ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-289/2021УИД220023-01-2021-000289-65 от 09.08.2021 Калманского районного суда (Алтайский край)

Дело №2-289/21 УИД 22RS0023-01-2021-000289-65

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Калманка 09 августа 2021 г.

Калманский районный суд Алтайского края в составе:

Судьи Дубовицкой Л.В.

при секретаре Дячун Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>А. края в интересах муниципального образования <адрес>А. края к главе <адрес>А. края ФИО1 о признании распоряжений незаконными, взыскании суммы полученных премиальных выплат,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес>А. края и интересах муниципального образования <адрес>А. края обратился в суд с иском к главе <адрес>А. края ФИО1 о признании незаконными действий по факту предоставления служебного автомобиля администрации <адрес> для сбора подписей депутатов об отставке председателя районного собрания депутатов <адрес>А. края; признании незаконными распоряжений главы <адрес>А. края ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ-л, от ДД.ММ.ГГГГ-л, от ДД.ММ.ГГГГ-л о выплате главе <адрес>ФИО1 премий; взыскании незаконно полученных премиальных выплат в размере 109 606 рублей 97 копеек.

Впоследствии прокурор уменьшил исковые требования, представив уточненное исковое заявление, просил признать незаконными распоряжений главы <адрес>А. края ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ-л, от ДД.ММ.ГГГГ-л, от ДД.ММ.ГГГГ-л о выплате главе <адрес>ФИО1 премий; взыскать с ФИО1 незаконно полученные премиальные выплаты в размере 95 347 рублей 97 копеек.

В обоснование иска прокурор указал, что по поступившей жалобе ряда депутатов Районного Собрания депутатов <адрес> проведена прокурорская проверка в ходе которой установлено, что распоряжением от ДД.ММ.ГГГГФИО1 выплачена премия за добросовестное выполнение должностных обязанностей в размере 3000 рублей с учетом районного коэффициента, которая Положением об оплате труда главы <адрес>, утвержденным решением районного Собрания депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) не предусмотрена. Кроме того, на основании распоряжения главы района от ДД.ММ.ГГГГФИО1 произведена выплата премии по итогам 2020 года в размере 76 603 рубля 97 копеек за счет дополнительного финансирования сверх установленного фонда оплаты труда в период коронавирусной пандемии, однако п.4.6 Положения выплата премии сверх установленного фонда оплаты труда муниципальным нормативным актом не предусмотрена. На основании распоряжения главы района от ДД.ММ.ГГГГФИО1 выплачена премия по итогам 2020 года в размере 30 003 рублей за счет экономии фонда оплаты труда. Вместе с тем, премия по итогам работы за год по своей природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности глав муниципального образования представительным органом. Соответственно, принятие решения о поощрении главы муниципального образования относится к компетенции Районного собрания депутатов <адрес>. При этом, Районным Собранием депутатов <адрес> решения о выплате вышеуказанных премиальных вознаграждений главе <адрес>ФИО1 в 2020 году не принимались. В силу Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получением им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, при этом письменные обращения ФИО1 в Районное Собрание депутатов <адрес> о возникновении личной заинтересованности в связи с получением премий в 2020 году – 2021 году не поступали, что свидетельствует о нарушений требований закона «О противодействии коррупции».

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Алтайского края Гришаков А.А. на удовлетворении уточненного иска наставал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика главы <адрес>ФИО1 в судебном заседании возражал против иска. Пояснил, что истцом не доказаны обстоятельства, на которых основаны требования, выбран неверный способ защиты права. Премии ответчику выплачивались за сложность и напряженность в работе, все были в курсе начисления премий, в том числе и районное Собрание депутатов. Прямого согласия районного Собрания депутатов на выплату премий не предусмотрено, несмотря на это ФИО1 такое согласие было получено путем внесения изменений в бюджет района. В силу ст.1109 ГК РФ недопустимо взыскание неосновательного обогащения, если истец не докажет, что имели место недобросовестность или счетная ошибка. В данном случае имеет место добросовестность, все были осведомлены и все действия были согласованы при принятии решения о внесении изменений в бюджет. Премии не могут быть взысканы как неосновательное обогащение.

