Дело №2-296/2022 УИД 65RS0018-01-2022-000504-81
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
14 сентября 2022 года пгт. Южно-Курильск
Южно-Курильский районный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Юхно Н.В.,
при секретаре Соколове К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению отдела культуры, спорта и туризма муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» к ФИО1 о взыскании денежных средств,
у с т а н о в и л:
отдела культуры, спорта и туризма муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании денежных средств. В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 занимает должность муниципальной службы ведущего специалиста – эксперта отдела культуры, спорта и туризма с 01 апреля 2019 года по настоящее время. 26 ноября 2019 года был издан приказ №273-к об установлении ФИО1 ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы в размере 120% должностного оклада с 25 мая 2019 года. При этом в данном приказе была допущена ошибка, так как данное право наступило только с 01 ноября 2019 года. В связи с допущенной технической ошибкой переплата денежного содержания ФИО1 составила 15 719 рублей 38 копеек. Данный факт был выявлен при контрольном мероприятии контрольно-счетной палаты муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» (акт №1 от 28 января 2022 года). Отделом культуры, спорта и туризма издан приказ №71/1-к от 15 марта 2022 года «О внесении изменений в приказ отдела культуры, спорта и туризма и молодежной политики МО «Южно-Курильский городской округ» от 26 ноября 2019 года №273-к об установлении ФИО1 ежемесячной надбавки». 08 апреля 2022 года ФИО1 направлено требование о возврате денежных средств, которое ответчиком оставлено без удовлетворения. В связи с чем в иске заявлено требование о взыскании с ФИО1 в пользу истца излишне выплаченной заработной платы в размере 15 719 рублей 38 копеек.
В судебное заседание стороны, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
Суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассматривает настоящее дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела и, оценив все собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Согласно статье 22 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 8 Закона Сахалинской области от 06 июля 2007 года №78-ЗО «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Сахалинской области» денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К ежемесячным и иным дополнительным выплатам относится, в том числе ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы.
Решением Собрания МО «Южно-Курильский городской округ» от 06 ноября 2013 года №14 утверждено Положение о денежном содержании и отпусках лиц, замещающих должности муниципальной службы муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» (действующим на момент возникновения спорных правоотношений).
Пунктом 1.3.2. данного Положения установлено, что ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, устанавливается в следующих размерах: муниципальным служащим, замещающим ведущие должности муниципальной службы – в размере до 120 % должностного оклада.
Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы (далее - надбавка) является составляющей денежного содержания муниципальных служащих, замещающих муниципальные должности муниципальной службы, и подлежит обязательной выплате в целях повышения заинтересованности и ответственности служащих в результатах служебной деятельности и качестве выполнения своих должностных обязанностей (пункт 2.1 Положения).
Решением Собрания МО «Южно-Курильский городской округ» от 12 октября 2016 года №55 в указанное выше Положение внесены изменения: раздел 2 дополнен пунктом 2.10, в соответствии с которым надбавка для впервые принимаемых на должность муниципальной службы в органы местного самоуправления МО за первый месяц работы не устанавливается и не выплачивается.
В дальнейшем надбавка за особые условия муниципальной службы для данной категории служащих может достигнуть максимального размера в течение 6 месяцев работы на замещаемой должности и увеличивается дифференцировано в зависимости от категории занимаемой должности в следующем порядке и размере: муниципальным служащим, замещающим ведущие должности муниципальной службы в размере 20 процентов должностного оклада в месяц. В указанный 6 месячный срок не входит период испытания при поступлении на работу, если срок испытания определен трудовым договором со служащим.
Из материалов дела следует, что ФИО1 с 01 апреля 2019 года занимает должность муниципальной службы ведущего специалиста – эксперта отдела культуры, спорта и туризма МО «Южно-Курильский городской округ».
Приказом отдела культуры, спорта, туризма и молодежной политики МО «Южно-Курильский городской округ» от 26 ноября 2019 года №273-к ФИО1 на основании пункта 2.10 указанного выше Положения с 25 мая 2019 года установлена ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы в размере 120% должностного оклада.
