ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-290/2021 от 03.06.2021 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД: 59RS0004-01-2020-008863-17

Дело № 2-290/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июня 2021 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Шабалиной И.А.,

при секретаре Черепановой Е.А.,

с участием представителя истца прокурора Мотовилихинского района г.Перми – Кондрашиной А.С.,

представителя ответчика МБУК г.Перми «Объединение муниципальных библиотек» Антонюк Я.В.,

представителя ответчика Департамента имущественных отношений администрации г.Перми Казанцевой Н.В.,

ответчика Стрепола Р.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по иску прокурора Мотовилихинского района г.Перми, в интересах неопределенного круга лиц, к ИП Сковорода Д.В., ИП Горбунову В.А., ИП Демянчук Е.В., ИП Хатамову Р.А., ИП Каландарову А.К., Муниципальному образованию город Пермь в лице Департамента имущественных отношений администрации г.Перми, Стреполе Р.Н. о возложении обязанностей,

установил:

Прокурор Мотовилихинского района г.Перми, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ИП Сковорода Д.В., ИП Горбунову В.А., ИП Демянчук Е.В., ИП Хатамову Р.А., ИП Каландарову А.К., МБУК г.Перми «Объединение муниципальных библиотек», Муниципальному образованию город Пермь в лице Департамента имущественных отношений администрации г.Перми, Стреполе Р.Н. о возложении обязанностей, в котором с учетом уточненных требований просит:

обязать ИП Сковорода Д.В., ИП Горбунова В.А., ИП Демянчук Е.В., ИП Хатамова Р.А., ИП Каландарова А.К., МБУК г.Перми «Объединение муниципальных библиотек», Муниципальное образование город Пермь в лице Департамента имущественных отношений администрации г.Перми, Стреполу Р.Н. в течение 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить информационные надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия регионального значения «Торговый дом» (<Адрес>) в порядке, установленном статьей 27 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации);

обязать ИП Сковорода Д.В., ИП Горбунова В.А., ИП Демянчук Е.В., ИП Хатамова Р.А., ИП Каландарова А.К., МБУК г.Перми «Объединение муниципальных библиотек», Муниципальное образование город Пермь в лице Департамента имущественных отношений администрации г.Перми, Стреполу Р.Н. в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести ремонтно-реставрационные работы объекта культурного наследия регионального значения «Торговый дом» (<Адрес>) в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации»;

обязать ИП Сковорода Д.В., ИП Горбунова В.А., ИП Демянчук Е.В., ИП Хатамова Р.А., ИП Каландарова А.К., МБУК г.Перми «Объединение муниципальных библиотек», Муниципальное образование город Пермь в лице Департамента имущественных отношений администрации г.Перми, Стреполу Р.Н. в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушение п. 11.2.1 Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской думы от 15.12.2020 № 277, путем устранения с фасадов объекта культурного наследия регионального значения «Торговый дом» (<Адрес>) частных объявлений, афиш, агитационных материалов, надписей, графических рисунков и иных изображений (т.2 л.д.158-161).

