ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2/064014Г от 27.03.2014 Санчурского районного суда (Кировская область)

  Дело №2-2\064014 г.

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 п. Кикнур Кировская область 27 марта 2014 года

 Санчурский районный суд Кировской области в составе

 председательствующего судьи Лопаткиной Н.В.,

 при секретаре Романовой И.А.,

 с участием представителя истца – заместителя прокурора Кикнурского района Кировской области Клабукова И.К. (по доверенности),

 ответчика ФИО1,

 представителя третьего лица – департамента лесного хозяйства Кировской области ФИО2,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кировского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанности разработать проект освоения лесного участка и получить по нему положительное заключение государственной экспертизы,

 УСТАНОВИЛ:

 Кировский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту неопределённого круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее по тексту ИП ФИО1) о возложении на него обязанности разработать проект освоения лесного участка и получить по нему положительное заключение государственной экспертизы.

 В обоснование иска указано, что в ходе проведения проверки межрайонной природоохранной прокуратурой исполнения законодательства при использовании лесного фонда установлено, что ИП ФИО1 на основании договора аренды от 12.08.2013 г. № предоставлен лесной участок для целей заготовки древесины, имеющий условный номер № площадью <данные изъяты>, зарегистрированный в государственном лесном реестре за №. однако проект освоения лесов на предоставленный участок ответчиком не разработан, положительного заключения государственной экспертизы, проводимой Департаментом лесного хозяйства Кировской области, проект освоения лесов не имеет. Далее, со ссылкой на нормы Лесного кодекса, прокурор указывает, что освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций, планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесное планирование) направлено на обеспечение устойчивого развития территорий. Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 ЛК РФ. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки установлены приказом Рослесхоза от 29.02.2012 г. №69, который предусматривает, что проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или аренду. Проект освоения лесов содержит сведения о разрешённых видах и проектируемых объёмах использования лесов, мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов и пр. Также к мероприятиям по охране и защите леса относятся меры пожарной безопасности в лесах, мероприятия по обеспечению санитарной безопасности в лесах, уход за лесами.

 Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Все вышеперечисленные положения нашли закрепление в Договоре аренды, заключённом с ответчиком. Так, п.11а устанавливает, что ответчик принял на себя обязательство использовать лесные участки по назначению в соответствии с законодательством РФ, иными НПА РФ. Пункт 11в устанавливает обязанность арендатора разработать и предоставить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

 В силу положений п.1 ст.425 ГК РФ договор вступает в законную силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Вместе с тем, ответчиком проект освоения арендуемого лесного участка не разработан, необходимый объём и виды мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов не определены, что не позволяет сделать вывод о достаточности таких мероприятий, проводимых арендатором. Бездействием ответчика нарушено право неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, установленное ст.42 Конституции РФ, а также непосредственно РФ, поскольку переданные лесные участки находятся в её собственности. На основании изложенного прокурор просит обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект освоения лесного участка, имеющего условный номер № предоставленного на основании договора аренды лесного участка от 12.08.2013 г. №, и получить по нему положительное заключение государственной экспертизы, проводимой департаментом лесного хозяйства Кировской области.

 В судебном заседании прокурор Клабуков И.К.   изменил исковые требования, пояснил, что проект освоения лесного участка ответчиком разработан, и мероприятия эти выполнены до обращения прокурора в суд с иском, поэтому он просит обязать ИП ФИО1 получить по проекту заключение государственной экспертизы, срок просит оставить прежний – в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в силу.

Ответчик ИП ФИО1   в судебном заседании пояснил, что проект по его заказу разработан в октябре 2013 года специализированной организацией – <данные изъяты> согласован с начальником <данные изъяты> и на следующей неделе будет направлен в Киров на согласование в департамент лесного хозяйства Кировской области. Он понимает, что без получения положительного заключения по проекту не вправе заниматься лесозаготовительной деятельностью. О том, положительным или отрицательным будет заключение специализированного органа, он сказать не может, согласование занимает не менее месяца.

