ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2/20 от 09.01.2019 Камызякского районного суда (Астраханская область)

№ 2-2/2020

30RS0009-01-2019-000743-86

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 марта 2020 года г. Камызяк

Астраханской области

Камызякский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Сидоровой Е.А.

при секретаре Сидагалиевой А.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Рыболовно-охотничья база семейного отдыха «На Калиновке», ФИО1, третьему лицу Службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, ГКУ по Астраханской области «Астрахань лес» о взыскании ущерба, причиненного лесным насаждениям,

УСТАНОВИЛ:

Астраханский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в обоснование которого указал, что Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со Службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области была проведена проверка исполнения федерального законодательства на территории Камызякского района. Проверка показала, что ООО «Рыболовно-охотничья база семейного отдыха «На Калиновке» на основании договора аренды от 03.09.2009 г № 188 использует участок лесного фонда, расположенный по адресу: <адрес> в рекреационных целях. В ходе проверки установлено, что на указанном лесном участке изъяты стволы деревьев: ясень зеленый (ланцетный) высота пня 3,5 м. диаметр 44 см., возраст 65-67 лет в количестве 1 шт., ясень зеленый (ланцетный) высота пня 5,1 м. диаметр 40 см., возраст 65-67 лет в количестве 1 шт., а также произведена рубка сырорастущего дерева ясень зеленый (ланцетный) высота пня 1,7 м. диаметр 62 см., возраст 65-67 лет в количестве 1 шт. Из объяснений исполнительного директора организации ФИО1, принятого на работу в организацию 21.09.2016 следует, что спил указанных деревьев произведен по его указанию, в связи с тем, что деревья создавали неудобство на лесном участке. Согласно расчету размера ущерба (вреда), причиненного вследствие нарушения лесного законодательства лесным насаждениям, произведенному в соответствии с постановлением Правительства от 29.12.2018 № 1730, размер ущерба (вреда) от вышеуказанных действий составил <данные изъяты> (изъятые стволы деревьев) и <данные изъяты> (спиленное дерево). Проверка показала, что ООО «Рыболовно-охотничья база семейного отдыха «На Калиновке» в Службу природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области при обнаружении погибших или поврежденных вредными организмами, иными природными и антропогенными воздействиями лесных насаждений в 5-дневный срок не сообщила, в нарушение перечисленных требований законодательства допустило изъятие стволов деревьев: ясень зеленый (ланцетный), высота пня 3,5 м, диаметр 44 см, возраст 65-67 лет в количестве – 1 шт., ясень зеленый (ланцетный), высота пня 5,1 м, диаметр 40 см, возраст 65-67 лет в количестве – 1 шт., а также рубку сырорастущего дерева: ясень зеленый (ланцетный), высота пня 1,7 м, диаметр 62 см, возраст 65-67 лет в количестве – 1 шт., чем причинен ущерб (вред) лесным насаждениям на сумму <данные изъяты>. Более того, срок действия проекта освоения лесов организации на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес> истек ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим, до получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, обществу вовсе запрещено использовать лесной участок. Истец просил взыскать с ООО «Рыболовно-охотничья база семейного отдыха «На Калиновке» и ФИО1 в солидарном порядке ущерб, причиненный лесным насаждениям, в сумме <данные изъяты> рублей.

В ходе рассмотрения дела истец увеличил исковые требования и просил взыскать с ООО «Рыболовно-охотничья база семейного отдыха «На Калиновке» и ФИО1 сумму ущерба причиненного лесным насаждениям в сумме 380 818 рублей.

В судебном заседании представитель истца – помощник Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Айриян М.К. отказался от исковых требований в части взыскания с ФИО1 суммы ущерба в размере <данные изъяты> рублей, в связи с чем, судом вынесено определение о прекращении производства по делу в этой части. Просил суд взыскать с ООО «Рыболовно-охотничья база семейного отдыха «На Калиновке» сумму ущерба причиненного лесным насаждениям в сумме <данные изъяты>.

