ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2/2016 от 01.03.2016 Панкрушихинского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-2/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Панкрушиха 01 марта 2016 года

Панкрушихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Терпуговой Ю.В.

при секретаре Фафенгут Д.Ю.,

с участием зам. прокурора Панкрушихинского района Сафрайдер Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Панкрушихинского района в интересах Российской Федерации в лице Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края к Обществу с ограниченной ответственностью «Алеусский лес» о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Панкрушихинского района обратился в суд с указанным иском, впоследствии неоднократно уточнив свои требования, просил взыскать с ответчика сумму ущерба в размере <данные изъяты> руб. в доход бюджета муниципального района.

В обоснование требований ссылается на то, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что в соответствии с договором субаренды лесного участка для заготовки древесины от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Алеусский лес» является заготовителем древесины. В соответствии с положениями Лесного кодекса РФ, Правил заготовки древесины таковая осуществляется в соответствии с Правилами, лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества, проектом освоения лесов и лесной декларацией (заявлением об использовании лесов). Сведения о видах и объемах использования лесов указываются в приложении к лесной декларации.

В соответствии с утвержденной в установленном порядке лесной декларацией ООО «Алеусский лес» от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ г. в выделе квартала Высокогривского участкового лесничества заготовке подлежало 60 куб. м сосновой древесины, из них 54 куб. м. - ликвидной.

Вместе с тем, в нарушение указанных норм ответчиком в данном выделе осуществлена заготовка 106, 29 куб. м ликвидной сосновой древесины, то есть незаконно заготовленный объем – 46, 29 куб. м, ущерб в соответствии с расчетом составил <данные изъяты> руб.

Рубка лесных насаждений арендатором лесного участка является незаконной в случаях, когда у него отсутствуют документы для рубки, в частности, проект освоения лесов, получивший одобрение экспертизы, а также, если были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков.

В соответствии с положениями Федерального закона «Об охране окружающей среды» лица, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить его в полном объеме, одним из видов ответственности предусмотрена гражданско-правовая ответственность.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Определением Панкрушихинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу в качестве соответчика привлечено ООО «Лесная холдинговая компания «Алтайлес»», в качестве третьего лица – ООО «Содружество».

В судебном заседании зам. прокурора Панкрушихинского района Сафрайдер Е.В. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Дополнительно пояснила, что изменения в лесную декларацию ООО «Алеусский лес» не были утверждены надлежащим образом, проект освоения лесов, где указано о разрешенном объеме вырубки в 60 куб. м стороной ответчика не оспорен. Проведенной проверкой выявлена рубка 106, 29 куб. м древесины в спорных выделе и квартале.

Представители ответчиков – ООО «Алеусский лес», ООО «Лесная холдинговая компания «Алтайлес»», третьего лица – ООО «Содружество» - Савин В.В., Суханова Л.В. исковые требования полагали не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в возражениях на иск.

Савин В.В. дополнительно пояснил, что в выделе квартала Высокогривского участкового лесничества ДД.ММ.ГГГГ г. было заготовлено 104 куб. м в связи с наличием технической ошибки в разрешительной документации. Ярлыки на вывоз лесопродукции заполняют водители, они не являются учетными документами. Когда они выезжали в указанный выдел, то там было около 100 пней от спиленных деревьев.

Суханова Л.В. дополнительно пояснила, что не они согласны с порядком замера пней ДД.ММ.ГГГГ, в акте отсутствует привязка к местности. Объемы вырубки в спорных квартале и выделе достоверно не установлены. Работа велась согласно проекту освоения лесов, где указано о допустимой рубке на объем 104 куб. м., который просили взять за основу решения. Действия прокуратуры по установлению размера незаконной рубки подменяют правоохранительные органы.