В судебном заседании представитель администрации <адрес> ФИО2 возражала против удовлетворения иска, представила письменный отзыв. Пояснила, что в силу ч.4 ст.86 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим кодексом. На основании распоряжения Правительства А. края от ДД.ММ.ГГГГ-р утверждены нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований на 2020 год, <адрес> доведен норматив 33,46%. Начиная с 2018 года муниципальное образование <адрес> по результатам мониторинга находится в группе с высоким качеством управления муниципальными финансами. Решение вопроса о премировании главы не относится к компетенции представительного органа. Распоряжения администрации <адрес> проходят согласование с управляющей делами и юридическим отделом. В течение 2020 года в бюджетную смету произведены изменения в сторону увеличения: решением районного Собрания депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ фонд оплаты труда главы района увеличен на сумму 151 тыс. рублей и составил 1 338,3 тыс. рублей; решением Собрания депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ фонд оплаты труда главы района увеличен на 45 450 рублей, составил 1383,71 тыс. рублей; решением Собрания депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ фонд оплаты труда главы района увеличен на 97520 рублей, составил 1481,23 тыс. рублей. Пунктом 4.6 Положения об оплате труда главы <адрес> предусмотрено, что при наличии экономии фонда оплаты труда главе района может выплачиваться премия по результатам работы за год, но не более 8 должностных окладов по соответствующей должности. Положением не предусмотрено на основании какого акта должна быть начислена и выплачена премия главе <адрес>.

В судебное заседание ответчик глава <адрес>А. края ФИО1, Районное Собрание депутатов <адрес>А. края не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из пояснений сторон, представленных письменных документов решением Районного Собрания депутатов <адрес>А. края от ДД.ММ.ГГГГ на должность главы муниципального образования <адрес> Алтайского края по результатам тайного голосования избран ФИО1 (т.1 л.д.).

ДД.ММ.ГГГГ главой администрации <адрес>А. края издано распоряжение -л о премировании главы <адрес>ФИО1 за добросовестное выполнение должностных обязанностей в размере 3000 рублей с учетом районного коэффициента.

ДД.ММ.ГГГГ главой <адрес>ФИО1 председателю комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Ч.Т.А. подано ходатайство об увеличении плановых назначений на 2020 год в сумме 30 675,49 рублей для выплаты главе <адрес>А. края премии по результатам работы за год в размере 3 должностных окладов за счет уменьшения плановых назначений по центральному аппарату местного самоуправления за счет сложившейся экономии (т.1 л.д).

ДД.ММ.ГГГГ главой <адрес>ФИО1 председателю комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Ч.Т.А. подано ходатайство об корректировке плановых назначений на 2020 год для выплаты главе <адрес>А. края премии по результатам работы за год в размере 3 должностных окладов (т.1 л.д.).

ДД.ММ.ГГГГ главой <адрес>ФИО1 председателю комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Ч.Т.А. подано ходатайство об увеличении плановых назначений на 2020 год в сумме 1 628 990 рублей, в числе для главы муниципального образований – 97 520 рублей (т.1 л.д.).

ДД.ММ.ГГГГ главой администрации <адрес>А. края издано распоряжение -л о премировании главы <адрес>ФИО1 по итогам 2020 года в размере 76 603 рубля 97 копеек за счет дополнительного финансирования сверх установленного фонда оплаты труда в период коронавирусной пандемии.

ДД.ММ.ГГГГ главой администрации <адрес>А. края издано распоряжение -л о премировании главы <адрес>ФИО1 по итогам 2020 года в размере 30003 рубля за счет экономии фонда оплаты труда.

