ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2966/18 от 23.07.2018 Октябрьского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июля 2018 года город Уфа

Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Уразметова И.Ф.,

при секретаре Булатовой Ф.Ф.,

с участием представителя истца МУЭТ г. Уфы – ФИО1, действующей на основании доверенности от 09.01.2018 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МУЭТ г. Уфы к ФИО2 о взыскании суммы убытков от задержки движения городского пассажирского электротранспорта,

УСТАНОВИЛ:

МУЭТ <адрес> обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании суммы убытков от задержки движения городского пассажирского электротранспорта, в котором просит взыскать с ответчика сумму убытков в размере 85498 рублей.

В обосновании иска указал, что ДД.ММ.ГГГГФИО2, управляя а/м марки <...> г/н принадлежащей ему на праве собственности, следуя по ул. <адрес>, совершил дорожно-транспортное происшествие (ДТП) с <...> принадлежащим МУЭТ г. Уфы.

15.02.2018г. было вынесено Постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2

Согласно Уставу предприятия, МУЭТ г.Уфы - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленной за ней собственником (<адрес>ом <адрес> РБ), основным видом деятельности которой является перевозка пассажиров по городским маршрутам общего пользования городским пассажирским электротранспортом - трамваями и троллейбусами.

На участке дороги, где произошло ДТП, проходит линия движения городского пассажирского электротранспорта трамваев - специфического вида транспорта. В результате данного происшествия, было частично перекрыто движение трамваев по маршрутам с 07:03 ч. до 1 1:58 ч. Часть трамваев была вынуждена изменить маршрут, в результате чего изменилась и денежная выручка от реализации билетов. После того, как транспортные средства, совершившие ДТП разъехались, движение электротранспорта возобновилось, но оно было затруднено из-за скопления движущегося друг за другом подвижного состава.

Данные об электротранспорте, вставшем в связи с задержкой (ДТП) и изменившим маршрут движения фиксируются Службой движения МУЭТ г.Уфы, которая организует и осуществляет диспетчерский контроль движения всего электротранспорта (трамваев и троллейбусов) МУЭТ г.Уфы по установленным маршрутам, в соответствии с утвержденными расписаниями, а также контроль за их исполнением. Факт задержки движения на линии электротранспорта сообщает диспетчеру водитель, управляющий непосредственно трамваем или троллейбусом, на пути которого образовалось препятствие в виде ДТП посторонних транспортных средств. Диспетчер сообщение водителя фиксируется, и далее, по рации, начинает координировать движение всего подвижного состава, маршрут которых проходит через участок ДТП, так как электротранспорт - специфический вид транспорта: трамваи движутся только по рельсам, а троллейбусы - по контактной сети, уже подъехавший к месту ДТП электротранспорт не может развернуться и поехать в любом другом направлении. Диспетчером фиксируется электротранспорт, уже стоящий под задержкой, а также он координирует движение электротранспорта едущего по маршрутам, проходящим через участок задержки, но не доехавшим до места ДТП и у которых еще имеется возможность развернуться в других направлениях на «разворотных кольцах» конечных станций - участках дороги, на которых расположение контактной сети и трамвайных путей дает возможность изменить маршрут или направление движения.

Далее, на основании данных Службы движения, отдел экономики, труда и заработной платы, в соответствии с «Порядком расчета возмещения убытков от задержки движения на городском электрическом транспорте ГО г. Уфа РБ» от ДД.ММ.ГГГГ, составляет расчет потери доходов (суммы убытков).

В связи с ДТП по вине ФИО2, согласно расчету, сумма убытков в связи с задержкой движения городского пассажирского электротранспорта составила 85 498 рублей.

Представители истца МУЭТ г. Уфы – ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, извещался о явке заблаговременно. В материалах дела имеется отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором в отношении ФИО2, из которого усматривается неудачная попытка вручения.

Доказательств того, что он поменял место жительства, в материалах делах не имеется.

Риск неблагоприятных последствий, вызванных нежеланием являться в судебное заседание, несет сам ответчик в силу ч.1 ст. 165.1 ГК РФ. Доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, лишивших его возможности являться в судебное заседание, ответчик не представил. Применительно к правилам п.35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005г. N221, ч.2 ст.117 ГПК РФ, неявку ответчика за получением заказного письма с судебным извещением следует считать отказом ФИО2 от получения судебного извещения.

Суд в соответствии со ст. 233 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Выслушав участника процесса, исследовав и оценив материалы дела, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, оценив в совокупности все доказательства имеющие юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации - вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО2, управляя а/м марки <...> г/н принадлежащей ему на праве собственности, следуя по ул. <адрес>, совершил дорожно-транспортное происшествие (ДТП) с <...> принадлежащим МУЭТ г. Уфы.

15.02.2018г. было вынесено Постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2

Согласно Уставу предприятия, МУЭТ г.Уфы - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленной за ней собственником (Городским округом город Уфа РБ), основным видом деятельности которой является перевозка пассажиров по городским маршрутам общего пользования городским пассажирским электротранспортом - трамваями и троллейбусами.