В возражениях на иск ООО «Алеусский лес», ООО «Лесная холдинговая компания «Алтайлес»», ООО «Содружество» указали, что проверка прокуратурой Панкрушихинского района в рамках настоящего дела была проведена не обоснованно. Вина ответчиков в незаконной рубке лесных насаждений каким-либо актом по административному либо уголовному делу не установлена. В иске не приведено всех элементов и доказательств в их обоснование для наступления деликтной ответственности, не указано, в чем выразился ущерб. Полагают, что рубка считается незаконной, когда отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном лесном участке (проект освоения лесов, получивший одобрение экспертизой) либо когда вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков. Рубка сверх объемов, указанных в лесной декларации, не является незаконной. Объемы заготовки древесины указываются в приложении к договору аренды лесного участка. Лица, которым лесные участки сданы в аренду, составляют проект освоения лесов, в нем проектируются ежегодные объемы заготовки древесины, данный проект подлежит экспертизе. Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов, она носит заявительный, но не разрешительный характер, в ней указываются сведения о видах и объемах использования лесов. На основании договора аренды лесного участка, заключенного между Управлением и ООО «Содружество», ежегодный объем заготовки древесины составляет 100, 1 тыс. м 3. Проектом освоения лесов установлен ежегодный объем использования лесов по рубкам единичных деревьев в соответствии с допустимым объемом изъятия древесины, который согласно лесохозяйственному регламенту Панкрушихинского лесничества установлен в размере 1, 2 тыс. м3. Конкретно в квартале , выделе Высокогривского лесничества расположено разновозрастное насаждение с наличием единичных деревьев в возрасте 130 лет. Объем запроектированных к рубке единичных деревьев в соответствии с материалами лесоустройства составляет 280 м3. Проектом освоения лесов в данных квартале и выделе запроектирована рубка лишь 104 м3 в ликвиде, оставшийся объем планируется запроектировать в рубку при очередном внесении изменений в проект освоения лесов, так как в течение 10 лет данные деревья должны быть вырублены. Полагают, что заготовка ДД.ММ.ГГГГ г. в спорных выделе и квартале производилась ООО «Алеусский лес» в соответствии с проектом освоения лесов, в рубку были назначены деревья, подлежащие вырубке и фактического ущерба не причинено. Не согласны с расчетом ущерба, поскольку не указана нормативно-правовая база расчета, нарушена Методика расчета, не указано, как производилась идентификация пней срубленных незаконно от законно срубленных. Кроме того, указывают, что по настоящему делу имеют место договорные отношения, поскольку стороны связаны договорами аренды, субаренды, в связи с чем следует вести речь не о деликтной ответственности, а о договорной. Также полагали, что ООО «ЛХК «Алтайлес»» является ненадлежащим ответчиком по иску. Требование о взыскании суммы ущерба в пользу федерального бюджета неправомерно. Акт дополнительного смотра от ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя год после выявления рубки, является необъективным, недопустимым доказательством, поскольку достоверно не установлены место рубки, диаметры пней, в связи с чем расчет ущерба от ДД.ММ.ГГГГ также является неправильным. Изначально при осмотре места происшествия в рамках возбужденного уголовного дела было зафиксировано 45 спиленных деревьев, а не 80. На настоящий момент невозможно отграничить пни, которые были оставлены в результате рубки ООО «Алеусский лес» ДД.ММ.ГГГГ г. Объем древесины определен неправильно, без учета разделения на ликвидную, дрова и отходы. Кроме того, исполнителем работ по рубке деревьев в спорных квартале и выделе согласно акту выполненных работ являлся индивидуальный предприниматель Машаров В.А., который является непосредственным причинителем вреда, поскольку не оценил возможность исполнения договора без нарушения закона.

