Дело № 2-2а-2920/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 июля 2016 года
Новочеркасский городской суд Ростовской области
в составе судьи Калашниковой Н.М.,
при секретаре Коробейниковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО10 Е,И., ФИО9 к Администрации Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, Администрация Сакского района Республики Крым о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО10, ФИО9 обратились в суд с настоящим административным исковым заявлением кАдминистрации Штормовского сельского поселения Сакского района республики Крым, в котором указали, что они являются собственниками земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью 20000 кв.м. в долях: 28/200, 10/200, 20/200, 20/200, 10/200, 20/200, 30/200, 30/200, 16/200, 16/200 соответственно на основании договора купли-продажи земельного участка от <дата>. Указанный участок относится к категории земель <данные изъяты>. В настоящее время собственниками принято решение об изменении вида разрешенного использования данного земельного участка «<данные изъяты>», в связи с чем они обратились с заявлением в Администрацию Штормовского сельского поселения Сакского района республики Крым. <дата> истцами получен ответ, согласно которому вопрос об изменении вида разрешенного использования не может быть рассмотрен в связи с тем, что перевод земельных участков из одной категории в другую не возможен, поскольку администрация не располагает градостроительной документацией, определяющей функциональное назначение земельного участка, расположенного за границами сел Штормовского сельского поселения. Полагали указанный отказ незаконным, поскольку в настоящий момент не существует законного основания для отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка заявителей, так как отказ возможен только по результатам публичного слушания. Публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего заявителям не проводились, в связи с чем отказ в изменении вида разрешенного использования по указанному основанию невозможен.
Просили суд: признать незаконным отказ Администрации Штормовского сельского поселения Сакского района республики Крым МО от <дата>№ по вопросу изменения вида разрешенного использования, в том числе: а) организации и назначении публичных слушаний в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; б) изменении вида разрешенного использования на основании заключения о результатах публичных слушаний земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Обязать Администрацию Штормовского сельского поселения Сакского района республики Крым устранить в полном объеме нарушенное право заявителей посредством назначения публичных слушаний по вопросу изменением вида разрешенного использования земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО10, ФИО9, извещенный о дате и времени судебного заседания, в суд не явились, представив заявления, в которых просили суд рассмотреть дело без их участия.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Сакского района Республики Крым.
В судебном заседании представитель истцов – адвокат Шевченко В.Е., действующая на основании ордера и доверенности, на исковых требованиях настаивала, просила их удовлетворить, поддержав доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель Администрации Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, извещенный о дате и времени судебного заседания, в суд не явился, представив письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель Администрации Сакского района Республики Крым, извещенный о дате и времени судебного заседания, в суд не явился.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд считает требования заявления подлежащим оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что земельный участок, кадастровый №, площадью <данные изъяты> категория земель: <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> на праве общей долевой собственности на основании договора купли-продажи земельного участка от <дата> принадлежит: ФИО10 Е,И. с долей 16/200, ФИО2 с долей 10/200, ФИО6 с долей 20/200, ФИО3 с долей 20/200, ФИО4 с долей 20/200, ФИО5 с долей 10/200, ФИО7 с долей 30/200, ФИО8 с долей 30/20, ФИО9 с долей 16/200, ФИО1 с долей 28/200, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от <дата>.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В силу ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в частности, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Градостроительный кодекс РФ определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Как усматривается из материалов дела, <дата> истцы обратились к главе Администрации Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым с заявлением об изменении вида разрешенного использования принадлежащего им земельного участка с кадастровым номером № с «<данные изъяты>» на «<данные изъяты>».
Письмом председателя Штормовского сельского совета – Главы администрации Штормовского сельского поселения от <дата>№, истцам сообщено, что администрация не располагает градостроительной документацией, определяющей функциональное назначение земельного участка, расположенного за границами сел Штормовского сельского поселения, принадлежащего истцам. Кроме того, администрация придерживается позиции о том, что рассматривать вопросы об изменении вида разрешенного использования земельных участков возможно только после разработки документов территориального планирования и градостроительного зонирования, в том числе правил землепользования и застройки с включенными в них картой градостроительного зонирования и градостроительного регламента.
Таким образом, указанным письмом, фактически истцам отказано в рассмотрении вопроса об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве общей долевой собственности истцам.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
Законодательством Республики Крым определены особенности применения градостроительной документации в переходный период.
Так, ст. 17, 18 Закона Республики Крым от 16.01.2015 года № 67-ЗРК/2015 «О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым» установлено, что до утверждения градостроительной документации в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, но не позднее <дата>, предоставление земельных участков, перевод из одной категории в другую, изменение (установление) разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с требованиями Закона Республики Крым от 30 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
Согласно ст. 14 вышеуказанного Закона, до 1 января 2017 года предоставление земельных участков, перевод земель, земельных участков из одной категории в другую, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, выдача разрешений на строительство и ввод объектов строительства в эксплуатацию, изменение (установление) разрешенного использования земельных участков разрешается до разработки правил землепользования и застройки, документов территориального планирования с учетом градостроительной документации, действующей до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», лесохозяйственных регламентов, документации по планировке территории при условии. если местоположение объектов не противоречит градостроительной документации, действующей до вступления в силу Федерального конституционного закона, или объединенной укрупненной схеме размещения объектов федерального и регионального значения на территории Республики Крым. Правила землепользования и застройки могут быть разработаны до утверждения документов территориального планирования с учетом градостроительной документации, действующей до вступления в силу Федерального конституционного закона,
В случае утверждения градостроительной документации в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, перевод из одной категории в другую, изменение (установление) разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений ч. ч. 3-10 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ в части соответствующих требований.
В связи с вышеизложенным, суд соглашается с доводами истцов о том, что наличие либо отсутствие документов территориального планирования, в том числе карты градостроительного зонирования и градостроительного регламента не могут являться основанием для отказа в проведении публичных слушаний по вопросу изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой. Решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использований или об отказе в предоставлении такого разрешения принимается главой местной администрации на основании рекомендаций комиссии по заключению о результатах публичных слушаний.
Кроме того, согласно пункту 1.3 Решения Штормовского сельского совета № 79 от 06.02.2015 «Об утверждении Положения о публичных слушаниях на территории Штормовского сельского поселения» на публичные слушания выносятся в обязательном порядке: вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки заявление об изменении вида разрешенного использования на территории района направляется в Штормовский сельский совет. Отказ в изменении вида разрешенного использования допускается только после проведения публичных слушаний по данному вопросу.
Вместе с тем, как установлено судом и не оспаривалось административными ответчиками, публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> не назначались.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным, необходимо установление его противоправности и одновременно факта нарушения прав административного истца или незаконного привлечения его к ответственности в результате такого решения.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО10, ФИО9 Администрации Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, Администрация Сакского района Республики Крым о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, гл. 22 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО10 Е,И., ФИО9 к Администрации Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, Администрация Сакского района Республики Крым о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия, удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым от <дата>№ в рассмотрении вопроса об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым назначить публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> с «<данные изъяты>» на «<данные изъяты>».
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд Ростовской области в месячный срок, со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 12 июля 2016 года.
Судья: Н.М. Калашникова