ДД.ММ.ГГГГ решением районное Собрание депутатов <адрес>А. края утвердило отчет главы <адрес> о результатах своей деятельности и деятельности администрации района за 2020 год (т.2 л.д.).

ДД.ММ.ГГГГ решением районное Собрание депутатов <адрес>А. края утвердило отчет главы <адрес> об исполнении бюджета за 2020 год (т.2 л.д.).

<адрес> Собрания депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об оплате труда главы <адрес>А. края (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) (далее Положение), которым определены условия оплаты труда главы <адрес>.

Оплата труда главы района производится в виде денежного содержания, состоящего из трех составляющих:

ежемесячного денежного вознаграждения,

ежемесячного денежного поощрения,

дополнительных выплат (пункт 1.2 Положения).

Размер ежемесячного денежного вознаграждения главы района определяется в зависимости от численности населения (по группам муниципальных районов) и составляет 32 771 рублей (пункт 2.1. Положения).

Размер ежемесячного денежного поощрения главы района устанавливается до 10% денежного вознаграждения (пункт 3.3 Положения).

В качестве дополнительных выплат (пунктами 4.1-4.7 Положения) предусмотрены:

- ежемесячная выплата за сложность и напряженность в работе до 45%;

- ежемесячная надбавка к денежному вознаграждению на выслугу лет на муниципальных (государственных) должностях, должностях муниципальной (государственной) службы в размерах при выслуге лет от 1 до 5 лет – 10%, от 5 до 10 лет – 15%, от 10 до 15 лет – 20%, свыше 15 лет – 30%;

- ежемесячная надбавка за ученую степень кандидата или доктора наук;

-единовременная выплата в размере 1 должностного оклада при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

- материальная помощь в размере 2 должностных окладов;

- при наличии экономии фонда оплаты труда главе района может выплачиваться премия по результатам работы за год, но не более 8 должностных окладов по соответствующей должности муниципальной службы (главы администрации района) в год.

Предельный фонд оплаты труда, предельный размер денежного вознаграждения, количество денежных вознаграждений в расчете на год устанавливаются Правительством Алтайского края (п.5.1 Положения).

Размер ежемесячного денежного вознаграждения глав района, установленный п.2.1, предельный фонд оплаты труда увеличивается (индексируется) в соответствии с нормативными правовыми актами Алтайского края (п.5.2 Положения).

Фонд оплаты труда главы района формируется с учетом районного коэффициента в соответствии с законодательством (п.5.3. Положения).

В силу ч.2 ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.

В соответствии с приказом Министерства финансов А. края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечней муниципальных образований А. края в соответствии с пунктом 5 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (действующем на момент спорных правоотношений до ДД.ММ.ГГГГ) <адрес> входит в перечень муниципальных образований А. края, в бюджетах которых расчетная доля дотаций в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет в объеме доходов местных бюджетов, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых осуществление части полномочий по решении вопросов местного значения соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом превысила 5 процентов от собственных доходов.

В соответствии с Постановлением администрации А. края от ДД.ММ.ГГГГ. «Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих» (далее Постановление ) органы местного самоуправления должны соблюдать ограничения на содержание депутатов, выборных должностных лиц и муниципальных служащих.

Как следует из Акта Проверки законности использования бюджетных средств МО <адрес>, направленных на содержание высшего должностного лица муниципального образования <адрес> в 2018-2020 годах (т.1 л.д.) приложением 2 к Постановлению предельный фонд оплаты труда, количество денежных вознаграждений в расчете на год для выборной должности - глава района - составляет 20,2 оклада в год. Оклад для выборной должности главы района устанавливается Постановлением в зависимости от количества жителей муниципального района.

С учетом количества жителей <адрес>, а также с учетом Постановлений Правительства А. края о внесения изменений направленных на повышение предельных размеров денежных вознаграждений, в том числе глав муниципальных образований:

На основании Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. денежное содержание (оклад) увеличено на 4% с округлением до рубля с 01.01.2018г. и составило 34 082 руб. в месяц.

