ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-295/18 от 06.08.2018 Куйтунского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р.п. Куйтун 06 августа 2018 года

Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П.,

при секретаре Карбовской Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-295/2018 по исковому заявлению прокурора Куйтунского района в интересах Куйтунского муниципального образования к Манух Галине Александровне о взыскании суммы неосновательного обогащения,

У с т а н о в и л

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка законности перечисления из бюджета Куйтунского муниципального образования Манух Г.А. единовременной выплаты при прекращении ею полномочий главы Куйтунского муниципального образования, в ходе которой установлено следующее. По результатам выборов, прошедших на территории Куйтунского муниципального образования 11.09.2017, главой Куйтунского муниципального образования избрана Хомич А.В., вступившая в должность главы вышеуказанного городского поселения 30.09.2017. Таким образом, полномочия Манух Г.А., как главы Куйтунского муниципального образования прекращены 29.09.2017. Ст. 25.1 Устава Куйтунского муниципального образования закреплено право главы поселения, осуществляющего полномочия на постоянной основе, на получение из бюджета поселения единовременной выплаты в связи с прекращением полномочий. Вместе с тем, размер такой выплаты не определен, что фактически влечет невозможность реализации данной гарантии до момента нормативного определения ее размера. Несмотря на это, руководствуясь вышеуказанными положениями закона и Устава, распоряжением главы Куйтунского муниципального образования Манух Г.А.от 21.09.2017 № 10 из бюджета Куйтунского муниципального образования ей произведена единовременная выплата в связи с прекращением полномочий в размере 103 тысяч рублей. Поскольку действующим законодательством не определен размер единовременной выплаты, подлежащей перечислению главе муниципального образования, прекратившему свои полномочия, а также в связи с отсутствием в Куйтунском муниципальном образовании на день прекращения Манух Г.А. полномочий главы поселения нормативного закрепления порядка определения размера единовременной выплаты главе поселения при прекращении им полномочий, принятие указанного решения о перечислении единовременной выплаты в размере месячного содержания противоречит требованиям бюджетного законодательства. Учитывая отсутствие нормативно закрепленного размера выплаты, осуществляемой главе Куйтунского городского поселения из средств местного бюджета, выплата указанных денежных средств из бюджета вышеуказанного муниципального образования является неправомерной, ведет к нарушению принципа эффективности использования бюджетных средств, поскольку действующим федеральным и региональным законодательством не предусмотрен конкретный размер единовременной выплаты, подлежащей перечислению главе поселения при прекращении его полномочий. Глава Куйтунского муниципального образования Манух Г.А., заведомо зная о том, что не имеет в условиях существующего на 21.09.2017 нормативного регулирования права на перечисление ей из бюджета Куйтунского муниципального образования единовременной выплаты в размере ежемесячного содержания, своим распоряжением от 21.09.2017 № 10 произвела выплату вышеуказанных денежных средств. Сам факт получения ответчиком, являющимся высшим должностным лицом муниципального образования, вышеуказанной выплаты в указанном размере в отсутствие на то законных оснований свидетельствует об ее неправомерных действиях, недобросовестности. Таким образом, денежные средства, необоснованно полученные главой Куйтунского муниципального образования Манух Г.А. в качестве единовременной выплаты при прекращении ею полномочий главы Куйтунского муниципального образования подлежат возврату в бюджет Куйтунского муниципального образования. Просит суд взыскать с Манух Г.А. сумму неосновательного обогащения в размере 103 000 рублей в пользу бюджета Куйтунского муниципального образования.

В письменных возражениях ответчик Манух Г.А. указала, что по сложившейся практике единовременная денежная выплата при прекращении полномочий устанавливается в размере от одного до трех месячных содержаний. Единовременная денежная выплата ей была выплачена в размере месячного денежного содержания, что является минимальной суммой, подлежащей выплате главе поселения при прекращении его полномочий. Просила отказать в удовлетворении требований прокурора. (л.д.32-33)

В судебном заседании ст. помощник прокурора Куйтунского района Хертуева А.О. исковые требования заявления поддержала по указанным в нем доводам.

Представитель истца глава Куйтунского городского поселения Хомич А.В. в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Куйтунского городского поселения. (л.д.29)

В судебном заседании ответчик Манух Г.А. исковые требования не признала и пояснила, что 22 сентября 2017 года она была уволена с должности главы Куйтунского муниципального образования в связи с прекращением полномочий. В связи с тем, что по вине консультанта по юридическим вопросам не было принято положением о размере единовременной выплаты главе муниципального образования при прекращении полномочий, депутаты думы Куйтунского муниципального образования 06 октября 2017 года приняли решение №4, в котором установили единовременную выплату в размере месячного денежного содержания. Поэтому считает, что данную выплату ей произвели обоснованно, так как она ее заслужила за 10 лет работы.

Заслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Распоряжением администрации Куйтунского городского поселения №10 от 21.09.2017 года полномочия главы Куйтунского муниципального образования Манух Г.А. прекращены 22 сентября 2017 года в связи с вступлением в должность вновь избранного главы Куйтунского муниципального образования.

