№ 2-2966/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июля 2022г. г. Уфа
Октябрьский районный суд г. Уфы в составе
председательствующего судьи Жучковой М.Д.
при помощнике судьи Миграновой Р.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МУП ЕРКЦ г.Уфы о признании незаконными действий по внутреннему перемещению платежей, начислении платы, обязаннии направления денежных сумм на снижение размера платы за коммунальные услуги, взыскании незаконно списанных пеней, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к МУП ЕРКЦ г. Уфы о признании незаконным действий от 18.01.2019 г. по осуществлению внутреннего перемещения платежей по лицевому счету № и последующих неправомерных начислениях платы в 2019-2022 г. в размере 48437,30 руб., взыскании неправомерно списанных пени в размере 1712,96 руб., штрафа в размере 24218,65 руб. за неисполнение в добровольном порядке требования потребителя, который направить на снижение размера платы за соответствующие коммунальные услуги, взыскании морального вреда в размере 1000 руб. (с учетом уточнений), указав в обоснование иска следующее.
Истец является собственником 2/5 доли в праве общей долевой собственности на двухкомнатную , расположенную в многоквартирном доме по адресу: .
В соответствии с договором № б/н от 26 мая 2009 года, указанный многоквартирный дом передан под управление ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района г. Уфы». С этого момента и до 01 декабря 2018 года ответчик является для собственников многоквартирного дома по адресу: , исполнителем коммунальных услуг.
ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района г. Уфы» на договорной основе передала свои полномочия по начислению, сбору и обработке поступивших платежей, печати и доставке платежных документов своему субподрядчику МУП ЕРКЦ г. Уфы, одновременно, согласно договора № 181, заключенному между управляющей организацией и ответчиком, последний является платежным агентом по сбору платежей за ЖКУ с собственников жилых помещений под управлением МКД.
Истец считает, что ответчик длительное время (с 2015 года) неправомерно производит перераспределение денежных средств по л/с № перечисляемых им на р/с <***> в СБ России, чем нарушает его права.
Указывает, что ответчик проводит избыточные начисления платы за услуги, которые управляющая организация не оказывала, так как многоквартирный дом оснащен индивидуальным тепловым пунктом, являющимся общедомовым оборудованием и самостоятельно производит коммунальную услугу «горячее водоснабжение», а ответчик противоправно производит начисление платы по нормативу за коммунальную услугу «тепловая энергия ГВ», «холодное водоснабжение ГВ» и «водоотведение ГВ».
Отмечает, что ответчик неправомерно включает в платежные документы по строке № 11 плату на «тепловую энергию ГВ», так как 15 октября 2014 года собственники многоквартирного дома по адресу: перешли на прямые расчеты с ООО «БашРТС», а с 01.12.2018 года на прямые договоры с РСО ООО «БашРТС», поэтому все платежи по за коммунальный ресурс «тепловая энергия» осуществляется по платежным документам данной организации, направление платежного документа со стороны МУП ЕРКЦ г. Уфы является нарушением порядка расчета.
В судебном заседании истец исковые требования с учетом уточнений, поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчика, третьего лица ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района г. Уфы» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Выслушав истца, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По смыслу ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
Управляющая организация вправе осуществлять расчеты с собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
В силу пунктов 63 и 65 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354), плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты.
Привлечение платежных агентов для осуществления расчетов за жилое помещение и коммунальные услуги с нанимателями жилых помещений и собственниками жилых помещений является правом управляющей организации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком.
В свою очередь, перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета (Федеральный закон «О национальной платежной системе»).
Согласно ч. 11 ст. 4 Закона № 103-ФЗ, платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом от 02.12.1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности», запрещена.
Потребители имеют право вносить оплату путем наличных денежных средств непосредственно поставщику. Последние обязаны обеспечить хотя бы один способ внесения платы, не предусматривающий дополнительных комиссий в силу Закона РФ «О защите прав потребителей» и Гражданского кодекса РФ.
Согласно ст. 37 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом, обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств соответственно продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Таким образом, потребители ЖКУ без риска для себя могут оплачивать услуги только через платёжных агентов, которые имеют договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, выставившими им платёжные документы на оплату ЖКУ.