Ответчик ООО «Рыболовно-охотничья база семейного отдыха «На Калиновке», будучи надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания не просил, причины неявки суду не известны.

Представитель третьего лица Службы природопользования и охраны окружающей среды ФИО2 исковые требования с учетом уточнения поддержал, просил суд взыскать с ООО «Рыболовно-охотничья база семейного отдыха «На Калиновке» сумму ущерба причиненного лесным насаждениям в сумме <данные изъяты>.

Представитель третьего лица ГКУ по Астраханской области «Астрахань лес» будучи надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания не просил, причины неявки суду не известны.

Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся лиц.

Суд, выслушав представителя истца, представителя третьего лица Службы природопользования и охраны окружающей среды, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

03.09.2009 № 188 между Службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области и ФИО3 был заключен договор аренды лесного участка, расположенного по адресу: <адрес> в рекреационных целях.

30.05.2012 г. ФИО3 переуступил свои права и обязанности по вышеуказанному договору аренды ФИО9, который 17.12.2013 года переуступил права и обязанности по договору №188 от 03.09.2009 года ООО «Рыболовно-охотничья база семейного отдыха «На Калиновке».

Все переходы прав аренды зарегистрированы в установленном законом порядке.

Подпунктом «а» п. 10, пп. «а», «ж» п. 11, п. 12 договора аренды лесного участка от 03.09.2009 № 188 определено, что арендатор имеет право приступить к использованию лесов после представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

Арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором.

Арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных договором, стороны несут ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации к мерам санитарной безопасности в лесах относятся: лесозащитное районирование, государственный лесопатологический мониторинг, проведение лесопатологических обследований, предупреждение распространения вредных организмов, иные меры санитарной безопасности в лесах.

Меры санитарной безопасности в лесах, указанные в пунктах 3 - 5 части 1 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.

Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пунктам 11, 20, 43, 44 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 № 607 «О Правилах санитарной безопасности в лесах» юридические лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в случае обнаружения погибших или поврежденных вредными организмами, иными природными и антропогенными воздействиями лесных насаждений обязаны в 5-дневный срок со дня обнаружения таких насаждений проинформировать об этом органы государственной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченные органы). Указанная информация является основанием для проведения лесопатологических обследований.

При использовании лесов для рекреационных целей не допускается ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов.

Лица, допустившие нарушение требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вред, причиненный лесам в связи с нарушением требований настоящих Правил, возмещается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 11, 75-78, Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования законодательства.

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В судебном заседании установлено, что ООО «Рыболовно-охотничья база семейного отдыха «На Калиновке» на основании договора аренды от 03.09.2009 г № 188 использует участок лесного фонда, расположенный по адресу: <данные изъяты>, выдел 1 в рекреационных целях.

В марте 2019 года Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой, с привлечением сотрудников Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области и ГКУ по Астраханской области «Астрахань лес» проводилась проверка соблюдения требований действующего законодательства. В ходе проверки установлено, что на лесном участке, используемом ООО «Рыболовно-охотничья база семейного отдыха «На Калиновке», расположенном по адресу: <адрес> изъяты стволы деревьев: ясень зеленый (ланцетный) высота пня 3,5 м. диаметр 44 см., возраст 65-67 лет в количестве 1 шт., ясень зеленый (ланцетный) высота пня 5,1 м. диаметр 40 см., возраст 65-67 лет в количестве 1 шт., а также произведена рубка сырорастущего дерева ясень зеленый (ланцетный) высота пня 1,7 м. диаметр 62 см., возраст 65-67 лет в количестве 1 шт.

Из объяснений исполнительного директора организации ФИО1, принятого на работу в ООО «Рыболовно-охотничья база семейного отдыха «На Калиновке» 21.09.2016 следует, что спил указанных деревьев произведен по его указанию, в связи с тем, что деревья создавали неудобство на лесном участке.

