РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 февраля 2018 года г.Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Прасоловой Ж.А. при секретаре Волоховой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-298/2018 по иску прокурора Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ФИО1, ООО «Ангарская топливно-экспедиционная компания» о взыскании ущерба, причиненного почвам земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Братский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с иском к ответчикам о взыскании ущерба, причиненного почвам земельного участка, указав, что в соответствии с поручением прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства при проектировании, строительстве и эксплуатации нефтеперерабатывающих заводов (объектов нефтеналивной, топливно-энергетической сферы), расположенных на территории Ангарского, Усольского, Черемховского районов Иркутской области. В ходе проверки установлено, что на земельном участке площадью 5632 кв.м., расположенном по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, Первый
промышленный массив, квартал 17, строение 60, с кадастровым №, осуществляет хозяйственную деятельность ООО «Ангарская Топливно-Экспедиционная Компания» (ООО «АНТЭК»), в лице генерального директора ФИО1, связанную с приемом, хранением, разогревом и отгрузкой продуктов переработки нефти - битума, мазута. В ходе осмотра земельного участка установлено, что на нем смонтировано, размещено и используется в хозяйственной деятельности 2 емкости (цистерны) объемом от 45 кубических метров, предназначенные для приема, разогрева с помощью электрических нагревательных устройств и перекачки мазута, битума, 5 емкостей (цистерн) объемом от 45 кубических метров, предназначенные для приема, пламенного разогрева с помощью горелочного устройства и отгрузки мазута, битума, а также иное оборудование в виде соединительных труб, передвижного насоса, компрессора, дымовых труб, наливного стояка, контейнера - производственного помещения, которое в совокупности
представляет собой единый имущественно-технологический комплекс,
обеспечивающий осуществление приема, разогрева и отгрузки продуктов
переработки нефти - мазута и битума. Собственником данного оборудования является ФИО1, который в 2015-2016 годах в целях организации в дальнейшем хозяйственной деятельности ООО «АНТЭК» по приему, разогреву и отгрузке продуктов переработки нефти - мазута, битума смонтировал на земельном участке вышеназванное оборудование, которое разместил в изготовленных им железобетонном хранилище (конструкции) на площади 124,44 кв.м., забетонированной площадке площадью 8 кв.м., ленточном фундаменте площадью 31,18 кв.м. путем незаконного перекрытия поверхности почв. Являясь генеральным директором ООО «АНТЭК», ФИО1 для осуществления хозяйственной деятельности по приему, разогреву и отгрузке мазута, битума стал использовать и эксплуатировать указанное оборудование на земельном участке. При этом, земельный участок площадью5632 кв.м. с кадастровым № предоставлен Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Иркутский государственный университет» (далее - Университет) на праве постоянного (бессрочного) пользования, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись о государственной регистрации от 13.07.2015 № и является федеральной собственностью, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о государственной регистрации от 13.11.2014 №. Земельный участок закреплен за Университетом на праве оперативного управления. Документы, подтверждающие законность использования ООО «АНТЭК» и ФИО1 указанного земельного участка отсутствуют, в связи с чем, заняты ответчиками незаконно. В результате строительства, монтажа и эксплуатации ФИО1 и ООО «АНТЭК» единого имущественно-технологического комплекса,
обеспечивающего осуществление приема, разогрева и отгрузки продуктов
переработки нефти - мазута и битума на указанном земельном участке допущено незаконное перекрытие поверхности почв, а также
почвенного профиля искусственными перекрытиями, в том числе
железобетонным хранилищем (конструкцией) с 5 горизонтальными
резервуарами (емкостями, цистернами) для хранения нефтепродуктов на
площади 124,44 кв.м., забетонированной площадкой площадью 8 кв.м.,
ленточным фундаментом площадью 31,18 кв.м., а также загрязнение почвы
нефтепродуктами на площади 154 кв.м.. По поручению прокуратуры Службой по охране природы и озера Байкал Иркутской области произведен расчет ущерба в связи с незаконным перекрытием ФИО1 и ООО «АНТЭК» поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными перекрытиями вышеуказанного земельного участка. В соответствии с заключением специалиста деятельность ООО «АНТЭК», ФИО1 причиняет вред почвам, который в стоимостной форме оценивается в 187 239 рублей. Кроме того, по поручению прокуратуры Усть-Илимским постом «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону, ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г. Иркутск с целью определения вреда, нанесенного почвам как объекту окружающей среды, в результате осуществления хозяйственной деятельности ФИО1 и ООО «АНТЭК», на обследуемом земельном участке было заложено 4 пробных площадки, произведен отбор проб почвы на глубине от 0 до 5 см, от 5 до 20 см. для определения в ней концентрации нефтепродуктов. Протоколы отбора проб и протоколы испытаний почв переданы в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области (Росприроднадзора). В соответствии с заключением от 02.10.2017 года специалиста Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области по результатам лабораторных испытаний концентрации нефтепродуктов в пробах почвы, отобранной на территории земельного участка превышают фоновое значение от 4 - 804 раза. Общая площадь загрязнения нефтепродуктами составляет 154 кв.