ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-291/19 от 09.09.2019 Норильского городского суда (Красноярский край)

Дело № 2- 291/2019 (УИД 24RS0040-03-2019-000206-07)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 сентября 2019 года г.Норильск

Норильский городской суд в районе Кайеркан Красноярского края в составе председательствующего судьи Ивановой Т.В., при секретаре Буланкиной Ж.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального бюджетного учреждения «Моложеный центр» к Савченко А.Э. о возмещении ущерба, причинённого работодателю,

У С Т А Н О В И Л:

МБУ "Молодежный центр" обратилось в суд с иском к Савченко А.Э. о возмещении ущерба, причиненного работником, в размере 346 200 рублей, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 30 162,29 рублей, в обоснование заявленных требований указав, что 15 ноября 2011 года ответчик был принят на работу в МБУ«Молодежный центр» <данные изъяты>. Распоряжением от 03 декабря 2014 года переведен на должность <данные изъяты> МБУ «Молодежный центр» до подбора основной кандидатуры, с 01 декабря 2015 года Савченко замещал должность <данные изъяты> МБУ «Молодежный центр» постоянно. 21 сентября 2018 года трудовой договор с Савченко А.Э. расторгнут на основании пункта 3 части 1 ст. 77 ТК РФ. Разделом 4 «Механизм реализации подпрограммы приложения 1 к муниципальной программе «Молодежь муниципального образования город Норильск в ХХ1 веке» на 2017-2019 годы, утвержденной постановлением Администрации города Норильска от 07.12.2016 № 584, предусмотрено мероприятие 1.3.2 «Субсидии бюджетам муниципальных образований на поддержку деятельности муниципальных молодежных центров в рамках подпрограммы «Вовлечение молодёжи Красноярского края в социальную практику» государственной программы Красноярского края «Молодежь Красноярского края в ХХ1 веке». Указанное мероприятие включает в себя расходы муниципального бюджетного учреждения «Молодёжный центр» на организацию и проведение мероприятий молодежной направленности. Между Агентством молодежной политики в целях реализации программ общественного развития Красноярского края и Администрацией города Норильска было заключено оглашение от 02.02.2017 № 45/МУ о предоставлении субсидии на поддержку деятельности муниципальных молодежных центров на сумму 3 091 100 рублей. В целях реализации указанного Соглашения Администрацией города Норильска с МБУ «Молодежный центр» было заключено соглашение № 5 о порядке и условиях предоставления субсидий муниципальному бюджетному учреждению муниципального образования город Норильск, зарегистрированное 11.07.2017 за № С10-30, которым определены порядок и условия предоставления МБУ «Молодежный центр» субсидии на поддержку деятельности муниципальных молодежных центров. Согласно разделу 3 Соглашения № С10-30 направлением расходования субсидии на поддержку деятельности муниципальных молодежных центров в 2017 году является выполнение мероприятия 1.3.2 приложения 1 муниципальной программы «Молодежь муниципального образования город Норильск в 21 веке» на 2017-2019 годы, утвержденной постановлением Администрации г.Норильска от 07.12.2016 № 584. Для выполнения указанного мероприятия в соответствии со сметой расходов на деятельность флагманских программ за счет краевой субсидии на поддержку цельности молодежных центров в 2017 году, утвержденной <данные изъяты> МБУ

«Молодежный центр» Савченко А.Э., учреждением были приобретены, в том числе, подарочные сертификаты на сумму 763 000 рублей. В последующем распоряжениями Администрации города Норильска от 27.07.2018 № 145-орг, от 23.08.2018 № 169-орг и рабочей программой Контрольно-ревизионным отделом Администрации города Норильска проведена плановая проверка соблюдения требований и условий предоставления субсидий на иные цели, соблюдения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в муниципальном бюджетном учреждении «Молодежный центр» (проверяемый период - с 01.01.2017 по 31.12.2017). Проверкой Отдела установлены нарушения при расходовании подарочных сертификатов. Согласно данным бухгалтерского учета, первичным учетным документам, в соответствии со Сметой из средств полученной муниципальным бюджетным учреждением «Молодежный центр» целевой субсидии на поддержку деятельности муниципальных молодежных центров для проведения мероприятий запланированы и закуплены подарочные сертификаты различных магазинов в количестве 400 шт. на общую сумму 763 000 рублей, оприходованы на забалансовый счет 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры». Согласно первичным учетным документам (акты о списании материальных запасов, ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения) на проведение мероприятий, предусмотренных сметой к соглашению № 45/МУ, в 2017 году израсходовано сертификатов в количестве 217 шт., на общую сумму 291 000 рублей (с учетом документов, отраженных в бухгалтерском учете в 2018 году). Ведомости на выдачу сертификатов участникам (неутверждённая форма, содержат расписки получателей) по 3 мероприятиям отсутствуют, в ведомостях на выдачу сертификатов участниками мероприятия «Территория 2020» подтвержденная сумма больше, чем списано по актам в бухгалтерском учете, на 125 800 рублей. С учетом данных ведомостей израсходовано на мероприятия подарочных сертификатов на сумму 416 800 рублей. По состоянию на 16.08.2018 остатка подарочных сертификатов на забалансовом счете нет, все подарочные сертификаты израсходованы. С учетом всех представленных проверке первичных учетных документов из приобретенных на средства целевой субсидии подарочных сертификатов на сумму 763 000 рублей израсходовано на мероприятия, предусмотренные Соглашением № 45/МУ, и подтверждено первичными учетными документами подарочных сертификатов на сумму 416 800 рублей. Таким образом, подарочные сертификаты на сумму 346 200 руб. (763 000 - 416 800) не расходовались на мероприятия, проведенные в 2017 году, предусмотренные Сметой к Соглашению № 45/МУ. Все первичные документы утверждены <данные изъяты> МБУ «Молодежный центр» Савченко А.Э.