В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об объектах культурного наследия, расположенных по <Адрес>, о благоустройстве, земельного, градостроительного законодательства, в ходе которой установлено, что объект культурного наследия регионального значения «Торговый дом», расположенный по адресу: <Адрес>, поставлен на учет и охраняется государством в соответствии с распоряжением Губернатора Пермской области от 05.12.2000 № 713-р «О государственном учете недвижимых мятников истории и культуры Пермского края регионального значения» (п.142 приложения 3), является памятником градостроительства и архитектуры, зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия под регистрационным номером . Приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 05.12.2013 № СЭД-27-01-12-511 установлены границы территории, утвержден режим использования территории и предмета охраны объекта культурного наследия. Объект находится в собственности (владении) следующих лиц: Дом - Сковорода Д.В. (собственник помещения с кадастровым номером , площадь 11,7 кв.м, на 1 этаже), Горбунов В.А. (собственник помещения с кадастровым номером , площадь 125,4 кв.м, на 1 этаже; помещение сдано в аренду ИП Мамедов А.Г.о. (магазин «Куединский»), и иным лицам под продовольственные отделы, вывеска «Рыбное место»), Муниципальное образование город Пермь (собственник помещения с кадастровым номером , площадь 82,6 кв.м, на 1 этаже; помещение пустует), Муниципальное образование город Пермь (собственник помещения с кадастровым номером , площадь 320,1 кв.м, этаж 1,2; помещение закреплено на праве оперативного управления за МБУК «Объединение муниципальных библиотек»), Стерепола Р.Н. (собственник помещения с кадастровым номером ; дата прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ). Согласно выписке из ЕГРН сведения о зарегистрированных правах на помещения с кадастровыми номерами , отсутствуют. Дом – Хатамов Р.А. (собственник помещения с кадастровым номером , площадь 31,5 кв.м, на 1 этаже (помещение сдано в аренду ООО «Ломбард Резерв»), Каландаров А.К. (собственник помещения с кадастровым номером , площадью 165,5 кв.м, на 1 этаже; часть помещений сдано в аренду ИП Горячева Л.Л. (магазин «Рыба»), часть – пустует, имеется вывеска кафе «Шаурма»), Демянчук Е.В. (собственник помещения с кадастровым номером , площадью 205,7 кв.м, на 2 этаже; используется собственником под салон-парикмахерскую <данные изъяты>). В ходе проверки объекта культурного наследия регионального значения «Торговый дом», расположенный по адресу: <Адрес>, установлены следующие нарушения при эксплуатации указанного объекта культурного наследия: отсутствие информационных надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия; ненадлежащее состояние объекта, что подтверждается актом технического состояния от ДД.ММ.ГГГГ. В результате требуется проведение ремонтно-реставрационных работ; размещение надписей, рекламных листовок на фасадах здания. С учетом изложенного, собственниками здания обязанность по сохранению объекта культурного значения осуществляется ненадлежащим образом, ремонтно-реставрационные работы не выполняются, не осуществляются расходы на содержание объекта культурного наследия для поддержания его в надлежащем состоянии, в том числе в соответствии с Правилами благоустройства территории города Перми, что привело к ухудшению состояния здания и влечет угрозу физической сохранности и сохранения историко-культурной ценности объекта культурного наследия регионального значения – «Торговый дом» (<Адрес>).

Прокурор в судебном заседании поддерживает доводы, изложенные в исковом заявлении, на удовлетворении уточненных исковых требованиях настаивает в полном объеме.

Ответчик ИП Сковорода Д.В. о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом (л.д.185), в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, представил письменный отзыв, в котором указал, что помещение с кадастровым номером , площадью 11,7 кв.м на 1 этаже принадлежит на праве собственности физическому лицу Сковорода Д.В., готов участвовать в ремонтно-реставрационных работах здания с долевым участием, пропорционально площади помещения, которая составляет 2,06% от общей площади здания (т.1 л.д.159-160).

Ответчик ИП Горбунов В.А. о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом (л.д.186), в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, мнение по иску не представил.

Ответчик ИП Демянчук Е.В. о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, путем направления судебного извещения заказной корреспонденцией, судебное извещение возвращено в адрес суда без вручения адресату с отметкой «истек срок хранения» (т.2 л.д.184).

Ответчик ИП Хатамов Р.А. о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ранее в ходе судебного разбирательства исковые требования признал частично, пояснил, что является собственником части помещения, расположенного по адресу: <Адрес>, площадью 40 кв.м на 1 этаже здания, данное здание является объектом культурного наследия, меры к содержанию здания принимают, ремонт фасада здания проводили три года назад самостоятельно (т.2 л.д.27-29, т.2 л.д.143-144, т.2 л.д.149-152).

Ответчик Каландаров А.К. о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ранее в ходе судебного разбирательства исковые требования признал частично, пояснил, что является собственником кафе, расположенного на 1 этаже по адресу: <Адрес> (т.2 л.д.143-144, т.2 л.д.149-152).