На основании Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. денежное содержание (оклад) увеличено на 15% с округлением до рубля с 01.01.2019г. и составило 39 195 руб. в месяц.

На основании Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. денежное содержание (оклад) увеличено на 3% с округлением до рубля с 01.10.2020г. и составило 40 371 руб. в месяц.

В результате проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ районным Собранием депутатов принято решение «О районном бюджете муниципального образования <адрес>А. края на 2020 год и плановый период на 2021 и 2022 годы» (далее решение о бюджете на 2020 год), разделе 01 «Общегосударственные вопросы подраздела 02 «Функционирование высшего должностного лица… муниципального образования» решения о бюджете на 2020 год приняты бюджетные ассигнования в объёме 1187300 pyблей (т.2 л.д.).

Решением районного Собрания депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. в решение о бюджете на 2020 год внесены изменения в разделе 01 «Общегосударственные вопросы подраздела 02 «Функционирование высшего должностного лица…муниципального образования» увеличены бюджетные ассигнования на 151 000 руб., в следствие чего итоговая сумма в разделе 01 «Общегосударственные вопросы подраздела 02 «Функционирование высшего должностного лица…муниципального образования» составила 1 338 300 рублей (т.2 л.д.).

Решением районного Собрания депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в решение о бюджете на 2020 год были внесены изменения в разделе 01 «Общегосударственные вопросы подраздела 02 «Функционирование высшего должностного лица…муниципального образования» увеличены бюджетные ассигнования на 45 410 руб., в следствие чего итоговая сумма в разделе 01 «Общегосударственные вопросы подраздела 02 «Функционирование высшего должностного лица муниципального образования» составила 1 383 710 рублей (т.2 л.д.).

Решением районного Собрания депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. в решение о бюджете на 2020 год были внесены изменения в разделе 01 «Общегосударственные вопросы подраздела 02 «Функционирование высшего должностного лица муниципального образования» увеличены бюджетные ассигнования на 97 520 рублей, в следствие чего итоговая сумма в разделе 01 «Общегосударственные вопросы подраздела 02 «Функционирование высшего должностного лица…муниципального образования» составила 1 481 230 рублей (т.2 л.д.).

При умножении размера оклада (39 195руб. в месяц) на установленное Постановлением количество окладов, с отчислением в фонды 30,2% (коэффициент 1,302) максимальный размер денежного содержания главы района за период с января по сентябрь 2020 года составит: 39 195 х 20,2 (кратность окладов) х 1,302 : 12 мес. х 9 мес. = 773 133,2 рублей

С ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в связи с увеличением оклада на содержание главы района на 3% максимальный размер денежного содержания главы района составит:

40 371 руб. х 20.2 (кратность окладов) х 1,302 : 12 мес. х 3 мес. = 265 443,4 рубля.

Таким образом, предельный объем денежного содержания главы на 2020 года в соответствии с Постановлением составит:

773 133,2 рублей + 265 443,4 рубля = 1 038 576,6 рублей.

Разность между максимально допустимым денежным содержанием главы <адрес>, установленным Постановлением и бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в бюджете <адрес> на содержание главы района в 2020 году составит 442 642,8 рублей = 1 481 219,4 – 1 038 576,6.

Также согласно Акту проверкой выявлено нарушение в необоснованной выплате главе района премий «за добросовестное выполнение обязанностей» и «По итогам 2020 года за счет дополнительного финансирования сверх установлении фонда оплаты труда в период коронавирусной пандемии» как не предусмотренных Положением об оплате труда главы <адрес>А. края, не установлены критерии оценки деятельности главы <адрес>, не установлено должностное лицо или opган правомочный принять решение о данном виде поощрения при отсутствии других локальный актов, регулирующих выплату надбавок стимулирующего характера, в том числе, вышеуказанной премии.

