ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2977/2018 от 08.05.2018 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-2977/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Н.Е. Колосовой,

с участием представителя истца Бурчиковой М.Ю.,

представителя ответчика ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» Шенцевой О.В.,

представителя третьего лица Бородкиной А.А.,

при секретаре Кипрушевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре, «8» мая 2018 года гражданское дело по иску Бурчиковой М.Ю., действующей в интересах Бурчикова Г.Н., к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» о признании права, возложении обязанности,

установил:

Бурчикова М.Ю. обратилась в суд, в интересах ... Бурчикова Г.Н., с иском к ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» о признании права на льготы по услуге «отопление» в размере 50% общей площади жилья, возложении обязанности произвести перерасчет начисленной к оплате по услуге «отопление» и услуге «электроснабжение» компенсации с 01.07.2015.

Заявленные требования мотивировала тем, что Бурчиков Г.Н. является получателем мер социальной поддержки, предусмотренных законом №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС». При начислении компенсации расходов на оплату коммунальных услуг ответчик необоснованно применяет региональный стандарт социальной нормы жилой площади ... кв.м., установленный на одиноко проживающего гражданина, а также норматив по электроснабжению, установленный для однокомнатных квартир. В связи с этим компенсация предоставляется не в полном объеме.

В судебном заседании истец Бурчиков Г.Н. участия не принял, его представитель Бурчикова М.Ю. заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» Шенцева О.В., действующая по доверенности, исковые требования не признала.

Представитель третьего лица Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми Бородкина А.А. иск не признала.

Выслушав объяснения, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что Бурчиков Г.Н. имеет статус лица, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалид ... группы.

Бурчиков Г.Н. состоит в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» на персонифицированном учете получателей мер социальной поддержки, в том числе по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории «...».

На основании личного заявления от 05.12.2012 Бурчикову Г.Н. предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: ... общей площадью ... кв.м., состоящей более чем из трех комнат, в виде денежной компенсации расходов.

Расчет компенсации за отопление ГБУ «ЦСЗН г. Сыктывкара» производит с применением регионального стандарта социальной нормы площади, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми №115 от 05.05.2009.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит, что действия ГБУ РК «ЦСЗН» по начислению денежной компенсации истцу, с применением указанного стандарта, противоречат действующему законодательству.

К такому выводу суд пришел в силу следующего.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).

Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.

Специальным законом, определяющим гарантии социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, является Федеральный закон от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Отдельные вопросы, связанные с реализацией мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по смыслу части 11 статьи 159 и части 1 статьи 160 ЖК РФ, могут регулироваться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями органами власти субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года N 1244-1 предусмотренным статьей 13 указанного Закона категориям граждан, в том числе инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется:

компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от вида жилищного фонда, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

Аналогичные меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предусмотрены для граждан, подвергшихся воздействию радиации (пункт 17 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", пункт 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-I "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска"), для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"), а также Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии с предписаниями, содержащимися в статье 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в статье 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", в статье 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", в статье 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки указанным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, средства на реализацию которых предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций, предоставляя субъекту Российской Федерации определить нормативным правовым актом форму предоставления указанной меры социальной поддержки.

Иных полномочий в отношении граждан, названных в приведенных федеральных законах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено.

До 01 июля 2015 г. расчет компенсации расходов на оплату коммунальных услуг Бурчикову Г.Н. осуществлялся в размере 50 % от начисленных сумм (без учета норматива) = начисленная сумма х 50%.

Федеральным законом от 29.06.2015 г. № 176-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 15.05.1991г. № 1244-1, с 01 июля 2015 г. гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом, предоставляется компенсация расходов в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

При расчете компенсации ответчик применяет норматив и региональный стандарт социальной нормы площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения, установленный Постановлением Правительства РК № 115 от 5 мая 2009 г. В материалах дела приведен пример расчета компенсации по услуге «теплоснабжение» ноябрь 2016г.: Тариф (1877,66 руб. за Гкал) х Норматив (0.0221 Гкал на 1 кв.м) х социальную норму площади (33 кв.м) = 1369,38 (но не более фактического начисления) х50% = 684,69 руб. Аналогичным образом рассчитывается компенсация по другим коммунальным услугам.

Как предусмотрено приведенным Постановлением Правительства Республики Коми, региональный стандарт социальной нормы площади жилого помещения применяется для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и отопления (теплоснабжения), установленных Законом Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми".

Меры социальной поддержки, предоставляемые Бурчикову Г.Н., предусмотрены федеральным законом.

Жилищный кодекс Российской Федерации, предусматривая применение региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, стоимости жилищно-коммунальных услуг при определении прав граждан на субсидии и расчете их размеров (статья 159), в статье 160 установил, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан могут предоставляться в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, то есть субъект Российской Федерации вправе осуществить правовое регулирование условий предоставления меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исключительно в отношении граждан, имеющих право на такую меру в соответствии с региональными нормативными правовыми актами.

Следовательно, установив исчисление компенсации с учетом регионального стандарта площади жилого помещения в отношении граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета, ответчик вышел за пределы предоставленных ему полномочий.

Такой порядок расчета компенсации не обеспечивает полного возмещения расходов по оплате данной коммунальной услуги, на которое истец имеет право в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривающим ограничений относительно объема предоставляемых услуг, подлежащих компенсации, в зависимости от площади занимаемого жилого помещения.

Доводы истца о необходимости использования при расчете компенсации по электроснабжению норматива 136 кВт.ч, а не 86 кВт.ч. судом признаются обоснованными, поскольку Приказом Службы по тарифам Республики Коми №16/1 от 25.03.2015 для жилого помещения, имеющего 4 и более комнаты применяется норматив потребления коммунальной услуги 136 кВт.ч

Таким образом, необходимо признать право Бурчикова Г.Н. на компенсацию расходов на оплату услуги «отопление» в размере 50 процентов начисленной платы, без применения регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения и обязать ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» произвести перерасчет компенсации с 01.07.2015. Обязать ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» произвести перерасчет компенсации по услуге «электроснабжение» с 01.07.2015

Ссылки ответчика на то, что применяемый им расчет компенсации предусмотрен действующим в спорный период времени на территории Республики Коми Постановлением Правительства РК от 05.05.2009 N 115, которым утверждены Правила и форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не может служить основанием для отказа в иске, так как согласно ст. 11 ГПК РФ, суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.

Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Предметом данного спора являлось оспаривание истцом объема предоставляемых мер социальной поддержки, следовательно, разрешение данного вопроса без анализа нормативно-правовой базы, регулирующей спорные правоотношения, не представляется возможным.

Руководствуясь, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать право Бурчикова Г.Н. на компенсацию расходов на оплату услуги «отопление» в размере 50 процентов начисленной платы, без применения регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения и обязать ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» произвести перерасчет компенсации с 01.07.2015.

Обязать ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» произвести перерасчет компенсации по услуге «электроснабжение» с 01.07.2015.

.

Судья Н.Е. Колосова