Из материалов дела следует, что ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района г. Уфы» является управляющей организацией для собственников и нанимателей помещений, находящихся в многоквартирном доме по адресу: , одновременно, в период с 26 мая 2009 года по 01 декабря 2018 данная организация является для жильцов исполнителем коммунальных услуг.
Между управляющей организацией и ответчиком МУП ЕРКЦ г. Уфы заключен агентский договор от 27.02.018 года № ПР 118 юр, по которому ответчик, являясь агентом управляющей организации, исполняет по ее поручению действия по начислению, сбору и обработке поступивших платежей, печати и доставке платежных документов собственникам и нанимателям жилых помещений, расположенных многоквартирных домах, находящихся под управлением ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района г. Уфы».
Доводы истца о том, что перераспределение денежных средств по л/с <***> перечисляемых им на р/с <***> в СБ России, является неправомерным, подлежат отклонению в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354), в платежном документе должны быть указаны, в том числе наименование исполнителя услуг, номер его банковского счета и банковские реквизиты, указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды, сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг.
Согласно п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 г. № 22, денежные средства, внесенные на основании платежного документа, содержащего указание на расчетный период, засчитываются в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный в этом платежном документе.Если платежный документ не содержит данных о расчетном периоде, денежные средства, внесенные на основании данного платежного документа, засчитываются в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный гражданином (статья 319.1 ГК РФ).
В случае, когда наниматель (собственник) не указал, в счет какого расчетного периода им осуществлено исполнение, исполненное засчитывается за периоды, по которым срок исковой давности не истек (часть 1 статьи 7 ЖК РФ и пункт 3 статьи 199, пункт 3 статьи 319.1 ГК РФ)».
Материалами дела подтверждено, что истец длительное время производит оплату за коммунальные услуги посредством заполнения платежных документов с пустыми графами («пустографок») в кредитном учреждении Сбербанк России, указывая в графе «месяц» соответствующий расчетный период, за который осуществляет платеж.
Между тем, от кредитного учреждения Сбербанк России в адрес ответчика МУП ЕРКЦ г. Уфы платежи приходят единой суммой, без разбивки по видам услуг: сведения о поступивших платежах направляются кредитным учреждением в адрес ответчика в виде реестра, в котором указаны только номер лицевого счета и поступившая сумма.
В свою очередь, МУП ЕРКЦ осуществляет распределение поступивших денежных средств по л/с <***> в порядке, предусмотренном п.118 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).
Истцом не представлены в материалы дела доказательства того, что он направлял в адрес управляющей организации и ответчика личное указание произвести рассадку платежей в соответствии с определенном в «пустографках» назначением по видам коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах, требования истца о признании незаконным действий ответчика по внутреннему перемещению платежей по лицевому счету № не обоснованы и подлежат отклонению.
Доводы истца о том, что ответчик проводит избыточные начисления платы за услуги, которые управляющая организация не оказывала, признании неправомерными начисления платы в 2019-20200 г. в размере 48437,30 руб., неправомерно включает в платежные документы по строке № 11 плату на «тепловую энергию ГВ» также подлежат отклонению в силу следующего.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
В силу пдп. «к (1)» пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг, потребитель имеет право, в числе прочего, при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу, а также лицу, указанному в пункте 31(1) настоящих Правил, не позднее 25-го числа текущего расчетного периода.
Таким образом, системное толкование данных норм, определяет, что потребитель наделен правом передавать показания индивидуальных приборов учета коммунальных услуг, в свою очередь, исполнитель коммунальных услуг, в этом случае, обязан производить начисление платы с учетом таких показаний, а при их отсутствии – с учетом нормативов потребления, установленных соответствующими государственными органами.
Из материалов дела следует, что жилое помещение истца оборудовано индивидуальным прибором учета горячей воды, однако в спорный период показания по данному прибору истцом не передавались, свидетельство о поверки не предоставлялось, доступ в занимаемое жилое помещение для снятия контрольных показаний представителям ответчика истцом обеспечивался время от времени, результат фиксировался актами, на основании которых производился перерасчёт нормативных начислений, с учетом показаний счетчика ГВС.