Кроме того, согласно акту, проверкой установлено, что премия «По итогам 2020года за счет фонда экономии труда» в размере 30 003 рубля выплачена неправомерно, несмотря на то, что в Положении об оплате труда главы Kалманского района А. края, установлена возможность такого поощрении, однако Распоряжение о премировании главы <адрес> подписано самим главой <адрес>ФИО1, не имеющим полномочии оценки своей деятельности, так как данные полномочия закреплены <адрес> за районным Собранием депутатов <адрес>; в случае наличия экономии фонда оплаты труда и соответствующей оценки деятельности главы за 2020 год должностным лицом или органом местного самоуправления, имеющим на это полномочия максимально возможная премия главе района не могла быть более чем 80 008 рублей; на основании пункта 4.6 Положения об оплате труда главы <адрес>А. края премия по итогам работы за 2020 год может быть выплачена при экономии фонда оплаты труда в размере не более 8 окладов по должности (главы администрации района). Использования слов «может выплачиваться» указывает на необязательность такой премии. Как следует из табелей учета рабочего времени, квартальных отчетов об исполнении бюджета за 2020 год, экономия фонда оплаты труда за 2020 год не сформировалась, имеет место перерасход бюджетных средств, а не экономия фонда оплаты труда главы района.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Ш.О.Г. показала, что проводила контрольное мероприятие – проверку законности использования бюджетных средств на содержание высшего должностного лица <адрес> в 2018-2021 годы. В ходе проверки пришла к выводу, что распоряжения о выплате премии главе района незаконны, поскольку экономии фонда оплаты труда не было, глава района не находился на больничном и прочем, что могло экономить фонд оплаты труда. <адрес> является дотационным и на денежное содержание органов местного самоуправления действуют ограничения установленные Постановлением администрации А. края . <адрес> Собрания депутатов на премирование главы района не давалось, усматриваются признаки личной заинтересованности – коррупции. Постановление устанавливает ограничения на содержание всех органов местного самоуправления района по консолидированному бюджету. Постановление устанавливает ограничение на содержание выборных должностных лиц и муниципальных служащих по каждому органу местного самоуправления в отдельности, в том числе по главе района, таким образом, соблюдение Постановления , не исключает необходимости соблюдения Постановления .

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля К.М.И. показал, что является депутатом районного Собрания депутатов <адрес>, глава района отчитывался о проделанной работе в марте 2021 года, его работа признана удовлетворительной. Депутаты принимают бюджет, а куда он распределяется прерогатива Главы, он решает кому дать премии. Депутаты вопросы о премировании главы района в феврале и декабре 2020 года, а также за 8 лет его депутатского стажа никогда не рассматривали и таких решений не принимали.

Свидетель Н.Н.М. показала, что является депутатом районного Собрания депутатов <адрес>. В 2020 году вносились изменения в бюджет района в связи в увеличением заработной платы, полагает, что администрация «сработала хорошо», назначение и выплату премии главе района утвердили депутаты путем утверждения изменений в бюджет по заработной плате.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Правовой статус главы муниципального образования определен статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Частью 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.

Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1 - 5 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 5.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в муниципальном образовании <адрес>А. края определены Уставом муниципального образования <адрес>А. края, принятым решением районного Собрания депутатов <адрес>А. края от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом изменений и дополнений принятых решениями районного Собрания депутатов <адрес>А. края от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ).

Структуру органов местного самоуправления муниципального образования <адрес>А. края составляют: районное Собрание депутатов; глава района; администрация <адрес>А. края; контрольно-счетная палата <адрес>А. края (часть 1 статьи 20 Устава).

К исключительной компетенции районного Собрания депутатов муниципального образования <адрес>А. края в том числе отнесено: утверждение районного бюджета и отчета о его исполнении; утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального района; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального района; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 4, 5, 8 9 статьи 24 Устава).

Районное Собрание депутатов муниципального образования <адрес> заслушивает ежегодные отчеты главы района о результатах его деятельности, деятельности администрации района и иных подведомственных главе района органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных районным Собранием депутатов ( п.1 статьи 25 Устава).

