ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2963/20 от 02.03.2021 Заволжского районного суда г. Твери (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Тверь 02 марта 2021 г.

Заволжский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Никифоровой А.Ю.,

при секретаре Лагуновой А.В.,

с участием представителя истца ФИО1 – Ребенка А.М.,

представителя третьего лица ООО «Тверь КАМАЗ Центр» – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Заволжского районного суда города Твери гражданское дело УИД №69RS0036-01-2020-006241-20 по иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Тверь Камаз Центр» о расторжении договора купли-продажи транспортного средства, взыскании денежных средств и уплаченной государственной пошлины,

установил:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Тверь Камаз Центр» ( далее - ООО «Тверь КАМАЗ Центр», ООО «ТКЦ») о расторжении договора купли-продажи транспортного средства, заключенного08.10.2009 года между ФИО1 и ООО «Новый Тверской Автоцентр» ( в настоящее время ООО «Тверь Камаз Центр»), взыскании с ответчика денежных средств в размере 1390400 рублей оплаченных по договору купли-продажи, расходов по оплате государственной пошлины в размере 15152.00 руб.

Требования мотивированны тем, что 08.10.2019 года между ФИО1 и ООО «Новый Тверской Автоцентр» ( в настоящее время ООО «Тверь Камаз Центр») был заключен договор купли-продажи транспортного средства, на основании которого ФИО1 приобрел в собственность транспортное средство «КАМАЗ 65115», № двигателя «№», цвет оранжевый, 1986 года выпуска.

За приобретенное транспортное средство истцом было оплачено 1390400.00 руб.

На момент приобретения указанного транспортного средства у него отсутствовал VIN номер, а также номер шасси.

В соответствии с действующим на тот момент времени регламентом ГИБДД, приобретенный автомобиль был поставлен на учет, что подтверждается отметкой в паспорте транспортного средства, а также выданным свидетельством о регистрации.

10.11.2019 года вышеуказанное транспортное средство было продано ФИО1 - ФИО3

19.11.2019 года ФИО3 обратилась в МРЭО ГИБДД №1 УМВД России по Тверской области с заявлением о внесении изменений в регистрационные данные в связи с изменением собственника транспортного средства.

В результате осмотра автомобиля «КАМАЗ-65115» сотрудником МРЭО ГИБДД было установлено, что маркировочные обозначения автомашины вызывают сомнения в подлинности. В должном месте отсутствует норме шасси предусмотренный предприятием изготовителем. Номер VIN отсутствует.

Таким образом в настоящий момент ФИО1 не может распоряжаться принадлежащим ему имущество, поскольку действующим административный регламент не позволяет произвести регистрацию в органах ГИБДД с существующими недостатками ( отсутствие VIN номера, а также номер шасси), чтобы собственнику произвести отчуждение принадлежащего ему имущества.

В ходе рассмотрения к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО3, АО «Рэмдизель», ООО «Тверь КАМАЗ Центр», УГИБДД УМВД России по Тверской области.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщил, направила в суд своего представителя.

Представитель истца ФИО1 – ФИО4 исковые требования поддержал, просил об их удовлетворении в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ООО «Тверь КАМАЗ Центр» - ФИО2 возражал против удовлетворения иска в полном объеме по доводам, изложенным в возражениях на иск, а также заявил о пропуске срока исковой давности истцом. По существу заявленных требований пояснил, что согласно имеющейся документации в 2009 году ответчиком у них был приобретен автомобиль КАМАЗ, который был в установленном порядке зарегистрирован в органах ГИБДД. Впоследствии автомобиль эксплуатировался ответчиком, неоднократно попадал в ДТП. При этом, собственник автомобиля несет бремя его содержания в надлежащем техническом состоянии, в том числе и обеспечения сохранения идентификационных номеров и знаков, а также оформлении всех необходимых документов и разрешений в случае внесения в конструкцию автомобиля каких-либо изменений, требующих внесение соответствующих изменений в регистрационные документы. Однако ФИО5 этого сделано не было, что явилось основанием для отказа истцу в осуществлении регистрационных действий в виду замены кабины автомобиля и не обращении в органы ГИБДД для постановки на учет в виду внесения конструктивных изменений в автомобиль.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств и возражении не представили.

