ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3-212/2021 от 17.09.2021 Медведевского районного суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2-3-212/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Лавровой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Новосёловой М.С.,

с участием представителя истца Марийского межрайонного природоохранного прокурора Сабирова К.Э., действующего на основании доверенности от 16 сентября 2021 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Марийского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Нежнурской сельской администрации Килемарского муниципального района Республики Марий Эл о возложении обязанности принять решение о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план и направить проект решения в Собрание депутатов Нежнурского сельского поселения Килемарского муниципального района Республики Марий Эл,

установил:

Марийский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, указанным выше, просил возложить обязанность на Нежнурскую сельскую администрацию Килемарского муниципального района Республики Марий Эл принять решение о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Нежнурское сельское поселение» Килемарского района в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территории прибрежной защитной полосы прибрежной защитной полосы водных объектов реки Нолгаш, реки Нежнурка, реки Бол.Пижанья, а также зона санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для забора с.Нежнур МУП «ТеплоВодоканал», д.Богатырка МУП «ТеплоВодоканал», расположенного на территории муниципального образования «Нежнурское сельское поселение» Килемарского района и направить проект Решения Собрания депутатов «Нежнурское сельское поселение» Килемарского района «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Нежнурское сельское поселение» Килемарского района в Собрание депутатов Нежнурское сельского поселения в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указал на то, что проведена проверка исполнения водоохранного, градостроительного законодательства, в ходе которой изучены документы территориального планирования муниципального образования «Нежнурское сельское поселение» Килемарского муниципального района и выявлены несоответствия имеющихся документов территориального планирования требованиям действующего градостроительного законодательства, водного законодательства, выразившиеся в том, что на карте зон с особыми условиями использования территорий в материалах по обоснованию Генерального плана муниципального образования «Нежнурское сельское поселение» Килемарского муниципального района не отображены границы прибрежной защитной полосы водного объекта общего пользования реки Нолгаш, реки Нежнурка, реки Бол.Пижанья, а также зона санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для забора с.Нежнур МУП «ТеплоВодоканал», д.Богатырка МУП «ТеплоВодоканал». Нежнурской сельской администрацией не принято решение о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план муниципального образовании в части отображения на карте зон с особыми условиями использовании территории прибрежной защитной полосы водного объекта общего пользования реки Нолгаш, реки Нежнурка, реки Бол.Пижанья, а также зона санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для забора <адрес> МУП «ТеплоВодоканал», д.Богатырка МУП «ТеплоВодоканал» и не направлен проект Решения Собрания депутатов «Нежнурское сельское поселение» Килемарского района «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Нежнурское сельское поселение» в Собрание депутатов «Нежнурское сельское поселение» Килемарского района. По данному факту в адрес сельской администрации 1 марта 2021 года было внесено представление, однако своевременных и достаточных мер по устранению нарушений действующего законодательства принято не было. Неисполнение ответчиком требований законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на доступ к водным объектам общего пользования и использования их для личных нужд.

В судебном заседании представитель истца Сабиров К.Э. доводы и требования искового заявления поддержал, просил их удовлетворить, дал пояснения не противоречащие обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика Нежнурской сельской администрации Килемарского муниципального района Республики Марий Эл, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Собрания депутатов Нежнурского сельского поселения Килемарского муниципального района Республики Марий Эл, Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл», МУП «Тепловодоканал», извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства в суд не явились, об уважительности причин неявки суд не известили, ходатайств об отложении судебного заявления не заявляли. Ответчик Нежнурская сельская администрации Килемарского муниципального района Республики Марий Эл и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Собрание депутатов Нежнурского сельского поселения Килемарского муниципального района Республики Марий Эл представили письменные заявления о рассмотрении дела без участия своих представителей администрации, истец исковые требования признает, третье лицо с исковыми требованиями согласно.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с ч. 15 ст. 65 Водного кодекса в границах водоохранных зон запрещаются: использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; сброс сточных, в том числе дренажных, вод; разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах»).