Представитель ответчика МБУК г.Перми «Объединение муниципальных библиотек» в судебном заседании поддерживают доводы, изложенные в письменном отзыве на иск (т.1 л.д.182), пояснила, что Детская библиотека №1, располагавшаяся в административном здании по адресу: <Адрес> является структурным подразделением МБУК «ОМБ», проводятся мероприятия по прекращению права оперативного управления на указанные помещения по согласованию с учредителем – департаментом культуры и молодежной политики администрации города Перми в связи с предоставлением другого помещения для размещения библиотеки. В настоящее время съехали и помещением не пользуются, но акт приема-передачи не подписан.

Представитель ответчика Муниципального образования город Пермь в лице Департамента имущественных отношений администрации г.Перми в судебном заседании поддерживает доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, дополнениях к отзыву, в удовлетворении заявленных исковых требований к Департаменту просит отказать. Пояснила, что действительно библиотека освободила помещение, однако поскольку отсутствует лицо которому было бы передано право оперативного управления заявление библиотеки не рассмотрено до настоящего времени. (т.1 л.д.204-208, т.2 л.д.11-14, т.2 л.д.61-66).

Ответчик Стрепола Р.Н. в судебном заседании исковые требования признает, готова нести расходы частично, пояснила, что является собственником помещения площадью 10,2 кв.м, расположенного по адресу: <Адрес>. В данном помещении располагается мастерская часов.

Третье лицо Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, своего представителя не направили, ранее представили письменный отзыв, в котором исковые требования прокурора поддерживают в полном объеме (т.1 л.д.135, т.2 л.д.15).

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МКУ «Содержание муниципального имущества».

Третье лицо МКУ «Содержание муниципального имущества» о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом (л.д.187), в судебное заседание своего представителя не направили, мнение по иску не представили.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд признает требования прокурора обоснованными, однако подлежащими фактическому удовлетворению с корректировкой на основании следующего.

Согласно ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

На основании ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Исходя из положений ст. 45 ГПК РФ, прокурор является надлежащим лицом, обратившимся в суд с данным иском в интересах неопределенного круга лиц.

В силу ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании п.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Положениями части 3 статьи 44 Конституции РФ закреплено, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В соответствии с ч.1 ст.36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации (статья 4 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

Согласно статье 6 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Под государственным надзором за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (далее - государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и физическими лицами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, в том числе выдача обязательных для исполнения предписаний об отмене решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятых с нарушением настоящего Федерального закона, или о внесении в них изменений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами своей деятельности (далее - систематическое наблюдение) (пункт 1 статьи 11 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

Согласно ст.33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (пункт 1). Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя установление предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, и границ территории такого объекта (подпункт 10 пункта 2).

Пунктом 1 ст. 40 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено, что сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, закреплен в статье 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением (пункт 1).

Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; муниципальным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения (подпункты 2 и 3 пункта 2).

Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия (пункт 3).

Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.

Форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия (пункт 4).

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (пункт 6).

После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей. Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия (пункт 7).

Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия закреплены в статье 47.2 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В соответствии с положениями статьи 47.3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:

1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;

3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;

4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;

5) соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;

6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):

под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;

под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;

под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;

7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;

8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии (пункт 1).

Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия (пункт 2).

Согласно ст.47.6 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона (пункт 1).

Если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением (пункт 11).

На основании п.1 ст. 48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Согласно п.9 ст.48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в случае, если к моменту заключения указанных в пункте 7 настоящей статьи договоров в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, являющихся объектами сделки, не оформлены охранные документы, предусмотренные статьей 47.6 настоящего Федерального закона или пунктом 8 настоящей статьи, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, соблюдать установленный статьей 5.1 настоящего Федерального закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 3 статьи 11 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется региональными органами охраны объектов культурного наследия согласно их компетенции в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Пермского края от 07.05.2015 № 281-п утвержден Порядок организации и осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Пермского края.

В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 19.04.2017 № 260-п от Министерства культуры Пермского края Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края переданы функции: органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, расположенных на территории Пермского края; в рамках реализации полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, установленной законодательством; учредителя государственного краевого бюджетного учреждения культуры «Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия)».