Материальный истец - Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ранее, в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. В пояснениях по иску указал, что ООО «Алеусский лес» в связи с действиями по вырубке лесных насаждений в квартале выделе Высокогривского участкового лесничества не привлекалось к административной ответственности. Факт превышения объемов рубки был выявлен при проверке действующей лесосеки начальником отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Панкрушихинскому лесничеству Ч., в связи с чем им был составлен расчет ущерба и подано заявление в отдел полиции в пределах полномочий, предоставленных по доверенности от Управления. Согласно изменениям проекта освоения лесов по заготовке древесины на лесном участке в Панкрушихинском лесничестве Алтайского края, прошедшего экспертизу ДД.ММ.ГГГГ, в квартале выделе Высоко-Гривского участкового лесничества заготовка древесины породы сосна составляет 60 куб. м, в связи с чем ответчик необоснованно ссылается на объем – 104 куб. м. в ликвиде, то есть имеет место превышение разрешенного объема заготовки.

Третье лицо – Машаров В.Н., будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ранее в заседании от ДД.ММ.ГГГГ он пояснил, что в квартале выделе Высоко-Гривского участкового лесничества он как ИП по договору с ООО «Алеусский лес» осуществлял рубку один раз, рубка была недолгой, леса в заготовку было мало.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Свидетель Ч.. в суде показал, что состоит в должности начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Панкрушихинскому лесничеству, ДД.ММ.ГГГГ г. им была выявлена незаконная рубка лесных насаждений в квартале , выделе Высоко-Гривского участкового лесничества, на месте были произведены замеры, соответствующее заявление подано в органы полиции. Объемы рубки предусмотрены в проекте освоения лесов, прошедшим экспертизу, а также лесной декларацией, указанный в ней объем рубки превышаться не может. Изменения в лесную декларацию должны быть утверждены в надлежащем порядке. При контрольном замере совместно с прокуратурой было выявлено 80 срубленных деревьев в указанном выделе, все были спилены ДД.ММ.ГГГГ г.

Свидетель М. в суде показал, что состоит в должности специалиста ООО «Алеусский лес», в его должностные обязанности входит составление проекта освоения лесов. Относительно квартала выдела Высоко-Гривского участкового лесничества первоначально было заложено в рубку 278 м3, в проекте планировалось 104 м3, а в декларации была допущена ошибка, указано 54 м3. Данный проект освоения лесов был утвержден в надлежащем порядке, на экземпляре, который он использовал, стояла печать.

Свидетель Х.. в суде показал, что в квартале выдела Высоко-Гривского участкового лесничества согласно проекту освоения лесов и лесной декларации подлежало вырубке 104 куб. м древесины, данные документы были надлежаще оформлены и утверждены. Фактически в данном выделе было вырублено около 115 куб. м, в том числе могли быть сухостойные деревья. Акты выполненных работ по вырубке леса и ярлыки на вывозку продукции должны соответствовать друг другу, последние заполняются мастером леса при вывозке продукции. Он принимал участие в осмотре участка местности ДД.ММ.ГГГГ совместно с зам. прокурора Сафрайдер и лесничим Ч., при этом границы лесосеки не определялись. На месте было обнаружено 80 пней деревьев, но были ещё пни, какие-то были старее, но во внимание они брали те, которые были «посвежее». Когда были срублены данные деревья, он не может точно сказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Исходя из заявленных исковых требований и подлежащих применению норм права, в предмет доказывания по данному делу входят факты: наступления вреда; противоправности поведения причинителя вреда; наличия причинной связи между указанными выше элементами; вина причинителя вреда; размер причиненного вреда.

Согласно ст. ст. 16, 29, 30 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.

В силу п. 5 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ, заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений).

В соответствии с п. 1 ст. 26 Лесного кодекса РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

Лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ. Лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.

В лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.

При использовании лесов в целях заготовки древесины лесная декларация может подаваться как на весь допустимый объем древесины, подлежащий изъятию в соответствующем году, установленный договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов, так и на каждую лесосеку, где планируется заготовка древесины согласно проекту освоения лесов.

В графе "Объем заготовки" указывается объем подлежащей заготовке по породам с точностью до одного кубического метра.

Уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.