По результатам проведенной проверки установлены факты нецелевого использования МБУ «Молодежный центр» бюджетных средств, полученных на поддержку деятельности муниципальных моложеных центров из местного бюджета по муниципальной программе, на сумму 346 200 рублей. На основании пункта 2.3.4 Соглашения № С10-30 муниципальное бюджетное учреждение «Молодежный центр» по решению Учредителя (Администрация города Норильска) обязано возвратить субсидию или ее часть в случае нецелевого использования субсидии. Согласно требованию о возврате субсидии в бюджет муниципального образования город Норильск от 24.10.2018 № 100-1207, уведомлению о необходимости уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами от 21.12.2018 № 100-1416 Финансового управления Администрации города Норильска муниципальным бюджетным учреждением «Молодежный центр» внесены денежные средства в сумме: 139 952,28 руб. (заявка на списание специальных средств от 07.11.2018 № 4826); 146 830,57 (заявка на списание специальных средств от 03.12.2018 № 1139); 59 417,15 (заявка на списание специальных средств от 07.12.2018 № 1194); 30 162,29 (заявка на оплату расходов от 21.01.2019 № 1). В соответствии с пунктом 3.6 Устава МБУ «Молодежный центр» исполнительным органом учреждения является директор, который в силу п.3.16 Устава действует без доверенности, представляя интересы учреждения во всех органах и организациях, в судах, пользуется правом распоряжения имуществом и денежными средствами в пределах, установленных действующим законодательством и настоящим Уставом. В соответствии со ст.277 ТК РФ руководитель организации (в том числе бывший) несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причинённый организации. Вина Савченко А.Э. в нецелевом использовании бюджетных средств в сумме 346 200 рублей, полученных на приобретение подарочных сертификатов на проведение мероприятий, подтверждается Актом, Отчетом. Ответчик добровольно не возместил причиненный истцу ущерб.

На основании изложенного просит взыскать с ответчика в пользу истца возмещение причиненного полного действительного ущерба в размере 346 200 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 30 162 рубля 29 копеек.

Представитель истца МБУ «Молодежный центр» и третьего лица Администрации г.Норильска Фефелова А.М., действующая на основании доверенностей № 5 от 19 июня 2019 года и № 10-165 от 05 декабря 2018 года (т.2 л.д. 36-37), в судебном заседании исковые требования поддержала по указанным в исковом заявлении основаниям. Дополнительно пояснила, что Савченко А.Э., являясь руководителем МБУ «Молодежный центр», допустил нецелевое использование бюджетных средств, что было установлено актом Контрольно-ревизионного отдела Администрации г.Норильска. Учреждение понесло ущерб, так как оно выплатило в бюджет муниципального образования часть субсидии, использованную нецелевым образом, за счет доходов от собственной деятельности. Считает, что достаточным основанием для взыскания ущерба с Савченко является акт контрольного органа, проводившего проверку финансово-хозяйственной деятельности учреждения в соответствии с правовыми актами администрации г.Норильска, из которого следует, что ущерб причинен в результате действий бывшего директора учреждения Савченко, который в силу закона несет ответственность за действия бюджетного учреждения. В трудовом законодательстве руководитель учреждения определен как специальный субъект трудового права, в силу ст.277 ТК РФ несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. Учредителем МБУ «Молодежный центр» является Администрация г.Норильска. В соответствии с п. 3.6 Устава учреждения, п.8.3, 8.12 Порядка создания и деятельности муниципальных бюджетных учреждений МО город Норильск, утверждённого Постановлением Администрации г.Норильска от 24.12.2010 г. № 518, назначение на должность руководителя МБУ оформляется распоряжением руководителя администрации г.Норильска, изданным на основании трудового договора, заключенного между главой г.Норильска и руководителем МБУ.Таким образом, полномочия работодателя по отношению к директору МБУ «Молодежный центр» осуществляет глава города, поэтому проверка, проведенная КРО, являющимся структурным подразделением администрации г.Норильска, приравнивается к процедуре установления работодателем ущерба, предусмотренной ст.247 ТК РФ. Кроме того, считает, что для привлечения к материальной ответственности руководителя организации данная процедура не обязательна, так как он в силу закона несет материальную ответственность перед организацией, которую он возглавляет. В отношении Савченко А.Э. в настоящее время возбуждено уголовное дело, при расследовании которого установлено, что три муниципальных контракта на поставку подарочных сертификатов, заключенные с ИП ФИО1, на сумму 411 000 рублей оказались фиктивными, в настоящее время проверяется достоверность контракта на сумму 16 000 рублей, заключенного с ИП ФИО1. Ведомости выдачи сертификатов, принятые к учету КРО, оказались частично поддельными, однако утверждать это с достоверностью на момент проверки не представлялось возможным. Сумма 346 200 рублей, выявленная проверкой КРО как нецелевое использование денежных средств, по мнению истца входит в сумму, на которую сертификаты были поставлены и необоснованно списаны.

