ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2А/92/2016 от 22.04.2016 Котельничского районного суда (Кировская область)

Дело № 2-2а/92/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт Даровской 22 апреля 2016 года

Котельничский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Каленниковой О.Ю.,

при секретаре Бушковой Н.Г.,

с участием:

представителя административного ответчика - Администрации Даровского района Кировской области ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2

к Администрации Даровского района Кировской области

Административный соответчик: Министерство образования Кировской области

об оспаривании бездействий Администрации Даровского района Кировской области,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 (далее – административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Администрации Даровского района Кировской области (далее – административный ответчик) об оспаривании бездействий Администрации Даровского района Кировской области.

В обоснование заявленных требований указано, что распоряжением Администрации Даровского района Кировской области от 11.06.2014 № 93 молодая семья ФИО2 признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» ФЦП «Жилище 2011-2015гг.».

В соответствии с требованиями названной подпрограммы Администрация Даровского района Кировской области была обязана представить информацию о семье ФИО2 (как участницы подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» ФЦП «Жилище на 2011-2015 гг.» до 01 сентября года соответствующего планируемому (т.е. 2015) исполнителю подпрограммы (Управлению по делам молодежи Министерства образования Кировской области) для включения в сводный список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.

С целью получения информации по очередности семьи в вышеуказанных списках административном истцом в феврале 2016 года был сделан запрос в Министерство образования Кировской области, из текста ответа следует, что Администрация Даровского района Кировской области не подавала информацию по семье ФИО2 ни на 2015, ни на 2016 г.

С вышеуказанным бездействием Администрации Даровского района Кировской области ФИО2 не согласна полностью, поскольку оно лишает ее молодую семью (как участницу подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей») законного, полного и своевременного права воспользоваться помощью государства в улучшении жилищных условий.

Своим бездействием, по мнению административного истца, Администрация Даровского района Кировской области нарушила требования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище на 2011-2015 гг.», утвержденной постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010г., а также требования подпрограммы «Дом для молодой семьи», утвержденной постановлением Правительства Кировской области № 229/642 от 02.10.2013г.

Административный истец – ФИО2 просит суд:

- признать незаконным бездействие Администрации Даровского района Кировской области, связанное с непредставлением данных по ее молодой семье (как участницы подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» ФЦП «Жилище на 2011-2015гг.») в Управление по делам молодёжи Министерства образования Кировской области для включения в сводный список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом 2015г.;

- для восстановления нарушенного законного права ее молодой семьи, обязать Администрацию Даровского района Кировской области предоставить данные о ее семье, как участницы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище на 2011-2015гг.» в Управление по делам молодёжи Министерства образования Кировской области;

- обязать Управление по делам молодежи Министерства образования Кировской области включить семью административного истца в сводный список семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом (2015г.) учитывая временную корректировку.

Определением суда от 06.04.2016г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Министерство образования Кировской области.

Административный истец - ФИО2 о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть данное дело без ее участия.

Представитель административного ответчика - Администрации Даровского района Кировской области ФИО1 в судебном заседании заявленные требования административного истца не признает, суду представил возражения на административное исковое заявление, согласно которым в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 об оспаривании бездействия Администрации Даровского района Кировской области следует отказать.

Административный соответчик – Министерство образования Кировской области о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, просит рассмотреть данное дело в отсутствие своего представителя, суду представлен отзыв на исковое заявление, согласно которому Министерство образования Кировской области находит требования, указанные в административном исковом заявлении ФИО2 необоснованными.

Руководствуясь ч.6 ст.226 КАС РФ, суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся административного истца ФИО2 и представителя административного соответчика - Министерства образования Кировской области.

Заслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей». Приложением № 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – Правила).

Как следует из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Согласно п. 20 названных Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей (п. 21 названных Правил).

Согласно п. 22 названных Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.

Аналогичные требования по формированию и утверждению списков определены в приложении к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

В целях реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы", и подпрограммы "Дом для молодой семьи" государственной программы "Повышение эффективности реализации молодежной политики и организация отдыха и оздоровления детей и молодежи" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 02.10.2013 N 229/642 "Об утверждении государственной программы Кировской области "Повышение эффективности реализации молодежной политики и организация отдыха и оздоровления детей и молодежи" на 2014 - 2020 годы" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 24.06.2014 N 268/421), постановлением Правительство Кировской области от 28.08.2014г. № 277/594 утвержден Порядок формирования органами местного самоуправления списков молодых семей - участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, согласно приложению.

