ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2/20 от 08.01.2019 Первомайского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2-2/2020 (2-317/2019)

Поступило в суд 10.01.2019

УИД: 54RS0008-01-2019-000011-86

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 марта 2020 года г. Новосибирск

Первомайский районный суд г. Новосибирска в составе:

председательствующего судьи Свириной А.А.

при секретаре Воронкиной Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску мэрии г. Новосибирска к ФИО1 об изъятии объекта незавершенного строительства у собственника путем продажи с публичных торгов,

у с т а н о в и л:

Мэрия г. Новосибирска обратилась в суд с иском к ФИО1 об изъятии объекта незавершенного строительства у собственника путем продажи с публичных торгов, в обоснование исковых требований указав следующее.

18.09.2015 между истцом и Ш. заключен договор аренды земельного участка на территории <адрес>, сроком действия с 18.09.2015 по 18.09.2018.

Согласно пунктам 1.1, 1.3, 7.1 договора арендатор принял в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , расположенный в пределах Первомайского района г. Новосибирска, площадью 750 кв.м., для завершения строительства индивидуального жилого дома по <адрес>.

По договору от 24.07.2017 права и обязанности по договору аренды арендатором переданы ФИО1

Договор аренды был заключен в соответствии с п. 21 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», согласно которому, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов.

Правовая возможность продления договора законодательством не предусмотрена, договор прекращен по истечении срока его действия 19.09.2018.

Согласно акту осмотра земельного участка от 13.09.2018 на земельном участке с кадастровым номером , площадью 750 кв.м., по адресу: <адрес>, расположен незавершенный строительством объект (фундамент).

По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости за ответчиком зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером , степенью готовности 10 %, площадью 48 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Поэтому истец просил изъять у ФИО1 объект незавершенного строительства с кадастровым номером , степенью готовности 10 %, площадью 48 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, путем продажи с публичных торгов.

Представитель истца мэрии г. Новосибирска в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик ФИО1, представитель ответчика ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие, представили отзыв, просили отказать в удовлетворении исковых требований.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 27 Устава г. Новосибирска мэрия г. Новосибирска входит в структуру органов местного самоуправления города Новосибирска и согласно ч. 1 ст. 40 Устава является местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом) муниципального образования города Новосибирска, наделенным полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления города Новосибирска федеральными законами и законами Новосибирской области.

В силу ч. 2 ст. 1 Устава город Новосибирск является муниципальным образованием и наделен Законом Новосибирской области от 02.06.204 № 200-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области» статусом городского округа.

Абзацем 2 п. 2 ст. 3.3 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа, осуществляется органом местного самоуправления городского округа.

В силу п.п. 2, 3 ст. 125 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

В судебном заседании установлено, что 18.09.2015 между мэрией г. Новосибирска и Ш. заключен договор аренды земельного участка на территории <адрес>, сроком действия с 18.09.2015 по 18.09.2018 (л.д. 7-8).

Согласно пунктам 1.1, 1.3, 7.1 договора арендатор принял в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , расположенный в пределах Первомайского района г. Новосибирска, площадью 750 кв.м., для завершения строительства индивидуального жилого дома по <адрес>.

По договору о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от 24.07.2017 права и обязанности по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ арендатором переданы ФИО1 (л.д.11)

Согласно акту осмотра земельного участка от 13.09.2018 на земельном участке с кадастровым номером , площадью 750 кв.м., по адресу: <адрес>, расположен незавершенный строительством объект (фундамент) (л.д. 19-24).

По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости за ответчиком зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером , степенью готовности 10 %, площадью 48 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 25).

Статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.

В пп. 10 п. 2 указанной статьи предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.

Согласно п. 21 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено предоставление земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, однократно в аренду сроком на три года для завершения его строительства без проведения торгов.

Из договора аренды земельного участка от 18.09.2015 следует, что он заключен для завершения строительства индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>.

В договоре аренды от 18.09.2015 предусмотрен срок аренды с 18.09.2015 по 18.09.2018.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что срок действия договора аренды истек.

В соответствии с п. 1 ст. 239.1 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного по результатам аукциона, объекты незавершенного строительства, расположенные на таком земельном участке, могут быть изъяты у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов. Порядок проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства устанавливается Правительством Российской Федерации.

Требование в суд о продаже объекта незавершенного строительства с публичных торгов вправе заявить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельным участком, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен этот объект (п. 2).

Требование о продаже объекта незавершенного строительства не подлежит удовлетворению, если собственник этого объекта докажет, что нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым должен быть подключен (технологически присоединен) объект (п. 3).

Правила настоящей статьи применяются также в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который заключен без проведения торгов в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства, при условии, что строительство этого объекта не было завершено (п. 6).

Поскольку срок действия договора аренды земельного участка истек, при этом на участке расположен объект, строительство которого не завершено, суд приходит к выводу о применении положений ст. 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации начальная цена продажи объекта незавершенного строительства определяется на основании оценки его рыночной стоимости.

В соответствии с п. 2 Правил проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 N 1299 (далее - Правила), публичные торги проводятся в форме аукциона, открытого по составу участников (далее - аукцион). Аукцион проводится на основании решения суда об изъятии объекта незавершенного строительства у собственника путем продажи с публичных торгов.

Аукцион проводится исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, обратившимися в суд с заявлением о продаже объектов незавершенного строительства на публичных торгах, либо специализированной организацией, привлеченной в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании договора с указанными органами (п. 3 Правил).

Орган или организация, указанные в пункте 3 настоящих Правил (далее - организатор аукциона), подготавливают извещение о проведении аукциона (п. 4 Правил).

В пп. "з" п. 7 Правил установлено, что начальная цена предмета аукциона определяется на основании оценки его рыночной стоимости.

Исходя из заявленных истцом требований, учитывая положения ст. 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правила проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 N 1299, непредставление истцом суду сведений о рыночной стоимости спорного объекта не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку проведение оценки рыночной стоимости объекта производится после вынесения судом решения об изъятии объекта незавершенного строительства органом, обеспечивающим организацию проведения публичных торгов.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца и изъятии объекта незавершенного строительства у ответчика путем продажи с публичных торгов.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования мэрии г. Новосибирска к ФИО1 об изъятии объекта незавершенного строительства у собственника путем продажи с публичных торгов удовлетворить.

Изъять у ФИО1объект незавершенного строительства с кадастровым номером , степенью готовности 10 %, площадью 48 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, путем продажи с публичных торгов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Первомайский районный суд г. Новосибирска в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 26 марта 2020 года.

Судья: А.А. Свирина