Представитель истца Кротова О.В., действующая на основании доверенности № 07 от 27 июня 2019 года, в судебном заседании исковые требования поддержала по указанным в иске основаниям. Дополнительно пояснила, что сумма ущерба 346 200 рублей – это сумма, на которую отсутствуют первичные учетные документы, подтверждающие расходование сертификатов на мероприятия, предусмотренные соглашением. Наличие ведомостей на выдачу подарочных сертификатов предусматривалось Положением регионального инфраструктурного проекта «Территория 2020», утвержденного 09 января 2017 года директором КГБУ «Краевой центр молодежных проектов». По данным бухгалтерского учета сертификаты, не израсходованные на мероприятия 2017 года, израсходованы на мероприятия 2018 года. В 2017 году ни один документ на выдачу сертификатов не составлялся, все документы, подтверждающие расходование сертификатов, принятые к учету, составлены 15 октября 2018 года, они складывались из актов на списание, приказов на проведение мероприятий, заявок ответственных за проведение мероприятий специалистов, ведомостей на выдачу сертификатов и других материальных ценностей. По этим документам на проведение мероприятий 2017 года было израсходовано 217 сертификатов на сумму 291 000 рублей. В ходе проведения проверки проводилась инвентаризация у двух материально ответственных лиц. Помимо нецелевого использования денежных средств на подарочные сертификаты были выявлены другие нарушения. По результатам проверки часть материалов, имеющая признаки уголовного преступления, была передана в следственные органы.Подарочные сертификаты передавались заместителю директора ФИО2, в отношении которой директором не был издан приказ о продлении договора о материальной ответственности, что влечет риск невозможности взыскания материального ущерба. Таким образом, директором не были приняты меры к сохранности имущества. В акте также отражено, что 30 декабря 2017 года без первичных документов отражен расход подарочных сертификатов на сумму 600 000 рублей, то есть первичные документы отсутствуют, эта бухгалтерская проводка не имеет подтверждения ни одним первичным документом. Данный факт также является сейчас предметом рассмотрения правоохранительных органов. Савченко А.Э. получал распоряжение о проведении проверки, предоставил необходимые документы, давал письменные пояснения по проверяемым фактам, конкретно по нецелевому использованию подарочных сертификатов пояснений не давал. По каждому из выводов проверки он имел право представить возражения. Считает, что убытки у организации возникли в момент выставления требования о возврате субсидии в бюджет муниципального образования 24 октября 2018 года.

Ответчик Савченко А.Э. о времени и месте судебного разбирательства извещался по сообщенному им адресу места жительства, а также путем смс-извещения. Заказная почтовая корреспонденция, направленная по месту жительства ответчика, возвращена в адрес суда за истечением срока хранения, что применительно к положениям ч. 1 ст. 165.1 ГК РФ, ст. 117 ГПК РФ позволяет признать ответчика надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства. В судебное заседание ответчик не явился, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителей Бубновой Л.В. и Коробанова А.Н. (т.1 л.д. 186).

Представители ответчика Бубнова Л.В. и Коробанов А.Н., действующие на основании нотариально удостоверенной доверенности, извещались о времени и месте судебного разбирательства заказной почтовой корреспонденцией, направленной по месту жительства, которая возвращена в адрес суда за истечением срока хранения, в связи с чем на основании ч. 1 ст. 165.1 ГК РФ, ст. 117 ГПК РФ суд признает представителей ответчика надлежаще извещенными о времени и месте судебного разбирательства. Также представители извещались путем смс-извещения. В судебное заседание представители ответчика не явились, о причинах неявки не известили.

В судебном заседании 06 августа 2019 года представители ответчика Бубнова Л.В. и Коробанов А.Н. против удовлетворения исковых требований возражали, ссылаясь на их незаконность. Полагали, что работодателем нарушена процедура привлечения работника к материальной ответственности, предусмотренная ст.ст.233, 238 246 ТК РФ, так как после проведенной контрольно-ревизионным отделом администрации г.Норильска проверки был составлен акт от 12 сентября 2018 года, согласно которому учреждение использовало субсидию не по целевому назначению, однако служебная проверка для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения работодателем не проведена, не была установлена вина Савченко в причинении ущерба, сумма ущерба, причинно-следственная связь между действиями Савченко и причиненным ущербом, его противоправное поведение, не истребовалось объяснение у Савченко. Соответственно условия для наступления материальной ответственности для Савченко не наступили. Акт проверки финансовым органом не является в силу ст.60 ГПК РФ допустимым доказательством для решения вопроса о взыскании с ответчика материального ущерба. В ходе проверки КРО достоверно установлено, что сертификаты в количестве 400 шт. на сумму 763 000 рублей были закуплены, они были оприходованы, поставлены на баланс учреждения, и стали собственностью учреждения, в ходе проведения инвентаризации недостачи сертификатов выявлено не было. Считают, что после приобретения сертификатов в момент их оприходования в бухгалтерском учете истца денежные средства, предоставленные по краевой субсидии, были использованы по целевому назначению. Согласно данным бухгалтерского учета истца по состоянию на 16 августа 2018 года остатка подарочных сертификатов не имелось, все подарочные сертификаты были израсходованы, что подтверждено первичными бухгалтерским документами ответчика. Не установлено само наличие ущерба, истец не может указать, какое количество сертификатов не было приобретено, не установлены период и дата ущерба. Нецелевое использование сертификатов опровергается отчетом администрации перед главным распорядителем Агентством молодежной политики, где указано, что все средства использованы в целевом порядке, а также отчетом учреждения перед администрацией. Несоблюдение бюджетной дисциплины не может являться основанием для взыскания ущерба. Полагают, что истцом не представлено убедительных доказательств, позволяющих взыскать с ответчика сумму ущерба.

