УИД 40 RS0011-03-2021-000320-58
Дело № 2-3-276/2021
решение суда в окончательной форме изготовлено 07 сентября 2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Перемышль 31 августа 2021 года
Козельский районный суд Калужской области
в составе председательствующего - судьи Алексеевой О.В.,
при секретаре Кравец Л.А.,
с участием прокурора Перемышльского района Калужской области Усачева П.А.,
ответчика генерального директора ООО «Коммунальное хозяйство» Киян Н.В.,
представителя ответчика администрации муниципального района «Перемышльский район» Симаковой С.Е., действующей на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в постоянном судебном присутствии в селе Перемышль Перемышльского района Калужской области
гражданское дело по иску заместителя Калужского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Перемышльский район», обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальное хозяйство» о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л :
ДД.ММ.ГГГГ заместитель Калужского межрайонного природоохранного прокурора обратился в Козельский районный суд Калужской области с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Перемышльский район», обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальное хозяйство» о понуждении к совершению действий, в котором просит обязать ответчиков в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу организовать надлежащее водоотведение на территории <адрес>, исключающее сброс неочищенных сточных вод на почву и в водный объект- <адрес>, путем реконструкции очистных сооружений.
В обоснование иска указано на то, что Калужской межрайонной природоохранной прокуратурой по обращению жителей <адрес> о сбросе канализационных стоков с очистных сооружений на почву и в водный объект была проведена проверка, в ходе которой установлено, что очистные сооружения в указанном населенном пункте нуждаются в модернизации, так как сточные воды не очищаются должным образом, в результате ненадлежащей работы очистных сооружений происходит сброс стоков в водный объект – <адрес>, а также на рельеф местности на территории <адрес>.
В судебном заседании прокурор Усачев П.А. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
В судебном заседании представители ответчиков Киян Н.В. и Симакова С.Е. против удовлетворения иска не возражали, однако просили предоставить более длительный срок для устранения выявленных нарушений.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, путем присуждения к исполнению обязанности.
Статьей 150 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Согласно статье 3 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышающие нормативы допускаемого воздействия на водные объекты, запрещается ( ч.6 ст. 56 ВК РФ).
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В силу статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности..
Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается (ч.2 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений, в том числе организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 50 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для водоснабжения населения и водоотведения.
Таким образом, к организации водоснабжения и водоотведения в границах соответствующего муниципального образования относится обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для этих целей и относящегося к муниципальному имуществу.
Пунктами 1,4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» закреплено, что одними из целей, на достижение которых направлена государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Частью 2 статьи 3 указанного Федерального закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организация водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.Согласно части 1.1 статьи 6 вышеуказанного закона полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в процессе проведения министерством природных ресурсов и экологии Калужской области ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 30 минут надзорных мероприятий установлено, что с очистных сооружений <адрес> осуществляется сброс сточных вод на рельеф местности, являющийся водосборной площадью <адрес>; сбрасываемые на данную поверхность сточные воды следуют по уклону рельефа в сторону <адрес>; сбрасываемые стоки имеют признаки недостаточной очистки, о чем свидетельствует характерный окрас и гнилостный запах.
Информация о проведении министерством природных ресурсов и экологии Калужской области надзорных мероприятий ДД.ММ.ГГГГ была направлена Калужскому межрайонному природоохранному прокурору.
ДД.ММ.ГГГГ министром природных ресурсов и экологии Калужской области Жипа В.И. в отношении должностного лица- генерального директора ООО «Коммунальное хозяйство с.Перемышль» Киян Н.В. внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, выразившегося в сбросе сточных вод, имеющих признаки недостаточной очистки, из системы водоотведения <адрес> на водосборную площадь <адрес>, то есть в нарушении водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления.