Внесение изменений в лесную декларацию в течение декларируемого периода осуществляется в случаях: изменения условий договора аренды или иного документа, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; внесения в установленном порядке изменений в проект освоения лесов; продления сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины согласно правилам заготовки древесины; исключения отдельных лесосек, объектов лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры и (или) их замены на другие до начала рубки лесных насаждений; внесения изменений в материалы отвода и таксации лесосек при обнаружении ошибок до начала рубки лесных насаждений.

В случае внесения изменений в лесную декларацию в течение декларируемого периода лицо, подавшее лесную декларацию, направляет в уполномоченный орган письменное заявление в произвольной форме с указанием информации о вносимых изменениях, с обоснованием необходимости внесения таких изменений. К письменному заявлению прилагаются документы, обосновывающие необходимость вносимых изменений.

Изменения в лесную декларацию являются неотъемлемой частью лесной декларации, в которую вносятся изменения.

В случае выявления несоответствия внесенных изменений в поданную ранее лесную декларацию форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня получения изменений в лесную декларацию направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в приеме изменений в лесную декларацию, содержащее обоснование отказа.

(Приказ Минприроды России от 16.01.2015 N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме")

Противоправность действий ООО «Алеусский лес» заключалась в отсутствии законных оснований для вырубки деревьев в том объеме, в котором она произведена в выделе квартала Высоко-Гривского лесничества.

Установлено, что на основании договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Управлением лесами и ООО «Содружество», последнему был передан в аренду лесной участок в границах <адрес>, Панкрушихинского лесничества, в том числе Высоко-Гривское участковое лесничество, все кварталы и выделы последнего. По условиям договора арендодатель имеет право на беспрепятственный доступ на территорию арендуемого лесного участка с целью его осмотра на предмет соблюдения условий, приводить проверку использования участка. Арендатор имеет право с согласия арендатора сдавать лесной участок в субаренду, обязан в установленном порядке и сроки представлять лесную декларацию, а также отчет об использовании лесов, осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом, производить заготовку древесины в объеме, не превышающем расчетную лесосеку (том 1, л.д. 186-195).

По договору субаренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ООО «Содружество» и ООО «Алеусский лес» в лице ООО «ЛХК «Алтайлес»» (по договору о передаче полномочий единоличного исполнительного органа), арендатор передал в субаренду последнему лесной участок для заготовки древесины, в том числе Высоко-Гривское участковое лесничество, кварталы 1-110, все их выделы. По условиям договора субарендатор обязан представить арендатору данные для составления проекта освоения лесов в сроки, определенные арендатором, представлять необходимую информацию для составления лесной декларации, отчета об использовании лесов, производить заготовку древесины в объеме, не превышающем расчетную лесосеку (том 1, л.д. 77-95).

Как следует из проекта освоения лесов по заготовке древесины на лесном участке от ДД.ММ.ГГГГ, арендуемом ООО «Содружество» в Панкрушихинском лесничестве, прошедшем государственную экспертизу от ДД.ММ.ГГГГ, а также с учетом изменений в проект, в ведомости лесотакционных выделов, в которых планируется заготовка древесины с 2013 по 2018 гг., значится Высоко-Гривское участковое лесничество, при этом в квартале , выделе указано о преобладающей породе деревьев – сосна, площадь 13, 9 га, вырубаемый запас – 60 м 3 (том 1, л.д. 135-137).

Согласно лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Содружество», являющееся арендатором по договору аренды лесного участка № П-21/1 от ДД.ММ.ГГГГ, заявляет, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ использует леса для заготовки древесины на предоставленном в аренду лесном участке Панкрушихинского лесничества в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утвержденную управлением лесами ДД.ММ.ГГГГ, в приложении к данной декларации указано, что в Высоко-Гривском участковом лесничестве, в квартале , выделе , объем заготовки сосны – 54 куб. м. Леса отнесены к категории защитных ценных. (том 1, л.д. 258-260). Данная копия из указанной декларации была представлена в материалы настоящего дела Главным управлением природных ресурсов и экологии Алтайского края, заверена надлежащим образом, какие-либо изменения в неё в установленном порядке не внесены.