Надлежаще извещенное третье лицо Агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края представителя в судебное заседание не направило, представитель третьего лица Егоров С.И. представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя в отсутствие третьего лица.

На основании положений ст.167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав доводы представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 232 ТК РФ сторона трудового договора (работник, работодатель), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Материальная ответственность стороны трудового договора, исходя из положений ст. 233 ТК РФ, наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действия или бездействия).

В соответствии со ст.277 ТК РФ руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.

Согласно правовой позиции, выраженной в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июня 2015 года № 21 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации» в соответствии с частью первой статьи 277 ТК РФ руководитель организации (в том числе бывший) несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. Под прямым действительным ущербом согласно части второй статьи 238 ТК РФ понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Привлечение руководителя организации к материальной ответственности в размере прямого действительного ущерба, причиненного организации, осуществляется в соответствии с положениями раздела XI "Материальная ответственность сторон трудового договора" ТК РФ (главы 37 "Общие положения" и 39 "Материальная ответственность работника").

Из приведенных положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ следует, что привлечение руководителя организации к материальной ответственности осуществляется по общим правилам, предусмотренным Трудовым кодексом РФ, регламентирующим процедуру привлечения к такой ответственности.

На работодателе в силу ст. 247 ТК РФ лежит обязанность установить размер причиненного ему ущерба и причину его возникновения, при этом такой размер должен быть подтвержден документально. До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.

Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В силу разъяснений п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 52 от 16 ноября 2006 года «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности. Если работодателем доказаны правомерность заключения с работником договора о полной материальной ответственности и наличие у этого работника недостачи, последний обязан доказать отсутствие своей вины в причинении ущерба.

Таким образом, необходимыми условиями для наступления материальной ответственности работника за причиненный работодателю ущерб являются: наличие прямого действительного ущерба у работодателя, противоправность поведения (действий или бездействия) работника, причинная связь между действиями или бездействием работника и причиненным работодателю ущербом, вина работника в причинении ущерба.

При этом бремя доказывания наличия совокупности указанных обстоятельств законом возложено на работодателя, который до принятия решения о возмещении ущерба конкретным работником обязан провести проверку с обязательным истребованием от работника письменного объяснения для установления размера причиненного ущерба, причин его возникновения и вины работника в причинении ущерба.

В судебном заседании установлено, что Савченко А.Э. 16 ноября 2011 года был принят на работу в МБУ «Молодежный центр» <данные изъяты>. С 03 декабря 2014 года ответчик переведен на должность <данные изъяты> МБУ «Молодежный центр» до подбора основной кандидатуры, 01 декабря 2015 года трудовой договор с Савченко А.Э. по должности <данные изъяты> МБУ «Молодежный центр» заключен на неопределённый срок. 21 сентября 2018 года трудовой договор с Савченко А.Э. расторгнут на основании пункта 3 части 1 ст. 77 ТК РФ. Указанные обстоятельства подтверждаются копиями соответствующих приказов, заключенного с ответчиком трудового договора и дополнительных соглашений к нему, приказа об увольнении (т.1 л.д. 11-31, т.2 л.д. 47-51).

На основании соглашения № 45/МУ от 02 февраля 2017 года Агентством молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края Администрации г.Норильска из краевого бюджета была предоставлена субсидия на поддержку деятельности муниципальных молодежных центров в 2017 году в размере 3 091 100 рублей. В соответствии с п. 1.1 соглашения получатель обязуется использовать субсидию по целевому назначению, определенному настоящим соглашением, обеспечить софинансирование расходов на обеспечение деятельности муниципальных моложёных центров в размере 309 110 рублей за счет средств местного бюджета, а также обеспечить исполнение настоящего соглашения. (т.2 л.д. 59-70).

Пунктом 1.3 соглашения установлено, что расходование субсидии осуществляется в соответствии со сметой расходов средств субсидии на поддержку деятельности муниципальных молодёжных центров из краевого бюджета и средств местного бюджета на обеспечение деятельности муниципальных молодежных центров.

