ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-292/20 от 18.02.2020 Тихорецкого районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2- 292 /2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Тихорецк «18» февраля 2020г.

Тихорецкий районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Горчакова О.Ю.,

при секретаре Дибровой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования Тихорецкий район к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета,

УСТАНОВИЛ:

Истец Администрация муниципального образования Тихорецкий район просит суд обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Росреестр), снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером .

Исковое заявление мотивировано тем, что генеральный план Хоперского сельского поселения Тихорецкого района утвержден решением Совета Хоперского сельского поселения Тихорецкого района от 13 апреля 2012 года № 143. В реестр границ Единого государственного реестра недвижимости (далее- ЕГРН) сведения о границе х. Красный внесены в 2012 году под учетным номером 12969233. В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уставом муниципального образования Тихорецкий район, решением Совета муниципального образования Тихорецкий район от 29 июня 2017 года № 339 «О внесении изменений в генеральные планы сельских поселений Тихорецкого района» утверждены внесения изменений в генеральные планы сельских поселений Тихорецкого района, в том числе в решение Совета Хоперского сельского поселения Тихорецкого района от 13 апреля 2012 года № 143 «Об утверждении генерального плана Хоперского сельского поселения Тихорецкого района». Помимо прочих изменений в данный документ, изменено местоположение границы х. Красный. Изменение местоположения вышеуказанного населенного пункта было обусловлено необходимостью включения в границы населенного пункта объекта местного значения Хоперского сельского поселения Тихорецкого района - кладбища. В 2018 году между администрацией муниципального образования Тихорецкий район и индивидуальным предпринимателем ФИО2 был заключен муниципальный контракт от 13 июня 2018 года на выполнение работ по внесению в реестр границ ЕГРН сведений об изменении местоположения границ 57 сельских населенных пунктов <адрес>, в том числе х. Красный Хоперского сельского поселения. В ходе выполнения вышеуказанных работ исполнителем муниципального контракта было выявлено пересечение внесенной в ЕГРН (учетный номер 12969233) и измененной границы х. Красный с земельным участком с кадастровым номером 23:32:1001007:18 (далее-Участок). Статус Участка «временный», в ЕГРН отсутствуют сведения о правообладателе Участка, границы Участка не установлены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства (площадь декларирована). Согласно сведений ЕГРН Участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования. Существующая граница х. Красный (учетный номер 12969233) и изменение местоположения границы х. Красный пересекает Участок пополам. Фактически половина Участка находится на категории земель населенных пунктов, половина - на категории земель сельскохозяйственного назначения. Изменение местоположения границы х. Красный до настоящего времени не внесено в реестр границ ЕГРН. Земельный участок своими границами накладывается на асфальтированную дорогу (объект местного значения Хоперского сельского поселения Тихорецкого района, заключение кадастрового инженера прилагается). Участок не может быть использован в соответствие с разрешенным использованием. Согласно правил землепользования и застройки поселения, утвержденных решением Совета Хоперского сельского поселения от 30 октября 2012 года № 158 (с изменениями от 26 февраля 2015 года № 35, от 24 ноября 2016 года № 273, от 23 ноября 2017 года № 384) в нарушение требований части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Участок также расположен в границах более чем одной территориальной зоны. В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации проект внесения изменений в генеральный план поселения был рассмотрен в установленном порядке на публичных слушаниях с учетом предложений заинтересованных лиц (ч. 10 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ). В 2020 году администрацией муниципального образования Тихорецкий район на основании муниципального контракта за счет средств бюджета муниципального образования Тихорецкий район будет проводиться работа по внесению в реестр границ ЕГРН сведений об изменении местоположения границы х. Красный. 17 января 2020 года в адрес территориального отдела № 16 (по Тихорецкому, Выеелковскому, Новопокровскому, Белоглинскому районам) филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю (далее по тексту- филиал) было направлено письмо о снятии с государственного кадастрового учета Участка ввиду вышеуказанных обстоятельств.

В ответе филиала от 10 января 2020 года № 35-21-15 администрации муниципального образования Тихорецкий район указано на отсутствие оснований для снятия с государственного кадастрового учета Участка, а также о возможности снятия объектов недвижимости на основании вступившего в законную силу решения суда.

Представитель истца - Администрации муниципального образования Тихорецкий район в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения гражданского дела, направил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения гражданского дела, направил в суд заявления, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, мнение прокурора, считавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав письменные доказательства, оценив доказательства, каждое в отдельности и в совокупности с другими доказательствами, оценив их относимость, допустимость и достоверность, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с требованиями статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее- Закон о государственной регистрации недвижимости) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законов недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимо( имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иныз установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объекта: незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба и назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуальной - определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений с объектах недвижимости.

В соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, ее территориальные органы (далее по тексту-орган регистрации прав), в том числе осуществляет: государственную регистрацию прав на недвижимое имущество; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем;

государственный кадастровый учет недвижимого имущества.

Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости установлен приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 декабря 2015 года № 943.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы местного самоуправления обязаны направлять в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - орган регистрации прав) документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении или изменении границ населенных пунктов.