Приказом отдела культуры, спорта и туризма МО «Южно-Курильский городской округ» от 15 марта 2022 года №71/1-к в приказ от 26 ноября 2019 года №273-к внесены изменения: слова и цифры «с 25 мая 2019 года» заменены на слова и цифры «с 01 ноября 2019 года».
Согласно письму, направленному в адрес ФИО1, в результате счетной ошибки допущенной бухгалтером по расчету заработной платы в 2019 году излишне выплачена заработная плата в размере 15 719 рублей 38 копеек. ФИО1 предложено добровольно вернуть излишне выплаченную сумму, основываясь на положениях статьи 137 Трудового кодекса РФ, статей 1102 Гражданского кодекса РФ.
В добровольном порядке денежные средства ФИО1 работодателю возвращены не были.
Из отзыва на исковое заявление видно, что ФИО1 не согласна с заявленными требованиями и указывает, что в данном случае не имелось счетной ошибки, денежные средства были перечислены в результате неправильного применения работодателем пункта 2.10 Положения, при этом, неправомерных действий со стороны работника допущено не было.
В силу части 1 статьи 137 Трудового кодекса РФ удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Трудового кодекса РФ заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев: счетной ошибки; если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (ч. 3 ст. 155 настоящего Кодекса) или простое (ч. 3 ст. 157 настоящего Кодекса); если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ).
Исходя из приведенных нормативных положений, неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 26 февраля 2018 года №10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса РФ правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции РФ требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Из изложенного следует, что нормы Гражданского кодекса РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности при разрешении спора, возникшего из трудовых отношений.
Соответственно, к спорным отношениям, связанным с возвратом излишне выплаченной работодателем работнику надбавки за особые условия муниципальной службы наряду с нормами части 4 статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации, подлежат применению положения пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения, вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Таким образом, полученная ФИО1 в период трудовых отношений надбавки за особые условия муниципальной службы наряду подлежит взысканию с ФИО1. в пользу работодателя как неосновательное обогащение только если выплата названной компенсации явилась результатом недобросовестности со стороны ФИО1 или счетной ошибки.
В данном случае установлено, что переплата произведена не в результате арифметической (счетной), а технической ошибки.
Технические ошибки (сбой компьютерной программы, использование в расчетах неверных данных, повторная выплата заработной платы), совершенные по вине работодателя, счетными не являются, поскольку не свидетельствуют о неправильном выполнении арифметических действий.
Доказательств, свидетельствующих о недобросовестности ответчика, истцом не представлено, судом также не усмотрено виновных и недобросовестных действий со стороны ФИО1 при получении надбавки за особые условия муниципальной службы, при этом суд учитывает, что именно на работодателя законом возложена обязанность по соблюдению требований закона при исчислении и выплате работнику заработной платы, предоставлению работнику льгот и компенсаций, надлежащему оформлению документов, связанных с выплатой причитающихся работнику в связи с осуществлением трудовой деятельности сумм и выплат.
Приведенные выше положения пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ не предполагают взыскания с работника в качестве неосновательного обогащения выплаченной в период трудовых отношений надбавки за особые условия муниципальной службы на основании приказа уполномоченного должностного лица, если при издании этого приказа были допущены нарушения нормативных правовых актов, при отсутствии недобросовестности со стороны работника и счетной ошибки.
Иной подход приводил бы к возложению на такого работника бремени неблагоприятных правовых последствий имущественного характера при отсутствии с его стороны поведения, непосредственно повлекшего ненадлежащее расходование денежных средств, и тем самым фактически допускал бы переложение на него ответственности за действия (бездействие) должностных лиц, в обязанности которых входит обеспечение соблюдения трудового законодательства.
При таких обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем отказывает в их удовлетворении.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении искового заявления отдела культуры, спорта и туризма муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» к ФИО1 о взыскании денежных средств – отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Курильский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Юхно