Глава муниципального образования <адрес>А. края является высшим должностным лицом муниципального образования. <адрес> возглавляет администрацию района, руководит ее деятельностью на принципах единоначалия и несет полную ответственность за осуществление ее полномочий. Глава района предоставляет районному Собранию депутатов ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, деятельности администрации района и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных районным Собранием депутатов. Глава района должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «273 ФЗ «О противодействии коррупции» (часть 1, 7 10 статьи 36 Устава).

Глава района, в том числе, представляет без доверенности муниципальный район, администрацию района; обеспечивает составление проекта районного бюджета, планов и программ социально-экономического развития муниципального района, обеспечивает их исполнение; вносит в районное Собрание депутатов проект районного бюджета и необходимыми документами и материалами, представляет отчет о его исполнении на утверждение районного Собрания депутатов; заключает договоры и соглашения от имени администрации района; представляет районному Собранию депутатов ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности администрации района, в том числе о решении вопросов, поставленных районным Собранием депутатов (пункты 1, 4, 5, 8, 13 статьи 38 Устава).

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае - к компетенции районного Собрания депутатов <адрес>, которому подконтролен и подотчетен глава муниципального образования <адрес>А. края.

Премия по результатам работы за год, в том числе и «по итогам 2020 года», главе муниципального образования <адрес>, предусмотренная Положением об оплате труда главы <адрес>А. края, включена в число дополнительных выплат и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности главы муниципального образования <адрес> представительным органом муниципального образования – районным Собранием депутатов <адрес>А. края.

Соответственно, принятие решения о поощрении главы муниципального образования, по итогам 2020 года, относится к компетенции районного Собрания депутатов <адрес>А. края.

Доводы представителя ответчика и третьего лица о том, что ФИО1 как глава муниципального образования <адрес> в отсутствие соответствующих решений представительного органа данного муниципального образования – районного Собрания депутатов муниципального образования <адрес> - имел право на принятие решений по выплате самому себе премий за добросовестное выполнение должностных обязанностей и по итогам 2020 года, премии входят в состав денежного содержания главы муниципального образования <адрес> и глава муниципального образования был вправе принимать решения о выплате самому себе премий в пределах и на условиях, установленных Положением о денежном содержании главы муниципального образования, суд считает несостоятельными поскольку отсутствие в Положении об оплате труда главы <адрес>А. края указаний о порядке и должностном лице, имеющем право принимать решение о премировании главы муниципального образования, не означает, что разрешение данного вопроса относится к компетенции самого главы муниципального образования <адрес>А. края, который подотчетен и подконтролен районному Собранию депутатов <адрес>. Более того, для установления наличия или отсутствия правовых оснований для выплаты главе <адрес>А. края премии по итогам 2020 года необходима объективная оценка его деятельности и результатов его работы, которая в силу части 11.1 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ, п.13 статьи 38 Устава входит в компетенцию районного Собрания депутатов <адрес>.

Доводы о том, что у ФИО1 имеется право на получение премий за добросовестное выполнение должностных обязанностей и по итогам 2020 года, так как он в спорный период ежегодно представлял отчеты о результатах деятельности главы муниципального образования, в том числе по вопросам местного бюджета, и его работа как главы муниципального образования с 2018 года оценена положительно с высоким качеством управления муниципальными финансами, а оспариваемые распоряжения имеют согласование с Управляющей делами – руководителя аппарата администрации района М.Н.Ф. и начальником юридического отдела администрации района В.В. Оплачко не могут быть приняты судом во внимание, поскольку решение вопроса об оценке деятельности и как следствие возможного премирования относится к компетенции районного Собрания депутатов <адрес>, которому он в силу закона является подконтролен и подотчетен.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Доводы представителя ответчика о добросовестности ФИО1 при получении спорных премий, оценивая конкретные обстоятельства дела, суд находит несостоятельными, поскольку спорные премии главой <адрес>ФИО1 назначены самому себе, при этом ФИО1 не мог не знать, что Положением об оплате труда главы <адрес> выплата такого вида премии как «за добросовестное выполнение должностных обязанностей» не предусмотрена, более того, давая присягу согласно п.4 ст.36 Устава глава района клялся добросовестно исполнять полномочия главы <адрес>, таким образом, по мнению суда, выполнение главой своих должностных обязанностей добросовестно предполагается и является обязательным при исполнении им должностных обязанностей.

