РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сочи
15.07.2019 г.
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Качур С.В.,
при секретаре судебного заседания Балашовой П.П.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску администрации г.Сочи к ФИО1 А.чу, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 об освобождении самовольно занятого земельного участка,
установил:
Истец просит суд обязать ответчиков освободить земельный участок неразграниченной муниципальной собственности в кадастровом квартале №, площадью 209 кв.м путем демонтажа ограждения с восточной и северной стороны.
В обоснование своих требований истец указал на то, что специалистами Центрального отдела г.Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю ДД.ММ.ГГГГ проведено административное обследование объекта земельных отношений расположенного по адресу: г.Сочи, Центральный район, <адрес>, кадастровый №, по результату которого установлено следующее.
Земельный участок расположенный по адресу: г.Сочи, Центральный район, <адрес>, кадастровый №, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, площадь 300 кв.м, в соответствии с данными ЕГРН, земельный участок принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Сочи.
На земельном участке расположен объект капитального строительства с кадастровым номером №, принадлежащий на праве общедолевой собственности ответчикам.
В ходе обмера границ земельного участка с применением геодезической аппаратуры Topcon Hiper SR (Заводской №, свидетельство о поверке № от ДД.ММ.ГГГГ, действительно до ДД.ММ.ГГГГ) было установлено, что фактически ограждение земельного участка с восточной и северной стороны установлено с захватом части земельного участка неразграниченной муниципальной собственности в кадастровом квартале №, площадью 209 кв.м.
На основании чего, специалистами Центрального отдела г.Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю составлен акт административного обследования № от ДД.ММ.ГГГГ.
Фактически, ответчиками огорожен и используется земельный участок неразграниченной муниципальной собственности в кадастровом квартале 13:49:0205028, площадью 209 кв.м в нарушение статей 25, 26 Земельного кодекса РФ.
Ответчики использует земельный участок, принадлежащий истцу без каких-либо правоустанавливающих документов в нарушение статей 25, 26 ЗК РФ.
Согласно ст.25 ЗК РФ, права на земельные участки, приобретение которых предусмотрено ЗК РФ (на основании которых может осуществить их использование), возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ст.26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно п.11 Федерального закона от 03.12.2008 № 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности и о внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" к собственности городских округов, к которому относится муниципальное образование город-курорт Сочи в силу Закона Краснодарского края от 01.04.2004 № 679-КЗ "Об установлении границ муниципального образования город-курорт Сочи и наделении его статусом городского округа" относятся земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Учитывая, что права федеральной собственности, а также права иных лиц на данные участки не зарегистрированы, то в силу указанной правовой нормы они отнесены к собственности муниципального образования город-курорт Сочи.
Согласно п.2 ст.3.3 Федерального закона РФ от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Согласно ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно ст.8.1 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, права, скрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) - подлежат государственной регистрации.
Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, содержание права, основание его возникновения.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Из вышеизложенного следует, что в отношении земельных участков законодательством установлен особый порядок возникновения прав на их использование, сопряженный с необходимостью образования земельных участков как объектов как объектов земельных отношений, государственной регистрации прав на них в качестве недвижимого имущества (формирование земельного участка, волеизъявление о предоставлении земельного участка на определенном праве, удостоверение права).
Согласно пп.26 п.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.
Согласно п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
Статьей 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципальных образований в суде могут выступать органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. В случае возведения самовольной постройки имеет место нарушение прав муниципального образования по регулированию и планированию застройки территории муниципального образования, что дает истцу право предъявить настоящий иск.
Стороной ответчика представлен отзыв на иск, согласно которого ответчик иск не признают.
В обоснование возражений указывают, что участок с кадастровым номером № был предоставлен в пользование Постановлением Главы администрации Центрального района № от ДД.ММ.ГГГГФИО12 для индивидуального жилого строительства, который был определён в пользование на условиях аренды (договора аренды) № от ДД.ММ.ГГГГ.
19.10.2015 г. аренда участка была погашена в пользу муниципальной собственности.
Актом административного обследования за № Государственного земельного надзора, в ходе обмера было установлено, что границы земельного участка с восточной и северной сторон расположены с захватом муниципальной собственности площадью 209 кв.м.
Однако, ответчики возражают против приведённой площади 209 кв.м. Согласно их данным участок размером 300 кв.м имеет ограждение с северной стороны вдоль <адрес>, а ограждение в виде забора находится на подпорной стенке проезжей части, и кем установлено это ограждение не известно.
С восточной стороны участок № площадью 506 кв.м отмежёван и разделен между тремя собственниками, одним из которых является ФИО13, доля в 51 кв.м.
