Дело №2-293/2021
УИД 13RS0025-01-2020-005192-09
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Саранск 11 февраля 2021 г.
Октябрьский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе
судьи Салахутдиновой А.М.,
при секретаре судебного заседания Граблиной Е.Н.,
с участием:
представителя истца – государственного учреждения – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Мордовия ФИО1, действующей на основании доверенности № 3 от 11 января 2021 г.,
ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Мордовия к ФИО2 о взыскании незаконно полученной ежемесячной денежной выплаты,
установил:
государственное учреждение – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Мордовия (далее по тексту – УПФР в РМ) обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании незаконно полученной ежемесячной денежной выплаты (далее – ЕДВ).
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО2 с 01 июня 2005 г. являлась получателем ЕДВ на основании пункта 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон от 15 мая 1991 г. № 1244-1) как гражданин, постоянно работающий на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. ЕДВ была назначена ответчику на основании его заявления и справки о работе на территории, расположенной в зоне с льготным социально-экономическим статусом, подвергавшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Также ФИО2 была предупреждена о необходимости извещать территориальный орган ПФР о наступлении обстоятельств, влияющих на изменение размера ЕДВ или её прекращение, в связи с чем было подписано обязательство. В результате проведения контрольных мероприятий в январе 2019 г. истцом выявлен факт увольнения ответчика в 2008 г. с места работы, находящегося на территории зоны с льготно-экономическим статусом, в связи с чем выплата ЕДВ ФИО2 была прекращена с 01 июля 2008 г. Поскольку ответчик своевременно не сообщил об увольнении, образовалась переплата ЕДВ за период с 01 июля 2008 г. по 28 февраля 2019 г., которая составляет 52 222 руб. 52 коп. Уведомление с предложением добровольно погасить образовавшуюся задолженность, направленное ответчику, оставлено без удовлетворения.
На основании изложенного, просит взыскать с ФИО2 в пользу УПФР в РМ незаконно полученную денежную выплату в сумме 52 222 руб. 52 коп.
В письменных возражениях на исковое заявление от 25 января 2021 г. ответчик ФИО2 просила учесть пропуск пенсионным органом без уважительных причин срока исковой давности по требованиям о взыскании излишне выплаченной суммы ЕДВ, в связи с необходимостью его исчисления с 01 июля 2008 г., предполагая при этом, что в связи с прекращением трудовых обязательств с филиалом ОАО «Российские железные дороги» выплаты за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом подлежали прекращению (л.д.65-67).
В судебном заседании представитель истца – УПФР в РМ ФИО1 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, которые просила удовлетворить в полном объеме, указав также, что пенсионный орган не знал об увольнении ответчика с места работы, поскольку ФИО2 не сообщила о своем увольнении, в связи с чем образовалась переплата ЕДВ, на которую ответчик права не имеет.
Ответчик ФИО2 исковые требования не признала по изложенным в письменных возражениях основаниям, которые просила оставить без удовлетворения, применив срок исковой давности, полагая при этом, что ЕДВ ей назначена пожизненно, тем более она всегда работала и не скрывала указанный факт.
Суд, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства и рассмотрев дело в пределах заявленных исковых требований, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из представленных материалов, 01 июня 2005 г. ФИО2 обратилась в УПФР в РМ с заявлением об установлении ей ЕДВ как лицу, постоянно работающему в зоне с льготным социально-экономическим статусом, на основании пункта 8 части 1 статьи 13 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1 (л.д.9, 10).
К заявлению ФИО2 была приложена справка № 0022 от 01 июня 2005 г., выданная железнодорожной станцией Саранск Пензенского отделения Куйбышевской железной дороги открытого акционерного общества «Российские железные дороги» о том, что она в подразделении по станции Ялга с 02 марта 2005 г. работает приемосдатчиком груза и багажа 6 разряда оплаты труда по настоящее время постоянно, полный рабочий день (л.д.14).
Согласно справке № 3548 от 28 мая 2005 г., выданной администрацией Ялгинского поселкового совета, станция Ялга Куйбышевской железной станции действительно находится в п.Ялга, который относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д.13).
При подаче заявления на установление ежемесячной денежной выплаты ФИО2 подписала обязательство от 01 июня 2005 г. своевременно сообщать пенсионному органу об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ЕДВ и иных обстоятельствах, влекущих прекращение ЕДВ (л.д. 11).