Следовательно, начисление платы за потребленные коммунальные услуги, с учетом показаний индивидуального прибора учета по горячей воде, зависело исключительно от действий истца по передаче таких показаний в адрес ответчика в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.
Судом установлено, что в период с 26 мая 2009 года по 01 декабря 2018 ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района г. Уфы» являлось для жильцов исполнителем коммунальных услуг.
15 октября 2014 года собственники многоквартирного дома по адресу: перешли на прямые расчеты с ООО «БашРТС» и получили право, по желанию, производить оплату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую в ресурсоснабжающую организацию.
Между тем, ранее заключенные договоры между собственниками помещений МКД и управляющей организацией ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района г. Уфы» не были расторгнуты и договорные отношения остались без изменения: данная организация по-прежнему оставалась исполнителем коммунальных услуг и осуществляла начисление платы, перерасчеты за предоставленные коммунальные услуги до момента перехода собственников данного жилого дома на прямые договоры (01 декабря 2018).
Материалами дела подтверждено, что ответчик, являясь агентом управляющей организации ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района г. Уфы», осуществлял начисление платы за коммунальные услуги собственникам и нанимателям жилых домов, в том числе и по строке «тепловая энергия ГВ», вплоть до перехода на прямые договоры с ООО «БашРТС».
Начиная с 01 января 2019 года, в платежных документах по строке «тепловая энергия ГВ» отсутствуют натуральные выражения потребленных объемов коммунальных услуг: в графах «объем» и «начислено» числится знак «-», а в графе «долг» имеется числовое выражение.
Данное обстоятельство дает суду основание полагать, что доводы ответчика о том, что в платежном документе по статье «тепловая энергия ГВ» отражается задолженность прежних периодов, до перехода на прямые договоры с ООО «БашРТС», когда исполнителем коммунальных услуг являлась управляющая организация ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района г. Уфы», являются обоснованными и соответствуют фактическим обстоятельствам по делу. Доказательств обратного в материалы дела истцом не представлено.
Что касается требований истца о взыскании неправомерно списанной пени в сумме 1564,06 руб., учитывая, что истец не представил расчет, подтверждающий неправомерность начисленных пеней при имеющейся задолженности, документов, подтверждающих фактическую оплату пеней, суд данное требование отклоняет. При этом следует отметить, что получателем предъявленных в платежном документе пеней является не МУП ЕРКЦ, а ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района г. Уфы».
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно пункту 155(1) Правил предоставления коммунальных услуг № 354, в случае нарушения исполнителем, в том числе лицом, привлеченным исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.
В соответствии с пунктом 155(2) данных правил, в случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги исполнитель обеспечивает выплату штрафа не позднее 2 месяцев со дня получения обращения заявителя, в котором указываются его фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства (регистрации), паспортные данные, индивидуальный номер налогоплательщика (при наличии), путем снижения размера платы за соответствующую коммунальную услугу, а при наличии у потребителя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности - путем снижения размера задолженности по оплате коммунальных услуг до уплаты штрафа в полном объеме. Указанный штраф отражается в платежном документе отдельной строкой.
Начисление платежей по жилому помещению № в МКД № 3/1 по ул. М. Жукова в г. Уфа, произведенное ответчиком в спорный период (с учетом установленных нормативов и поступивших оплат), проверено судом, признано арифметически верным, соответствующим обстоятельствам дела.
Материалами дела подтверждено, что обращения истца ответчиком рассмотрены, неоднократно ему были даны ответы, разъясняющие порядок начисления платы за коммунальную услугу и поясняющие порядок распределения платежей.
Поскольку судом установлено, что права истца ответчиком не нарушены, дополнительные исковые требования, производные от основного требования ФИО1, о взыскании компенсации морального вреда и штрафа также подлежат отклонению.
Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления ФИО1 к МУП ЕРКЦ г.Уфы о признании незаконными действий по внутреннему перемещению платежей, начислении платы, обязаннии направления денежных сумм на снижение размера платы за коммунальные услуги, отражении данных в платежном документе, взыскании незаконно списанных пеней, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через районный суд.
Судья Жучкова М.Д.