В соответствии с ч. 1 ст. 167 ГПК РФ, ст. 165.1 ГК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

С учетом изложенного, судом определено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, в том числе материалы гражданского дела № 2-520/2020 года, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

В силу п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Согласно ст. 456 ГК РФ, продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи.

В соответствии с п. 2 ст. 469 ГК РФ, при отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

В силу ч. 1 ст. 460 ГК РФ, продавец обязан передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц, за исключением случая, когда покупатель согласился принять товар, обремененный правами третьих лиц.

В силу п. 2 ст. 450 ГК РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Покупатель, исходя из п. 2 ст. 475 ГК РФ, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков).

Пунктом 1 ст. 461 ГК РФ предусмотрено, что при изъятии товара у покупателя третьими лицами по основаниям, возникшим до исполнения договора купли-продажи, продавец обязан возместить покупателю понесенные им убытки, если не докажет, что покупатель знал или должен был знать о наличии этих оснований.

Согласно ч. 1 ст. 393 ГК РФ, должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

В силу ч. 1, 2 ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ст. 1082 ГК РФ, удовлетворяя требования о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки.

Судом установлено, что 08.10.2009 г. между ООО «Новый Тверской Автоцентр» (в настоящее время ООО «ТКЦ») и ФИО1 заключен договор купли-продажи транспортного средства КАМАЗ- 65115, паспорт транспортного средства №<адрес>, цвет оранжевый, двигатель № Х, мощность двигателя 260 л.с., тип двигателя дизельный, организация- изготовитель ТС КАМАЗ, № кузова кабины ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, наименование собственника ЗАО "Рэмдизель", дата выдачи паспорта 25.12.2008 года.

Как следует из договора купли-продажи стоимость транспортного средства определена сторонами 1390400.00 рублей, в том числе НДС – 212094 руб. 92 коп.

Условий о наличии каких-либо ограничений, споров и запретов в отношении вышеуказанного автомобиля положения вышеприведенный договор купли-продажи не содержит.

Как следует из карточки учета транспортного средства, первичная регистрация транспортного средства КАМАЗ- 65115 осуществлена ЗАО «Рэмдизель» 25.12.2008 года, дата выдачи ПТС 25.12.2008 года.

Из карточки учета транспортного средства по состоянию на 23.01.2021 года следует, что 06.04.2010 года осуществлена регистрация транспортного средства КАМАЗ - 65115, собственником ТС зарегистрирован ФИО1

Таким образом установлено, что 06.04.2010 года при регистрации ТС управлением ГИБДД УМВД России по Тверской области не было отказано в совершении регистрационных действий в отношении принадлежащего истцу транспортного средства.

Судом также установлено, что вступившим в законную силу решением Заволжского районного суда города Твери от 12 марта 2020 года по гражданскому делу № 2 - 520/2020 удовлетворены исковые требования ФИО3 к ФИО1 о расторжении договора купли-продажи транспортного средства, взыскании денежных средств и уплаченной государственной пошлины. Судом постановлено:.

Расторгнуть договор купли-продажи от 10 ноября 2019 года транспортного средства КАМАЗ 65115, г.р.з. , цвет оранжевый, двигатель № Х № кузова , ДД.ММ.ГГГГ выпуска, паспорт транспортного средства №<адрес> от 25.12.2008, заключенный между ФИО3 и ФИО1.

Взыскать с ФИО1 в пользу ФИО3 денежные средства в размере 1 390 000 рублей, уплаченных истцом по договору от 10.11.2019 купли-продажи транспортного средства КАМАЗ 65115, г.р.з. , цвет оранжевый, двигатель № Х, № кузова , ДД.ММ.ГГГГ выпуска и расходы по уплате государственной пошлины в размере 15 150 рублей.

Обязать ФИО3 возвратить путем передачи ФИО1 транспортное средство КАМАЗ - 65115, г.р.з. цвет оранжевый, двигатель № Х, № кузова , ДД.ММ.ГГГГ года выпуска.

Данное решение не обжаловано и вступило в законную силу.

Указанным решением установлено и не оспаривалось стороной истца, что 10.11.2019 между ФИО1 и ФИО3 был заключен договор купли-продажи транспортного средства КАМАЗ - 65115, г.р.з. , цвет оранжевый, двигатель № Х, № кузова , ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, приобретенной ФИО3 транспортное средство принадлежало на праве собственности ФИО1 и было зарегистрировано в органах ГИБДД на его имя.