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заилении и истощения вод, понимаются: централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

Согласно ч.17 ст. 65 Водного кодекса в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными ч.15 ст. 65 Водного кодекса ограничениями запрещается: 1) распашка земель; 2) размещение отвалов размываемых грунтов; 3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Судом установлено, что решением Собрания депутатов Нежнерского сельского поселения от 30 августа 2017 года утвержден Генеральный план муниципального образования «Нежнурское сельское поселение» Республики Марий Эл.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 2 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ).

В соответствии с п.4 ст.1 ГрК охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются зонами с особыми условиями использования территорий.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) утверждение генерального плана поселения и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 1 ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.

Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Генеральный план поселения содержит положение о территориальном планировании и картографический материал (часть 3 статьи 23 ГрК РФ). Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий (подпункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).

Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Также границы зон с особыми условиями использования территории в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).

При этом, как указано в части 3 статьи 34 ГрК РФ, границы зон с особыми условиями использования территорий, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.

В соответствии со ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации к видам зон с особыми условиями использования территорий относятся: водоохранная (рыбоохранная) зона; прибрежная защитная полоса.

Согласно части 2 статьи 104 и части 2 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления таких зон. При определении перечня ограничений использования земельных участков устанавливается исчерпывающий перечень видов зданий, сооружений, их разрешенного использования (назначения) и (или) требования к параметрам зданий, сооружений, размещение которых допускается или запрещается в границах указанной зоны.

В силу ч. 3 ст. 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно раздела 3 Устава муниципального образования «Нежнурское сельское поселение» Килемарского муниципального района Республики Марий Эл, утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования «Нежнурское сельское поселение» от 27 августа 2019 года , в состав поселения входят следующие населенные пункты: с.Нежнур, д.Большой Пинеж, д.Малый Пинеж, д.Песочное.

Из представленного ответчиком Генерального плана следует, что основные задачи генерального плана - совершенствование жилищной политики, создание комплексной системы обслуживания населения, развитие транспортной инфраструктуры, развитие системы инженерного обеспечения, развитие производственного комплекса, охрана окружающей среды и определение территорий с особыми условиями использования, мероприятия в области гражданской обороны и защиты территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Раздел 1). В разделе 5 Генерального плана отражены зоны с особыми условиями использования: земли особо охраняемых территорий; земли историко-культурного назначения; охранные зоны водных объектов; санитарно-защитные зоны; охранные зоны энергетических, коммунальных и иных объектов.

Согласно п.33 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Нежнурское сельское поселение», утвержденных решением Собрания депутатов муниципального образования «Нежнурское сельское поселение» от 15 февраля 2013 года , установлены ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства по экологическим условиям и нормативному режиму хозяйственной деятельности: зона затопления паводковыми водами 1% обеспеченности; зоны санитарной охраны источников водоснабжения; водоохранные зоны; прибрежные защитные полосы; санитарно-защитные зоны предприятий, сооружений и иных объектов; охранные зоны ЛЭП; охранные зоны инженерных коммуникаций; санитарно-защитная полоса водоводов; санитарно-защитная зона автомобильных дорог; зоны нормативного недропользования.

Согласно пункту 14 ст. 2 Закона Республики Марий Эл от 29 декабря 2014 года №61-З «О закреплении за сельскими поселениями в Республике Марий Эл вопросов местного значения» за сельскими поселениями в Республике Марий Эл закрепляются следующие вопросы местного значения: утверждение генеральных планом поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

По информации Управления Росреестра по Республике Марий Эл, сведения по прибрежной защитной полосе реки Нолгаш, реки Нежнурка, реки Бол. Пижанья внесены в ЕГРН 19 мая 2020 года реестровый номер , 22 мая 2020 года реестровый номер , 19 ноября 2020 года реестровый номер , а также зона санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для забора с.Нежнур МУП «ТеплоВодоканал» (21 ноября 2017 года реестровый номер ), д.Богатырка МУП «ТеплоВодоканал» (21 ноября 2017 года реестровый номер ).