Решением УПФР в РМ от 03 мая 2006 г. № 909 ФИО2 с 01 июня 2005 г. назначена пожизненно ЕДВ как лицу, проживающему (работающему) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, на основании пункта 8 части 1 статьи 13 Закона от 15 мая 1991 г. N1244-1, в размере 200 руб. (л.д.8).
В результате проведения пенсионным органом контрольных мероприятий установлено, что ФИО2 на основании приказа об увольнении №41 от 18 июня 2008 г. не работает на железнодорожной станции Ялга, расположенной в зоне с льготным социально-экономическим статусом, о чем свидетельствует справка № 33 от 12 апреля 2019 г., выданная филиалом ОАО «РЖД» (л.д.15), в связи с чем в протоколе УПФР в РМ от 10 августа 2020 г. №379 зафиксирован факт излишней выплаты ответчику ЕДВ в связи с работой на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом за период с 01 июля 2008 г. по 28 февраля 2019 г. в размере 52 222 руб. 52 коп. (л.д.23).
Решением УПФР в РМ от 07 ноября 2019 г. № 367886/19 выплата ЕДВ, установленная ФИО2 на основании пункта 8 части 1 статьи 13 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1, прекращена с 01 июля 2008 г. (л.д.16).
10 августа 2020 г. УПФР в РМ вынесло решение № 379 об устранении ошибки (дата, с которой ЕДВ установлена (выплачивается) с ошибкой – с 01 июля 2008 г. по 28 февраля 2019 г.), допущенной при выплате ЕДВ, установленной ФИО2 (л.д.27).
Уведомлением от 14 августа 2020 г. № 06/8333 истец проинформировал ответчика о переплате ЕДВ в размере 52 222 руб. 52 коп., с необходимость возврата необоснованно полученной суммы в срок не позднее 10 рабочих дней с момента получения уведомления (л.д.28).
Добровольно погасить сумму переплаты ЕДВ ответчик отказался.
При этом с 08 марта 2020 г. ответчик является получателем страховой пенсии по старости, а в период с 01 июня 2005 г. по 28 февраля 2019 г. – получателем ЕДВ как гражданин, постоянно работающий на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом (л.д.87).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Пункт 3 статьи 1109 ГК РФ предусматривает, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Эти нормы ГК РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных Законом от 15 мая 1991 года № 1244-I.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона от 15 мая 1991 г. № 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Положения статьи 27.1 Закона от 15 мая 1991 г. № 1244-1 предусматривают, что право на ЕДВ имеют граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. ЕДВ устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пунктом 6 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 г. № 294 (действовавшего на момент назначения ФИО2 ЕДВ) (далее – Порядок от 30 ноября 2004 г. N 294), предусмотрено, что при осуществлении ЕДВ территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации; принимает заявление об установлении ЕДВ со всеми необходимыми документами; дает оценку сведениям, содержащимся в документах, представленных гражданином для подтверждения права на ЕДВ, а также оценку правильности оформления этих документов; регистрирует граждан, имеющих право на ЕДВ, в системе индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; сличает подлинники представленных документов с их копиями, фиксирует выявленные расхождения; принимает решения о назначении ЕДВ, распоряжения о перерасчете ее размера, а также решения об отказе в назначении (перерасчете) ЕДВ на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов; производит начисление суммы ЕДВ с учетом обстоятельств, влияющих на ее размер; производит зачет излишне выплаченных гражданину сумм ЕДВ вследствие недобросовестности этого гражданина или счетной ошибки.
Согласно пункту 14 Порядка от 30 ноября 2004 г. N 294 ЕДВ назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ЕДВ считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами (абзацы первый и второй пункта 14).
ЕДВ назначается на срок, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 16 Порядка от 30 ноября 2004 г. N 294).
На получателя ЕДВ, не являющегося пенсионером, заводится выплатное дело, хранящееся в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, в которое брошюруются его документы (абзац второй пункта 21 Порядка от 30 ноября 2004 г. N 294).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 29 Порядка от 30 ноября 2004 г. N 294 ЕДВ прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, вследствие которых гражданином утрачено право на ЕДВ.
Граждане, имеющие право на получение ЕДВ, обязаны безотлагательно сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ЕДВ, и иных обстоятельствах, влекущих прекращение ЕДВ (пункт 38 Порядка от 30 ноября 2004 г. N 294).