Согласно п.11.2.1 Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 №277, запрещается размещать на фасадах зданий, строений, сооружений, включая элементы их декора, конструкции, содержащие информацию или изображения с нарушением требований действующего законодательства, а также размещать частные объявления, афиши, агитационные материалы, крепить растяжки, выполнять надписи, графические рисунки и иные изображения. При содержании фасада здания, строения, сооружения должны устраняться любые повреждения фасада, включая надписи, графические рисунки и иные изображения, содержащие информацию, не соответствующую требованиям законодательства.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

Согласно сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, следует, что

административное здание, назначение: нежилое, площадью 567 кв.м, кадастровый , адрес (местоположение): <Адрес>, включает в себя следующие кадастровые номера помещений: , , , , , , (т.2 л.д.78-86), из них:

помещение, назначение: нежилое, площадь 11,7 кв.м, кадастровый , адрес (местоположение): <Адрес>, зарегистрировано на праве собственности за Сковорода Д.В. /дата государственной регистрации – ДД.ММ.ГГГГ/ (т.1 л.д.73-75,76-78);

помещение, назначение: нежилое, площадь 125,4 кв.м, кадастровый , адрес (местоположение): <Адрес>, зарегистрировано на праве собственности за Горбуновым В.А. /дата государственной регистрации – ДД.ММ.ГГГГ/ (т.2 л.д.67-68,69-70);

помещение, назначение: нежилое, площадь 5,3 кв.м, кадастровый , адрес (местоположение): <Адрес>, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют (т.2 л.д.188-189,197-198);

помещение, назначение: нежилое, площадь 10,2 кв.м, кадастровый , адрес (местоположение): <Адрес> зарегистрировано на праве собственности за Стерепола Р.Н. /дата государственной регистрации – ДД.ММ.ГГГГ/ (т.2 л.д.193-195,201-203).;

помещение, назначение: нежилое, площадь 9,2 кв.м, кадастровый , адрес (местоположение): <Адрес>, ул. 1905 года, <Адрес>, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют (т.2 л.д.191-192,199-200).

Магазин, парикмахерская, назначение: нежилое, площадью 402,7 кв.м, кадастровый , адрес (местоположение): <Адрес>, включает в себя следующие кадастровые номера помещений: , , , из них:

встроенные помещения, площадь 205,7 кв.м, на 2 этаже 2-этажного кирпичного здания магазина, парикмахерской (лит.А), условный , кадастровый , адрес (местоположение): <Адрес>, зарегистрировано на праве собственности за Демянчук Е.В. /дата государственной регистрации – ДД.ММ.ГГГГ/ (т.1 л.д.71 – к/свидетельства о государственной регистрации права; т.1 л.д.72 – выписка из ЕГРН);

помещение, назначение: нежилое, площадь 165,5 кв.м, кадастровый , адрес (местоположение): <Адрес>, зарегистрировано на праве собственности за Каландаровым А.К. /дата государственной регистрации – ДД.ММ.ГГГГ/ (т.1 л.д.79-81);

помещение, назначение: нежилое, площадь 31,5 кв.м, кадастровый , адрес (местоположение): <Адрес>, зарегистрировано на праве собственности за Хатамовым Р.А. /дата государственной регистрации – ДД.ММ.ГГГГ/ (т.1 л.д.82-84).

Каландаров А.К., Хатамов Р.А., Демянчук Е.В., Горбунов В.А., Сковорода Д.В. являются индивидуальными предпринимателями (выписки из ЕГРИП - т.1 л.д.85-88, 89-92, 93-96, 97-100, 101-104; к/свидетельства о постановке на учет – т.1 л.д.168; к/свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя – т.1 л.д.169). ДД.ММ.ГГГГ прекращена деятельность в ксчестве индивидуального предпринимателя Стерепола Р.Н. (выписка из ЕГРИП – т.2 л.д.170-171).