Согласно п.п. 2.3.4, 2.3.6 соглашения получатель обязуется использовать средства субсидии по целевому назначению, обеспечить возврат в доход краевого бюджета неиспользованных или использованных не по назначению средств субсидии в установленном порядке.

Сметой расходов средств субсидии на поддержку деятельности муниципальных мороженных центров из краевого бюджета и средств местного бюджета на обеспечение деятельности муниципальных молодежных центров, являющейся приложением к соглашению № 45/МУ от 02 февраля 2017 года, предусмотрено проведение мероприятий муниципального молодежного центра в области молодежной политики, перечислены названия мероприятий, сумма финансирования которых составляет 2 163 770 рублей.

11 июля 2017 года между Администрацией г.Норильска и МБУ «Молодежный центр» заключено соглашение № 5 (зарегистрировано за № С10-30) о порядке и условиях предоставления учреждению субсидии из бюджета муниципального образования город Норильск на иные цели (субсидия на поддержку деятельности муниципальных молодежных центров в 2017 году). (т.2 л.д. 71-73).

Согласно п.п. 2.3.1, 2.3.3, 2.3.4 соглашения учреждение обязуется расходовать субсидию на цели, предусмотренные настоящим соглашением, в соответствии с направлениями расходования и сроками предоставления субсидии, указанными в разделе 3; представлять учредителю отчет об использовании субсидии по форме, установленной постановлением Администрации г.Норильска в срок до 01 февраля 2018 года. По решению учредителя возвратить субсидию или ее часть в случаях, если фактически расходы на предусмотренные цели не могут быть произведены в полном объеме, использования субсидии не по целевому назначению.

Согласно разделу 3 соглашения № С10-30 направлением расходования субсидии является выполнение мероприятия 1.3.2 приложения 1 муниципальной программы «Молодежь муниципального образования город Норильск в 21 веке» на 2017-2019гг., утверждённой постановлением Администрации г.Норильска от 07 декабря 2016 года № 584.

Согласно отчету об использовании средств субсидии на поддержку деятельности муниципальных молодежных центров и о достижении значений результативности использования субсидии за 2017 год в соответствии со сметой расходов на деятельность флагманских программ за счет краевой субсидии на поддержку деятельности молодежных центров в 2017 году, утвержденной <данные изъяты> МБУ «Молодежный центр» Савченко А.Э., учреждением были приобретены подарочные сертификаты в количестве 400 штук на общую сумму 763 000 рублей (т.2 л.д. 74-81).

В соответствии с распоряжениями Администрации г.Норильска от 27 июля 2018г. № 145-орг, от 23 августа 2018г. № 169-орг и рабочей программой Контрольно-ревизионным отделом Администрации г.Норильска проведена плановая проверка соблюдения требований и условий предоставления субсидий на иные цели, соблюдения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в МБУ «Молодёжный центр» за период с 01 января по 31 декабря 2017 года.

Из акта № 4/18 по результатам проверки от 12 сентября 2018 года следует, что в ходе проверки были установлены ряд нарушений, в том числе нарушения при расходовании подарочных сертификатов, приобретенных за счет средств целевой субсидии на поддержку деятельности муниципальных молодежных центров в 2017 году.

В акте указано, что подарочные сертификаты в количестве 400 штук на общую сумму 763 000 рублей оприходованы на забалансовый счет 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры». Согласно первичным учетным документам (акты о списании материальных запасов, ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения) на проведение мероприятий, предусмотренных сметой к соглашению № 45/МУ, в 2017 году израсходовано сертификатов в количестве 217 шт., на общую сумму 291 000 рублей (с учетом документов, отраженных в бухгалтерском учете в 2018 году). Ведомости на выдачу сертификатов участникам (неутверждённая форма, содержат расписки получателей) по трем мероприятиям отсутствуют, в ведомостях на выдачу сертификатов участниками мероприятия «Территория 2020» подтвержденная сумма больше, чем списано по актам в бухгалтерском учете, на 125 800 рублей. ((171 300+193 500) – (80 000 +159 000)).

Как следует из пояснений представителя истца Кротовой О.В., сумма, на которую подарочные сертификаты были израсходованы на мероприятия, составляющая 416 800 рублей, была установлена по данным актов о списании подарочных сертификатов, к которой была прибавлена сумма, составляющая разницу между данными ведомостей на выдачу подарочных сертификатов участникам мероприятия «Территория 2020» и данными актов о списании подарочных сертификатов по данному мероприятию – 291 000 руб. + 125 800 руб. = 416 800 рублей.

С учетом указанной суммы был сделан вывод о том, что подарочные сертификаты на сумму 346 200 рублей (763 000 – 416 800 руб.) не расходовались на мероприятия, проведенные в 2017 году, предусмотренные сметой к соглашению № 45/МУ, поэтому в нарушение пп.2.2 постановления Администрации г.Норильска от 09.02.2016 № 104, п.2.3.1 соглашения о предоставлении субсидии № С10-30 средства целевой субсидии на поддержку деятельности муниципальных моложеных центров в 2017 году в размере 346 200 рублей использованы учреждением не по целевому назначению. (п.3.1.5 акта от 12 сентября 2018 года).