На участке дороги, где произошло ДТП, проходит линия движения городского пассажирского электротранспорта трамваев - специфического вида транспорта. В результате данного происшествия, было частично перекрыто движение трамваев по маршрутам с 07:03 ч. до 1 1:58 ч. Часть трамваев была вынуждена изменить маршрут, в результате чего изменилась и денежная выручка от реализации билетов. После того, как транспортные средства, совершившие ДТП разъехались, движение электротранспорта возобновилось, но оно было затруднено из-за скопления движущегося друг за другом подвижного состава.

Данные об электротранспорте, вставшем в связи с задержкой (ДТП) и изменившим маршрут движения фиксируются Службой движения МУЭТ г.Уфы, которая организует и осуществляет диспетчерский контроль движения всего электротранспорта (трамваев и троллейбусов) МУЭТ г.Уфы по установленным маршрутам, в соответствии с утвержденными расписаниями, а также контроль за их исполнением. Факт задержки движения на линии электротранспорта сообщает диспетчеру водитель, управляющий непосредственно трамваем или троллейбусом, на пути которого образовалось препятствие в виде ДТП посторонних транспортных средств. Диспетчер сообщение водителя фиксируется, и далее, по рации, начинает координировать движение всего подвижного состава, маршрут которых проходит через участок ДТП, так как электротранспорт - специфический вид транспорта: трамваи движутся только по рельсам, а троллейбусы - по контактной сети, уже подъехавший к месту ДТП электротранспорт не может развернуться и поехать в любом другом направлении. Диспетчером фиксируется электротранспорт, уже стоящий под задержкой, а также он координирует движение электротранспорта едущего по маршрутам, проходящим через участок задержки, но не доехавшим до места ДТП и у которых еще имеется возможность развернуться в других направлениях на «разворотных кольцах» конечных станций - участках дороги, на которых расположение контактной сети и трамвайных путей дает возможность изменить маршрут или направление движения.

Далее, на основании данных Службы движения, отдел экономики, труда и заработной платы, в соответствии с «Порядком расчета возмещения убытков от задержки движения на городском электрическом транспорте ГО г. Уфа РБ» от ДД.ММ.ГГГГ, составляет расчет потери доходов (суммы убытков).

В связи с ДТП по вине ФИО2, согласно расчету, сумма убытков в связи с задержкой движения городского пассажирского электротранспорта составила 85498 рублей, исходя из следующего: - плата за проезд на городском пассажирском электротранспорте осуществляется: - с использованием терминалов; за наличный расчет (для пассажиров, не пользующихся никакими льготами по оплате проезда); по транспортным картам и проездным билетам на месяц (тариф устанавливается соответствующим Постановлением главы Администрации ГО г.Уфа РБ); по Единым социальным проездным билетам согласно договора №950 от 16.10.2014 г. (билеты, выдаваемые льготной категории граждан, которые пользуются правом на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, законами Республики Башкортостан №ВС-25/38 от 13.10.1994 г. и №133-з от 17.12.2004 г., распоряжениями Правительства Республики Башкортостан от 28.01.2005 f. №51-р, от 09.03.2005 г. №184-р; от 24.06.2005 г. № 590-р); по Социальной карте Башкортостана (СКБ) на основе Единого социального проездного билета, согласно договора №ТЗ от 31.12.2009 г.

Возмещение выпадающих доходов (недополученной прибыли) от перевозки льготных пассажиров осуществляется после представления из ОАО «Башкирский регистр социальных карт» данных о численности перевезенных льготных пассажиров по Социальной карте Башкортостана в Государственный Комитет РБ по транспорту и дорожному хозяйству.

В соответствии с утвержденным Порядком расчета, сумма убытков (упущенной выгоды) в случае задержки движения городского пассажирского электротранспорта транспорта определяется исходя из следующий показателей: потери доходов от перевозки пассажиров (упущенная выгода); расходы предприятия, связанные с оплатой простоя водителя и кондуктора на месте задержки движения и на измененном маршруте (тариф, уральский коэффициент) и отчислениями от данной суммы во внебюджетные фонды; расходы предприятия на электрическую энергию, подаваемую в контактную сеть во время простоя на линии и на измененном маршруте; процент накладных расходов по предприятию; налог на добавленную стоимость 18 %.

Порядок расчета возмещения убытков предусматривает возмещение потерь доходов с учетом показателя средней часовой выручки за месяц от реализации разовых билетов за наличный расчет, по транспортным картам и проездным билетам на месяц. В соответствии с основами экономики, управления, организации на городском электрическом транспорте, в системе показателей анализа транспортной работы, используется понятие «средняя часовая выручка на маршруте», которая применяется при расчете потерь доходов (упущенной выгоды) от закрытия или временного приостановлении движения.

В МУЭТ г.Уфы применяется следующий порядок определения средней часовой выручки на маршруте: среднечасовая выручка по билетам, приобретаемым за наличный расчет, по транспортным картам и электронным проездным билетам на месяц, по каждому маршруту определяется как частное от деления выручки на маршруте на фактически отработанные без задержек часы на линии по тому же маршруту.

