартала № 413, ограниченного улицами Султанова, Чернышевского, Гафури и Коммунистической в Ленинском. районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан» является зоной публичного сервитута.

Договор №114 БСП-17 от 20 июня 2017 г. безвозмездного пользования земельным участком не содержит указания на наличие зоны действия публичного сервитута и границу зоны его действия. Тем самым нарушаются права неограниченного круга лиц, в пользу которых установлен сервитут, в том числе истца. В настоящий момент проезд и проход по данному участку невозможен, в связи с чем истец ранее обратился в Ленинский районный суд г.Уфы с административным исковым заявлением к Администрации Ленинского района г.Уфы.

В письме от 14.10.2016 г. №30488 Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа указано, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:010228:646 ранее был предоставлен в безвозмездное пользование ГАУ ЦСП РБ сроком с 14.02.2016 г. по 08.02.2017 г., и по истечении данного срока будет рассмотрен вопрос о приведении границ земельного участка с кадастровым номером 02:55:010228:646 в соответствие с утвержденным проектом планировки и межевания. Однако при передаче земельного участка в безвозмездное пользование сроком с 03.05.2017 г. по 28.04.2017 г. данное требование не было выполнено.

Данная процедура при передаче была нарушена. Поскольку на момент передачи участка, был утвержден проект планирования территории, ограниченной улицами Султанова, Чернышевского, Гафури и Свердлова в Ленинском районе ГО город Уфа РБ – проект межевания квартала №413, ограниченного улицами Султанова, Чернышевского, Гафури и Свердлова в Ленинском районе ГО город Уфа РБ, то границы земельного участка с кадастровым номером 02:55:010228:646 подлежали уточнению в связи с наличием на нем зоны публичного сервитута. Соответственно уполномоченный орган должен принять решение о предварительном согласовании предоставлении земельного участка. Такое решение отсутствует. Земельный участок был передан в нарушении с федеральными законами. Таким образом, Договор №114 БСП-17 от 20 июня 2017 г. безвозмездного пользования земельным участком противоречит ст. 23 Земельного кодекса РФ, поскольку не содержит упоминания в нем такого обременения, как зона публичного сервитута.

Истец проживает возле данного земельного участка, неоднократно обращался с жалобами о нарушении его прав на сервитут, просит суд признать недействительным (ничтожным) договор №114 БСП-17 от 20 июня 2017 г. безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером 02:55:010228:646, применить последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка с кадастровым номером 02:55:010228:646 от ГАУ ЦСП РБ к Управление земельных и имущественных отношений Администрации

городского округа г.Уфа.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал, считает что процедура передачи земельного участка произошла в нарушение действующих норм в области земельного законодательства, соответственно является незаконной. Просил суд удовлетворить иск по изложенным основаниям.

Представитель ответчика, Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО город Уфа РБ, ФИО3, в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении в полном объеме. Суду пояснила, что полномочия Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО город Уфа РБ регистрация сервитутов не входит.

Представитель ответчика, ГАУ «Центра спортивной подготовки РБ», ФИО4, действующей по доверенности от 27.06.2017 г. в судебном заседании исковые требования не признала, считала их не обоснованными и не подлежащим удовлетворению.

Третьи лица на судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.

Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Из части 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ следует, что в круг полномочий органов местного самоуправления входят управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса РФ).

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 Земельного кодекса РФ, так исходя из пункта 1 которой следует, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно ст. 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если что необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Могут устанавливаться публичные сервитута для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

Как следует из материалов дела Постановлением главы Администрации городского округа г.Уфа от 22 марта 2016 г. №374 «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной улицами Султанова, Чернышевского, Гафури и Свердлова в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан - проекта межевания территории квартала № 413, ограниченного улицами Султанова, Чернышевского, Гафури и Коммунистической в Ленинском. районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан», были утверждены: проект планировки территории, ограниченной улицами Султанова, Чернышевского, Гафури и Свердлова в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, площадью 8,57 га.; проект межевания территории с отображением красных линий, линий регулирования застройки, границ земельных участков.

Исходя из иска Истец полагает, что Договором №114 БСП-17 от 20 июня 2017 г., заключенного между Управлением земельных и имущественных отношений Администрации ГО город Уфа РБ и ГАУ Центр спортивной подготовки РБ о безвозмездном пользовании земельным участком, не определены зоны действия публичного сервитута и границы зоны его действия. Таким образом, по мнению истца, нарушаются права неограниченного круга лиц, в пользу которых установлен сервитут, в том числе и его права. В настоящее время проезд и проход по данному участку невозможен, поскольку территория их квартала огорожена железным забором. Истец неоднократно обращался в Администрацию Ленинского района г.Уфы по вопросу демонтажа железного ограждения.

Как следует из ответа, Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО город Уфа РБ, от 17 ноября 2016 года за №74-03-03475, данный земельный участок с кадастровым номером 02:55:010228:646, на основании постановления Администрации городского округа город Уфа РБ от 14 июля 2015 года №2828, предоставлен ГАУ Центр спортивной подготовки РБ в безвозмездное пользование сроком с 14 февраля 2016 года по 08 февраля 2017 года под прилегающую территорию к спортивному комплексу. Указанный земельный участок, в существующих границах, предоставлен до утверждения проекта планировки и проекта межевания территории квартала №413, ограниченного улицами Султанова, Чернышевского, Гафури и Свердлова в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Специалистом отдела муниципального земельного контроля, Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО город Уфа РБ, в рамках выездного осмотра, визуальных отклонений от кадастровых границ земельного участка при установке ограждений не выявлено.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 274 ГК РФ сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

В силу ч. 3 ст. 274 ГК РФ сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Также исходя из текста Постановления главы Администрации городского округа г.Уфа от 22 марта 2016 г. №374, условия на которых устанавливается сервитут не определены, поскольку не указаны сведения о земельных участках, для обеспечения использования которого установлен сервитут, и который обременен сервитутом, содержание сервитута, вид сервитута, сферу действия, срок, условия о плате, виды работ, если сервитут устанавливается для проведения ремонтных и иных работ.

На основании ст. 27 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок ними» Государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав. Если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается кадастровый паспорт такого объекта недвижимости, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка о таком объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости, на которую распространяется сфера действия сервитута.

Если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке не требуется.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Исходя из совокупности представленных доказательств, следует, что истцом в обосновании своих требований не представлены документы свидетельствующий о том, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:010228:646, примыкающий к зданию ГАУ Центр спортивной подготовки РБ, является зоной публичного сервитута.

Поскольку в данном исковом заявлении отсутствует предмет спора, а именно наличие земельного сервитута, которым, как полагает истец располагает ответчик ГАУ Центр спортивной подготовки РБ, у суда не имеется оснований для признания недействительным (ничтожным) договор №114 БСП-17 от 20 июня 2017 года безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером 02:55:010228:646, применить последствия недействительности в виде возврата земельного участка.

Таким образом, у суда не имеется оснований в удовлетворении исковых требований истца

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований истца ФИО1 к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО город Уфа РБ, ГАУ «Центра спортивной подготовки РБ», Администрацию городского округа г. Уфа о признании недействительным договора безвозмездного пользования земельным участком, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Уфы в течение месяца с момента составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 17 октября 2017 года.

Судья: Д.А. Харламов