Пунктом 1.4 названного Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, отобранных для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в Порядке, утвержденном постановлением Правительства Кировской области от 08.08.2014 N 274/537 "Об утверждении Порядка конкурсного отбора муниципальных образований Кировской области для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и подпрограмме "Дом для молодой семьи" государственной программы Кировской области "Повышение эффективности реализации молодежной политики и организация отдыха и оздоровления детей и молодежи" на 2014 - 2020 годы", формируют списки молодых семей - участниц подпрограммы ежегодно до 1 сентября года, предшествующего планируемому, согласно приложению.

Список молодых семей - участниц подпрограммы составляется в электронном виде в формате Excel.

Согласно п.1.5 названного Порядка орган местного самоуправления формирует списки молодых семей - участниц подпрограммы в следующей последовательности:

в первую очередь в список молодых семей - участниц подпрограммы включаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие трех и более детей.

Указанные выше категории молодых семей включаются в список молодых семей - участниц подпрограммы в хронологической последовательности в соответствии с датой признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В случае если молодые семьи поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (признаны нуждающимися в жилых помещениях) в один и тот же день, они включаются в список молодых семей - участниц подпрограммы в хронологической последовательности в соответствии с датой признания молодой семьи участницей подпрограммы.

В случае если указанные выше категории молодых семей признаны участницами подпрограммы в один и тот же день, они включаются в список молодых семей - участниц подпрограммы в хронологической последовательности в алфавитном порядке;

во вторую очередь в список молодых семей - участниц подпрограммы включаются молодые семьи, включенные в список молодых семей - участниц подпрограммы в предшествующем году, но не получившие государственную поддержку, имеющие право на получение социальной выплаты в очередном году;

в третью очередь в список молодых семей - участниц подпрограммы включаются молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года, признанные участницами подпрограммы, в хронологической последовательности в соответствии с датой признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В случае если молодые семьи признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий (признаны нуждающимися в жилых помещениях) в один и тот же день, они включаются в список молодых семей - участниц подпрограммы в хронологической последовательности в соответствии с датой признания молодой семьи участницей подпрограммы.

В случае если указанные выше категории молодых семей признаны участницами подпрограммы в один и тот же день, они включаются в список молодых семей - участниц подпрограммы в хронологической последовательности в алфавитном порядке.

В соответствии с вышеназванным постановлением Правительства Кировской области от 02.10.2013г. № 229/642 участие муниципальных образований области в реализации подпрограммы «Дом для молодой семьи» представляет собой следующее: Министерство образования Кировской области в рамках настоящей подпрограммы предоставляет субсидии местным бюджетам из областного и федерального бюджетов на реализацию мероприятий подпрограммы. Для участия в реализации подпрограммы муниципальные образования принимают соответствующую программу на муниципальном уровне. Участие муниципальных образований в реализации подпрограммы предусмотрено на конкурсной основе. Министерство заключает соглашение с муниципальными образованиями. Органы местного самоуправления области:

- обеспечивают софинансирование мероприятий Подпрограммы за счет средств местных бюджетов;

- осуществляют работу по признанию молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- формируют списки молодых семей - участников Подпрограммы; принимают в установленном порядке муниципальный правовой акт об утверждении норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по муниципальному образованию;

- выдают свидетельства молодым семьям о том, что они стали участниками Подпрограммы.

Механизм реализации Подпрограммы приведен в приложении N 2. Условия предоставления отражены в приложении N 4 "Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования" к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы» (в ред. постановления Правительства Кировской области от 30.12.2015 N 77/921).

Ресурсное обеспечение Подпрограммы за счет местных бюджетов представлено в приложении N 4 к Государственной программе.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на основании распоряжения Администрации Даровского района от 11.06.2014 № 93 семья ФИО2 признана участницей подпрограммы «Обеспечением жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (л.д.7).

По состоянию на 30.08.2015 семья ФИО3 в списке молодых семей, изъявивших желание принять участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в Муниципальном образовании Даровской муниципальный район Кировской области стоит на 14 месте из 16 в списке.