Из акта также следует, что при проверке были установлены нарушения Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» при учете материальных запасов, приобретённых за счет средств целевых субсидий, в том числе подарочных сертификатов. Так, поступление подарочных сертификатов по счету от 22.08.2017 № 53 (поставщик ООО «СофМакс» в количестве 49 шт. на сумму 109000 руб. отражено в бухгалтерском учете двумя записями от 01.09.2017, от 19.09.2017, вторая запись о поступлении сделана без подтверждающих документов (ошибочно отраженные в бухучете 49 сертификатов списаны); в бухгалтерском учете 30.12.2017 отражено списание подарочных сертификатов без подтверждающих документов (первичные учетные документы отсутствуют) в количестве 305 шт. на общую сумму 599000 руб.

На основании акта от 12 сентября 2018 года финансовым управлением администрации г.Норильска МБУ «Молодежный центр» 24 октября 2018 года было выставлено требование о возврате суммы субсидии, использованной не по целевому назначению, в размере 346 200 рублей в бюджет муниципального образования. (т.1 л.д. 141). 21 декабря 2018 года учреждению было выставлено требование об уплате процентов за пользование денежными средствами в виде субсидии в размере 30 162 рубля 29 копеек. (т.1 л.д. 142).

Денежные средства в общем размере 375 362 рубля 29 копеек были внесены МБУ "Молодежный центр" в бюджет муниципального образования г.Норильск платежными поручениями № 164478 от 07 ноября 2018 года на сумму 139952,28 рублей; № 185873 от 07 декабря 2018 года на сумму 59417,15 рублей; № 180565 от 03 декабря 2018 года на сумму 146830,57 рублей, № 857 от 21 января 2019 года на сумму 30162,29 рублей. (т.1 л.д. 210-213).

Полагая, что денежные средства, которые возвращены в бюджет муниципального образования в связи с их нецелевым использованием, в размере 346 200 рублей и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 30 162,29 рублей, являются ущербом, причинённым учреждению его бывшим руководителем Савченко А.Э., истец обратился в суд с настоящим иском.

Исследовав представленные истцом доказательства и оценив их по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что совокупность необходимых для наступления материальной ответственности работника за причиненный работодателю ущерб условий, - размер прямого действительного ущерба у учреждения, противоправность поведения ответчика, причинная связь между его действиями или бездействием и причиненным работодателю ущербом, вина ответчика в причинении ущерба в рассматриваемом споре не доказана истцом.

В подтверждение приобретения подарочных сертификатов на средства субсидии в количестве 400 шт. на сумму 763 000 рублей МБУ «Молодежный центр» были представлены договоры на поставку сертификатов: от 01 августа 2017 года, заключенный с ИП ФИО1, на сумму 125 000 рублей; от 31 июля 2017 г., заключенный с ИП ФИО1, на сумму 144 000 рублей; от 01 августа 2017г., заключенный с ИП ФИО1, на сумму 142 000 рублей; от 31 июля 2017г. на сумму 16 000 рублей, заключенный с ИП ФИО1; от 25 июля 2017г., заключенный с ООО «Софт Макс», на сумму 109 000 рублей; от 24 июля 2017г., заключенный с ИП ФИО3, на сумму 227 000 рублей; а также акты сдачи-приемки товара, приказы об оплате, счета об оплате поставленных сертификатов, заявки на оплату счетов за поставленные сертификаты.

Указанные первичные финансовые документы при проверке приняты контрольно-ревизионным органом в качестве документов, подтверждающих приобретение учреждением сертификатов в количестве 400 штук на сумму 763 000 рубля за счет средств полученной учреждением целевой субсидии.

В ходе проведения проверки было выявлено, что в нарушение п.1 ст.9, п.1 ст.10 Федерального закона «О бухгалтерском учете» без подтверждающих первичных учетных документов в бухгалтерском учете отражена операция по списанию 30 декабря 2017 года подарочных сертификатов в количестве 305 шт. на сумму 559 000 рублей, что вкупе с другими нарушениями бухгалтерского учета привело к искажению показателей годовой бухгалтерской отчетности за 2017 год более чем на 10%. Также установлено, что заместителю директора ФИО2 передавались на ответственное хранение материальные ценности в отсутствие договора о материальной ответственности (выводы по п.3.1.4 акта).

Как следует из акта проверки и пояснений представителя истца Кротовой О.В., размер средств целевой субсидии на поддержку деятельности муниципальных молодежных центров в 2017 году, использованных МБУ «Молодежный центр» не по целевому назначению, определен как сумма, не подтвержденная первичными документами (актами о списании сертификатов, ведомостями выдачи сертификатов участникам мероприятий, предусмотренных сметой к соглашению № 45/МУ). При этом проверяющим органом был сделан вывод, что первичными учетными документами подтверждается, что из приобретенных на средства целевой субсидии подарочных сертификатов на сумму 763 000 рублей израсходовано на мероприятия, предусмотренные соглашением, подарочных сертификатов на сумму 416 800 рублей. Указанная сумма складывается из данных актов о списании подарочных сертификатов на общую сумму 291 000 рублей, а также суммы, составляющей разницу между данными ведомостей на выдачу подарочных сертификатов участникам мероприятия «Территория 2020» (171 300 + 193 500) и данными актов о списании подарочных сертификатов на данное мероприятие (80 000 +159 000), поскольку данные ведомостей превышают данные актов о списании.

