ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-297/19 от 09.04.2019 Кабанского районного суда (Республика Бурятия)

Дело № 2-297/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Кабанск 09 апреля 2019 года

Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Максимова А.А., при секретаре Уладаевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кабанского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц, МО СП «Танхойское» к Администрации МО СП «Танхойское», Гриценюк А.П. о признании сделки недействительной (ничтожной),

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кабанского района Республики Бурятия обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, МО СП «Танхойское» к Администрации МО СП «Танхойское», Гриценюк А.П. о признании недействительной (ничтожной) сделкой заключенного между ними договора от 13.07.2018 г. купли-продажи недвижимого имущества – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Представитель процессуального истца по доверенности Субочева Л.В. на исковых требованиях настаивала, суду пояснила, что проданное помещение является жилым, хотя представитель ответчика Администрации МО СП «Танхойское» утверждал об обратном, его отчуждение произведено на основании ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» незаконно, т.к. на данное жилое помещение распространяется Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Представитель ответчика Администрации МО СП «Танхойское» - его глава Бобров П.А. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменный отзыв о несогласии с исковыми требованиями, т.к. в период продажи в спорном доме граждане не проживали, дом находится в состоянии, не пригодном для проживания. Спорные жилые помещения не отвечают жилищным требованиям, в связи с чем предоставить их по договорам найма нуждающимся в улучшении жилищных условий не представляется возможным. В п. 3 ч. 2 ст. 3 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» № 178-ФЗ нет прямого запрета на использование закона при осуществлении продажи объектов жилищного фонда, к отношениям по отчуждению государственного и муниципального имущества применяются нормы гражданского законодательства, которое предусматривает возможность отчуждения имущества, в т.ч. муниципального, на основании договора купли-продажи или иной сделки об его отчуждении. Согласно ч. 3 ст. 2 закона №178-ФЗ приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном данным законом, т.к. нормативно-правовых актов, регулирующих отчуждение объектов государственного и муниципального жилищного фонда отсутствуют, администрацией произведена продажа объектов по аналогии с законом № 178-ФЗ. Согласно статьи 5178-ФЗ покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и (или) юридические лица, за определенными исключениями, в связи с чем необоснованны доводы истца о том, что Гриценюк А.П. и другие лица не имели права участвовать в аукционах по продаже квартир. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие. В другом судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что приватизацию на данную квартиру не осуществляли, так как проводился аукцион. Не считает, что нарушили права неопределенного круга лиц, в аукционе могли все участвовать все желающие. Данная квартира в реестр муниципального жилищного фонда не входит и не относится к объектам жилого фонда. На момент продажи, в спорном доме, граждане не проживали, фактически дом не пригоден для проживания. Под приватизацию не отдавали, квартира ни за кем не закреплена, провели аукцион. Стоило этот дом предположительно «РЖД». Не можем осуществлять продажу, если включено жилое помещение в реестр на приватизацию, этой же квартиры нет в реестре. Представил отзыв о несогласии с исковыми требованиями, согласно которого данные квартиры в реестр муниципального жилищного фонда не входят и не относятся к объектам жилого фонда. На момент продажи в спорном жилом доме граждане не проживали, фактически дом не пригоден для проживания.

Ответчик Гриценюк А.П. в судебное заседание не явился, с учетом ст. 165.1 ГК РФ был надлежащим образом извещен о его времени и месте, телеграмма по адресу регистрации по месту жительства не вручена, т.к. там отсутствует, члены семьи от ее получения отказались, со слов находится в г. Улан-Удэ. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Республике Бурятия по доверенности ФИО1 в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о его времени и месте, о причинах неявки не сообщил, ранее просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

При разрешении данного спора суд принимает во внимание требования ч.3 ст.196 ГПК РФ, в соответствии с которой суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч.2 ст.56 ГПК РФ (п.5 постановления Пленума Верховного суда РФ от 19.12.2003 года №23 «О судебном решении»).

В соответствии с ч.2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии со ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

Судом установлено, что 15.02.2018 г. решением Совета депутатов МО СП Танхойское №128 утвержден план приватизации муниципального имущества на 2018 год. Пунктами 3, 4 приложения к данному решению предусмотрена приватизация жилых квартир <адрес> (кадастровые номера и ).

13.07.2018 г. между администрацией МО СП Танхойское (далее – продавец) и Гриценюком А.П. (далее – покупатель) заключен договор купли-продажи недвижимого имущества – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый номер , площадь 28,3 кв.м. на основании протокола от 29.06.2018 по извещению о проведении торгов с продажей без объявления цены от 29.05.2018 г. Стоимость имущества в соответствии с протоколом об итогах проведения от 29.06.2018 г. по извещению от 29.05.2018 г. составляет 11000 руб. Договор купли-продажи имущества зарегистрирован в ЕГРН Управлением Росреестра по Республике Бурятия 06.08.2018 г. По акту приема – передачи от 23.07.2018 г. указанная квартира передана продавцом покупателю.

Частью 1 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2001г. N178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» определено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.

При этом в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда.

Аналогичные нормы содержатся в Разделе 2 Положения о порядке приватизации муниципального имущества МО СП «Танхойское», утвержденного решением Совета депутатов МО СП «Танхойское» №137 от 27.12.2011 г., принятом во исполнение ч.3 ст.4 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Тем самым данной нормой закона прямо установлен запрет на применение данного федерального закона к отношениям, возникающим при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда, вопреки доводам об обратном представителя ответчика Администрации МО СП «Танхойское». Не состоятельны его доводы и о том, что к отношениям по отчуждению государственного и муниципального имущества применяются нормы гражданского законодательства, которое предусматривает возможность отчуждения имущества, в т.ч. муниципального, на основании договора купли-продажи или иной сделки об его отчуждении, поскольку в силу абзаца 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц. Таковыми законами являются Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001г. N178-ФЗ и Закон РФ от 04.07.1991г. N1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Согласно сведений ЕГРН данный объект недвижимости является жилым помещением – квартирой, кадастровая стоимость 138698, 87 руб.