С южной и западной сторон между участками с кадастровыми номерами № и номером № ограждения участка 300 кв.м с кадастровым номером № отсутствует и по данным публичной кадастровой карты имеется межполосица неучтенной земли, использование которой интересов третьих лиц не ущемляет и которая жильцами <адрес> никак не используется. Площадка перед домом является общественным городским пространством и они на неё никаких прав не предъявляют.
По поводу забора с северной стороны вдоль <адрес>, демонтаж этого забора приведет у ухудшению экологического состояния эксплуатации дома, так как отметка проезжей части находится выше окон первого этажа жилого дома. Забор защищает жилые помещения от шума, пыли, грязи проезжей части и случайного съезда автотранспорта в стену первого этажа. Устранение защитного шумового ограждения ставит под угрозу жизни малолетних детей, проживающих в этих жилых помещениях. Просим сохранить ограждающую конструкцию и предоставить эту часть земли в аренду долевой собственности, наряду с земельным участком 300 кв.м, на котором расположен индивидуальный жилой дом № №.
В судебном заседании представитель истца ФИО14 на удовлетворении требований настаивал.
Представитель ответчиков ФИО15 иск не признал.
Третье лицо без самостоятельных требований Управление Росреестра по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте назначенного судебного заседания извещены надлежащим образом.
Руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при данной явке.
Изучив материалы дела и исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в части.
Согласно ст.25 ЗК РФ, права на земельные участки, приобретение которых предусмотрено ЗК РФ (на основании которых может осуществить их использование), возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ст.26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно п.11 Федерального закона от 03.12.2008 № 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности и о внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" к собственности городских округов, к которому относится муниципальное образование город-курорт Сочи в силу Закона Краснодарского края от 01.04.2004 № 679-КЗ "Об установлении границ муниципального образования город-курорт Сочи и наделении его статусом городского округа" относятся земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Учитывая, что права федеральной собственности, а также права иных лиц на данные участки не зарегистрированы, то в силу указанной правовой нормы они отнесены к собственности муниципального образования город-курорт Сочи.
Согласно п.2 ст.3.3 Федерального закона РФ от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Согласно ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно ст.8.1 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, права, скрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) - подлежат государственной регистрации.
Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, содержание права, основание его возникновения.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Из вышеизложенного следует, что в отношении земельных участков законодательством установлен особый порядок возникновения прав на их использование, сопряженный с необходимостью образования земельных участков как объектов как объектов земельных отношений, государственной регистрации прав на них в качестве недвижимого имущества (формирование земельного участка, волеизъявление о предоставлении земельного участка на определенном праве, удостоверение права).
Согласно пп.26 п.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.
Согласно п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
Как видно из материалов дела, специалистами Центрального отдела г.Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю 15.03.2019 проведено обследование объекта земельных отношений расположенного по адресу: г.Сочи, Центральный район, <адрес>, кадастровый №, по результату которого установлено, что земельный участок расположенный по адресу: г.Сочи, Центральный район, <адрес>, кадастровый №, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, площадь 300 кв.м, в соответствии с данными ЕГРН, земельный участок принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Сочи.
На земельном участке расположен объект капитального строительства с кадастровым номером №, принадлежащий на праве общедолевой собственности ответчикам.
В ходе обмера границ земельного участка с применением геодезической аппаратуры Topcon Hiper SR (заводской №, свидетельство о поверке № от ДД.ММ.ГГГГ, действительно до ДД.ММ.ГГГГ) было установлено, что фактически ограждение земельного участка с восточной и северной стороны установлено с захватом части земельного участка неразграниченной муниципальной собственности в кадастровом квартале №, площадью 209 кв.м.
На основании чего, специалистами Центрального отдела г.Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю составлен акт административного обследования № от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец указывает, что фактически, ответчиками огорожен и используется земельный участок неразграниченной муниципальной собственности в кадастровом квартале 13:49:0205028, площадью 209 кв.м в нарушение статей 25, 26 Земельного кодекса РФ и ответчики использует земельный участок, принадлежащий истцу без каких-либо правоустанавливающих документов в нарушение статей 25, 26 ЗК РФ.
Между тем, согласно схематическому чертежу Центрального отдела г.Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю, а также сведениям из ЕГРН с восточной стороны расположен земельный участок с кадастровым номером №, который находится в собственности физических лиц, а потому использование земельного участка с восточной стороны ориентировочной площадью 80 кв.м не может нарушать права истца.
Руководствуясь статьями 197-199 ГПК РФ,
решил:
Обязать ФИО1 А.ча, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 освободить земельный участок неразграниченной муниципальной собственности в кадастровом квартале №, ориентировочной площадью 150 кв.м путем демонтажа ограждения с северной стороны.
Отказать в удовлетворении остальной части иска
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено в соответствии с положениями ст.199 и ч.2 ст.108 ГПК РФ 22.07.2019 г.
Председательствующий