Как видно из материалов дела, подарочные сертификаты на сумму 291 000 рублей списаны одиннадцатью актами о списании материальных запасов от 15 августа 2018 года, подписанными комиссией по списанию товарно-материальных ценностей, утвержденной приказом директора от 23.07.2018 № 3-02-145, в составе председателя – <данные изъяты>Савченко А.Э., членов комиссии – заместителя директора ФИО2, заведующей хозяйством ФИО4, заведующей хозяйством ФИО5, специалиста по работе с молодежью ФИО6

Свидетель ФИО5 в судебном заседании показала, что она работает заведующей хозяйством МБУ «Молодежный центр», является материально ответственным лицом. Подарочные сертификаты в 2017 году она в подотчет не принимала, не знает, когда они поставлялись учреждению, не принимала участие в их приемке, кто принимал сертификаты, ей не известно. Сертификаты были оприходованы бухгалтерией, впоследствии она узнала, что они были поставлены ей в подотчет. Так как она не имела сертификаты на хранении, она их никому не выдавала. При проведении проверки <данные изъяты> Савченко дал указание срочно списывать сертификаты. При списании к актам она должна была приложить приказы о проведении мероприятий, заявки на выдачу и ведомости на выдачу сертификатов с фамилиями лиц, которым они выданы, и подписями. Все эти документы делались специалистами в экстренном порядке в один день 15 августа 2018 года, специалисты несли приказы, писали заявки на выдачу сертификатов. При списании сертификатов документы на их выдачу имелись частично, были ли сертификаты выданы участникам мероприятий или они не были закуплены, ей не известно, она лично ведомости на выдачу сертификатов не видела.

Как следует из акта № 4/18, в ходе проверки было установлено, что учреждением произведено списание у материально ответственного лица ФИО5 8 подарочных сертификатов общей стоимостью 16 000 рублей, на основании актов о списании материальных запасов от 15.08.2018г. № 66 в количестве 4 сертификатов на сумму 8000 рублей и № 67 в количестве 4 сертификатов на сумму 8 000 рублей, подписанных указанными выше лицами. Основанием к указанным актам приложены ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения от 25.11.2017г., согласно которой материально-ответственное лицо ФИО5 выдала зам.директора ФИО8 8 подарочных сертификатов общей стоимостью 16 000 рублей, и ведомость на выдачу подарочных сертификатов при проведении мероприятия «Муниципальный Спорт-фест» на сумму 16 000 рублей от 25 ноября 2017 года, в которой содержатся Ф.И.О. и подписи получателей сертификатов, утвержденная и.о. директора ФИО7 Сравнительным анализом заявок на участие в соревновании и ведомости на выдачу подарочных сертификатов победителям, с учетом данных отчетов об итогах соревнований выявлено, что сертификаты распределены не в соответствии с определенными призовыми местами. Из письменных пояснений четверых участников соревнований, указанных в ведомости в качестве получателей сертификатов, следует, что подарочные сертификаты они не получали, росписи в получении сертификатов им не принадлежат. В акте проверки содержится вывод, что в ведомости на выдачу подарочных сертификатов победителям содержится заведомо ложная информация о выдаче победителям соревнований подарочных сертификатов в количестве 4 единиц на сумму 8000 рублей, результаты анализа о распределении сертификатов не в соответствии с призовыми местами свидетельствуют о подложности всего указанного документа на выдачу 8 сертификатов общей стоимостью 16000 рублей (т.1 л.д. 56-57).

Из пояснений представителей истцов следует, что указанный факт в настоящее время является предметом проверки в рамках возбужденного в отношении Савченко А.Э. уголовного дела.

Как следует из постановления о возбуждении уголовного дела от 24 июля 2019 года, в СО Отдела МВД России по г.Норильску возбуждено уголовное дело в отношении Савченко А.Э. по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.159 УК РФ, по факту того, что Савченко А.Э., являясь <данные изъяты> МБУ "Молодежный центр", в период с 31 июля 2017 года по 01 августа 2017 года, используя свое служебное положение, с целью личного обогащения, путем обмана, под видом заключения с ИП ФИО1 договоров на праве поставки подарочных сертификатов в рекламное агентство на сумму 144000 рублей, на право поставки сертификатов в магазин товаров для спорта на сумму 125 000 рублей, на право поставки подарочных сертификатов в магазин строительных товаров на сумму 142 000 рублей, по которым фактически финансово-хозяйственная деятельность не выполнялась, совершил хищение денежных средств в общей сумме 411 000 рублей, принадлежащих муниципальному образованию город Норильск, которые были предоставлены виде субсидии на поддержку деятельности муниципальных молодежных центров, причинив материальный ущерб на указанную сумму, что является крупным размером.

Согласно пояснениям представителей истца, в настоящее время проводится доследственная проверка в отношении еще одного договора на поставку сертификатов, заключенного с ИП ФИО1, на сумму 16 000 рублей.