Согласно расчету размера ущерба (вреда), причиненного вследствие нарушения лесного законодательства лесным насаждениям, произведенному в соответствии с постановлением Правительства от 29.12.2018 № 1730, размер ущерба (вреда) от вышеуказанных действий составил <данные изъяты> (сухие деревья) и <данные изъяты> (спиленное живое дерево), а всего – <данные изъяты> рублей.

Проверка показала, что ООО «Рыболовно-охотничья база семейного отдыха «На Калиновке» в Службу природопользования и охраны окружающей среды <адрес> при обнаружении погибших или поврежденных вредными организмами, иными природными и антропогенными воздействиями лесных насаждений в 5-дневный срок не сообщила, в нарушение перечисленных требований законодательства допустило изъятие стволов деревьев: ясень зеленый (ланцетный), высота пня 3,5 м, диаметр 44 см, возраст 65-67 лет в количестве – 1 шт., ясень зеленый (ланцетный), высота пня 5,1 м, диаметр 40 см, возраст 65-67 лет в количестве – 1 шт., а также рубку сырорастущего дерева: ясень зеленый (ланцетный), высота пня 1,7 м, диаметр 62 см, возраст 65-67 лет в количестве – 1 шт., чем причинен ущерб (вред) лесным насаждениям.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО10 пояснил, что работает лесничим в ГКУ по Астраханской области «Астрахань лес». Он присутствовал на проверке совместно с сотрудниками природоохранной прокуратуры, в ходе которой было выявлено, что на территории была произведена вырубка леса, а именно, были обнаружены одно срубленное сырорастущее дерево ясень зеленый (ланцетный), высота пня 1,7 м, диаметр 62 см, возраст 65-67 лет и два пня ясеня зеленого (ланцетного), высота пня 3,5 м, диаметр 44 см, возраст 65-67 лет и высота пня 5,1 м, диаметр 40 см, возраст 65-67 лет.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Действиями ответчика нарушены интересы Российской Федерации, являющейся собственником лесных насаждений, осуществляющей международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с принципами, установленными международными договорами, выступающей гарантом прав граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации и других федеральных законах, поэтому действия ответчика не должны допускать ухудшения состояния окружающей среды.

Наступившие экологически-неблагоприятные последствия нарушили права неопределенного круга лиц, гарантированные ст. ст. 17, 18, 41, 42 Конституции РФ в России, где признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием. Одним из таких прав, является право каждого на благоприятную окружающую среду.

Согласно п. 1, 4, 6, 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» возмещение вреда, причиненного окружающей среде, осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», иными законами и нормативными правовыми актами об охране окружающей среды и о природопользовании.

Статьей 3 Закона об охране окружающей среды относятся, в частности, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

Основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды).

По смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.

Учитывая установленные обстоятельства и приведенные нормы закона, суд приходит к выводу, что требования Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Рыболовно-охотничья база семейного отдыха «На Калиновке» о взыскании ущерба, причиненного лесным насаждениям обоснованы и подлежат удовлетворению.

Подпункт 9 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ предусматривает, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Статья 103 ГПК РФ устанавливает, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

При таких обстоятельствах, учитывая, что истец освобожден действующим законодательством от уплаты госпошлины, суд приходит к выводу о необходимости взыскания госпошлины с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 196 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Рыболовно-охотничья база семейного отдыха «На Калиновке», ФИО1, третьему лицу Службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, ГКУ по Астраханской области « Астрахань лес» о взыскании ущерба, причиненного лесным насаждениям - удовлетворить.

Взыскать с ООО «Рыболовно-охотничья база семейного отдыха «На Калиновке» (<адрес> ИНН<***>, ОГРН <***>) в доход государства в лице Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области сумму ущерба причиненного лесным насаждениям в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в мотивированной форме через Камызякский районный суд Астраханской области.

В мотивированной форме решение принято 5 марта 2020 года.

Судья Е.А. Сидорова