Аналогичные положения о моменте прекращения начисления ЕДВ, об обязанности граждан, имеющих право на получение указанной выплаты, безотлагательно сообщать пенсионному органу об обстоятельствах, влекущих прекращение этой выплаты, о зачете излишне начисленных гражданину сумм ЕДВ вследствие недобросовестности этого гражданина предусмотрены действующим в настоящее время Порядком осуществления ЕДВ отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 января 2015 г. N 35н (подпункт 2 пункта 17 и пункты 25, 26 названного порядка).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на ЕДВ в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1 имеют граждане, постоянно работающие (проживающие) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. Такая выплата производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации, принимает заявление об установлении ЕДВ со всеми необходимыми документами и дает оценку правильности оформления этих документов, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении ЕДВ, распоряжения о перерасчете ее размера, а также решения об отказе в назначении (перерасчете) ЕДВ на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.
При этом основанием для прекращения ЕДВ является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданином утрачивается право на эту выплату. На гражданина возлагается обязанность безотлагательно сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ЕДВ, и иных обстоятельствах, влекущих прекращение ЕДВ.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами по данному делу с учетом регулирующих спорные отношения норм материального права являются - имела ли место со стороны ответчика, изменившего в июне 2008 г. место своей работы, недобросовестность в получении в период с 01 июля 2008 г. по 28 февраля 2019 г. ЕДВ; изменился ли статус ФИО2 как лица, имеющего право на получение ЕДВ на основании пункта 8 части 1 статьи 13 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-I, в результате трудоустройства в другую организацию; был ли ответчик проинформирован пенсионным органом при подаче заявления об установлении ЕДВ как лицу, работающему на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, о том, что не вся территория г.Саранск Республики Мордовия относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом и что перемена места работы вне такой зоны является обстоятельством, влекущим прекращение ЕДВ, о котором ответчик обязан своевременно сообщать пенсионному органу.
Так, истец, обращаясь в суд с иском о взыскании необоснованно полученной ответчиком суммы ЕДВ, ссылается в обоснование своих требований на то, что ответчик не исполнил обязанность по своевременному сообщению пенсионному органу об изменении своего места работы в июне 2008 г. и, соответственно, об утрате ФИО2, не работающей на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, права на ЕДВ.
По смыслу положений пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ излишне выплаченные ответчику суммы ЕДВ подлежат возврату получателем при установлении недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Поскольку добросовестность ФИО2 по требованиям о взыскании ЕДВ, применительно к данному случаю, презюмируется, бремя доказывания недобросовестности ответчика при получении в период с 01 июля 2008 г. по 28 февраля 2019 г. сумм ЕДВ в размере 52 222 руб. 52 коп. возлагается на пенсионный орган, требующего возврата перечисленных сумм, т.е. на истца.
Вместе с тем, судом установлено, что таких доказательств, в том числе доказательств, подтверждающих, что новое место работы ответчика не относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом, истцом - УПФР в РМ в материалы дела не представлено, ссылаясь в обоснование заявленных требований лишь на несоблюдение ФИО2 обязанности предоставить пенсионному органу сведения об изменении места своей работы.
Указание же УПФР в РМ в решении № 379 от 10 августа 2020 г. на обнаружение ошибки, без предоставления доказательственного обоснования, является сомнительным, подлежащим отклонению.
Оценивая имеющееся в выплатном деле обязательство ответчика о своевременном сообщении пенсионному органу об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ЕДВ, а также об иных обстоятельствах, влекущих прекращение ЕДВ, суд исходит из того, что данное обязательство содержит лишь формальное указание на обязанность сообщить пенсионному органу об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ЕДВ, а также об иных обстоятельствах, влекущих прекращение ЕДВ без конкретизации того, что таким обстоятельством является прекращением им работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, к которой относится не вся территория г.Саранск, в связи с чем несообщение ФИО2 пенсионному органу о своем увольнении с места работы с 18 июня 2008 г. суд не может расценивать как недобросовестность с её стороны в смысле пункта 3 статьи 1109 ГК РФ.
Разрешая заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям, суд исходит из следующего.
Пунктом 1 статьи 196 ГК РФ предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.
Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-I (далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (пункт 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает в том числе контроль за правильным и рациональным расходованием его средств (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Из пункта 4 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации следует, что средства Пенсионного фонда Российской Федерации формируются в том числе за счет ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы.
Исходя из приведенных норм Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации на Пенсионный фонд Российской Федерации возложена функция контроля за правильным и рациональным расходованием его средств, формируемых, в том числе за счет ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы.