м. (суммарная площадь пробных площадок №1, №2, №3, №4). Размер вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, в результате загрязнения нефтепродуктами составил 535 600 рублей. Таким образом, проверкой установлено, что общий ущерб почвам, как объекту охраны окружающей среды, в результате (самовольного) незаконного перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными перекрытиями, загрязнения ее нефтепродуктами от хозяйственной деятельности ФИО1 и ООО «АНТЭК» в стоимостной форме составляет 722 839 рублей. Просит взыскать солидарно с ФИО1 и ООО «АНТЭК» ущерб, причиненный почвам земельного участка по адресу: Иркутская область, г.Ангарск, Первый промышленный массив, квартал 17, строение 60, в результате строительства, монтажа и эксплуатации единого имущественно-технологического комплекса, обеспечивающего прием, разогрев и отгрузку продуктов переработки нефти - мазута, битума и их оборота в размере 722 839 руб. в пользу муниципального образования «Ангарский городской округ» и обязать перечислить взысканные денежные средства по платежным реквизитам муниципального образования «Ангарский городской округ».
В судебном заседании представители истца ст.пом.прокурора ФИО2, ст.помощник прокурора города Ангарска Лейдерман Н.Л., действующие на основании прав по должности, поддержали требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Ответчик ФИО1, действующий в своих интересах и как представитель ООО «АНТЭК» на основании Устава, в судебном заседании иск признал частично, представил письменные возражения, доводы которых поддержал в судебном заседании в полном объеме. Дополнительно пояснил, что ИГУ по договору аренды передал земельный участок ФИО3 для производства бытовой химии. Емкости были закопаны до них, в аренду у ФИО3 сняли земельный участок уже с цистернами. На момент отбора проб ООО «АНТЭК» уже не осуществлял деятельность на земельном участке. До ООО «АНТЭК» аналогичным видом деятельности занималось ООО «Иркутскнефтепром», в которой он также являлся учредителем. Нефтепродуктами занимаются с 2016 года. Для излишков необходимо нефтехранилище. Согласен с тем, что часть почвы была им забетонирована, бетонные плиты клали на землю и собирались вывезти их, поэтому признает требования в части, в сумме 93 500 руб.. Предписание прокурора было исполнено, поскольку документов на участок не имеется, не оспаривали предписание.
Представитель ответчика ФИО1 – адвокат Савчук И.В., предоставившая удостоверение и ордер, поддержала доводы ответчика и письменных возражений. Письменные возражения приобщены к материалам дела.
Представитель третьего лица ФГБОУВО «Иркутский государственный университет» в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Письменный отзыв приобщен к материалам дела.
Представитель третьего лица Росимущество в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Письменный отзыв приобщен к материалам дела.
Представитель третьего лица администрации Ангарского городского округа в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что иск прокурора поддерживает в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению. Выводы суда основаны на следующем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об
охране окружающей среды» почвы являются объектом охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
Из положений статьи 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует, что вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Порча и уничтожение плодородного слоя почвы - частичное или полное разрушение почвенного покрова в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения с; гениальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв.
Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 названного Закона).
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда. Доказывание таких убытков производится в общем порядке, установленном статьями 15 и 1064 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды компенсация вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Размер вреда, рассчитывается на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 № 238. При определении экологического вреда в денежном выражении подлежат учету не только затраты на восстановление нарушенной природной среды, но и экологические потери, которые невосполнимы или трудновосполнимы.
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса РФ предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности является целью охраны земель.