Представитель третьего лица – начальник лесного отдела департамента Кикнурского лесничества ФИО2   пояснил, что ИП ФИО1 разработал проект освоения лесов и представил его на согласование в их орган. Проект был согласован, получил положительное заключение и теперь подлежит направлению в Киров в департамент лесного хозяйства, где в течение месяца должен пройти государственную экспертизу. Каким будет заключение экспертизы, неизвестно, есть случаи, что несколько раз проект получал отрицательное заключение. После получения отрицательного заключения, устраняются недостатки, указанные в заключении, после чего он вновь направляется на экспертизу. Департамент лесного хозяйства области проводит глубокую экспертизу, учитывая более широкий спектр НПА и законов, подлежащих применению. В получении положительного заключения заинтересованы все, поскольку без него арендатор не может приступить к лесозаготовкам, следовательно, лес на период получения заключения фактически бесхозный, что может привести к неблагоприятным последствиям.

 Выслушав участвующих лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

 Согласно ст.88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст.12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 Согласно ст. 89 ЛК проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных ч.ч.3 и 4 настоящей статьи (участки, расположенные на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий). Муниципальная экспертиза проекта освоения лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, утверждается органом местного самоуправления.

 Как следует из представленных документов, 12 августа 2013 года между департаментом лесного хозяйства Кировской области (арендодатель) и ИП ФИО1 (арендатор) заключён договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности. По условиям договора арендатор принял во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности площадью <данные изъяты>, расположенный: <адрес>, условный номер №, номер учётной записи в государственно лесном реестре №. Арендатор вправе после представления Арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего Договора. К обязанностям Арендатора отнесено разработка и представление Арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы (л.д. 6-9).

 В судебное заседание ответчиком ФИО1 для обозрения был представлен "Проект освоения лесов на лесном участке <адрес>, переданном в аренду для использования в целях заготовки древесины ИП ФИО1 по договору аренды лесного участка от 12.08.2013 г. № Данный проект был разработан <данные изъяты> и прошёл экспертизу в <данные изъяты>. Проект освоения лесов содержит сведения о разрешённых видах и проектируемых объёмах использования леса, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству леса, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов.

 Как пояснили в судебном заседании стороны и представитель третьего лица, этот проект подлежит экспертизе, проводимой департаментом лесного хозяйства Кировской области.

 Поскольку лесной участок, предоставленный в аренду ИП ФИО1, является федеральной собственностью, проект подлежит государственной экспертизе.

 В соответствии с Приказом Рослехоза от 22.12.2011 г. №545 "Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов" государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со ст.81-84 Лесного кодекса Российской Федерации. Целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации. Обязанность по предоставлению документов для проведения Экспертизы возлагается на лицо, которому лесной участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

 Экспертиза проекта освоения лесов проводится в срок до 30 дней с даты поступления материалов. Срок проведения Экспертизы может быть продлён в зависимости от содержания проекта освоения лесов, но не более чем на 10 дней. Экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным.

 Осуществление использования лесов при наличии отрицательного заключения Экспертизы на проект освоения лесов не допускается.

 Поскольку ответчиком проект освоения арендуемого лесного участка разработан, но не согласован в установленном порядке, необходимые мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, в том числе, по охране и защите от пожаров не проводятся. Тем самым нарушается право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, установленное ст.42 Конституции РФ, а также Российской Федерации, т.к. переданный в аренду лесной участок находится в её собственности.

 Таким образом, поскольку закон прямо возлагает на арендодателя обязанность по получению согласования проекта освоения лесов, суд считает, что требования прокурора об обязании ответчика ИП ФИО1 представить в департамент лесного хозяйства Кировской области проект освоения лесов для получения заключения являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

Иск   Кировского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц удовлетворить.

Обязать   индивидуального предпринимателя ФИО1 получить заключение государственной экспертизы,   проводимой департаментом лесного хозяйства Кировской области, по проекту освоения лесного участка с условным номером № по договору аренды лесного участка от 12.08.2013 г. № в срок не позднее трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Санчурский районный суд Кировской области в течение месяца.

 Судья- Н.В. Лопаткина

 На момент публикации решение не вступило в законную силу.

Судебный акт для опубликования на официальном сайте.