Выручка за наличный расчет формируется из ежедневной выручки от продажи билетов за наличный расчет, сдаваемой в банк (учет ведется каждый день по каждому маршруту). Сведения по доходам о перевозки по транспортным картам ежедневно собираются из сменных отчетов из терминалов кондукторов. Данные сведения представляются по каждому депо ежемесячно. Данные по отработанным часам на линии берутся из отчетов Службы движения МУЭТ г.Уфы. По отчетам депо о доходе от выручки за наличный расчет, по транспортным картам и проездным билетам на месяц, а также данным Службы движения по отработанным часам на линии, определяется среднемесячная часовая выручка.

Потеря доходов от потери перевозки льготных пассажиров по «Социальной карте Башкортостана» в связи с задержкой движения определяются следующим образом:

АО «Башкирский регистр социальных карт» предоставляет ежемесячно в МУЭТ г. Уфы данные о перевозке льготных пассажиров по «Социальной карте Башкортостана» по каждому депо; Служба движения МУЭТ г.Уфы ежемесячно составляет отчеты по отработанным вагоно-часам и машино-часам на линии по каждому депо; определяется показатель перевозки льготных пассажиров по «Социальной карте Башкортостана» на один вагоно-(машино)-час за отчетный месяц по конкретному депо (п.1 : п.2); умножением показателя перевозки льготных пассажиров за 1 вагоно-(машино)-час на время задержки движения, определяется показатель потери перевозки льготных пассажиров в связи с задержкой движения; сумма потери доходов от потери перевозки льготных пассажиров за время задержки движения определяется как произведение показателя перевозки льготных пассажиров из п.4 на утвержденный тариф одной поездки по электронной транспортной карте для граждан.

Расходы предприятия, связанные с оплатой простоя водителей и кондукторов определяются как произведение часовой тарифной ставки водителя и кондуктора на численность водителей и кондукторов, попавших под задержку движения, и на время задержки движения. На полученную сумму начисляется уральский коэффициент 15%, проценты отчислений во внебюджетные фонды, накладных расходов и НДС.

Расходы предприятия, связанные с оплатой электрической энергии на подвижной состав в связи с задержкой движения состоят из двух показателей: на тягу (при изменении маршрута) и на обогрев подвижного состава на месте задержки движения (в осенне-зимний период), и определяются следующим образом: по ежемесячным данным, предоставляемым техническим отделом МУЭТ г.Уфы, определяется показатель расхода электроэнергии по депо в рублях, умножением расхода электроэнергии в кВт-часах по депо на цену 1 кВт-часа; расход электроэнергии на 1 вагоно-(машино)-час определяется как частное расхода электроэнергии по депо в рублях на общее количество вагоно-(машино)-часов по депо, отработанных на линии; сумма расхода электроэнергии за время задержки движения определяется умножением показателя расхода электроэнергии на 1 вагоно-(машино)-час на время задержки движения.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также недонолученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В данном случае, ответчик нарушил право организации на беспрепятственное осуществление коммерческой деятельности, получение прибыли (что закреплено ч. 1 ст. 49 Гражданского Кодекса РФ), предусмотренное Уставом МУЭТ г.Уфы. Согласно ч. 2 ст. 49 ГК РФ, юридическое лицо может быть ограниченно в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренном законом.

Существует причинно-следственная связь между фактом нарушения права и убытками МУЭТ г.Уфы в связи с вышеуказанным происшествием: причина предшествует следствию, т.е. дорожно-транспортное происшествие в следствии нарушения ответчиком ПДД - Федерального закона, создало помеху для движения городского
пассажирского электротранспорта, что со своей стороны повлекло отсутствию фактического увеличения имущественной массы организации (не получение доходов) при наличии реальной возможности такого увеличения.

Причина является необходимым и достаточным основанием наступления следствия, т.е. именно факт нарушения права ответчиком явилось причиной неполучения доходов организацией.

При изложенных обстоятельствах суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, в связи, с чем с ответчика ФИО2 в пользу МУЭТ г. Уфы подлежит взысканию сумма материального ущерба в размере 85498 рублей.

Поскольку истец был освобожден от уплаты госпошлины за подачу искового заявления в суд, его исковые требования удовлетворены судом, в соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в доход местного бюджета надлежит взыскать госпошлину пропорционально от суммы удовлетворенной части исковых требований в размере 2764,94 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования МУЭТ г. Уфы к ФИО2 о взыскании суммы убытков от задержки движения городского пассажирского электротранспорта, удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с ФИО2 в пользу МУЭТ г. Уфы сумму убытков в размере 85498 рублей.

Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета госпошлину в размере 2764,94 рублей.

Ответчик вправе подать в Октябрьский районный суд г. Уфы заявление об отмене решения суда в течение 7 дней со дня вручения им копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья И.Ф. Уразметов