Из положений ст. 76 Земельного кодекса РФ юридические лица граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
В соответствии со ст. 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 18.10.2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и
природопользования» определено, что лица, совместно причинившие вред окружающей среде, несут солидарную ответственность (абзац первый статьи 1080 ГК РФ).
Исходя из приведенных правовых положений, вред, причиненный
окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом (лицами)
независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий
(бездействия) или по неосторожности.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что земельный участок площадью 5632 кв.м с кадастровым № предоставлен Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Иркутский государственный университет» (Далее- Университет) на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Земельный участок закреплен за Университетом на праве оперативного управления.
Доводы стороны ответчиков о том, что спорный земельный участок был предоставлен в аренду Университетом некоему ФИО3, который передал в аренду земельный участок ООО «АНТЭК» не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Доказательств тому стороной ответчиков суду не представлено.
Поскольку документы, подтверждающие законность использования спорного земельного участка ООО «АНТЭК» и ФИО1 отсутствуют, земельный участок занят ответчиками незаконно.
В ходе осмотра сотрудниками Братской межрайонной природоохранной прокуратуры при проведении проверки исполнения законодательства при проектировании, строительстве и эксплуатации нефтеперерабатывающих заводов (объектов нефтеналивной, топливно-энергетической сферы), расположенных на территории Ангарского, Усольского, Черемховского районов Иркутской области установлено, что на земельном участке площадью 5632 кв.м., расположенном по адресу: Иркутская область, г.Ангарск, Первый промышленный массив, квартал 17, строение 60 с кадастровым №, осуществляет хозяйственную деятельность ООО «АНТЭК», в лице генерального директора ФИО1, связанную с приемом, хранением, разогревом и отгрузкой продуктов переработки нефти - битума, мазута.
Кроме того, в ходе осмотра земельного участка установлено, что на нем смонтировано, размещено и используется в хозяйственной деятельности 2 емкости (цистерны) объемом от 45 кубических метров, предназначенные для приема, разогрева с помощью электрических нагревательных устройств и перекачки мазута, битума, 5 емкостей (цистерн) объемом от 45 кубических метров, предназначенные для приема, пламенного разогрева с помощью горелочного устройства и отгрузки мазута, битума, а также иное оборудование в виде соединительных труб, передвижного насоса, компрессора, дымовых труб, наливного стояка, контейнера - производственного помещения, которое в совокупности
представляет собой единый имущественно-технологический комплекс,
обеспечивающий осуществление приема, разогрева и отгрузки продуктов
переработки нефти - мазута и битума.
Собственником данного оборудования является ФИО1, что не оспаривалось ответчиком, который в 2015-2016 годах в целях организации в дальнейшем хозяйственной деятельности ООО «АНТЭК» по приему, разогреву и отгрузке продуктов переработки нефти - мазута, битума смонтировал на земельном участке вышеназванное оборудование, которое разместил в изготовленных им железобетонном хранилище (конструкции) на площади 124,44 кв.м., забетонированной площадке площадью 8 кв.м., ленточном фундаменте площадью 31,18 кв.м. путем незаконного перекрытия поверхности почв.
Являясь генеральным директором ООО «АНТЭК», ФИО1 для осуществления хозяйственной деятельности по приему, разогреву и отгрузке мазута, битума стал использовать и эксплуатировать указанное оборудование на земельном участке. В результате допущено незаконное перекрытие поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными перекрытиями, в том числе железобетонным хранилищем (конструкцией) с 5 горизонтальными резервуарами (емкостями, цистернами) для хранения нефтепродуктов на площади 124,44 кв.м., забетонированной площадкой площадью 8 кв.м., ленточным фундаментом площадью 31,18 кв.м., а также загрязнение почвы нефтепродуктами на площади 154 кв.м.
Данные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела: Актом осмотра от 24.05.2017 года, фототаблицей к акту осмотра, заключением специалиста от 24.05.2017, объяснениями ФИО1 от 26.05.2017, требованием о проведении внеплановой проверки, Актом проверки № 215-э от 21.07.2017 Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области, Актом осмотра от 23.08.2017, схемой к Акту осмотра, объяснениями ФИО1 от 24.08.2017, свидетельствами о государственной регистрации права от 13.11.2014, 27.04.2016, 04.07.2014, 16.09.2014, Актом осмотра от 15.09.2017, Фототаблицей к Акту осмотра, объяснениями ФИО1 от 15.09.2017, заключением специалиста Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области от 20.09.2017, фототаблицей к заключению специалиста, протоколом испытания почв от 29.09.2017 года, протоколом отбора проб почв от 15.09.2017, Дополнением к заключению специалистов Департамента Росприроднадзора по СФО от 02.10.2017, расчетом размера вреда.