Муниципальное образование город Пермь является собственником объектов недвижимого имущества –

нежилые помещения, назначение: нежилое, общей площадью 82,6 кв.м, этаж 1, номера на поэтажном плане 7-12,17, условный , кадастровый , адрес (местоположение): <Адрес>; включены в реестр муниципального имущества города Перми /постановление Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ, решение малого Совета Пермского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ/, договор о пользовании отсутствует, реестровый (т.1 л.д.42,219 – выписка из реестра муниципального имущества города Перми; т.1 л.д.43 – к/свидетельства о государственной регистрации права; т.1 л.д.64-66 – выписка из ЕГРН);

нежилые помещения библиотеки, назначение: нежилое, общей площадью 320,1 кв.м, этаж 1,2, номера на поэтажном плане на 1 этаже №, на 2 этаже №, кадастровый , адрес (местоположение): <Адрес>; включены в реестр муниципального имущества города Перми /постановление Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.221-228), решение малого Совета Пермского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.229-231)/, закреплены на праве оперативного управления за МБУК города Перми «Объединение муниципальных библиотек» /приказ департамента имущественных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.47-48), распоряжение начальника департамента имущественных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.49-50,232-233), распоряжение начальника департамента имущественных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.51-52)/, реестровый (т.1 л.д.44,219 – выписка из реестра муниципального имущества города Перми; т.1 л.д.45,46,55 – к/свидетельства о государственной регистрации права; т.1 л.д.60-63 – выписка из ЕГРН).

Согласно информации, предоставленной ГБУ « Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ, по данным документов архива ГБУ «ЦТИ ПК» технический учет в отношении зданий, расположенных по адресу: <Адрес>, осуществлен в качестве отдельных домовладений. Здание магазина, парикмахерской состоит на техническом учете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ как литера «А» по адресу: <Адрес>. Здание административное с пристроями состоит на техническом учете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ как литера «А, А1, А2» по адресу: <Адрес>. На основании имеющихся в архиве документов, установить являются ли данные объекты единым, не представляется возможным (т.1 л.д.30-33,34-37 – к/технических паспортов; т.2 л.д.67 – к/сообщения).

На основании пункта 22 статьи 11 Устава города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 25.08.2015 № 150, к вопросам местного значения Пермского городского округа относится: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Пермского городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории Пермского городского округа.

В соответствии с распоряжением Губернатора Пермской области от 05.12.2000 № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения», объект культурного наследия регионального значения «Торговый дом», местонахождение: <Адрес>, включен в список памятников градостроительства и архитектуры Пермского края регионального значения (п.142 приложения №3 к распоряжению от 05.12.2000 № 713-р).

Приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ установлены границы территории, утвержден режим использования территории и предмета охраны объекта культурного наследия – памятника «Торговый дом» (т.1 л.д.9-12, 145-149; т.2 л.д.16-20).

В материалы дела представлен паспорт объекта культурного наследия - «Торговый дом» (т.1 л.д.156-157; т.2 л.д.21-22).

Горбунову В.А. выдано охранное обязательство собственника объекта культурного наследия, памятника истории, архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.150-151; т.2 л.д.23).

ООО «Пласток» выдано охранное обязательство пользователя объекта культурного наследия, памятника истории, архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.154-155; т.2 л.д.25).

МБУК города Перми «Объединение муниципальных библиотек» выдано охранное обязательство пользователя объекта культурного наследия, памятника истории, архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.152-153, т.2 л.д.24).

В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, и обязан выполнять требования к сохранению и содержанию объекта культурного наследия в соответствии с требованиями Федерального закона №73-ФЗ. Муниципальное образование г.Пермь в лице Департамента имущественных отношений администрации г.Перми, выступая правообладателем объекта культурного наследия, с учетом функций, возложенных Уставом города, также обязано выполнять требования к содержанию, сохранению и использованию объекта культурного наследия, предусмотренные Федеральным законом № 73-ФЗ.

Таким образом, ИП Сковорода Д.В., ИП Горбунов В.А., ИП Демянчук Е.В., ИП Хатамов Р.А., ИП Каландаров А.К., Муниципальное образование город Пермь в лице Департамент имущественных отношений администрации г.Перми, Стрепола Р.Н., выступая правообладателями помещений объекта культурного наследия, обязаны выполнять требования к содержанию, сохранению и использованию объекта культурного наследия, предусмотренные Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

По соблюдению законодательства об охране памятников культурного наследия при эксплуатации памятник «Торговый дом» (<Адрес>), прокуратурой Мотовилихинского района г.Перми на основании плана работы прокуратуры района на 2 полугодие 2020 года проведена проверка.