Этим же распоряжением установлено произвести расчет единовременной выплаты в размере месячного денежного содержания. (л.д.8)

Из заключения №12 о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Куйтунского городского поселения за 2017 год» от 03.05.2018 года, подготовленного председателем Контрольно-счетной палаты муниципального образования Куйтунский район, следует, что на день увольнения (прекращения полномочий) главы Куйтунского муниципального образования Манух Г.А. ей была произведена единовременная выплата в сумме 103 000 рублей при отсутствии достаточных правовых оснований. На день увольнения (прекращения полномочий) главы Куйтунского муниципального образования Манух Г.А. в Уставе Куйтунского муниципального образования норма о размере единовременной выплаты главе муниципального образования при прекращении ее полномочии отсутствовала. Никаким иным муниципальным нормативно-правовым актом размер единовременной выплаты не определен. В федеральном и областном законах размер единовременной выплаты не указан. (л.д.15)

Согласно Реестру денежных средств от 27.09.2017 года на счет Манух Г.А. зачислено 103003,77 рублей. (л.д.9)

Свидетель "ААА" в судебном заседании пояснила, что она работала в администрации Куйтунского муниципального образования <данные изъяты> в период, когда главой была Манух Г.А. Поскольку в Уставе муниципального образования не был установлен размер единовременной выплаты главе муниципального образования при прекращении его полномочий и отсутствовало соответствующее положение, она инициировала принятие изменений и дополнений в бюджет Куйтунского муниципального образования на 2017 год с целью выплаты Манух Г.А. единовременной выплаты в размере месячного денежного содержания. 6 октября 2017 года дума Куйтунского муниципального образования приняла решение №4, которым предусмотрела единовременную выплату из бюджета муниципального образования Манух Г.А. в размере месячного денежного содержания.

Согласно ч.1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах. Согласно ч. 3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления. Действующим законодательством Российской Федерации для выборных должностных лиц органов местного самоуправления предусмотрен ряд социальных гарантий. Частью 5.1. ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установлено, что гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность Аналогичная норма содержится в ст. 14 Закона Иркутской области от 17.12.2008 N 122-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области», согласно которой Уставом муниципального образования может устанавливаться за счет средств соответствующего местного бюджета единовременная выплата выборному лицу местного самоуправления, осуществлявшему полномочия на постоянной основе и в этот период достигшему пенсионного возраста или потерявшему трудоспособность, в связи с прекращением его полномочий (в том числе досрочно). Согласно ст. 25.1 Устава Куйтунского муниципального образования главе Поселения, осуществляющему полномочия на постоянной основе и в этот период достигшему пенсионного возраста или потерявшему трудоспособность, в связи с прекращением его полномочий (в том числе досрочно) устанавливается единовременная выплата. Вместе с тем, размер такой выплаты ни Уставом, ни каким-либо другим муниципальным нормативно-правовым актом не определен. Федеральным и областным законодательством также не установлен размер единовременной выплаты выборному должностному лица местного самоуправления при прекращении его полномочий. Поэтому суд не может согласиться с доводом ответчика о том, что месячное денежное содержание является минимальным размером единовременной выплаты выборному должностному лицу местного самоуправления при прекращении его полномочий. Таким образом, отсутствие в муниципальном нормативно-правовом акте указания на размер единовременной выплаты влечет невозможность реализации данной гарантии до момента нормативного определения ее размера. Принятие думой Куйтунского муниципального образования 06.10.2017г. №4 решения о внесении изменений и дополнений в решение Думы «О бюджете Куйтунского муниципального образования на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов», которым было предусмотрена единовременная выплата Манух Г.А. в размере месячного денежного содержания, не влияет на выводы суда, поскольку данное решение не основано на соответствующем муниципальном нормативно-правовом акте и принято после прекращения полномочий Манух Г.А. Таким образом, на день увольнения (прекращения полномочий) главы Куйтунского муниципального образования Манух Г.А. в Уставе Куйтунского муниципального образования отсутствовала норма о размере единовременной выплаты главе муниципального образования при прекращении его полномочий. Согласно ст. 28, ст. 34 БК РФ, к числу основных принципов бюджетной системы Российской Федерации отнесен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. Положениями ст. 1109 ГК РФ определено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки. Согласно ст. 137 ТК РФ заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев: если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом. Глава Куйтунского муниципального образования Манух Г.А., заведомо зная о том, что не имеет в условиях существующего на 21.09.2017 нормативного регулирования права на перечисление ей из бюджета Куйтунского муниципального образования единовременной выплаты в размере ежемесячного содержания, своим распоряжением от 21.09.2017 № 10 произвела выплату вышеуказанных денежных средств. Факт получения ответчиком, являющимся высшим должностным лицом муниципального образования, вышеуказанной выплаты в указанном размере, свидетельствует о его неправомерных действиях, недобросовестности, ведет к нарушению принципа эффективности использования бюджетных средств, поскольку действующим федеральным и региональным законодательством не предусмотрен конкретный размер единовременной выплаты, подлежащей перечислению главе поселения при прекращении его полномочий. Таким образом, денежные средства, необоснованно полученные главой Куйтунского муниципального образования Манух Г.А., в качестве единовременной выплаты при прекращении ею полномочий главы Куйтунского муниципального образования, подлежат возврату в бюджет Куйтунского муниципального образования. Суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Куйтунского района подлежат удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика следует взыскать государственную пошлину в федеральный бюджет в размере 3 260 рублей. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Куйтунского района удовлетворить полностью.

Взыскать с Манух Галины Александровны сумму неосновательного обогащения в размере 103 000 рублей в пользу бюджета Куйтунского муниципального образования.

Взыскать с Манух Галины Александровны государственную пошлину в федеральный бюджет в размере 3 260 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Куйтунский районный суд Иркутской области.

Судья РЕшение не вступило в законную силу