Из объяснений ФИО1 следует, что он является директором и единственным учредителем ООО «АНТЭК», основным видом деятельности которого является торговля ГСМ, торговля твердым топливом, а также разогрев мазута и битума и его реализация. Ранее до создания ООО «АНТЭК» он являлся директором ООО «Иркутскнефтепром» и являлся одним из учредителей. Данная организация занималась теми же видами деятельности, что и ООО «АНТЭК». Для осуществления хозяйственно деятельности ООО «Иркутскнефтепром» в его лице взяло у ФИО3 спорный земельный участок, где расположен бывший клуб «ДК Строитель». В 2014 года частично установили забор из бетонных плит, металлические ворота. Было уже закопано 3 цистерны емкостью 45 куб.метров и под навесом здания «ДК Строитель» было закопано 2 цистерны. Он, как физическое лицо, выкупил 3 цистерны у ФИО3, поэтому они принадлежат ему лично и на балансе ООО «АНТЭК» не состоят. Для осуществления хозяйственной деятельности, а именно разогрева мазута и битума он решил укрепить почву и дополнительно углубить еще 2 цистерны объемом 45 куб.метров. Производство работ, бетонирование земельных откосов, заливание ленточного фундамента производилось по его личному распоряжению, как физического лица, указанное бетонное строение в котором установлены 5 цистерн объемом 45 куб.метров принадлежат лично ему. От каждой цистерны на поверхности были выведены жаровые трубы, через которые производился выброс дымовых газов в атмосферу. На поверхности бетонной конструкции был установлен контейнер, через который осуществлялся вход и спуск в помещение бетонной конструкции. С 2015 года ООО «Иркутскнефтепром» стали осуществлять работу по разогреву мазута и битума на данном земельном участке. На земельный участок договора аренды с Университетом у него не имеется. Кроме того, не имеется договора аренды на гараж, который он стал занимать с конца 2016 года.
Согласно заключению специалиста от 24.05.2017 года на спорном земельном участке ООО «АНТЭК» осуществляется деятельность по приему, разогреву и отгрузке мазута и битумов. Производственный объект (процесс) состоит из следующих блоков: двух емкостей для приема, разогрева с помощью электрических нагревателей устройств и перекачке с помощью автономных трубопроводов мазута и битума; пяти емкостей для приема, пламенного разогрева с помощью горелочного устройства и отгрузки мазута и битума. В своей совокупности оборудование, технологический объект представляет собой единый имущественно-технологический комплекс, обеспечивающий осуществление приема, разогрева и отгрузки мазута и битума. Отсутствие технической документации на эксплуатацию объекта и оборудования, а также паспортов на оборудование, проектной документации, эксплуатационной документации не позволяет безопасно эксплуатировать данный объект.
Таким образом, в результате строительства, монтажа и эксплуатации ФИО1 и ООО «АНТЭК» единого имущественно-технологического комплекса, обеспечивающего осуществление приема, разогрева и отгрузки продуктов переработки нефти - мазута и битума на земельном участке с кадастровым № по адресу: Иркутская область, г.Ангарск, Первый промышленный массив, квартал 17, строение 60 (земельный участок) ответчиками допущено незаконное перекрытие поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными перекрытиями, в том числе железобетонным хранилищем (конструкцией) с 5 горизонтальными резервуарами (емкостями, цистернами) для хранения нефтепродуктов на площади 124,44 кв.м., забетонированной площадкой площадью 8 кв.м., ленточным фундаментом площадью 31,18 кв.м., а также загрязнение почвы нефтепродуктами на площади 154 кв.м.
По поручению прокуратуры Службой по охране природы и озера Байкал Иркутской области произведен расчет ущерба в связи с незаконным перекрытием ФИО1 и ООО «АНТЭК» поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными перекрытиями вышеуказанного земельного участка.