19.11.2019, в МРЭО № 1 ГИБДД УМВД России по городу Твери, при регистрации ФИО3 вышеуказанного транспортного средства, сотрудниками ГИБДД в проведении регистрационных действий отказано на основании пункта 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 26 июня 2018 года № 399 «О порядке регистрации транспортных средств».

ФИО3 приобретала спорное транспортное средство у ФИО1, состоящее на учете в органах ГИБДД с регистрацией по номеру двигателя и кабины.

Из отказа в проведении регистрационного действия к заявлению от 19.11.2019 г. следует, что при проведении визуального осмотра АМТС, без применения специальных средств установлено, что маркировочные обозначения вышеуказанной автомашины вызывают сомнение в подлинности. В должном месте отсутствует номер шасси предусмотренный предприятием изготовителем. Номер VIN отсутствует. Осуществлена замена кабины. В проведении регистрационных действий отказано на основании пункта 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 26 июня 2018 года № 399 «О порядке регистрации транспортных средств», с изменениями, внесенными приказом МВД России от 20.03.2017 года № 139, на основании пункта 24 Приказа МВД России от 07 августа 2013 года № 605 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним» так как не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, в случае если обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационных номеров транспортных средств, номеров узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины, двигателя) идентифицирующих транспортное средство, <1> либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным, данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных), за исключением транспортных средств с измененной маркировкой транспортных средств и номерных агрегатов в результате естественного износа, коррозии, ремонта или возвращенных собственникам или владельцам после хищения, при условии их идентификации.

Регистрация транспортных средств в подразделениях ГИБДД МВД РФ является обязательным условием для их использования собственниками в дорожном движении.

При этом возможность такой регистрации связывается с соответствием транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения.

Удовлетворяя исковые требования и расторгая договор купли-продажи от 10.11.2019 года, суд исходил из того, что отсутствие у автомобиля номера шасси и VIN согласно ПТС от 25.12.2008 г. не являлось препятствием для регистрации в МРЭО ГИБДД УМВД по Тверской области договора купли- продажи этого т/с от 08.10.2009 г., заключенного между ООО «Новый Тверской Автоцентр» (в настоящее время: ООО «ТКЦ») и ФИО1

Согласно информации представленной АО «Рэмдизель», транспортные средства 1986 г.в. (в том числе спорное т/с КАМАЗ - 65115, 1986 года выпуска) были изготовлены в соответствии с лицензионным соглашением и технической документацией ПАО «КАМАЗ» в результате капитального ремонта с переоборудованием их в «КАМАЗ» - 65115. Идентификационный номер VIN изготовителя т/с по технической документации стал наноситься в процессе маркировки сборки и выпуска в обращение лишь с 1991 г. Проверка требований безопасности транспортных средств после ремонта, оформление и предоставление надлежащим образом оформленных документов, проверки требований безопасности и внесение в регистрационные данные т/с, выполнялись в порядке действующей в тот период нормативно - правовой базы - Приказы МВД РФ № 1240 и 1001.

Одним из оснований для отказа в регистрации т/с по договору купли - продажи от 10.11.2019 г. между ФИО3 и ФИО1 послужил факт замены кабины автомобиля.

ФИО6 автомобиля является основным элементом транспортного средства, на котором нанесен индивидуальный номер, указываемый в ПТС, что позволяет идентифицировать данное транспортное средство.

Вместе с тем, номер кабины установленной на т/с к моменту заключения договора купли-продажи между ФИО3 и ФИО1 отличается от номера кабины автомобиля, указанного в ПТС от 25.12.2008 г.

Таким образом, ФИО1 в процессе эксплуатации транспортного средства была осуществлена замена кабины, при этом в органы ГИБДД своевременно сведения о замене кабины и, как следствие, об изменении конструктивных характеристик транспортного средства сообщено не было, сведения о произведенных изменения в регистрационные документы не вносились.

Также ФИО1 не была осуществлена процедура оценки соответствия требованиям к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, случае внесения изменений в их конструкцию.

