№2-2966/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 мая 2019 года г. Владивостока
Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе председательствующего судьи Храмцовой Л.П. при секретаре Серебренниковой П.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока о восстановлении срока для обжалования ответа от 19.12.2018 г., признания ответа незаконным, возложении обязанности,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока об устранении препятствий в пользовании земельным участком. В обосновании требований указала, что согласно договора купли-продажи от 23.10.2017 г. является собственником квартиры № в трехквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> Земельный участок, на котором расположен жилой дом, не сформирован. 27.07.2018 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о формировании земельного участка под дом. 08.08.2018 г. был получен ответ с разъяснением порядка формирования участка. В частности указано, что формирование земельного участка состоит из двух этапов: подготовка и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка. При этом администрация г. Владивостока в лице УГА сообщила о невозможности подготовки необходимой документации (проекта межевания территории в границах элемента планировочной структуры) силами и за счет органа местного самоуправления в связи с отсутствием бюджетных ассигнований до 2020 года включительно. Истцу было предложено разработать соответствующую документацию за свой счет. Не согласившись с данным предложением, истец 10.12.2018 г. подал повторное заявление с требованием об оформлении необходимой документации для оформления земельного участка под МКД по <адрес> силами и за счет органа местного самоуправления с указание конкретных сроков проведения работ. Письмом от 19.12.2018 г. истцу сообщили о невозможности положительного решения вопроса. Истец считает данный ответ неправомерным, нарушающим его права в области жилищного права. В связи с чем, просит суд обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока сформировать земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> в разумный срок, а именно: обеспечить подготовку и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка; признать незаконным решение УГА администрации г. Владивостока, оформленное письмом от 19.12.2018 г. об отказе в формировании земельного участка под многоквартирным домом, расположены по адресу: <адрес>
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 требования поддержала, просила их удовлетворить. Дополнительно просила суд восстановить срок для обжалования ответа УГА на обращение истца от 06.12.2018 г.
Представитель Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока ФИО3 требования не признала, просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в отзыве.
Административный истец в судебное заседание не явился. Извещался судом надлежащим образом. Причины не явки суду не известны, ходатайств не поступало. Поскольку оснований для отложения судебного разбирательства административного дела, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 152 КАС РФ, не имеется, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Суд, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока для оспаривания решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, в силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определения от 25 декабря 2008 года N 990-О-О, от 21 апреля 2011 года N 465-О-О, от 21 июня 2011 года N 749-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1066-О-О и др.).
Из административного искового заявления ФИО1 усматривается, что она обжалует решение УГА Администрации г. Владивостока, оформленное письмом от 19.12.2018 г. Административное исковое заявление подано во Фрунзенский районный суд г. Владивостока 26.03.2019 г., что подтверждается штампом входящей корреспонденции суда №3286-Г, то есть за пределами 3-месячного срока, установленного для обжалования. Вместе с тем, как следует из доказательств, представленных в материалы дела, ранее: 14.02.2019 г. ФИО1 обратилась во Фрунзенский районный суд г. Владивостока с данным административным исковым заявлением, вместе с тем, определением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 15.02.2019 г. ФИО1 отказано в принятии данного заявление. ФИО1 направила данное заявление в Советский районный суд г. Владивостока, однако, определением Советского районного суда г. Владивостока от 16.03.2019 г. данное заявление возвращено заявителю, с разъяснением о необходимости обратиться во Фрунзенский районный суд г. Владивостока. В связи с чем, 26.03.2019 г. истец вновь обратилась с заявлением во Фрунзенский районный суд г. Владивостока.
При таких обстоятельствах, суд считает, что административный истец своевременно, в предусмотренный законом срок, выразил свое несогласие с решением УГА г. Владивостока, оформленным ответом от 19.12.2018 г., обратился с исковым заявлением в суд, в связи с чем, суд приходит к выводу, что ФИО1 пропустила срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением по уважительной причине, в связи с чем, он подлежит восстановления.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 является собственником квартиры № в трехквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>
27.07.2018 г. ФИО1 обратилась в Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока с заявлением о намерении оформить земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом по <адрес> в собственность собственников помещений данного многоквартирного жилого дома, а также с требованием разъяснить порядок и процедуру оформления земельного участка под МКД в соответствии с действующим законодательством.