В соответствии с заключением специалиста деятельность ООО «АНТЭК», ФИО1 в результате (самовольного) незаконного перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными перекрытиями причиняет вред почвам, который в стоимостной форме оценивается в 187 239 рублей.
Кроме того, по поручению прокуратуры Усть-Илимским постом «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону, ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г. Иркутск с целью определения вреда, нанесенного почвам как объекту окружающей среды, в результате осуществления хозяйственной деятельности ФИО1 и ООО «АНТЭК», на обследуемом земельном участке было заложено 4 пробных площадки, произведен отбор проб почвы на глубине от 0 до 5см, от 5 до 20 см. для определения в ней концентрации нефтепродуктов.
Протоколы отбора проб и протоколы испытаний почв переданы в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области (Росприроднадзора).
В соответствии с заключением от 02.10.2017 года специалиста Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области по результатам лабораторных испытаний концентрации нефтепродуктов в пробах почвы, отобранной на территории земельного участка превышают фоновое значение от 4 – 804 раза. Общая площадь загрязнения нефтепродуктами составляет 154 кв.м. (суммарная площадь пробных площадок № 1, №2, №3, №4). Размер вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, в результате загрязнения нефтепродуктами составил 535 600 рублей.
Таким образом, проверкой установлено, что общий ущерб почвам, как объекту охраны окружающей среды, в результате (самовольного) незаконного перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными перекрытиями, загрязнения ее нефтепродуктами от хозяйственной деятельности ФИО1 и ООО «АНТЭК» в стоимостной форме составляет 722 839 рублей.
Расчет размера вреда, причиненного земельному участку как объекту охраны окружающей среды в результате организованной ФИО1 и ООО «АНТЭК» деятельности по строительству, монтажу и эксплуатации единого имущественно-технологического комплекса, обеспечивающего осуществление приема, разогрева и отгрузки продуктов переработки нефти - мазута, битума и их оборот, выполнен согласно Методике, утвержденной приказом Министерства природных ресурсом и экологии РФ от 08.07.2010 года № 238.
Статьей 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды»
предусмотрено, что споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ установлено, что восстановления
положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий,
нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из
способов защиты гражданских прав.
Абзацем 2 пункта 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской
Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или
государства.
Приказом Генеральной прокуратуры РФ № 51-ш от 26.10.2017 Братская межрайонная природоохранная прокуратура в прокуратуре Иркутской области ликвидирована с 01.02.2018 года, в связи с чем истцом является прокурор Иркутской области.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено право
каждого на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного
воздействия.
Таким образом, суд приходит к выводу, что причинение ФИО1 и ООО «АНТЭК» вреда земельному участку в результате организации незаконной деятельности повлекло загрязнение земель, к изменению химического состава почв и ухудшению их качества, чем нарушены права неопределенного круга лиц на гарантированную Конституцией РФ благоприятную окружающую среду.
Кроме того, организованная ФИО1 и ООО «АНТЭК» незаконная деятельность по строительству, монтажу и эксплуатации единого имущественно-технологического комплекса, обеспечивающего прием, разогрев и отгрузку продуктов переработки нефти - мазута, битума и их оборот повлекла нарушение прав Российской Федерации по владению, пользованию и распоряжению землями, находящимися в федеральной собственности.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчиков в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 10 428,39 рублей в равных долях с каждого.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ФИО1, ООО «Ангарская топливно-экспедиционная компания» о взыскании ущерба, причиненного почвам земельного участка – удовлетворить.
Взыскать солидарно с ФИО1 и ООО «Ангарская топливно-экспедиционная компания» в пользу муниципального образования «Ангарский городской округ» ущерб, причиненный почвам земельного участка с кадастровым №,
расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, Первый
промышленный массив, квартал 17, строение 60, в результате строительства,
монтажа и эксплуатации единого имущественно-технологического комплекса, обеспечивающего прием, разогрев и отгрузку продуктов переработки нефти - мазута, битума и их оборота в размере 722 839 рублей.
Взыскать с ФИО1 и ООО «Ангарская топливно-экспедиционная компания» в местный бюджет государственную пошлину в размере 10 428,39 рублей в равных долях с каждого.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированный текст решения будет составлен 06 марта 2018 года.
СУДЬЯ Ж.А.Прасолова
...
...
...
...