При этом при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ), подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ)).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ, подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из статьи 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы 1 - 3 статьи 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 01 апреля1996 г. N 27-ФЗ в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе, периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие; льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несет ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданин в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как следует из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, справки филиала ОАО «РЖД» от 12 апреля 2019 г. №33, ответчик ФИО2 работала в период с 02 марта 2005 г. по 18 июня 2008 г. на железнодорожной станции Ялга, т.е. на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 19 июня 2008 г. – в АО «Волжско-Уральская транспортная компания» (л.д.15, 17-22, 81-86).
Согласно перечню сведений, содержащихся на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица ФИО2, представленным истцом, индивидуальные сведения о страховом стаже и страховых взносах на обязательное пенсионное страхование за 2008 год были представлены АО «Волгауралтранс» и учтены (внесены, заполнены) на лицевом счете застрахованного лица - 13 января 2009 г. (л.д.73-80).
Из искового заявления усматривается, что факт прекращения трудовой деятельности ФИО2 в подразделении на железнодорожной станции Ялга выявлен в ходе контрольных мероприятий в январе 2019 г.
Между тем, исходя из представленных сведений, имеющихся у истца в отношении ФИО2, сведения об её увольнении могли быть выявлены своевременно.
Таким образом, пенсионный орган не проявил должной степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в сложившейся ситуации, полагая, что на него не возложена обязанность контролировать наступление обстоятельств, влекущих прекращение ЕДВ. Доказательств того, что он по объективным причинам был лишён возможности узнать об утрате ФИО2 права на ЕДВ ранее января 2019 г., истец суду не представил.
Доводы представителя ответчика о том, что уплата страховых взносов фактически не подтверждает факт работы лица на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, суд находит несостоятельными, поскольку ФИО2 являлась застрахованным лицом и была зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования, при этом работодателем – АО «Волгауралтранс» в спорный период предоставлялись сведения о факте её работы как о застрахованном лице, с уплатой страховых взносов в спорный период, т.е. у истца имелась реальная возможность установить факт её увольнения с ОАО «РЖД», в том числе узнать сведения о новом месте работы на территории, не связанной с зоной льготного социально-экономического статуса.
Соответственно, учитывая нормативные положения, регулирующие полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации по контролю за правильным и рациональным расходованием его средств во взаимосвязи с нормами ГК РФ о сроке исковой давности, суд приходит к выводу, что пенсионный орган должен был узнать об утрате ФИО2 права на получение ЕДВ не позднее 13 января 2009 г., когда страхователь представил в пенсионный орган сведения о застрахованном лице ФИО2, которые были внесены в открытый индивидуальный лицевой счет ответчика, в связи с чем срок исковой давности по требованиям о взыскании с ответчика излишне выплаченной суммы ЕДВ за период с 01 июля 2008 г. по 28 декабря 2017 г. истцом пропущен.
Иных событий, позволяющих исчислять момент начала течения срока исковой давности по настоящему иску с другой даты, при рассмотрении по существу настоящего гражданского дела не установлено.
Поскольку с настоящим иском УПФР в РМ обратилось в суд 29 декабря 2020 г. (согласно почтовому штемпелю на конверте), в течение одного года и двух месяцев до даты предъявления настоящего иска – в период с 29 декабря 2017 г. по 28 февраля 2019 г. ФИО2 производились ЕДВ, общий размер которых составил 7317 руб. 40 коп.
Несмотря на то, что в силу вышеприведенных правовых положений истцом не пропущен срок исковой давности по требованиям о взыскании с ФИО2 излишне выплаченной суммы ЕДВ за период с 29 декабря 2017 г. по 28 февраля 2019 г. в размере 7317 руб. 40 коп., вместе с тем, суд не находит правовых оснований для их удовлетворения независимо от того, пропущен или не пропущен истцом срок исковой давности, поскольку при рассмотрении дела по существу было установлено, что выплата ФИО2 ЕДВ не является результатом недобросовестности с её стороны, в связи с чем указанные денежные средства, являющиеся социальной выплатой, возврату в качестве неосновательного обогащения не подлежат.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования государственного учреждения – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Мордовия к ФИО2 о взыскании незаконно полученной ежемесячной денежной выплаты за период с 01 июля 2008 года по 28 февраля 2019 года в размере 52 222 рублей 52 копеек оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Октябрьского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия А.М. Салахутдинова
Мотивированное решение составлено 11 февраля 2021 года.
Судья Октябрьского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия А.М. Салахутдинова
Дело №2-293/2021
УИД 13RS0025-01-2020-005192-09