ДД.ММ.ГГГГ прокурор Мотовилихинского района г.Перми обратился в суд с иском к о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследования (т.1 л.д.4-8).

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ техническое состояние объекта культурного наследия регионального значения – памятник «Торговый дом» в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.06.2015 № 646 «Об утверждении критериев отнесения объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии» -удовлетворительное. В соответствии с ГОСТ 55567-2013 общее состояние объекта культурного наследия оценивается как работоспособное (т.1 л.д.13-28).

В рамках судебного разбирательства в материалы дела представлен акт технического состояния по итогам обследования и фотофиксации объекта культурного наследия, расположенного на территории Пермского края, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (здания, строения, сооружения) от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.116-139).

В результате обследования объекта культурного наследия установлено, что согласно приложению В ГОСТ 55567-2013, категория состояния кровли и фасадов здания (объекта культурного наследия) II – удовлетворительное (требующее ремонт с устранением локальных повреждений без усиления конструкций. Общее состояние объекта: композиция в составе трех корпусов, объединенных линией венчающего карниза. Дом . Объемно-пространственное решение: прямоугольное в плане двухэтажное кирпичное здание с острым юго-восточным углом и выступающим на северном фасаде западным объемом. Материал стен: полнотелый керамический кирпич 19в. Крыша стропильная скатная, кровля металлическая фальцевая с организационным водостоком. Дом . Объемно-пространственное решение: прямоугольное в плане двухэтажное кирпичное здание. Материал стен: полнотелый керамический кирпич 19в. Крыша стропильная скатная, кровля металлическая фальцевая с организационным водостоком. С целью сохранения объекта и создания надлежащих условий для его использования собственнику (иному законному владельцу) объекта культурного наследия рекомендовано провести следующие работы по сохранения объекта: ремонт фасадов, ремонт покрытия кровли с устройством водосточной систем, реставрация оконных заполнений, ремонт и устройство отмостки, благоустройство территории.

Исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим полномочия по региональному государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края соответствующее предписание в отношении правообладателей объекта культурного наследия регионального значения «Торговый дом», не выносилось.

С учетом изложенного, собственниками помещений, расположенных по адресу: <Адрес>, обязанность по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Торговый дом» осуществлялась ненадлежащим образом. Доказательств обратного в материалы дела не предоставлено, судом не исследовалось.

В ходе судебного разбирательства установлено, что право оперативного управления МБУК города Перми «Объединение муниципальных библиотек» на нежилые помещения библиотеки, назначение: нежилое, общей площадью 320,1 кв.м, этаж 1,2, номера на поэтажном плане на 1 этаже №, на 2 этаже №, кадастровый , адрес (местоположение): <Адрес> зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами дела (т.1 л.д.196,199-202).

В соответствии с письмом Департамента культуры и молодежной политики от ДД.ММ.ГГГГ согласовано прекращение права оперативного управления на помещение площадью 320,1 кв.м детской библиотеки , расположенной по адресу: <Адрес> (т.1 л.д.183).

Начальником отдела предприятий и учреждений управления по распоряжению муниципальным имуществом департамента имущественных отношений администрации г.Перми Ломовой Н.Ю. ДД.ММ.ГГГГ в присутствии заместителя директора МБУК г.Перми «Объединение муниципальных библиотек» Антонюк Я.В., проведена проверка нежилых помещений площадью 320,1 кв.м, по адресу: <Адрес> с кадастровым номером , закрепленных на праве управления за МБУК г.Перми «Объединение муниципальных библиотек», на предмет: фактическое пользование нежилыми помещениями МБУК г.Перми «Объединение муниципальных библиотек», в ходе которой осмотрены помещения и установлено, что нежилые помещения свободны от мебели, посетителей и сотрудников МБУК г.Перми «Объединение муниципальных библиотек» нет, нежилые помещения пустуют, о чем составлен акт проверки муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ и представлен в материалы дела.

Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Правилами благоустройства территории города Перми и удовлетворяя исковые требования прокурора о возложении обязанности на ИП Сковорода Д.В., ИП Горбунова В.А., ИП Демянчук Е.В., ИП Хатамова Р.А., ИП Каландарова А.К., Муниципальное образование город Пермь в лице Департамента имущественных отношений администрации г.Перми, Стрепола Р.Н. установить информационные надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия регионального значения «Торговый дом» (<Адрес>) в порядке, установленном статьей 27 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации), возложении обязанности произвести ремонтно-реставрационные работы объекта культурного наследия регионального значения «Торговый дом» (<Адрес>) в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации», и устранить нарушение п. 11.2.1 Правил благоустройства территории города Перми путем устранения с фасадов объекта культурного наследия регионального значения «Торговый дом» (<Адрес>) частных объявлений, афиш, агитационных материалов, надписей, графических рисунков и иных изображений, на ИП Сковорода Д.В., ИП Горбунова В.А., Муниципальное образование город Пермь в лице Департамента имущественных отношений администрации г.Перми, Стрепола Р.Н. в отношении здания по адресу: <Адрес>, на ИП Демянчук Е.В., ИП Хатамова Р.А., ИП Каландарова А.К. в отношении здания по адресу: <Адрес>. Суд исходит из того, что данными ответчиками допущены нарушения законодательства по сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия регионального значения. При этом, принимает во внимание, что в силу положений ст. 210 ГК РФ каждый собственник несет бремя содержания имущества входящего в состав дома (здания) как объекта кадастрового учета пропорционально доле в общем имуществе, в связи с чем, возлагает обязанности на собственников дома <Адрес> обязанности по проведению ремонтно-реставрационных работ и устранения с фасадов зданий частных объявлений, афиш, агитационных материалов, надписей, графических рисунков и иных изображений именно того здания в котором у ответчиков имеются помещения в собственности. В данном случае на ответчиков не может быть возложена общая обязанность по проведению указанных выше мероприятий на оба здания только по основанию, что объект культурного наследия регионального значения «Торговый дом» (<Адрес>) объединяет 2 самостоятельных здания. Возложение обязанности на собственников одного дома провести требуемые прокурором работы в том числе в другом доме, где они собственниками помещений не являются, противоречит смыслу положений ст. 209, ст. 210 ГК РФ. Также при исполнении решения в данной части следует соблюдать принцип соразмерности несения расходов по отношению к размеру имущества находящегося в собственности. Однако, поскольку на установление объекта культурного наследия регионального значения «Торговый дом» (<Адрес>) требуется установление одной информационной надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия регионального значения «Торговый дом» данная обязанность возлагается на всех собственников помещений в данном объекте культурного наследия как общая обязанность.

В то же время, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении обязанностей к МБУК г.Перми «Объединение муниципальных библиотек», исковые требования к МБУК г.Перми «Объединение муниципальных библиотек» подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме, при этом, суд исходит из установленных судом фактических обстоятельств дела, прекращение фактического использования помещений по его назначению МБУК города Перми «Объединение муниципальных библиотек» на помещение площадью 320,1 кв.м детской библиотеки №1, по адресу: <Адрес>, наличие заявления МБУК города Перми «Объединение муниципальных библиотек» о прекращении права оперативного управления указанным помещением, переезд библиотеки в иное помещение при предоставлении нового помещения на законных основаниях, длительное бездействие собственника помещения по рассмотрению заявления МБУК города Перми «Объединение муниципальных библиотек» о прекращении их права оперативного управления. При этом, формальное сохранение права оперативного управления МБУК города Перми «Объединение муниципальных библиотек» на помещения в доме <Адрес> не может служить правовым и безусловным основанием для возложения на них обязанностей требуемых прокурором.

На основании части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Из разъяснений, содержащихся в п.11 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 19.12.2003 № 23 (ред. от 23.06.2015) «О судебном решении» следует, что исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 ГПК РФ). При отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чем отказано.

Получение денежных средств на проведение ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия регионального значения регулируется Бюджетным кодексом РФ.

Согласно п.4 ст.3 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

На основании ст.65 Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

В силу п.2 ст.83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Кроме того, бюджет города утверждается решением Пермской городской Думы. Бюджет города Перми утверждается на очередной финансовый год и плановый период (статья 4 Решение Пермской городской Думы от 28.08.2007 № 185 (ред. от 27.10.2020) «Об утверждении Положения о бюджете и бюджетном процессе в городе Перми»).

