Дело № 2-291/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Тер-Мосесовой А.В.
при секретаре Самсоновой О.А.
с участием помощника прокурора Среднеахтубинского района Волгоградской области Кущ О.В.
рассмотрев в р.п. Средняя Ахтуба Волгоградской области в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Среднеахтубинского района Волгоградской области в интересах муниципального образования - Суходольского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района, муниципального образования - Среднеахтубинского муниципального района к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, администрации Суходольского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района о понуждении к приведению в соответствие с действующим законодательством Соглашения о передаче полномочий в области градостроительной деятельности и о понуждении к внесению обязательных условий в Соглашение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Среднеахтубинского района обратился в суд с иском к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, администрации Суходольского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района, в котором просит обязать администрацию Среднеахтубинского муниципального района и администрацию Суходольского сельского поселения внести в Соглашение о передаче части полномочий в области градостроительной деятельности от Суходольского сельского поселения Среднеахтубинскому муниципальному району, заключенное 09 июня 2010 года, изменения, исключающие передачу полномочий по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки; обязать администрацию Среднеахтубинского муниципального района и администрацию Суходольского сельского поселения внести в Соглашение о передаче части полномочий в области градостроительной деятельности от Суходольского сельского поселения Среднеахтубинскому муниципальному району, заключенное 09 июня 2010 года, существенные условия в виде финансовых санкций за его неисполнение, в обоснование своего иска указывая на то, что прокуратурой Среднеахтубинского района проведена проверка соблюдения должностными лицами администрации Среднеахтубинского муниципального района и администрации Суходольского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района действующего законодательства, регулирующего порядок заключения соглашений о передаче полномочий в сфере градостроительства между указанными органами местного самоуправления. В ходе указанной проверки установлено, что должностными лицами администрации Среднеахтубинского муниципального района и администрации Суходольского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района не соблюдаются требования действующего градостроительного законодательства, а также законодательства об общих принципах организации местного самоуправления. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Аналогичные нормы в области градостроительных правоотношений предусмотрены ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ. В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. 09 июня 2010 года между администрацией Среднеахтубинского муниципального района и администрацией Суходольского сельского поселения заключено соглашение о передаче осуществления части полномочий администрации Среднеахтубинского муниципального района. Согласно п. 1.2 указанного Соглашения, администрация Суходольского сельского поселения передаёт администрации Среднеахтубинского муниципального района осуществление части полномочий: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путём выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля над использованием земель поселения. Однако данный пункт соглашения противоречит требованиям градостроительного законодательства. Частями 1, 2 ст. 24, ст. 32 Градостроительного кодекса РФ прямо установлены полномочия представительных и исполнительных органов местного самоуправления поселения по подготовке и утверждению генеральных планов (проектов) поселений, в том числе внесение изменений в такие планы. Кроме того, исключительно представительный орган местного самоуправления поселения вправе утверждать правила землепользования и застройки поселения. В связи с изложенным, прокуратура района полагает, что администрация Суходольского сельского поселения не вправе была передавать, путём заключения Соглашения от 09 июня 2010 года, администрации Среднеахтубинского муниципального района полномочия по утверждению генеральных планов поселения, а также правил землепользования и застройки, поскольку указанные полномочия относятся исключительно к компетенции представительного органа Суходольского сельского поселения. Пунктом 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что соглашения о передаче части полномочий должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Согласно п.п. 5.2 и 5.3 оспариваемого Соглашения, данное Соглашение вступает в силу с 09 июня 2010 года и заканчивает срок своего действия 08 июня 2015 года. Однако, в нарушение п. 4 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в Соглашении отсутствуют штрафные санкции за неисполнение Соглашения.
В судебном заседании помощник прокурора Среднеахтубинского района Кущ О.В. исковые требования прокурора Среднеахтубинского района поддержала в полном объёме.
Представитель ответчика - администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела надлежаще извещен. В поступившем в адрес суда отзыве на исковое заявление от 19.04.2012г, возражал против требований прокурора, указав, что условия пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при заключении администрацией Среднеахтубинского муниципального района и администрацией Суходольского сельского поселения Соглашения были соблюдены, а именно установлен срок действия Соглашения - с 09 июня 2010 года по 08 июня 2015 года; Соглашение содержит положения, устанавливающие основания и порядок прекращения действия Соглашения, в том числе досрочного; глава 2 Соглашения определяет порядок определения ежегодного объёма межбюджетных трансфертов. Стороны ежегодно определяют объём субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, согласно Приложениям, являющимися неотъемлемой частью Соглашения. Так, согласно Приложению от 11 января 2011 года, стоимость передачи части полномочий, осуществляемых за счёт межбюджетных трансфертов, предоставляемых ежегодно из бюджета администрации поселения в бюджет администрации района, составляет 48 000 рублей. Согласно п. 3.2.1. Соглашения, администрация района осуществляет переданные ей полномочия в пределах выделенных на эти цели средств. Что касается финансовых санкций за неисполнение Соглашения, то глава 4 Соглашения устанавливает ответственность сторон за неисполнение обязательств: администрация района отвечает в той мере, в которой переданные ей полномочия обеспечены финансовыми средствами; администрация поселения в случае неисполнения обязательств уплачивает неустойку. Глава 6 Соглашения «Заключительные положения» закрепляет, что по всем вопросам, неурегулированным Соглашением, стороны руководствуются действующим законодательством. Согласно ст. 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Считает, что оспариваемым Соглашением неустойка предусмотрена, что же касается её размера, то он определяется в соответствии с действующим законодательством. Считают, что оспариваемое Соглашение полностью соответствует нормам Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и градостроительного законодательства. Считает, что законодательство РФ не предусматривает исключительности утверждения правил землепользования и застройки представительным органом местного самоуправления поселения, напротив, согласно ст. 32 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Считает, что требования прокурора района необоснованны и не подлежат удовлетворению (л.д.14-16).
