ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2932/20 от 03.11.2020 Гагаринского районного суда (город Севастополь)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Дело

УИД 92RS0-86

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Матюшевой Е.П.,

при секретаре судебного заседания ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту труда и социальной защиты населения с исковыми требованиями об обязании установить размер компенсационной выплаты расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, об оспаривании решения в предоставлении мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО2, ФИО3

установил:

ФИО1 обратилась в суд с исковыми требованиями к Департаменту труда и социальной защиты населения с исковыми требованиями об обязании установить размер компенсационной выплаты расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, об оспаривании решения в предоставлении мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО2, ФИО3, и просила: установление Управлением труда и социальной защиты населения Гагаринского района города Севастополя размера компенсационной выплаты расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в размере 50 процентов указанного взноса, истцу, как инвалиду 2-й группы, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади помещения в месяц, установленного нормативно правовым актом субъекта РФ, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, для одного члена семьи, состоящей из 2-х и более человек -18 кв.м., признать необоснованным и неправомерным; Установление Управлением труда и социальной защиты населения Гагаринс к района города Севастополя факта принадлежности к членам семьи истца лиц, зарегистрированных по месту пребывания в <адрес>, принадлежащей мне праве собственности, по адресу: <адрес>, признать незаконным; решение Управления труда и социальной защиты населения Гагаринского района города Севастополя об отказе ФИО1 проживающий неработающий собственник жилого помещения в городе Севастополе, достигший возраста восьмидесяти лет, в предоставлении меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в размере 100 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, признать незаконным; обязать Управление труда и социальной защиты населения Гагаринского района города Севастополя установить размер компенсационной выплаты расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в размере 50 процентов указанного взноса, истцу, как инвалиду 2-й группы, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади помещения в месяц, установленного нормативно правовым актом субъекта РФ, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, для одиноко проживающего гражданина - 33 кв.м., произвести соответствующий перерасчет, и выплатить истцу незаконно удержанную сумму компенсационной выплаты; обязать Управление труда и социальной защиты населения Гагаринского района города Севастополя назначить ФИО1 меры социальной поддержки по оплате взносов на капитальный ремонт, рассчитанных исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади помещения в месяц, установленного постановлением Правительства Севастополя, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемого для расчета субсидий, в размере 100 процентов, по категории - одиноко проживающий неработающий собственник жилого помещения в городе Севастополе, достигший возраста восьмидесяти лет, в соответствии с пунктом 2.1 статьи 169 ЖК РФ, пункта 2 статьи 1 Закона г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГC, с ДД.ММ.ГГГГ.

Требования мотивированы тем, что на обращение истца ДД.ММ.ГГГГ Управлением труда и социальной защиты населения Гагаринского района г.Севастополя о назначении мер социальной поддержки по оплате взносов на капитальный ремонт, истцу отказано в связи с отсутствием постоянной регистрации в жилом помещении, находящемся в собственности, данный отказ, а также действия по включению в число членов семьи истца иных зарегистрированных в квартире лиц истец считает незаконным, поскольку ФИО2 и его жена ФИО5 квартире постоянно не проживают, истец, как достигшая возраста восьмидесяти лет и одиноко проживающая собственник жилого помещения в соответствии с пунктом 2.1. статьи 169 ЖК РФ, пункта 2 статьи 1 Закона г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС с ДД.ММ.ГГГГ имеет на право на получение мер социальной поддержки по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 100 процентов.

В судебное заседание стороны не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.

От истца ФИО1, третьего лица – ФИО2, ФИО3 поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствии, в которых просили исковые требования удовлетворить.

Ответчик Департамент труда и социальной защиты населения г.Севастополя о слушании дела извещен надлежащим образом, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.

Из материалов дела следует, что на обращение истца в Управление труда и социальной защиты населения Гагаринского района от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу назначения мер социальной поддержки, предусмотрено Порядком предоставления отдельным категориям граждан компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, ответом от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в связи с отсутствием постоянной регистрации на территории г.Севастополя, предоставлено снижение оплаты в размере 50% взноса на капитальный ремонт в соответствии со стандартом нормативной площади жилого помещения на одного человека для одного члена семьи, состоящей из 3 (с учетом ФИО2, ФИО3) и более человек на 18 кв.м.

С указанным согласиться нельзя исходя из следующего.