В соответствии с п.4 ст.3, ст.85 Бюджетного кодекса РФ, ст.8 Закона Пермского края от 12.10.2007 № 111-ПК «О бюджетном процессе в Пермском крае», в целях реализации полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Правительством Пермского края принято постановление от 11.10.2013 № 1389-п (ред. от 24.04.2019) «Об установлении расходного обязательства Пермского края на проведение мероприятий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Пермского края, и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Пермского края», в рамках которого установлено, что расходы на проведение мероприятий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Пермского края, являются расходным обязательством Пермского края. Министерству финансов Пермского края ежегодно осуществлять включение в реестр расходных обязательств Пермского края расходы на проведение мероприятий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Пермского края: на 2017 год в размере 37509800,0 рубля, на 2018 год - в размере 43404700,0 рубля, на 2019 год - в размере 39819900,0 рубля. Конкретные объемы финансирования расходов на проведение мероприятий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Пермского края, ежегодно утверждаются законом о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и на плановый период.

Также постановлением Правительства Пермского края от 11.10.2013 № 1389-п утвержден Порядок расходования средств бюджета Пермского края на проведение мероприятий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Пермского края.

На основании изложенного, надлежащим ответчиком по требованию о возложении обязанностей в отношении объекта культурного наследия применительно к помещению где ранее располагалась библиотека является исключительно собственник помещений, а именно Муниципальное образование город Пермь в лице Департамента имущественных отношений администрации г.Перми.

Суд, в соответствии с положениями ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ, предусматривающей, что при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, с учетом особенностей распоряжения бюджетных средств одного из собственников объекта культурного наследия, а именно: муниципального образования города Перми, процедуры, необходимой на проведение мероприятий по сохранности объекта культурного наследия, характер и объем, подлежащих выполнению ремонтно-реставрационных работ, а также срок вступления решения суда в законную силу, полагает возможным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено:

в части возложения на ответчиков обязанности по установке информационные надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия регионального значения «Торговый дом» - в течение 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

в части возложения на ответчиков обязанности по производству ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия регионального значения «Торговый дом» - в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку с учетом правового регулирования и сроков проведения каждого этапа работ срок предложенный прокурором, в течение 18 месяцев, является фактически минимальным, срок который указывает представитель ответчика ДИО администрации г.Перми, 31 месяц, рассчитан как максимальный, при этом с учетом соблюдения баланса интересов сторон и объема предстоящих работ установленный судом срок 24 месяца является более разумным, усредненным по срокам исполнения;

в части возложения на ответчиков обязанности по устранению нарушений п. 11.2.1 Правил благоустройства территории города Перми - в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Возложить обязанность на ИП Сковорода Д.В., ИП Горбунова В.А., ИП Демянчук Е.В., ИП Хатамова Р.А., ИП Каландарова А.К., Муниципальное образование город Пермь в лице Департамента имущественных отношений администрации г.Перми, Стреполу Р.Н. в течение 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить информационные надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия регионального значения «Торговый дом» (<Адрес>) в порядке, установленном статьей 27 Федерального Закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации).

Возложить обязанность в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести ремонтно-реставрационные работы объекта культурного наследия регионального значения «Торговый дом» (<Адрес>) в порядке, установленном статьей 45 Федерального Закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации» и в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушение п. 11.2.1 Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской думы от 15.12.2020 № 277 путем устранения с фасадов объекта культурного наследия регионального значения «Торговый дом» (<Адрес>) частных объявлений, афиш, агитационных материалов, надписей, графических рисунков и иных изображений на

ИП Сковорода Д.В., ИП Горбунова В.А., Муниципальное образование город Пермь в лице Департамента имущественных отношений администрации г.Перми, Стреполу Р.Н. в отношении здания по адресу: <Адрес>,

на ИП Демянчук Е.В., ИП Хатамова Р.А., ИП Каландарова А.К. в отношении здания по адресу: <Адрес>.

Исковые требования Прокурора Мотовилихинского района г.Перми к МБУК г.Перми «Объединение муниципальных библиотек» о возложении обязанностей оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Председательствующий – <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>