ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2А/109/2016 от 06.07.2016 Шабалинского районного суда (Кировская область)

Д № 2а-2/109/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Свеча 6 июля 2016 года

Шабалинский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Бисерова В.Ю.,

при секретаре Лупповой Ю.Н.,

с участием административного истца Новоселовой Н.А.,

представителя административного ответчика главы администрации Свечинского сельского поселения Свечинского района Кировской области Пантелеева В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новоселовой Н.А. к администрации Свечинского сельского поселения Свечинского района Кировской области о признании незаконным акта обследования помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Новоселова Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Свечинского сельского поселения Свечинского района Кировской области, указывая, что в августе 2015 г. она обратилась с заявлением к административному ответчику о предоставлении ей жилого помещения в связи с ветхостью и не пригодностью для проживания ее жилого помещения. По ее месту проживания выезжала комиссия, и составила акт, с которым она не согласна. В акте неправильно указан год постройки <адрес> - 1971, площадью 30,2 кв.м. Однако в 1944 году здесь проживал ФИО4, казармы строились при прокладке железной дорог в октябре 1906 года. У ответчика нет данных по году застройки. Каким образом установлен год постройки ответчиком не ясно. Площадь квартиры установлена без замера, хотя фактический размер квартиры-17,47 кв.м., где прописано 3 человека. Ответчик сослался только на решение Свечинской районной Думы от 16.08.2006 г. Членами комиссии указано, что квартира находится в удовлетворительном состоянии, хотя штукатурка давно отвалилась, все замазывается и подколачивается, т.к. у нее единственное жилье и она по мере возможности следит за ним и ремонтирует. Стены обколочены досками, местами замазаны цементом, пол лежит на земле, между стенами и полом дыры. Постоянно приходится ремонтировать печь, сыплются кирпичи, водопровода, канализации нет, есть колодец, который зимой замерзает, качество воды на пригодность к употреблению никто не проверял. Проводка под штукатуркой не менялась со времен постройки казармы. В соседних квартирах никто не живет, окна разбиты, зимой нереально натопить весь дом. Заключения о пригодности жилья для проживания на основании акта обследования не выносилось.

Просит признать акт обследования помещения по адресу <адрес> от 3.08.2015 г. незаконным.

Административный истец Новоселова Н.А. в судебном заседании поддержала свои исковые требования.

Представитель административного ответчика администрации Свечинского сельского поселения Свечинского района Кировской области Пантелеев В.А. с иском не согласился, указал, что сведения о годе постройке и площади взяты из решения Свечинской районной Думы от 16.08.2006 года и постановления Правительства Кировской области от 13.05.2008 года, где указано 1971 год постройки и площадь 30,27 кв.м. Технической документации на дом не имеет. В состав межведомственной комиссии включены только работники администрации, других специалистов не включали. Осмотр жилья был только визуальный. Заключения комиссии не принимали, а только сделали запись в акте о пригодности жилья для проживания.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав участников процесса, свидетелей, суд приходит к следующим выводам:

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Новоселова Н.А. зарегистрирована в <адрес> с 19.05.2001 года.

На основании решения Свечинской районной Думы от 16.08.2006 г. №5/42 «Об утверждении перечней объектов жилого фонда, передаваемого в муниципальную собственность» муниципальному образованию «Юмское сельское поседение» из состава муниципальной казны Свечинского района Кировской области передан жилой дом 1971 года постройки на <адрес> площадью 121,1 кв.м., в том числе <адрес> площадью 30,27 кв.м. Данный перечень утвержден постановлением Правительства Кировской области от 13.05.2008 года № 131/167.

Комиссией, назначенной распоряжением администрации Свечинского сельского поселения от 7.08.2013 г. № 35, было проведено обследование 3.08.2015 года по заявлению Новоселовой Н.А. жилого помещения по адресу <адрес>, о чем составлен акт обследования, утвержденный и.о. главы администрации Свечинского сельского поселения.

Согласно акту, год постройки жилого дома 1971, жилая квартира находится в одноэтажном жилом доме со стенами из бревен, общей площадью 30,2 кв.м. стены оштукатурены в удовлетворительном состоянии, фундамент, оконные деревянные блоки, кровля из асбестоцементных листов, печи в удовлетворительном состоянии, отопление печное, водопровод отсутствует, имеется колодец, электроснабжение. Обследование жилого помещения производилось членами комиссии визуально в присутствии жильца. Тут же в акте написано заключение, что жилая квартира по адресу <адрес> пригодна для проживания. Имеются подписи председателя комиссии ФИО6 и двух членов комиссии ФИО7 и ФИО8

На запрос административного истца о предоставлении официального заключения о пригодности жилья для проживания, ответчиком выдана справка от 15.06.2016 г. о том, что акт обследования жилого помещения от 3.08.2015 г. является официальным документом, подтверждающий пригодность или непригодность жилого помещения к проживанию.

