ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2966/2023 от 14.07.2023 Приморского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

УИД: 23RS0<№>-09

Дело <№>

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июля 2023 года <адрес>

Приморский районный суд <адрес> края, в составе судьи Рукавишникова Д.В., при секретаре <ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <ФИО1 к ООО «<данные изъяты> о защите прав потребителей,

установил:

<ФИО2, обратился в суд с иском к <данные изъяты>», о защите прав потребителей, в обоснование которого указал, что 17.03.2023г. в интернет-магазине ООО «ИталМаркет» (https://lelitespresso.ru) дистанционным способом им был оформлен заказ на приобретение кофемашины фирмы <данные изъяты> и аксессуаров. Оплата товара произведена безналичным расчетом в размере 129 200 (сто двадцать девять тысяч двести) рублей, что подтверждается история операций по дебетовой карте за <ДД.ММ.ГГГГ> ПАО "Сбербанк". Товар приобретался на основании ознакомления с информацией, размещенной на сайте lelitespresso.ru в сети "Интернет". Договор розничной купли-продажи между ООО «ИталМаркет» и <ФИО1 был заключен на основании ознакомления с предложенным ООО «ИталМаркет» описанием товара, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и направления электронного заказа на электронную почту Истца. Товар по заказу был отправлен 22.03.2023г., получен истцом 29.03.2023г. 03.04.2023г. путем направления письма на электронный почту ответчика (lelitespresso-ru@yandex.ru), указанную на сайте (https://lelitespresso.ru) истец попросил ООО «ИталМаркет» оформить возврат. Информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена истцу в письменной форме в момент доставки товара, а также отсутствует на сайте ООО «ИталМаркет». В ответном письме, ответчик указал, что кофемашина относится к технически сложным товарам и не полежит возврату. В целях примирения сторон 05.04.2023г. истцом была направлена повторная претензия на электронную почту, а 10.04.2023г. Почтой России с описью вложения на юридический и на фактический адреса ответчика (<данные изъяты>), с повторной просьбой расторгнуть договор купли-продажи и вернуть уплаченные за товар денежных средств в размере 129 200 (сто двадцать девять тысяч двести) рублей до 14.04.2023г.. Однако, ответа не получено. Просит суд расторгнуть договор купли-продажи, заключенный между <ФИО1 и ООО «ИталМаркет», взыскать с ответчика уплаченные за кофемашину денежные средства в размере 129 200 (сто двадцать девять тысяч двести) рублей; взыскать с ответчика неустойку в размере 1% от стоимости кофемашины, исчисленную на дату вынесения решения суда, со взысканием до момента фактического исполнения обязательства; взыскать с ответчика 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей в качестве компенсации морального вреда; взыскать с о ответчика штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50% от присужденной судом суммы.

Истец в судебное заседание не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме, не возражала против рассмотрения гражданского дела в заочном порядке в отсутствие неявившегося ответчика.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом – судебной повесткой, об уважительности причин своей неявки суду не сообщил, ходатайств не заявлял.

В соответствии ч. 1 ст. 113 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Судебное извещение, адресованное лицу, участвующими в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем (ч. 4 ст. 113).

В соответствии с п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Таким образом, судом при рассмотрении дела предприняты исчерпывающие меры по уведомлению ответчика о судебных заседаниях.

Поскольку ответчик, надлежаще извещённый о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, причины неявки в суд не указал, суд считает необходимым вынести заочное решение, исследуя доказательства, представленные истцом.

Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов гражданского дела истец 17.03.2023г. в интернет-магазине ООО «ИталМаркет» (https://lelitespresso.ru) дистанционным способом оформил заказ на приобретение кофемашины фирмы Lelit, модель PL82T и аксессуаров (чистящее средство, тэмпер). Оплата товара произведена безналичным расчетом в размере 129 200 (сто двадцать девять тысяч двести) рублей. Товар приобретался на основании ознакомления с информацией, размещенной на сайте lelitespresso.ru в сети "Интернет". Договор розничной купли-продажи между ответчиком и истцом был заключен на основании ознакомления с предложенным ответчиком описанием товара, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и направления электронного заказа на электронную почту истца.