Что касается ссылок представителя ответчика о том, что фактически это были премии за сложность и напряженность в работе, то исходя из расчетных листков главой района получено: за февраль 2020 года (19 дней) оклад – 39 195 рублей; ежемесячное денежное поощрение 9 798,75 рублей, за выслугу лет 3 919,5 рублей; премия 3000 рублей; надбавка за ложность и напряженность 11 758,5 рублей, районный коэффициент 9 700,76 рублей, всего начислено 77 372,51 рубль(т.1 л.д. за декабрь 2020 года оклад – 31 594,69 рублей; ежемесячное денежное поощрение 7 898,67 рублей, за выслугу лет 3 159,47 рублей; единовременная выплата к ежегодному отпуску 10 001 рубля; надбавка за сложность и напряженность 9 478,41 рублей, премия по итогам года 30003 рублей; премия по итогам года 76 603 рубля 97 копеек, отпуск основной 18 473,35 рублей; районный коэффициент 9 124,16 рублей, всего начислено 195 032,24 рубль (т.1 л.д. таким образом, надбавка за сложность и напряженность в работе относится не к поощрительным, а к дополнительным выплатам и в соответствии с п.4.2 Положения составляет 45% и ежемесячно выплачивалась ФИО1 в соответствии с Положением.

Кроме того, суд обращает внимание, на то, что Положением размер ежемесячного денежного поощрения определен пунктом 3.3 Положения и составляет 10% денежного вознаграждения.

Сверх установленного денежного поощрения (10%) премия могла выплачиваться при наличии следующих условий: экономии фонда оплаты труда; при наличии результатов работы за год (п.4.6 Положения).

Как установлено Актом , показаний свидетеля Ш.О.Г., экономии фонда оплаты труда главы района не имелось, районное Собрание депутатов муниципального образования <адрес> решение о премировании главы района не принимало, при этом решения районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в бюджет 2020 года не свидетельствуют о принятии решения Собранием депутатов муниципального образования <адрес> о премировании главы района ФИО1 «по итогам 2020 года» вопреки позиции представителя администрации <адрес> и представленной «Информации об итогах проверки выплаты денежного содержания, премий и иных выплат главе района за 2020 год от ДД.ММ.ГГГГ» (т.2 л.д. поскольку из содержания проколов сессий районного собрания депутатов такой вопрос в повестке дня не стоял и не рассматривался, аналогичная информация предоставлена и.о.председателя районного Собрания депутатов П.А.А. предоставлена в адрес зам.прокурора <адрес>ДД.ММ.ГГГГ о том, что отдельных вопросов и решений о премировании главы <адрес>ФИО1 не рассматривалось и не принималось, были только приняты решения о внесений изменений и дополнений в решение районного собрания депутатов <адрес> по бюджету.

Таким образом, в действиях ФИО1 при получении им премий имеет место недобросовестность, поскольку он, будучи главой <адрес>А. края, вопросы о своем премировании на разрешение районного Собрания депутатов не выносил, единолично издавал соответствующие распоряжения за рамками полномочий, регламентированных законом и Уставом муниципального образования <адрес> и Положения об оплате труда главы <адрес>.

Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.

Кроме того, при издании распоряжений о своем премировании и получении этих премий допущены и иные нарушения норм материального права.

В силу части 4.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Аналогичные положения установлены и пунктом 10 статьи 36 Устава муниципального образования <адрес>А. края.