При этом ООО «Содружество» ДД.ММ.ГГГГ подавались в Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края заявление об изменении в лесную декларацию от ДД.ММ.ГГГГ, прилагалась таблица с изменением объема для заготовки древесины, было указано о заготовке в Высоко-Гривском участковом лесничестве, в квартале , выделе , объем заготовки сосны – 104 куб. м. Однако, данные изменения решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ не были утверждены, поскольку не соответствовали проекту освоения лесов (том 1, л.д. 248-254).

Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ г. в Высоко-Гривском участковом лесничестве, в квартале , выделе , объем заготовки сосны должен был составить 54 куб. м., что было отражено в лесной декларации. По проекту освоения лесов вырубаемый запас в данном выделе – 60 куб. м

В ведомости материально-денежной оценки лесосеки относительно квартала , выдела Высоко-Гривского лесничества указано о том, что на лесосеке имеется 21 куб. м деловой древесины, 33 куб. м – дрова, всего – 54 куб. м, отходы – 6 куб. м, в итоге подлежит рубке 60 куб. м (том 1, л.д. 19)

В ярлыках ООО «Алеусский лес» на вывозку лесопродукции следует, что из квартала , выдела Высоко-Гривского лесничества вывезено в общей сложности 85, 72 куб. м деловой древесины, 30 куб. м дров. Указано, что диаметры деревьев имеют размер все более 12 см (том 1, л.д. 20-25).

Аналогичные показатели отражены в акте выполненных работ по договору, заключенному между ООО «Алеусский лес» и ИП Машаровым В.Н., указано о том, что в спорном выделе получен следующий ассортимент лесопродукции – лесоматериалы круглые для распиловки 2 сорта – 43, 53 куб. м, 3 сорта – 42, 19 куб. м (всего – 85, 72 куб. м), дрова – 30 куб. м (том 2, л.д. 148-149)

Из акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного с участием зам. прокурора Панкрушихинского района и лесничего Ч.. установлено, что в спорных квартале и выделе были срублены 80 деревьев, были замерены их диаметры, на основании чего ДД.ММ.ГГГГ был составлен новый расчет ущерба на сумму <данные изъяты> рублей.

Вместе с тем, суд полагает, что данный акт не может быть принят во внимание судом, поскольку осмотр места проводился спустя длительное время после рубки и достоверно установить, какие именно пни оставлены от спиленных деревьев силами ответчика в ДД.ММ.ГГГГ., не представляется возможным. Исходя из пояснений стороны ответчика, ими было заготовлено в спорных квартале и выделе 104 куб. м, и именно эти данные суд берет за основу решения.

Превышение допустимого размера вырубки является нарушением Правил заготовки древесины и положений лесного законодательства РФ и свидетельствует о наличии факта причинения вреда лесному фонду РФ, противоправности поведения причинителя вреда, а также о том, что действия ООО «Алеусский лес», выразившиеся в нарушении правил заготовки древесины и превышении объемов рубки, повлекли причинение вреда.

Наличие уголовного дела по факту незаконной вырубки деревьев, которое приостановлено производством в связи с неустановлением лица, совершившего преступление, не влияет на правоотношения сторон по настоящему иску, сторона истца с учетом уточнения иска не основывает свои требования на материалах данного дела.

В соответствии со ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.

В силу ст.100 указанного кодекса лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8 Лесного кодекса РФ).

Статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Поскольку объекты природы не имеют товарной стоимости и к ним не применяется обычный способ оценки (дерево рассматривается не как древесина с установленной рыночной ценой, а как компонент природной среды, оказывающий влияние на окружающее пространство), возмещение вреда, причиненного лесонарушениями по утвержденным таксам и методикам, является повышенной имущественной ответственностью, установленной законодателем.

Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» утверждена методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, (приложение N 3).

В соответствии с настоящей методикой определяется размер вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду (п. 1 Методики).

Размер ущерба определяется в соответствии с таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, таксами для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, и таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам (далее - таксы) (п. 2 Методики).

В случае если в соответствии с таксами размер ущерба исчисляется исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, применяются ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации в отношении вывозки древесины на расстояние до 10 км (п. 5 Методики).

При исчислении стоимости древесины разделение ее на деловую и дровяную не производится. В этом случае применяется ставка платы, установленная в отношении деловой древесины средней крупности (п. 6 Методики)

Размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается в 2 раза, если нарушение лесного законодательства совершено в защитных лесах (за исключением особо охраняемых природных территорий) и на особо защитных участках эксплуатационных лесов (п. 9 Методики).

Также указанным ранее Постановлением Правительства РФ утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, (приложение N 1), согласно которым при незаконной рубке до степени прекращения роста деревья хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более размер ущерба составляет 50-кратная стоимость древесины деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более и деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов.

Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" утверждены ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений, в частности в Кемеровско-Алтайском лесотаксовом районе (расстояние вывозки до 10 км) в отношении деловой древесины средней крупности составляет <данные изъяты> рублей.

Согласно Федеральному закону от 01.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные Правительством РФ в 2007 г., применяются в 2014 г. с коэффициентом 1, 30, в связи с чем ставка платы за единицу объема древесины лесных насаждений породы сосна составляет <данные изъяты> руб.

С учетом представленных сторонами доказательств суд полагает установленным объем рубки, произведенной в квартале , выдела Высоко-Гривского лесничества ООО «Алеусский лес», равным 104 куб. м. Надлежащих доказательств иного объема стороной истца не представлено.

Таким образом, с учетом вышеприведенных обстоятельств и нормативно-правовой базы расчет размера ущерба следующий:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

При вышеизложенных обстоятельствах требования прокурора, заявленные на основании положений ст. 45 ГПК РФ, подлежат удовлетворению частично.

Согласно разъяснениям, содержащимся в 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», при разрешении вопроса о том, в какой бюджет подлежат зачислению суммы денежных взысканий (штрафов), конфискаций и компенсаций за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, судам следует руководствоваться положениями пунктов 1, 4 и 5 части 1 и частью 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Часть 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации регулирует вопросы зачисления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации штрафов и сумм принудительного изъятия, к которым относятся административные платежи и штрафы, неустойки, пени, сборы, санкции в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение законодательства Российской Федерации, в том числе и лесного законодательства, то есть тех, которые назначены в качестве меры наказания (санкции) за правонарушение.

Вопросы же зачисления в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации сумм по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, регулируются частью 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой они подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

Иной порядок зачисления сумм, взысканных по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, федеральным законодательством не установлен.

Истцом заявлен иск о взыскании с виновного лица ущерба, причиненного лесному фонду незаконной порубкой леса.

Согласно статьям 1 и 5 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и статье 5 Лесного кодекса Российской Федерации лес, как компонент природной среды, относится к окружающей среде, а зачисление сумм, взысканных по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, регулируется частью 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поэтому получателем сумм, подлежащих взысканию с ответчика, по данному иску является бюджет муниципального образования Панкрушихинский район.

На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ООО «Алеусский лес», как с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с ООО «Алеусский лес» в доход бюджета муниципального образования - Панкрушихинский район Алтайского края <данные изъяты> рублей в возмещение ущерба, причиненного лесному фонду Российской Федерации.

Взыскать с ООО «Алеусский лес» в доход бюджета муниципального образования - Панкрушихинский район Алтайского края государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Панкрушихинский районный суд.

Председательствующий Ю.В. Терпугова

Мотивированное решение изготовлено 03.03.2016