Материалами дела подтверждается, что товар по заказу был отправлен 22.03.2023г., получен истцом 29.03.2023г.

Истец 03.04.2023г. путем направления письма на электронный почту ответчика (lelitespresso-ru@yandex.ru), указанную на сайте (https://lelitespresso.ru) обратился с просьбой к ответчику об оформлении возврата. В ответном письме, ответчик указал, что кофемашина относится к технически сложным товарам и не полежит возврату. В целях примирения сторон 05.04.2023г. истцом была направлена повторная претензия на электронную почту, а 10.04.2023г. Почтой России с описью вложения на юридический и на фактический адреса ответчика (<данные изъяты>), с повторной просьбой расторгнуть договор купли-продажи и вернуть уплаченные за товар денежных средств в размере 129 200 (сто двадцать девять тысяч двести) рублей до 14.04.2023г.. Ответа на претензию не получено.

Согласно пункта 4 статьи 26.1 Закон РФ от <ДД.ММ.ГГГГ> N 2300-I «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней. В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

В соответствии с п. 17 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, утвержденными Постановлением Правительства РФ от <ДД.ММ.ГГГГ> N 2463, при дистанционном способе продажи товара с использованием сети «Интернет» продавец обязан обеспечить возможность ознакомления потребителя с офертой путем ее размещения на сайте и (или) странице сайта в сети «Интернет» и (или) в программе для электронных вычислительных машин, если соглашением между продавцом и владельцем агрегатора не предусмотрен иной порядок исполнения такой обязанности. Однако, оферта не размещена на сайте ответчика, условия и способы возврата товара также не доведены для сведения потребителей.

Согласно п. 3 ст. 26.1 Закона РФ от <ДД.ММ.ГГГГ> N 2300-I «О защите прав потребителей» потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, предусмотренная ст. 10 Закон РФ от <ДД.ММ.ГГГГ> N 2300-I «О защите прав потребителей», а также предусмотренная п. 4 ст. 26.1 Закон РФ от <ДД.ММ.ГГГГ> N 2300-I «О защите прав потребителей» иинформация о порядке и сроках возврата товара.

Из материалов дела следует, что истцу не была предоставлена информации и способах возврата товара при доставке товара, более того, данная информация отсутствует на сайте в интернет-магазина ООО «ИталМаркет» (https://lelitespresso.ru).

Право на возврат, в том числе технически сложных товаров надлежащего качества, закреплено в п. 4 ст. 26.1 Закона РФ от <ДД.ММ.ГГГГ> N 2300-I «О защите прав потребителей». Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней. В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара. Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца. Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования».

Пунктом 4 статьи 26.1 Закона Российской Федерации N 2300-1 "О защите прав потребителей" и пунктом 21 Правил продажи товаров дистанционным способом предусмотрено право потребителя отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.

При этом ограничение на возврат товара установлено статьей 26.1 Закона РФ "О защите прав потребителей" только в отношении товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

Никаких запретов на возврат в отношении иных товаров, приобретенных дистанционным способом, в том числе технически сложных товаров, статья 26.1 Закона N2300-1 не предусматривает, каких-либо отсылок к Перечню технически сложных товаров либо к Перечню товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену, не содержит.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара.

Согласно п. 1 ст. 23 Закона РФ от <ДД.ММ.ГГГГ> N 2300-I «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных закона сроков, в том числе 10-дневного срока для возврата уплаченной за товар денежной суммы, продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

Как следует из материалов дела, истец в порядке п. 5 ст. 13 Закона РФ от <ДД.ММ.ГГГГ> N 2300-I «О защите прав потребителей» направлял в адрес ответчика претензию о расторжении договора, однако ответчиком требования истца остались без внимания. Период просрочки исполнения обязательств составляет с 15.04.2023г. по 14.07.2023г. Расчет неустойки судом проверен и является правильным.