Исходя из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Лицо, указанное в части 1 статьи 10 названного федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").

Таким образом, возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий.

При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами прокурора о том, что действия ФИО1 по изданию распоряжений о премировании самого себя и последующее получение им на основании этих распоряжений денежных средств в размере 95 347 рублей 97 копеек являются коррупционным правонарушением, при этом письменных обращений ФИО1 в районное Собрание депутатов с заявлением о возникновении личной заинтересованности в связи с получением премий в 2020 году и истекший период 2021 года не поступало, что свидетельствует о неурегулированном конфликте интересов и о непринятии ФИО1 мер по урегулированию конфликта интересов.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о недобросовестности главы <адрес>ФИО1 при назначении самому себе и получении спорных премий: согласно платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ перечислена премия за добросовестное выполнение должностных обязанностей на банковскую карту ФИО1 в сумме 2 600 рублей (т.1 л.д.); согласно справке администрации <адрес>А. края от ДД.ММ.ГГГГ по распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ-л по итогам года, за работу в период коронавирусной пандемии начислена премия в размере 76 603 рубля, удержан НДФЛ в сумме 9 959 рублей, перечислено на карту 66 644,97 рублей; по распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ-л за добросовестное выполнение должностных обязанностей начислена премия в размере 30 003 рубля, удержан НДФЛ в сумме 3 900 рублей, перечислено на карту 26 103 рубля (т.2 л.д.

Всего ФИО1 получено 95 347 рублей 97 копеек = (2 600 рублей + 66 644,97 рублей + 26 103 рубля)

Суд полагает, что поскольку глава муниципального образования <адрес> избирается районным Собранием депутатов <адрес>А. края, подконтролен населению и представительному органу муниципального образования, то именно данный орган - районное Собрание депутатов <адрес>А. края полномочен принимать решения о премировании главы муниципального образования по результатам его работы за год. При этом принятие изменений в бюджет района (в том числе ДД.ММ.ГГГГ) и оценка деятельности главы района за год с последующем решением о премировании, по мнению суда, не являются тождественными понятиями и имеют различные правовые последствия.

Поскольку уполномоченным органом - районным Собранием депутатов <адрес>А. края решения о премировании главы муниципального образования в 2020 году не принимались, суд приходит к выводу о том, что распоряжения главы муниципального образования <адрес>А. края от ДД.ММ.ГГГГ-л, от ДД.ММ.ГГГГ-л, от ДД.ММ.ГГГГ-л о премировании главы муниципального образования <адрес> изданы неуполномоченным лицом (главой муниципального образования), в связи с чем являются незаконными.

На основании изложенного, суд полагает правильным исковые требования прокурора <адрес>А. края в интересах муниципального образования <адрес>А. края удовлетворить; признать незаконными распоряжений главы <адрес>А. края ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ-л, от ДД.ММ.ГГГГ-л, от ДД.ММ.ГГГГ-л о выплате главе <адрес>ФИО1 премий; взыскать с ФИО1 в пользу бюджета муниципального образования <адрес>А. края неосновательное обогащение – 95 347 рублей 97 копеек.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ суд взыскивает с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования – Калманский район Алтайского края государственную пошлину в размере 3 060 рублей 44 копейки.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Калманского района Алтайского края в интересах муниципального образования Калманский район Алтайского края удовлетворить.

Признать незаконными распоряжений главы Калманского района Алтайского края ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ-л, от ДД.ММ.ГГГГ-л, от ДД.ММ.ГГГГ-л о выплате главе Калманского района ФИО1 премий.

Взыскать с ФИО1 в пользу бюджета муниципального образования Калманский район Алтайского края неосновательное обогащение – 95 347 рублей 97 копеек, государственную пошлину 3 060 рублей 44 копейки.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Алтайский краевой суд через Калманский районный суд.

Судья: Дубовицкая Л.В.