ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2/34/2013 от 05.02.2013 Мурашинского районного суда (Кировская область)

Дело № 2-2/34/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Опарино Кировской области 05 февраля 2013 года

Мурашинский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Жемчуговой В. М.,

при секретаре Каргапольцевой Л. М.,

с участием помощника прокурора Опаринского района Кировской области Ширваняна В. М.,

главы администрации Опаринского городского поселения – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Опаринского района к МО «Опаринское городское поселение Опаринского района Кировской области» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства в сфере лесопользования,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Опаринского района обратился в суд с вышеуказанным заявлением, указав, что прокуратурой Опаринского района проведена проверка соблюдения исполнения законодательства в сфере лесопользования в части полноты принятых мер по учету, охране и воспроизводству лесных ресурсов на территории Опаринского городского поселения.

Согласно ч. 2 ст. 4 Лесного кодекса РФ от имени Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными актами. На основании п. 1 ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится владение, пользование, распоряжение такими лесными участками.

Статьями 19, 81, 98 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий. К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности относиться осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких участков. На территории муниципального образования лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (муниципальный контроль и надзор) осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с п.19 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся использование, охрана, защита и воспроизводство городских лесов.

В ходе проверки установлено, что на землях Опаринского городского поселения по форме № 3 «Общие сведения о лесном фонде и лесах, не входящих в лесной фонд» в категории: леса, расположенные на землях городских поселений – городские леса, числиться <данные изъяты> га. На 06.12.2012 года <данные изъяты> га. обозначены как категория: земли населенных пунктов, на которых расположены леса.

Также, установлено, что право собственности на данные лесные участки, расположенные на территории Опаринского городского поселения, относящиеся к городским лесам, не оформлено. Лесохозяйственный регламент городского лесничества органами местного самоуправления не разработан и не утвержден. В нарушение указанных норм закона лесной реестр администрацией Опаринского городского поселения не ведется.

Таким образом, уклонение администрации Опаринского городского поселения от выполнения предусмотренных Лесным кодексом РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанностей по отношению к городским лесам создает угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, ухудшает противопожарную безопасность данной категории лесов.

Бездействие администрации Опаринского городского поселения ведет к нарушению прав жителей Опаринского городского поселения и других граждан на благоприятную окружающую среду.

Просит обязать муниципальное образование «Опаринское городское поселение Опаринского района Кировской области» в лице администрации Опаринского городского поселения зарегистрировать право собственности на городские леса Опаринского городского поселения, организовать муниципальный лесной контроль и надзор в отношении городских лесов Опаринского городского поселения, разработать и утвердить в установленном порядке лесохозяйственный регламент городских лесов Опаринского городского поселения в срок до 01.10.2013 г.

В судебном заседании помощник прокурора Опаринского района – Ширванян В. М. требования, указанные в заявлении поддержал, дал аналогичные объяснения.

Глава администрации Опаринского городского поселения Опаринского района Кировской области ФИО1 в судебном заседании пояснил, что факты, указанные в заявлении прокурора Опаринского района действительно имеют место, просит увеличить срок устранения нарушений законодательства.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (РОСПРИРОДНАДЗОРА) по Кировской области в судебное заседание не явился, о проведении судебного заседания извещены своевременно, представили ходатайство, в котором просили рассмотреть дело без их участия, требования прокурора Опаринского района поддерживают.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 данного Кодекса, или использующими леса в соответствии с данным Кодексом лицами.

В соответствии с пп. 1, 5 ч. 1 ст. 84 вышеуказанного Кодекса к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков.

На основании ст. 98 Лесного кодекса РФ на территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный лесной контроль в соответствии со статьей 84 данного Кодекса и с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В соответствии с п.19 ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся утверждение правил использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Статьями 23, 87, 92 и 93 Лесного кодекса РФ определено, что основными территориальными единицами в области использования, охраны защиты и воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки, которые создаются на территории поселений, на которых расположены городские леса. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет и служит основой для осуществления, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка (ст. 87 ЛК РФ). Реализация лесохозяйственного регламента в лесничествах и лесопарках обеспечивается лесничими, порядок деятельности которых устанавливается органами местного самоуправления в пределах их полномочий (ч. 4 ст. 23 ЛК РФ).

В соответствии со ст. 14.1 Федерального закона от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» после 01.01.2009 запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами.

Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном земельном контроле».

Помимо этого, на органы местного самоуправления возложена обязанность ведения государственного лесного реестра, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. Реестр ведется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий ( ст. 91 ЛК РФ). Положение о ведении государственного лесного реестра утверждено Постановлением Правительства РФ от 24.05.2007 № 318.

В ходе проверки установлено, что на землях Опаринского городского поселения по форме № 3 «Общие сведения о лесном фонде и лесах, не входящих в лесной фонд» в категории: леса, расположенные на землях городских поселений – городские леса, числиться <данные изъяты> га. На 06.12.2012 года <данные изъяты> га. обозначены как категория: земли населенных пунктов, на которых расположены леса. Право собственности на данные лесные участки, расположенные на территории Опаринского городского поселения, относящиеся к городским лесам, не оформлено. Лесохозяйственный регламент городского лесничества органами местного самоуправления не разработан и не утвержден. В нарушение указанных норм закона лесной реестр администрацией Опаринского городского поселения не ведется.

Факты нарушения требований федерального законодательства подтверждаются исследованными в судебном заседании письменными материалами дела: информацией Опаринского сектора Юрьянского отдела Управления Росреестра по Кировской области, информацией, предоставленной администрацией Опаринского городского поселения, справкой о результатах проверки исполнения федерального законодательства и не отрицаются главой администрации Опаринского городского поселения.

Таким образом, исследовав в совокупности все имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к выводу, что требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая мнение сторон, исходя из заявленных требований, суд устанавливает срок для исполнения решения до 01 октября 2014 года.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора Опаринского района Кировской области удовлетворить.

Обязать муниципальное образование «Опаринское городское поселение Опаринского района Кировской области» в лице администрации Опаринского городского поселения зарегистрировать право собственности на городские леса Опаринского городского поселения, организовать муниципальный лесной контроль и надзор в отношении городских лесов Опаринского городского поселения, разработать и утвердить в установленном порядке лесохозяйственный регламент городских лесов Опаринского городского поселения в срок до 01 октября 2014 года.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца, с подачей жалобы через Мурашинский районный суд Кировской области.

Судья: В. М. Жемчугова