Согласно письма №14764-ог от 08.08.2018 г. ФИО1 разъяснено, что формирование земельного участка состоит из двух этапов: подготовка и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка. При этом указано, что разработка документации на элемент планировочной структуры, в границах которого расположен многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> администрацией г. Владивостока в период с 2014 г. по 2020 гг. не запланирована. Дано разъяснение о возможности разработки данной документации за счет личных средств истца.
10.12.2018 г. ФИО1 повторно обратилась в УГА администрации г. Владивостока с требованием рассмотреть вопрос об оформлении необходимой документации для оформления земельного участка под МКД по <адрес> силами и за счет органа местного самоуправления с указанием конкретных сроков проведения работ.
Данное обращение рассмотрено, дан ответ, оформленный письмом №26768-ог от 19.12.2018 г. согласно которого УГА г. Владивостока направило заявителю сообщение №14764-ог от 08.08.2018 г., которое является актуальным.
Обсуждая правомерность данного ответа, суд приходит к следующему.По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.
На основании ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд, признав решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии со ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ).
Согласно п. 4 ч.1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Как разъяснил Конституционный Суд РФ в постановлении от 28.05.2010 N 12-П, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Одновременно Конституционный Суд РФ указал, что поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Из изложенного следует, что администрация г. Владивостока в лице Управления градостроительства и архитектуры является уполномоченным органом, на который законом возложена публичная обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным домом, при этом как по собственной инициативе, так и по заявлению любого собственника помещения дома. А также то, что заявление ФИО1, как собственника жилого помещения, поступившее в УГА г. Владивостока, является основанием для формирования и проведения кадастрового учета земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом <адрес>
При этом судом не принимается довод представителя административного ответчика о том, что бюджетные ассигнования на выполнение работ по подготовки документации распределены до 2020 г. и жилой дом <адрес> в них не включен. Так как отсутствие финансирования не является предусмотренным законом основанием для отказа в формировании земельного участка и не освобождает орган местного самоуправления от выполнения данной обязанности.
Довод представителя административного ответчика о том, что УГА г. Владивостока не отказывало ФИО1 в разработке документации, включила заявителя в реестр, также не принимается судом, поскольку несмотря на отсутствие прямого категорического отказа, содержащегося в письменном ответе УГА г. Владивостока от 19.12.2018 г., данный ответ не содержит указания на сроки выполнения работ по формированию земельного участка, содержит указание на невозможность выполнения данных работ до 2020 года. Кроме того, в ходе рассмотрения дела не установлено, что работы начаты, а также разрешен вопрос о возможности разработки проекта.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответ УГА администрации г. Владивостока от 19.12.2018 г. №267680-ог со ссылкой на ответ от 08.08.2018 г. №14764-ог на обращение ФИО1 о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом <адрес> не может быть признан соответствующим требованиям действующего законодательства, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
При этом нарушение прав административного истца должно быть устранено путем возложения на УГА администрации г. Владивостока обязанности рассмотреть по существу заявление ФИО1 о формировании земельного участка, поскольку решение указанного вопроса отнесено к исключительной компетенции административного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 к Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока о восстановлении срока для обжалования ответа от 19.12.2018 г., признания ответа незаконным, возложении обязанности удовлетворить.
Восстановить ФИО1 срок для обжалования ответа Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 19.12.2018 г., на ее обращение от 06.12.2018 г.
Признать ответ Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 19.12.2018 г. №26768-ог со ссылкой на ответ от 08.08.2018 г. №14764-ог на обращение ФИО1 о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом <адрес> незаконным.
Обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока рассмотреть по существу заявление ФИО1 о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение одного месяца со дня изготовления решения судом в мотивированной форме – 13.05.2019 г.
Председательствующий Л.П. Храмцова