При этом, нахождение транспортного средства в исправном техническом состоянии не является достаточным доказательством для признания его соответствующим требованиям безопасности дорожного движения.

В результате замены кабины автомобиль утрачивает основные элементы базового транспортного средства, допущенного к участию в дорожном движении.

Соответствие идентификационной маркировки транспортного средства с представленными документами устанавливается органами ГИБДД при проведении визуального осмотра транспортного средства в соответствии с требованиями пунктов 39 - 41 Административного регламента МВД Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 7 августа 2013 года № 605, в процессе производства регистрационного действия.

Порядок замены кабин и кузовов на транспортных средствах имеющих рамную конструкцию и зарегистрированных в ГИБДД также был разъяснен ГУ ГИБДД.

Проведение регистрационных действий, в том числе изменение регистрационных данных транспортного средства, связанное с заменой его кузова (кабины), осуществляется только при условии сохранения на транспортном средстве присвоенного организацией изготовителем идентификационного номера, позволяющего произвести идентификацию автомобиля. Изменение регистрационных данных транспортного средства в связи с заменой кузова (кабины) осуществляется по заявлению владельца («п. 15 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 07.08.2013 № 605).

Вопрос об отнесении замены на зарегистрированном в установленном порядке транспортном средстве кузова (кабины) к внесению изменений в его конструкцию подлежит разрешению по результатам рассмотрения представленных документов при изменении регистрационных данных транспортного средства, связанном с заменой его кузова (кабины).

Руководствуясь приведенными выше нормами материального права, на основании установленных по делу обстоятельств, оценив представленные в дело доказательства, доводы сторон, исходя из того, что была осуществлена замена кабины проданного автомобиля, сведения о чем, а также номере новой установленной кабины не были внесены в регистрационные документы, что препятствует его использованию ФИО3 и, в соответствии с требованиями действующего законодательства, также препятствует его постановке на регистрационный учет, учитывая отсутствие со стороны ФИО1 доказательств, подтверждающих тот факт, что ФИО3 знала или должна была знать о том, что осуществленная замена кабины на автомобиле КАМАЗ и, как следствие, изменение ее маркировочного обозначения, препятствуют постановке автомобиля на регистрационный учет в органах ГИБДД, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части расторжения договора купли-продажи автомобиля и взыскания уплаченных за транспортное средство денежных средств в размере 1 390 000 рублей.

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных ГПК РФ.

Обращаясь в суд с названным иском истец указал на то, что по договору купли-продажи от 08.10.2009 ООО «ТКЦ» продало ФИО1 транспортное средство которое на момент купли-продажи имел существенный недостаток - отсутствие номеров шасси и идентификационного номера, исключающее возможность его перепродажи в виду отказа в регистрации органами ГИБДД, что свидетельствует о наличии правовых оснований для расторжения договора купли-продажи транспортного средства и возврата истцу уплаченных за товар денежных средств.

Между тем, при рассмотрении данного дела установлено, что согласно карточки учета автомототранспорта по сведениям АИПС-ГАИ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время автомобиль «КАМАЗ», ДД.ММ.ГГГГ выпуска, зарегистрирован на имя ФИО1

Из представленного в материалы дела паспорта вышеуказанного транспортного средства - ПТС от 25.12.2008 г., следует что на момент регистрации договора купли - продажи от 08.10.2009 г., заключенного между ООО «Новый Тверской Автоцентр» (в настоящее время: ООО «ТКЦ») и ФИО1 у т/с отсутствовал VIN и номер шасси, имелись только номер кузова (кабины). В тоже время, транспортное средство при наличии указанных идентификационных номеров было зарегистрировано МРЭО ГИБДД УМВД Тверской области, ему был присвоен г.р.з, а также ФИО1 на него выдано свидетельство о регистрации №.<адрес>.

В ходе данного судебного разбирательства представитель истца указал на то, что с момента приобретения транспортного средства каких-либо препятствий в пользовании транспортного средство не имелось со стороны органов ГИБДД. Также указал, что спорное транспортное средство после приобретения истцом попало в ДТП, в связи с чем истец обратился к ООО «ТКЦ» о проведении ремонта автомобиля КАМАЗ, путем приобретения новой кабины и замены старой кабины ТС, работы по замене которой по договору подряда были произведены ООО «ТКЦ». При этом ФИО1 не обращался в органы МРЭО ГИБДД МВД по Тверской области о внесении изменений в документы ТС.