Вместе с тем, из п. 34 Постановления Пленума Верховного суда РФ от <ДД.ММ.ГГГГ> N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" следует, что применение статьи 333 ГК РФ по делам о защите прав потребителей возможно в исключительных случаях и по заявлению ответчика с обязательным указанием мотивов, по которым суд полагает, что уменьшение размера неустойки является допустимым.

Учитывая степень вины ответчика, суд считает, что требуемая истцом ко взысканию сумма не подлежит снижению и составляет 117 572 руб..

Согласно ст. 15 Закона РФ от <ДД.ММ.ГГГГ> N 2300-I «О защите прав потребителей», размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В случаях, если законом предусмотрена обязанность ответчика компенсировать моральный вред в силу факта нарушения иных прав потерпевшего (например, статья 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"), при доказанности факта нарушения права гражданина (потребителя) отказ в удовлетворении требования о компенсации морального вреда не допускается (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <ДД.ММ.ГГГГ> N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении (п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <ДД.ММ.ГГГГ> N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").

При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. В связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (статья 151 ГК РФ), устранить эти страдания либо сгладить их остроту.

Судам следует иметь в виду, что вопрос о разумности присуждаемой суммы должен решаться с учетом всех обстоятельств дела, в том числе значимости компенсации относительно обычного уровня жизни и общего уровня доходов граждан, в связи с чем исключается присуждение потерпевшему чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы, если только такая сумма не была указана им в исковом заявлении (п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <ДД.ММ.ГГГГ> N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").

Учитывая, что факт нарушения прав потребителя установлен, однако, истец до настоящего времени не может вернуть товар, поскольку ответчик не отвечает на его письма и не обозначил способ возврата, соответственно денежные средства за приобретенный товар истец также не получил. Истец лишен возможности приобрести иную кофемашину, а ответчик продолжает пользоваться денежными средствами истца в своей коммерческой деятельности. Принимая во внимание, что обоснованно заявленные требования потребителя не удовлетворены ответчиком до настоящего времени, что свидетельствуют о причинении истцу нравственных страданий, суд находит разумным взыскание с ответчика в пользу истца денежной компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.

В соответствии с п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от от <ДД.ММ.ГГГГ> N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона). При удовлетворении судом требований, заявленных общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) или органами местного самоуправления в защиту прав и законных интересов конкретного потребителя, пятьдесят процентов определенной судом суммы штрафа взыскивается в пользу указанных объединений или органов независимо от того, заявлялось ли ими такое требование.

Пунктом 6 ст.13 ФЗ «О защите прав потребителей» предусмотрено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с продавца товара за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требования потребителя штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Общая сумма, присужденная судом, складывается из уплаченной по договору суммы и неустойки и составляет 246 772 руб., в связи с чем, сумма штрафа исчисляется в размере 123 386 руб., которая подлежит взысканию в пользу истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд,

решил:

Исковые требования <ФИО1 к ООО «ИталМаркет» о защите прав потребителей, удовлетворить.

Расторгнуть договор купли-продажи от 17.03.2023г., заключенный между <ФИО1 и ООО «ИталМаркет» по приобретению кофемашины фирмы Lelit, модель PL82T и аксессуаров (чистящее средство, тэмпер).

Взыскать с ООО «ИталМаркет» в пользу <ФИО1 уплаченные за кофемашину денежные средства в размере 129 200 (сто двадцать девять тысяч двести) руб., неустойку в размере 117 572 (сто семнадцать тысяч пятьсот семьдесят два) руб., со взысканием до момента фактического исполнения обязательства, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 123 386 (сто двадцать три тысячи триста восемьдесят шесть) руб., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> 380 158 (триста восемьдесят тысяч сто пятьдесят восемь) руб..

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления..

Судья: подпись Д.В. Рукавишников

Копия верна.

Судья Приморского районного суда <адрес> края

Рукавишников Д.В._____________