Из материалов дела следует, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (80 лет), является собственником однокомнатной квартиры площадью 29.9 кв.м. по адресу: г.Севастополь, <адрес>.

В квартире временно (по месту пребывания) зарегистрированы также ФИО2 (сын), ФИО3 (жена сына) до ДД.ММ.ГГГГ, постоянно проживающие по адресу: <адрес>, Мурманск, Кольский проспект, <адрес>.

В ходе рассмотрения дела установлено, что истец ФИО1 проживает в жилом помещении квартиры площадью 29.9 кв.м. по адресу: г.Севастополь, <адрес>, постоянно, одна. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО2 – сын истца, ФИО3 – супруга сына, постоянно проживают в, <адрес>, Кольский проспект, <адрес>, совместного хозяйства с истцом не ведут, в период пребывания в Севастополе проживают в иной квартире в связи с маленькой жилой площадью квартиры истца.

Указанные факты подтверждаются пояснениями свидетелей ФИО6, ФИО7, опрошенными в ходе рассмотрения дела, а также письменными документами, имеющимися в материалах дела: маршрутными квитанциями электронного билета о перелете ФИО3 из Мурманска в Симферополь и обратно, копией решения Первомайского районного суда <адрес> об установлении факта, имеющего юридическое значение по гражданскому делу по заявлению ФИО3, согласно которому адресом места жительства заявителя является <адрес>, письмом ОПФР по <адрес> от 20.02.2020г. №Ч-109-031/83, согласно которому ФИО3 является получателем пенсии, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации права собственности, согласно которому ФИО3 является собственником квартиры по адресу: <адрес>, прос. Кольский, <адрес>, актом о фактическом проживании ГУПС «УК Стрелецкая бухта» и др.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по смыслу частей 1 и 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц (помимо супругов) с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения.

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств дела, ФИО1 является одиноко проживающим неработающим собственником жилого помещения в городе Севастополе, достигшим возраста восьмидесяти лет.

Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации одной из мер социальной поддержки граждан является предоставление отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Взнос на капитальный ремонт, как указано в части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, включен в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме.

Частью 2.1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов (норма приведена в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений).

Федеральным законом № 181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, к числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, отнесены инвалиды.

В соответствии с частью 14 статьи 17 указанного закона инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Из анализа названных федеральных норм следует, что компенсация инвалидам расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг – это возмещение реально понесенных гражданином затрат, в том числе, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 14 статьи 17 Федерального закона ), имеет целевое назначение – уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, что согласуется с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и устанавливающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 153 и 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями частей 2 – 4 статьи 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ право получать компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, а также расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 50 процентов инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставлено имеющим прямое действие на всей территории Российской Федерации федеральным законом, согласно которому средства на реализацию такой меры социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций предоставляемых соответствующему субъекту Российской Федерации, объем которых определяется, в первую очередь, исходя из числа лиц, имеющих право на указанную меру социальной поддержки.

Исходя из анализа приведенных федеральных законоположений, в их взаимосвязи, принимая во внимание, что оплата взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственником по месту нахождения жилого помещения, то является очевидным, что мера социальной поддержки, в виде компенсации инвалидам расходов по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме установленная частью 14 статьи 17 Федеральным законом № 181-ФЗ, также предоставляются по месту нахождения этого жилого помещения.

При этом указанная мера социальной поддержки инвалидов является самостоятельной в отношении льгот, предоставляемым определенным категориям граждан, установленным в части 2.1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, в виде предоставления компенсаций по уплате взноса на капитальный ремонт, которые могут быть предусмотрены законом субъекта Российской Федерации.

Соответственно указанные меры социальной поддержки инвалидов не являются идентичными, взаимоисключающими либо взаимозаменяемыми, и предоставляются по различным правовым основаниям.

Таким образом, отказ ответчика в представлении инвалиду второй группы ФИО1., меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с частью 14 статьи 17 Федеральным законом № 181-ФЗ, в отношении, находящейся в ее собственности квартиры, нельзя признать законодательно обоснованным.

Кроме того, согласно пунктам «е», «ж» части 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами:

- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 184-ФЗ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Согласно подпункту 24 пункта 2 и пункту 2.1 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критерии нуждаемости.