Факт того, что в результате обращения ФИО1 произведена замена кузова автомобиля КАМАЗ- 65115, , цвет оранжевый, двигатель № Х, № кузова , ДД.ММ.ГГГГ выпуска стороной ответчика не оспаривался.

Вместе с тем, доказательств того, что ФИО1 обращался в органы ГИБДД о замене кабины и, как следствие, об изменении конструктивных характеристик транспортного средства в материалы дела стороной истца не представлено.

Сам факт отказа органов ГИБДД в постановке на учет транспортного средства в следствии продажи ФИО1 по договору купли –продажи от 10 ноября 2019 года транспортного средства ФИО3 не является основанием для удовлетворения исковых требований о расторжении договора от 08.10.2009, поскольку не свидетельствует о нарушении прав истца действиями ответчика.

В силу 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Исходя из положений пункта 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.

Согласно п. 6 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1764 действующих с 01.01.2020, регистрационные действия совершаются на основании заявления владельца транспортного средства или его представителя о совершении регистрационных действий, а также в случаях, установленных Федеральным законом от 03.08.2018 № 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", - по инициативе регистрационного подразделения.

Документами, являющимися основаниями для постановки транспортного средства на государственный учет за его владельцем, являются документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, а также документы, удостоверяющие иные права владельца транспортного средства в соответствии с законодательством РФ (п. 28 указанных Правил).

В соответствии с п. 14 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России, утв. приказом МВД России от 26 июня 2018 года № 399 (далее - Правила), действовавших до 1 января 2020 года, сведения о транспортном средстве и его владельце, указываемые в свидетельстве о регистрации транспортного средства, а также техническом паспорте (техническом талоне) транспортного средства, подлежат обязательному учету с внесением в банки данных о владельцах транспортных средств. Указанные сведения включают, в числе прочего, сведения об установке дополнительного оборудования и внесенных в конструкцию транспортного средства изменениях.

Согласно п. 6 Правил владелец транспортного средства обязан в установленном названными Правилами порядке зарегистрировать транспортное средство или внести изменения в регистрационные данные транспортного средства в течение 10 суток после приобретения, выпуска в обращение транспортного средства в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

В соответствии с п. 11 Правил изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями Госавтоинспекции (изменение регистрационных данных транспортного средства, изменение регистрационных данных о владельце транспортного средства и изменение регистрационных данных, связанных с переходом права собственности на транспортное средство), или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений в соответствии с названными Правилами.

Из пункта 21.1.2 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 21 декабря 2019 года № 950 (далее - Административный регламент), действующего с 1 января 2020 года, также следует, что регистрационные действия в отношении транспортного средства производятся в связи с внесением изменений в регистрационные данные транспортного средства. Пунктом 129.1 Административного регламента установлено, что изменение регистрационных данных транспортного средства, связанное с внесением изменений в конструкцию зарегистрированного транспортного средства, производится на основании свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.

Принимая во внимание указанные нормы права и установив, что спорное транспортное средство в розыске не значилось, было допущено органами ГИБДД к эксплуатации с 2009 года, при этом выявленные обстоятельства отсутствия маркировки идентификационного номера и номера шасси не являлись препятствием для совершения регистрационных действий, а наоборот, позволяли произвести регистрационные действия, поскольку не доказывают изменение маркировки идентификационного номера и номера шасси (отсутствие идентификационного номера и номера шасси не является безусловным доказательством изменения маркировки, а объясняется проведенным капитальным ремонтом), то суд приходит к выводу об отсутствий правых оснований для удовлетворения исковых требований о расторжении договора купли-продажи от 08.10.2009 года, поскольку истцом не доказано, что отсутствие идентификационного номера и номера шасси является существенным недостатком о котором не было известно истцу и что нарушает его права по распоряжению транспортного средства.

Факт того, что истцу при заключении договора была предоставлена продавцом необходимая информация о товаре, наличия в автомобиле на момент продажи капитального ремонта ТС с отсутствием идентификационного номера и номера шасси, что не препятствовало эксплуатации автомобиля и постановке автомобиля на регистрационный учет, подтвержден письменными доказательствами.