Свидетель ФИО10 суду показала, что ранее с возраста 5-6 лет она начала бывать на станции Юма и видела эту казарму, в которой 5 квартир и где сейчас живет Новоселова Н.А. Бывала в ее квартире и считает, что общая площадь квартиры составляет около 18 кв.м.

Свидетели ФИО11 и ФИО12 показали, что являются сестрами и знают эту казарму с детских лет, т.к. отец работал на железной дороге и приводил их в том числе на новогоднюю елку и другие праздники в соседний дом. В квартире Новоселовой они проживали с 1969 года, потом уехали на учебу, а родители там жили до 1996 года. Размер квартиры составляет примерно 3х4 м. Казарма построена очень давно и до них там проживали другие работники железной дороги. В казарме было 5 квартир.

Административным ответчиком не представлена какая-либо техническая документация на жилой дом в виду ее утраты, поэтому заявления о 1971 годе постройки жилого дома суд находит необоснованными. Ссылки на решение Свечинской районной Думы от 2006 года и постановление Правительства Кировской области от 13.05.2008 года № 131/167 о передаче жилищного фонда, не являются достаточным доказательством года постройки дома.

В то же время из представленных доказательств судом установлено, что данная казарма строилась после 1906 года, но до 1944 года, поскольку имеются сведения из музея о проживании в данном доме писателя ФИО4 в 1944 году, свидетели видели этот дом примерно в 1954-1955 годах, проживали в этом доме с 1969 года, а до них там жили другие лица. Дом деревянный одноэтажный на 5 квартир, не имеет подполья, пол лежит на лагах на полу. Из представленных фотографий также следует, что в окнах дома стекла выбиты, несущие стены частично повреждены.

Согласно статье 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ администрация органа местного самоуправления является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, который наделен полномочиями по решению вопросов местного значения. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (далее - Порядок).

Согласно п. 7 Этого Положения оценка и обследование помещения в целях признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение жилищного надзора, государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

В силу п. 42 Положения комиссия на основании заявления в том числе гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Пунктом 43 Положения предусмотрено, что при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (пункт 44).

При этом в соответствии с п. 33 названного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Жилые помещения, расположенные в том числе в деревянных домах, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 34 Положения).

Таким образом, суд приходит к выводу, что проверке подлежит как сам акт, так и соблюдение процедуры оценки жилого помещения требованиям закона и соответствие акта обследования жилого помещения и заключения межведомственной комиссии форме, установленной приложениями N 1 и 2 к Положению.

Из акта следует, что осмотр жилого дома проводился только визуально, без применения каких-либо измерительных приборов и приспособлений, оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом надлежащим образом проведена не была. Год постройки жилого дома не установлен, в связи с чем не могла быть определена степень его износа и фактическая пригодность для проживания.

Указанное в акте запись о пригодности помещения для проживания не может является заключением межведомственной комиссии, поскольку не соответствуют форме, установленной приложением N 1 к Положению.

К акту не приобщались заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), из которых было бы видно соответствие или несоответствие конструктивных элементов дома требованиям СНиП, СанПин.

С учетом приведенных характеристик строения, заявления Новоселовой Н.А. о деформации строения, межведомственной комиссии необходимо было исследовать среди прочего вопрос о степени биологического повреждения элементов деревянных конструкций дома, чего не было сделано.

Поэтому суд полагает, что процедура оценки жилого помещения, не соответствуют приведенным выше требованиям Положения, а следовательно акт обследования жилого помещения от 3.08.2015 года не может быть признан законным.

Кроме того, по результатам обследования в нарушение требований п. 47 Положения заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания межведомственной комиссией не выносилось, решение органа местного самоуправления по данному вопросу также не принималось. Тем самым ответчик устранился от возложенной на него обязанности и по существу порядке заявление Новоселовой Н.А. в установленном законом не было разрешил.

С учетом требований п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в связи с удовлетворением административного иска суд считает необходимым установить срок устранения допущенных нарушений в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Новоселовой Н.А. удовлетворить.

Признать незаконным акт обследования помещения по адресу: <адрес> комиссии администрации Свечинского сельского поселения Свечинского района Кировской области от 3.08.2015 года на предмет пригодности (непригодности) для проживания граждан при рассмотрении заявления Новоселовой Н.А..

Установить срок устранения допущенных нарушений в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать Администрацию Свечинского сельского поселения Свечинского района Кировской области сообщить об исполнении решения в суд и заявителю в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Шабалинский районный суд Кировской области.

Судья В.Ю. Бисеров

Мотивированное решение изготовлено 11 июля 2016 года

Судья В.Ю. Бисеров