Приватизация жилых помещений регулируется Законом РФ от 04.07.1991г. N1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Статьей 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусмотрено, что приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Таким образом, спорный объект недвижимости не мог быть отчужден в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», а мог быть передан в собственность граждан по приватизации в порядке, предусмотренном Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Доводы представителя ответчика Администрации МО СП «Танхойское» о том, что дом не пригоден для проживания, спорные жилые помещения не отвечают жилищным требованиям, в связи с чем предоставить их по договорам найма нуждающимся в улучшении жилищных условий не представляется возможным, данные квартиры в реестр муниципального жилищного фонда не входят и не относятся к объектам жилого фонда, на момент продажи в спорном жилом доме граждане не проживали, суд отклоняет как несостоятельные по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, спорной объект недвижимости является жилым помещением – квартирой, что представителем ответчика не оспаривалось. При этом суду не представлено доказательств, что данное жилое помещение переведено в нежилое помещение.

Отсутствие данного жилого помещения в реестре муниципального жилищного фонда свидетельствует лишь о бездействии Администрации МО СП «Танхойское» как органа местного самоуправления по включению его в данный реестр, и правового значения для разрешения данного спора судом не имеет.

В соответствии с п.13 ч.1 ст.14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления имеют право на предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством.

Пунктом 3 ст.2 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в т.ч. в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Согласно справок Администрации МО СП «Танхойское» от 01.06.2018 г. и от 01.02.2019 г. в администрации на очереди как нуждающиеся в улучшении жилищных условий состоят 10 человек.

Следовательно, данное жилое помещение подлежало предоставлению имеющимся в сельском поселении нуждающимся гражданам по договору социального найма.

При этом доказательств тому, что данное жилое помещение в установленном законом порядке признавалось ветхим или аварийным и непригодным для проживания, суду не представлено.

Более того, в силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Следовательно, органы местного самоуправления, и прежде всего Администрация МО СП «Танхойское» как орган исполнительной власти, обязаны в целях реализации своих полномочий по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления нуждающимся гражданам жилых помещений по договорам социального найма, принимать меры к восстановлению и ремонту жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, если таковые не признаны подлежащими сносу, доказательств чему суду также не представлено.

Гриценюку А.П. спорная квартира в порядке, предусмотренном жилищным законодательством, администрацией МО СП Танхойское в пользование не предоставлялась, в связи с чем он не имел права на ее приватизацию. Согласно справки Администрации МО СП «Танхойское» от 02.06.2018 г. Гриценюк А.П. в администрации на очереди как нуждающийся в улучшении жилищных условий не состоял. Доказательств обратному суду не представлено.

Суд также учитывает, что спорное жилое помещение, имея кадастровую стоимость в 138698, 87 руб., отчуждено всего за 11000 руб.

В связи с чем суд приходит к выводу, что данными действиями сторон договора нарушены не только права неопределенного круга лиц – граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий путем предоставления им жилого помещения по договору социального найма, но и законные интересы МО СП «Танхойское» как муниципального образования, поскольку произведено отчуждение жилого помещения, предназначенного для реализации полномочий органов местного самоуправления сельского поселения, данное отчуждение произведено в нарушение требований закона, а также по цене, в десятки раз меньшей его кадастровой стоимости.

С учетом изложенного оспариваемый договор купли-продажи подлежит признанию недействительной (ничтожной) сделкой как заключенный с нарушением требований закона, посягающий на публичные интересы, а также права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц - граждан.

Следовательно, подлежат применению последствия недействительности данной ничтожной сделки не только в виде обязания Гриценюка А.П. возвратить МО СП «Танхойское» спорное жилое помещение по требованию истца, но и в виде обязания Администрации МО СП «Танхойское» возвратить Гриценюку А.П. полученные от него по данному договору денежные средства в размере 11000 руб.

Данное решение суда является основанием для прекращения (аннулирования) соответствующих записей в ЕГРН о переходе права собственности на спорную квартиру к Гриценюку А.П.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Кабанского района Республики Бурятия удовлетворить.

Признать недействительной (ничтожной) сделкой договор от 13.07.2018 г. купли-продажи недвижимого имущества – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый номер , площадь 28,3 кв.м., заключенный на основании протокола от 29.06.2018 г. по извещению о проведении торгов с продажей без объявления цены от 29.05.2018 г. между продавцом администрацией МО СП «Танхойское» Кабанского района Республики Бурятия и покупателем Гриценюком А.П..

Применить последствия недействительности ничтожной сделки – данного договора купли-продажи недвижимого имущества от 13.07.2018 г.:

-обязать Гриценюка А.П. возвратить МО СП «Танхойское» Кабанского района Республики Бурятия квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый номер , площадь 28,3 кв.м.;

-обязать администрацию МО СП «Танхойское» Кабанского района Республики Бурятия возвратить Гриценюку А.П. полученные по договору денежные средства в размере 11000 рублей.

Данное решение суда является основанием для прекращения (аннулирования) соответствующих записей в ЕГРН о переходе права собственности на вышеуказанную квартиру Гриценюку А.П..

На решение может быть подана апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный Суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья А.А. Максимов