Из текста письменного договора купли-продажи от 08.10.2009 года, на основании которого впоследствии в органах ГИБДД произведена регистрация изменений сведений о владельце, следует, что спорный автомобиль приобретен у ответчика ООО «ТМЦ» истцом ФИО1 в собственность за 1390400.00 руб., в котором также указано, что отсутствует идентификационный номер, номер шасси Б\Н, ТС передается покупателю, а покупатель принимает ТС и уплачивает его стоимость.

Как следует из паспорта ТС, в графе особые отметки, указано, что Отделом государственного технического осмотра МВД республики Татарстана № 7 сделана отметка о том, что паспорт выдан в замен ПТС - Новотроицк; переоборудование с КАМАЗА - , ном. Табл. Отсут. СВ СООТВЕТ. КОНСТР. <адрес>, шасси б/н /т/н

Данные обстоятельства также подтверждены свидетельством о регистрации ТС.

В ходе судебного разбирательства стороной истца не оспаривалось, что при заключении договора купли- продажи от 08.10.2009 года истец был уведомлен о том, что транспортное средство КАМАЗ, 1986 года выпуска, продается ООО «ТМЦ» после произведенного капитального ремонта.

Доказательств свидетельствующих об обратном стороной истца не представлено.

При таких обстоятельствах, не имеется оснований полагать, что при заключении договора купли-продажи от 08.10.2009 года истцу не была предоставлена вся информация о транспортном средстве, что в последствии привело к нарушению его прав по распоряжению транспортным средством.

Кроме того, как усматривается из дела, истцом пропущен срок исковой давности для обращения с требованиями о расторжении договора купли-продажи транспортного средства, о чем заявлено стороной ответчика в ходе судебного разбирательства.

Согласно ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности для защиты права по иску лица, право которого нарушено, устанавливается в три года.

Согласно ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.

Судом установлено, что при заключении договора купли- продажи от 08.10.2009 года истец был уведомлен о том, что транспортное средство КАМАЗ, 1986 года выпуска, продается ООО «ТМЦ» после произведенного капитального ремонта отсутствует идентификационный номер, номер шасси Б\Н.

О предполагаемом нарушении своего права истцу должно было быть известно не позднее 06.04.2010 г., когда государственным органом была произведена регистрация права собственности ФИО1 на транспортное средство. Однако с настоящим иском истец обратился только 25 декабря 2020 г., т.е. за пределами срока исковой давности.

Доказательств уважительности пропуска срока исковой давности стороной истца не представлено, ходатайств о восстановлении пропуска срока исковой давности не заявлено.

Доводы представителя истца о том, что о нарушенном праве истцу стало известно с момента вступления в законную силу решения Заволжского районного суда города Твери от 12.03.2020 года по делу № 2-520/2020 года признаются судом несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм права, а также опровергаются имеющимися в деле доказательствами.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о расторжении договора купли-продажи от 08.10.2009 года, в том числе в виду пропуска срока исковой давности.

Требования о взыскании денежных средств в размере 1390400 рублей, являются производными от основных в удовлетворении которых отказано, в связи с чем отсутствуют правовые основания для их удовлетворения.

Истцом при подаче иска были понесены судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 15152.00 рублей.

Возмещение судебных расходов на основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ осуществляется только той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и в соответствии с тем судебным постановлением, которым спор разрешен по существу.

Принимая во внимание указанные нормы и установив, что в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано в полном объеме, то отсутствуют правовые основания для взыскания с ответчика судебных расходов понесенных по делу в пользу истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к ООО «Тверь Камаз Центр» о расторжении договора купли-продажи транспортного средства заключенного 08.10.2009 года между ФИО1 и ООО «Новый Тверской Автоцентр» ( в настоящее время ООО «Тверь КАМАЗ ЦЕНТР»), взыскании денежных средств в размере 1390400 рублей 00 копеек, оплаченных по договору купли-продажи, взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 15152 рублей 00 копеек оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Заволжский районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий А.Ю.Никифорова

Решения в окончательной форме изготовлено 08 марта 2021 года

Председательствующий А.Ю.Никифорова

1версия для печатиДело № 2-601/2021 (2-2963/2020;) ~ М-2950/2020 (Решение)