В соответствии со статьей 26.3-1 Закона № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

При этом частью 6 статьи 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ установлено, что субъект Российской Федерации, осуществляя собственное правовое регулирование в области предоставления инвалидам компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, уполномочен определить лишь форму предоставления таких мер.

Иных полномочий в отношении граждан, названных в приведенных выше нормах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено.

Законом города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя, по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме» установлены льготы по оплате взносов на капитальный ремонт для одиноко проживающих неработающих собственников жилых помещений в городе Севастополе, в том числе – достигшим возраста семидесяти лет – в размере 50 процентов и одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений в городе Севастополе, достигшим возраста восьмидесяти лет, – в размере 100 процентов.

Правовым обоснованием отказа ФИО1 в представлении указанных мер социальной поддержки инвалида ответчиком указан пункт 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи отдельным категориям граждан, проживающих на территории города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ПП (далее – Порядок).

Между тем, пунктом 2.2. указанного Порядка установлено:

право на меры социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт имеют собственники жилого помещения (абзац 3);

меры социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт предоставляются при условии, что льготник (за исключением категории граждан, указанных в пункте 14 приложения к настоящему Порядку) имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и является собственником жилого помещения или его части (доли) и постоянно в нем проживает (абзац 4).

В пункте 14 приложения к Порядку указаны инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, имеющие право на получение мер социальной поддержки, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Таким образом, приведенные нормативные положения в их взаимосвязи подтверждают вывод о том, что применительно к инвалидам 1 и 2 групп, а также иным лицам, указанным в части 14 статьи 17 Федерального закона № 181-ФЗ для целей предоставления компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме требование, как о постоянном проживании в жилом помещении, так и о наличии регистрации в нем по месту постоянного проживания, не является обязательным.

Иное толкование, приведенных норм федерального законодательства и законодательства города Севастополя влечет нарушение прав и законных интересов граждан, имеющих право на социальную поддержку в соответствии со статьей 17 Федерального закона № 181-ФЗ и владеющих жилыми помещениями на праве собственности в городе Севастополе.

Кроме того, ФИО1 имеет регистрацию в квартире, принадлежащей ей на праве собственности, на законном основании проживает в городе Севастополе и при этом в ином порядке спорную меру социальной поддержки не получает. Соответствующих доказательств ответчиком не предоставлено.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отказ ответчика в предоставлении ФИО1. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 100 процентов, включение в состав семьи истца третьих лиц и установления льготы из расчета состава семьи три человека по приведенным основаниям, нельзя признать правомерным и обоснованным. При этом, поскольку обжалуемый отказ мотивирован указанным, отдельного установления незаконными размера компенсационной выплаты расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в размере 50 процентов указанного взноса, истцу, как инвалиду 2-й группы, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади помещения в месяц, установленного нормативно правовым актом субъекта РФ, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, для одного члена семьи, состоящей из 2-х и более человек -18 кв.м., и факта принадлежности к членам семьи истца лиц, зарегистрированных по месту пребывания в <адрес>, принадлежащей мне праве собственности, по адресу: <адрес>, не требуется. Кроме того, поскольку меры социальной поддержки подлежат установлению с момента возникновения права на получение данной меры социальной поддержки указание на проведение перерасчета и выплаты удержанной суммы компенсационной выплаты также не требуется.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить частично.

Решение Управления труда и социальной защиты населения Гагаринского района города Севастополя об отказе ФИО1, как инвалиду второй группы, в предоставлении меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в размере 100 процентов признать незаконным.

Обязать Департамент труда и социальной защиты населения г.Севастополя предоставить ФИО1, как инвалиду второй группы, компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в размере 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади., используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для одиноко проживающих граждан, исходя из размера жилого помещения 33 кв.м с момента возникновения права на получение данной меры социальной поддержки.

Обязать Департамент труда и социальной защиты населения г.Севастополя назначить ФИО1 меры социальной поддержки по оплате взносов на капитальный ремонт, рассчитанных исходя из минимального размера взноса, установленного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ПП и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, в размере 100 процентов, по категории – одиноко проживающий неработающий собственник жилого помещения в городе Севастополе, достигший возраста восьмидесяти лет с ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд г. Севастополя.

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: /подпись/ Е.П.Матюшева

Копия верна.

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя Е.П. Матюшева