Представитель ответчика - администрации Суходольского сельского поселения - глава администрации Суходольского сельского поселения Попов Ю.В. исковые требования прокурора в целом признал, пояснив, что часть полномочий была передана в администрацию муниципального района, так как у администрации поселения бюджет ограничен.
Выслушав объяснения помощника прокурора Среднеахтубинского района Кущ О.В., представителя ответчика Попова Ю.В., изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.
В соответствии с п. 20 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;
Аналогичные нормы в области градостроительных правоотношений предусмотрены ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
Как установлено судом, 09 июня 2010 года между администрацией Среднеахтубинского муниципального района и администрацией Суходольского сельского поселения заключено соглашение о передаче осуществления части полномочий администрации Среднеахтубинского муниципального района (л.д.7-10).
Согласно п. 1.2 указанного Соглашения, администрация Суходольского сельского поселения передаёт администрации Среднеахтубинского муниципального района осуществление части полномочий: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путём выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля над использованием земель поселения.
Вместе с тем, данный пункт соглашения противоречит требованиям градостроительного законодательства.
Так, согласно частям 1 и 2 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
В соответствии со ст. 32 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.
Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.
Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Таким образом, частями 1, 2 ст. 24, ст. 32 Градостроительного кодекса РФ прямо установлены полномочия представительных и исполнительных органов местного самоуправления поселения по подготовке и утверждению генеральных планов (проектов) поселений, в том числе по внесению изменений в такие планы. Кроме того, правила землепользования и застройки поселения вправе утверждать исключительно представительный орган местного самоуправления поселения.
Таким образом, администрация Суходольского сельского поселения не вправе была передавать, путём заключения Соглашения от 09 июня 2010 года, администрации Среднеахтубинского муниципального района полномочия по утверждению генеральных планов поселения, а также правил землепользования и застройки, поскольку указанные полномочия относятся исключительно к компетенции представительного органа Суходольского сельского поселения.
Помимо этого, в нарушение п. 4 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в Соглашении от 09 июня 2010 года, заключенном между ответчиками, отсутствуют штрафные санкции за неисполнение его сторонами.
На основании изложенного, суд считает исковые требования прокурора Среднеахтубинского района о возложении на администрацию Среднеахтубинского муниципального района и администрацию Суходольского сельского поселения обязанности внести в Соглашение о передаче части полномочий в области градостроительной деятельности от Суходольского сельского поселения Среднеахтубинскому муниципальному району, заключенное 09 июня 2010 года, изменения, исключающие передачу полномочий по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки; о возложении на администрацию Среднеахтубинского муниципального района и администрацию Суходольского сельского поселения обязанности внести в Соглашение о передаче части полномочий в области градостроительной деятельности от Суходольского сельского поселения Среднеахтубинскому муниципальному району, заключенное 09 июня 2010 года, существенные условия в виде финансовых санкций за его неисполнение, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом суд считает необоснованными доводы ответчика - администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области о том, что оспариваемым Соглашением неустойка предусмотрена, а размер неустойки определяется в соответствии с действующим законодательством; о том, что законодательство РФ не предусматривает исключительности утверждения правил землепользования и застройки представительным органом местного самоуправления поселения, поскольку данные доводы основаны на неверном толковании норм закона.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Среднеахтубинского муниципального района и администрацию Суходольского сельского поселения внести в Соглашение о передаче части полномочий в области градостроительной деятельности от Суходольского сельского поселения Среднеахтубинскому муниципальному району, заключенное 09 июня 2010 года, изменения, исключающие передачу полномочий по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки.
Обязать администрацию Среднеахтубинского муниципального района и администрацию Суходольского сельского поселения внести в Соглашение о передаче части полномочий в области градостроительной деятельности от Суходольского сельского поселения Среднеахтубинскому муниципальному району, заключенное 09 июня 2010 года, существенные условия в виде финансовых санкций за его неисполнение.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Волгоградский областной суд через Среднеахтубинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья (подпись) Тер-Мосесова А.В.
Решение изготовлено судьей в совещательной комнате 15 мая 2012 года.
Председательствующий судья (подпись) Тер-Мосесова А.В.
Копия верна: Судья: Тер-Мосесова А.В.
Секретарь: Фуфачева Г.Б.
Подлинник данного документа
подшит в деле № 2-291/12,
которое находится в
Среднеахтубинском районном суде