В результате проведенной прокурорской проверки соблюдения на территории Республики Марий Эл требований природоохранного законодательства при использовании земельных участков в зонах с особыми условиями использования территории в деятельности Нежнурского сельского поселения, выявлены несоответствия имеющихся документов территориального планирования требованиям действующего градостроительного законодательства, водного законодательства и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Так, на карте зон с особыми условиями использования территорий в материалах по обоснованию Генерального плана муниципального образования «Нежнурское сельское поселение» Килемарского муниципального района не отображены границы прибрежной защитной полосы водного объекта общего пользования реки Нолгаш, реки Нежнурка, реки Бол.Пижанья, а также зона санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для забора с.Нежнур МУП «ТеплоВодоканал», д.Богатырка МУП «ТеплоВодоканал».

Нежнурской сельской администрацией не принято решение о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план муниципального образовании в части отображения на карте зон с особыми условиями использовании территории прибрежной защитной полосы водного объекта общего пользования реки Нолгаш, реки Нежнурка, реки Бол.Пижанья, а также зона санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для забора с.Нежнур МУП «ТеплоВодоканал», д.Богатырка МУП «ТеплоВодоканал» и не направлен проект Решения Собрания депутатов «Нежнурское сельское поселение» Килемарского района «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Нежнурское сельское поселение» в Собрание депутатов «Нежнурское сельское поселение» Килемарского района. Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

По данному факту в адрес сельской администрации Марийским межрайонным природоохранным прокурором 1 марта 2021 года было внесено представление об устранении нарушений требований законодательства, однако своевременных и достаточных мер по устранению нарушений действующего законодательства принято не было.

26 марта 2021 года в адрес прокурора был направлен ответ о том, что приняты меры по подготовке изменений в действующие Генеральный план и Правила землепользования и застройки. После всех необходимых процедур, будет принят соответствующий нормативный правовой акт. При этом, материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих устранение ответчиком выше указанных нарушений требований законодательства.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1532 «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» Министерством природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл приняты меры по направлению сведений на регистрацию в государственном водном реестре и постановке на кадастровый учет.

Отсутствие указания в Генеральном плане сельского поселения территории зон с особым режимом использования, примыкающих к водным объектам, может привести к нарушению режима ведения хозяйственной и иной деятельности, установленного в ст.65 ВК РФ в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов, может повлечь вовлечение земель с особыми условиями использования в хозяйственный оборот, в том числе распашку земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн, что может повлечь загрязнение, засорение, заиление водных объектов истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и в границах прибрежных защитных полос, чем нарушится право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на доступ к водным объектам общего пользования и использования их для личных нужд.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Марийского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Нежнурской сельской администрации Килемарского муниципального района Республики Марий Эл о возложении обязанности принять решение о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план и направить проект решения в Собрание депутатов Нежнурского сельского поселения Килемарского муниципального района Республики Марий Эл, удовлетворить полностью.

Обязать Нежнурскую сельскую администрацию Килемарского муниципального района Республики Марий Эл принять решение о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Нежнурское сельское поселение» Килемарского района в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территории прибрежной защитной полосы прибрежной защитной полосы водных объектов реки Нолгаш, реки Нежнурка, реки Бол.Пижанья, а также зона санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для забора с.Нежнур МУП «ТеплоВодоканал», д.Богатырка МУП «ТеплоВодоканал», расположенного на территории муниципального образования «Нежнурское сельское поселение» Килемарского района и направить проект Решения Собрания депутатов «Нежнурское сельское поселение» Килемарского района «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Нежнурское сельское поселение» Килемарского района в Собрание депутатов Нежнурское сельского поселения в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл (пгт.Килемары) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 22 сентября 2021 года.

Судья Е.В. Лаврова