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о государственной регистрации недвижимости, орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, направляет уведомление о невозможности внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости при наличии следующих оснований, в том числе: если границы населенного пункта, сведения о местоположении которых содержатся в поступивших документах, пересекают границы земельных участков, муниципального образования, территориальной зоны, за исключением случая, если границы населенного пункта могут быть изменены путем приведения в соответствие с границами земельных участков по правилам частей 8-11 статьи 34 Закона о регистрации, а также в случае, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ таких муниципального образования, территориальной зоны в документах, на основании которых сведения вносились в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с частями 8-11 Закона о регистрации, если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ населенных пунктов, границ территориальных зон, в том числе при изменении сведений о местоположении таких границ, органом регистрации прав выявлено пересечение таких границ с границами земельных участков, сведения о местоположении границ которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (исключая земельные участки, пересечение границ которых с границами территориальных зон допускается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации), орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления

В соответствии с частью 4 статьи 14, пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципальных районов отнесены полномочия по утверждению генеральных планов, правил землепользования и застройки сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов, внесению изменений в такие документы.

Согласно требований статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

В соответствие с частью 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации проект внесения изменений в генеральный план поселения был рассмотрен в установленном порядке на публичных слушаниях с учетом предложений заинтересованных лиц (ч. 10 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ).

Генеральный план Хоперского сельского поселения Тихорецкого района утвержден решением Совета Хоперского сельского поселения Тихорецкого района от 13 апреля 2012 года № 143.

В реестр границ Единого государственного реестра недвижимости (далее- ЕГРН) сведения о границе х. Красный внесены в 2012 году под учетным номером 12969233.

В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уставом муниципального образования Тихорецкий район, решением Совета муниципального образования Тихорецкий район от 29 июня 2017 года № 339 «О внесении изменений в генеральные планы сельских поселений Тихорецкого района» утверждены внесения изменений в генеральные планы сельских поселений Тихорецкого района, в том числе в решение Совета Хоперского сельского поселения Тихорецкого района от 13 апреля 2012 года № 143 «Об утверждении генерального плана Хоперского сельского поселения Тихорецкого района».

Помимо прочих изменений в данный документ, изменено местоположение границы х. Красный.

Изменение местоположения вышеуказанного населенного пункта было обусловлено необходимостью включения в границы населенного пункта объекта местного значения Хоперского сельского поселения Тихорецкого района - кладбища.

В 2018 году между администрацией муниципального образования Тихорецкий район и индивидуальным предпринимателем ФИО2 был заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по внесению в реестр границ ЕГРН сведений об изменении местоположения границ 57 сельских населенных пунктов <адрес>, в том числе <адрес> сельского поселения.

В ходе выполнения вышеуказанных работ исполнителем муниципального контракта было выявлено пересечение внесенной в ЕГРН (учетный ) и измененной границы <адрес> с земельным участком с кадастровым номером 23:32:1001007:18 (далее-Участок). Статус Участка «временный», в ЕГРН отсутствуют сведения о правообладателе Участка, границы Участка не установлены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства (площадь декларирована). Согласно сведений ЕГРН Участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования.

Существующая граница х. Красный (учетный номер 12969233) и изменение местоположения границы х. Красный пересекает Участок пополам. Фактически половина Участка находится на категории земель населенных пунктов, половина - на категории земель сельскохозяйственного назначения.

Изменение местоположения границы х. Красный до настоящего времени не внесено в реестр границ ЕГРН.

Земельный участок своими границами накладывается на асфальтированную дорогу (объект местного значения Хоперского сельского поселения Тихорецкого района, заключение кадастрового инженера прилагается). Участок не может быть использован в соответствие с разрешенным использованием.

Согласно правил землепользования и застройки поселения, утвержденных решением Совета Хоперского сельского поселения от 30 октября 2012 года № 158 (с изменениями от 26 февраля 2015 года № 35, от 24 ноября 2016 года № 273, от 23 ноября 2017 года № 384) в нарушение требований части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Участок также расположен в границах более чем одной территориальной зоны.

В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации проект внесения изменений в генеральный план поселения был рассмотрен в установленном порядке на публичных слушаниях с учетом предложений заинтересованных лиц (ч. 10 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ).

В 2020 году администрацией муниципального образования Тихорецкий район на основании муниципального контракта за счет средств бюджета муниципального образования Тихорецкий район будет проводиться работа по внесению в реестр границ ЕГРН сведений об изменении местоположения границы х. Красный.

17 января 2020 года в адрес территориального отдела № 16 (по Тихорецкому, Выселковскому, Новопокровскому, Белоглинскому районам) филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю (далее по тексту- филиал) было направлено письмо о снятии с государственного кадастрового учета Участка ввиду вышеуказанных обстоятельств.

В ответе филиала от 10 января 2020 года № 35-21-15 администрации муниципального образования Тихорецкий район указано на отсутствие оснований для снятия с государственного кадастрового учета Участка, а также о возможности снятия объектов недвижимости на основании вступившего в законную силу решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191 – 199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Администрации муниципального образования Тихорецкий район к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета -удовлетворить.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Росреестр), снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Горчаков О.Ю.