В этот же день генеральный директор ООО «Коммунальное хозяйство с.Перемышль» Киян Н.В. была признана виновной в нарушении водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, и ей было назначено административное наказание по части 1 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Как следует из Устава Муниципального района «Перемышльский район», принятого постановлением Районного Собрания муниципального образования «Перемышльский район» от ДД.ММ.ГГГГ№ к вопросам местного значения муниципального района относится составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением.
Таким образом, на администрацию муниципального района «Перемышльский район» возложена обязанность осуществлять мероприятия по организации работы по водоснабжению населения и водоотведению, финансированию и контролю, своевременному реагированию и принятию мер по надлежащему и качественному водоснабжению населения и водоотведению.
Из договора аренды, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального района «Перемышльский район» и обществом с ограниченной ответственностью «Коммунальное хозяйство», следует, что очистные сооружения, расположенные в <адрес> предоставлены в аренду ООО «Коммунальное хозяйство».
ДД.ММ.ГГГГ Калужской природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, в части сброса канализационных стоков с очистных сооружений на почву и в водный объект, в ходе которой установлено, что в результате ненадлежащей организации водоотведения на территории <адрес>, с очистных сооружений осуществляется сброс сточных вод на рельеф местности на территории <адрес>, впоследствии сточные воды стекают по уклону рельефа в сторону <адрес>.
По информации представленной ООО «Коммунальное хозяйство», в ДД.ММ.ГГГГ году администрацией муниципального района «Перемышльский район» разработан проект «Реконструкция очистных сооружений» канализации, производительностью 600 куб.м/сут., расположенный в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации. Общая стоимость строительства составляет <данные изъяты> тысяч рублей. Администрация сельского поселения «<адрес>» в ДД.ММ.ГГГГ участвовала в конкурсе проектов в рамках ведомственной целевой программы «Современный облик сельских территорий», проект отмечен среди победителей, но не был подкреплен денежными средствами, а в бюджете муниципального района таких средств нет.
В соответствии со статьей 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации лица, совместно причинившие вред, несут солидарную ответственность.
Учитывая, что на территории <адрес> в нарушение положений действующего законодательства администрацией муниципального района «Перемышльский район» и ООО «Коммунальное хозяйство» в настоящее время не исполнена обязанность по организации надлежащего водоотведения, исключающего сброс сточных вод без очистки до нормативного состояния, суд приходит к выводу о необходимости возложения на администрацию муниципального района «Перемышльский район», предоставившую вышеуказанные очистные сооружения в аренду ООО «Коммунальное хозяйство», и на ООО «Коммунальное хозяйство», осуществляющее их эксплуатацию, обязанность в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу, организовать надлежащее водоотведение на территории <адрес>, исключающее сброс неочищенных сточных вод на почву и в водный объект- <адрес>, путем реконструкции очистных сооружений, поскольку непринятие указанных мер нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
При этом, доводы ответчиков о невозможности исполнения судебного решения в двухлетний срок ввиду затратности подлежащих выполнению мероприятий и отсутствия в бюджете муниципального района денежных средств на организацию надлежащего водоотведения не является основанием для отказа в иске или увеличением срока исполнения решения суда, поскольку действующее законодательство не ограничивает реализацию возложенных на органы местного самоуправления обязанностей по решению вопросов местного значения финансовой возможностью, срок исполнения решения установлен судом с учетом существа заявленных требований, направленных на устранение нарушений в сфере охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия граждан, а также принципов разумности и справедливости.
Более того, при возникновении в будущем объективных, неустранимых обстоятельств, препятствующих исполнению судебного решения в установленный срок, ответчики не лишены права обратиться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда в соответствии со статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск заместителя Калужского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию муниципального района «Перемышльский район», общество с ограниченной ответственностью «Коммунальное хозяйство» в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу организовать надлежащее водоотведение на территории <адрес>, исключающее сброс неочищенных сточных вод на почву и в водный объект- <адрес>, путем реконструкции очистных сооружений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Козельский районный суд Калужской области постоянное судебное присутствие в селе Перемышль Перемышльского района Калужской области.
Председательствующий О. В. Алексеева