Принимая во внимание показания свидетеля ФИО5 о процессе списания подарочных сертификатов, из которых следует, что документов, подтверждающих их выдачу участникам мероприятий, по большинству сертификатов не имелось, содержащиеся в акте от 12 сентября 2018 года выводы о том, что ведомость на выдачу сертификатов участникам мероприятия «Муниципальный Спорт-фест» на сумму 16000 рублей, которая была принята комиссией к учету как подтверждающая расходование сертификатов на предусмотренные соглашением цели, является подложной и в настоящее время по данному факту правоохранительными органами проводится проверка, а также возбуждение в отношении Савченко А.Э. уголовного дела по фактам хищения предоставленных в виде субсидии на поддержку деятельности муниципальных молодежных центров денежных средств на сумму заключенных с ИП ФИО1 договоров 411 000 рублей, по которым подарочные сертификаты фактически учреждению не поставлялись, учитывая, что производство по уголовному делу в настоящее время не завершено, суд считает что сумма 763 000 рублей, на которую сертификаты учреждением были приобретены, в настоящее время не подтверждена, поскольку достоверность договоров поставки проверяется в ходе производства по уголовному делу, также не может быть признана установленной объективно сумма 416 800 рублей, на которую израсходовано сертификатов на мероприятия, предусмотренные соглашением № 45/МУ, и соответственно не может быть признана установленной производная от неё сумма 346 200 рублей, которая использована не по целевому назначению.

Кроме того, суд приходит к выводу, что проверка, предусмотренная ст.247 Трудового кодекса РФ, для установления размера причиненного МБУ "Молодежный центр" ущерба и причин его возникновения, работодателем фактически не проводилась.

Доводы представителя истца и третьего лица о том, что Администрация г.Норильска, является учредителем МБУ "Молодежный центр", а полномочия работодателя по отношению к директору учреждения осуществляет глава города, поэтому структурное подразделение администрации - Контрольно-ревизионный отдел вправе проводить проверку от имени работодателя, заслуживают внимания.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, в ходе проведенной КРО Администрации г.Норильска в отношении МБУ "Молодежный центр" проверки конкретные действия (бездействие) <данные изъяты>ФИО1 не устанавливались, объяснение по фактам отсутствия подтверждающих расходование подарочных сертификатов на сумму 346 200 рублей у ответчика не истребовалось. Как видно из распоряжений руководителя администрации № 782 от 13 июня 2017 года, № 153-к от 11 сентября 2017 года, № 1129-л от 15 сентября 2017 года, № 1448-л от 29 ноября 2017 года, № 1128 от 25 августа 2017 года, № 1205 от 11 сентября 2017 года, № 382 от 03 апреля 2018 года, Савченко А.Э. в период заключения договоров на поставку сертификатов и проведения мероприятий в рамках муниципальной программы "Молодежь муниципального образования город Норильск в 21 веке" на 2017-2019гг. неоднократно предоставлялись отпуска, он направлялся в командировки, на период его отсутствия исполнение обязанностей директора МБУ "Молодежный центр" возлагалось на его заместителей ФИО7, ФИО2, ФИО8

Часть договоров на поставку подарочных сертификатов и документов, подтверждающих приход, подписана исполняющим обязанности директора ФИО7

Данные обстоятельства в ходе проведения проверки контрольно-ревизионным отделом не исследовались, объяснения от лиц, исполняющих обязанности директора в период его отсутствия, и других должностных лиц учреждения, получены не были.

Доводы представителя истца и третьего лица о том, что в силу ст.277 ТК РФ установление конкретных действий руководителя, которым нанесен ущерб учреждению, не обязательно, являются не состоятельными, поскольку исходя из положений действующего законодательства, привлечение руководителя организации к материальной ответственности осуществляется по общим правилам, предусмотренным Трудовым кодексом РФ, регламентирующим процедуру привлечения к такой ответственности, при этом для наступления материальной ответственности руководителя за причиненный учреждению ущерб должен быть установлен необходимый для этого состав: наличие прямого действительного ущерба у работодателя, его размер, противоправность поведения (действий или бездействия) руководителя, причинная связь между действиями или бездействием и причиненным работодателю ущербом, а также вина в причинении ущерба.

Учитывая выводы суда об отсутствии доказательств, объективно подтверждающих сумму нецелевого использования денежных средств, акт проверки МБУ «Молодежный центр» контрольно-ревизионным отделом Администрации г.Норильска от 12 сентября 2018 года не может быть принят в качестве допустимого и достоверного доказательства, подтверждающего размер причиненного ответчиком работодателю ущерба.

При изложенных обстоятельствах законные основания для удовлетворения исковых требований МБУ "Молодежный центр" к Савченко А.Э. о возмещении ущерба в размере 346 200 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 30 162 рубля 29 копеек у суда отсутствуют, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд считает необходимым отметить, что истец не лишен возможности защитить нарушенные действиями ответчика права путем предъявления гражданского иска в рамках уголовного дела, а также по окончании производства по уголовному делу после установления суммы причиненного ущерба и вины Савченко А.Э.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 198-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Муниципального бюджетного учреждения «Молодежный центр» к Савченко А.Э. о возмещении ущерба в размере 346 200 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 30 162 рубля 29 копеек отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в районе Кайеркан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.В.Иванова

Решение в окончательной форме принято 27 сентября 2019 года