Количество семей – участниц Программы, подлежащих включению в список молодых семей, получающих социальную выплату на приобретение жилья, ограничено размером денежных средств местного бюджета, предусмотренных на планируемый год в программе муниципального образования.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в 2015 году из районного бюджета было выделено 127 900 руб. для поддержки молодых семей в жилищной сфере, из планируемых 3 семей, которые должны были получить денежные средства, получила одна семья, так как областной бюджет планировал выделить 296 300 руб., а выделено 136 700 руб., федеральный бюджет планировал выделить 580 100 руб., а было выделено 176 400 руб. (л.д.25-27).

Решением Даровский районной Думы Даровского района Кировской области от 11.12.2015 № 482 «О районном бюджете муниципального образования Даровский муниципальный район Кировской области на 2016 год» по программе на поддержку молодых семей в жилищной сфере из районного бюджета планируется выделить 100 000 руб., данными денежными средствами может быть обеспечена одна молодая семья.

Судом также установлено, что в сводных списках по Кировской области за период с 2011 по 2015 годы информации о молодой семье ФИО2 не содержится.

Таким образом, одним из условий участия муниципальных образований Кировской области в реализации Подпрограммы является софинансирование мероприятий Подпрограммы. Участие муниципальных образований Кировской области в реализации Подпрограммы предусмотрено на конкурсной основе. Решение об участии в конкурном отборе муниципальные образования принимают самостоятельно.

Исходя из вышеназванных условий участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и подпрограмме "Дом для молодой семьи" государственной программы Кировской области "Повышение эффективности реализации молодежной политики и организация отдыха и оздоровления детей и молодежи", с учетом средств, которые планируется выделить на финансирование мероприятий Подпрограммы из местного бюджета на планируемый год, органы местного самоуправления (в данном случае Администрация Даровского района Кировской области) формируют списки молодых семей для участия в Подпрограмме ежегодно до 1 сентября года, предшествующего планируемому по форме согласно приложению к настоящему Порядку, и представляет их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации – в данном случае в Министерство образования Кировской области. В первую очередь в список молодых семей - участниц подпрограммы включаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие трех и более детей.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Администрация Даровского района Кировской области в данном случае выполнила свои полномочия по формированию списка молодых семей – участниц подпрограммы и представлению их в Министерство образования Кировской области в соответствии с действующим законодательством и бездействия с ее стороны по непредставлению данных по молодой семье ФИО2 как участницы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы в Министерство образования Кировской области, не имеется.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15.01.2015 г. № 3-О, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей – участников подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей », изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительство) жилья.

Основания для признания незаконным бездействия Администрации Даровского района Кировской области, связанного с непредставлением данных по молодой семье ФИО2 как участницы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы в Управление по делам молодёжи Министерства образования Кировской области для включения в сводный список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом 2015г., об обязании Администрацию Даровского района Кировской области предоставить данные о семье ФИО2 как участницы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы в Управление по делам молодежи Министерства образования Кировской области, об обязании Управление по делам молодежи Министерства образования Кировской области включить молодую семью ФИО2 в сводный список семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом (2015г.) учитывая временную корректировку, судом не установлены.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований административному истцу следует отказать в полном объеме.

Суд также считает необходимым отметить, что доводы административного ответчика, изложенные в возражениях на административное исковое заявление, о том, что срок обжалования распоряжения Администрации района от 11.06.2014 № 93 ФИО2 пропущен, суд находит несостоятельными, поскольку данное распоряжение не является предметом рассмотрения данного дела, административным истцом названное распоряжение не обжалуется.

Руководствуясь ст.175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействия Администрации Даровского района Кировской области, связанного с непредставлением данных по молодой семье ФИО2 как участницы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы в Управление по делам молодёжи Министерства образования Кировской области для включения в сводный список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом 2015г., об обязании Администрацию Даровского района Кировской области предоставить данные о семье ФИО2 как участницы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы в Управление по делам молодежи Министерства образования Кировской области, об обязании Управление по делам молодежи Министерства образования Кировской области включить молодую семью ФИО2 в сводный список семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом (2015г.) учитывая временную корректировку, административному истцу ФИО2 отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд через Котельничский районный суд Кировской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме - 26.04.2016 года.

Судья О.Ю. Каленникова