ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3000/2021 от 29.11.2021 Артемовского городского суда (Приморский край)

Дело № 2-3000/2021

25RS0007-01-2021-006423-90

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 ноября 2021 года г. Артем Приморского края

Артёмовский городской суд Приморского края в составе:

судьи Шестухиной Е.А.,

при секретаре Масловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 ФИО2 к Межрайонной ИФНС России <номер> по <адрес> о взыскании невыплаченной заработной платы,

установил:

ФИО3 обратилась в суд указанным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что была принята на работу на должность уборщицы <дата> в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы <номер> по <адрес>. В результате реорганизации инспекция была присоединена к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <номер> по <адрес>. С <дата> истец работала <данные изъяты> отдела общего обеспечения <номер> Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <номер> по <адрес> в территориально обособленном рабочем месте в <адрес>. <дата> уволилась из инспекции по собственному желанию. По приказу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <номер> по <адрес> от <дата><номер>.1-05/82 о премировании работников за январь – февраль, <данные изъяты>, установлена премия в размере 1,0 месячного оклада. По факту за январь — февраль текущего года истец получила премию в размере 1,0 оклада с начислением районного коэффициента (20%) и надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока (30%), а именно 5 893,50 руб. (3929+20%+30%), данная сумма премии указана в расчетном листке за март. С указанным расчетом премии истец не согласна. Дополнительным соглашением от <дата> закреплено, что за выполнение трудовых обязанностей устанавливается заработная плата в размере должностного оклада, ставки заработной платы в размере 3929 рублей, выплат компенсационного и стимулирующего характера, что составляет 13496,11 рублей. Истец обращалась к руководству инспекции за предоставлением разъяснений по несправедливому, дискриминационному отношению в порядке начисления премии <данные изъяты>, на что получила ответ о том, что сравнение стимулирующих выплат, осуществляемых работниками других должностей, и уборщику служебных помещений 1 разряда, не соответствует законодательству. Просила учесть, что за ненормированный рабочий день (переработку) предусмотрен дополнительный оплачиваемый отпуск, отгулы и другие компенсации. После получения расчетных листков по зарплате за март, апрель и май месяц 2021 года истец поняла, что ее зарплата ниже минимального размера оплаты труда, на письменное обращение с просьбой привести выплаты за март, апрель и май месяцы в соответствии с действующим законодательством, получила отказ. Истец просила взыскать с ответчика в свою пользу 34 272,28 рублей, в том числе недополученную премию в размере 7602,61 рубля, недополученную заработную плату за март, апрель и май 2021 года в размере 17075,67 рублей, не произведенную доплату за увеличение объема работы в январе 2021 в размере 9594 рубля в связи с выполнением ею работы за временно отсутствующего сотрудника в январе 2021 года.

В судебное заседание истец ФИО2 не явилась, направила в суд заявление о рассмотрении дела без ее участия, возражения на отзыв ответчика, просила иск удовлетворить в полном объеме. В связи с наличием ходатайства о рассмотрении иска в отсутствие истца, дело рассмотрено судом без участия ФИО3

В судебном заседании представитель ответчика Межрайонной ИФНС России <номер> по ПК ФИО4 возражала против требований по доводам и основаниям, изложенным в отзыве.

Суд, выслушав объяснения представителя ответчика, изучив материалы дела, доводы иска, возражений, полагает, что требования истца подлежат частичному удовлетворению.

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).

Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом (часть 1 статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

Из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.

В соответствии с частью 1 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).

В силу части 4 статьи 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что ФИО3 состояла в трудовых отношениях с ответчиком, работая в должности уборщика <данные изъяты> на основании трудового договора от <дата><номер> и дополнительного соглашения к нему от <дата>.

Трудовым договором (пункт 13 дополнительного соглашения от <дата>) работнику установлена заработная плата в размере: а) должностного оклада в размере 3 929 рублей в месяц, б) выплат компенсационного и стимулирующего характера: повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет – МОП в размере 0,15; персонального повышающего коэффициента в – МОП в размере 1,14; надбавки к заработной плате за работу в южных районах Дальнего Востока в размере 30%; районный коэффициент в размере 1,2.

Работник осуществляет работу в структурном подразделении работодателя: отделе общего обеспечения <номер> (ТОРМ в <адрес>) (п.2, и п. 3 дополнительного соглашения).

Приказом МИФНС <номер> по <адрес> от <дата><номер>.1-05/82 «О премировании работников Межрайонной ИФНС России <номер> по <адрес>» постановлено произвести выплату премии, в том числе, в размере 1,0 месячного оклада <данные изъяты> отдела общего обеспечения <номер> (ТОРМ <адрес>) (п. 1.4 Приказа).

Приказом МИФНС <номер> по <адрес> от <дата><номер>.7-02/155 «О премировании работников Межрайонной ИФНС России <номер> по <адрес>» постановлено произвести выплату премии, в том числе, в размере 8000 <данные изъяты> отдела общего обеспечения <номер> (ТОРМ <адрес>) ФИО2 (п. 1.5 Приказа).

Приказом МИФНС <номер> по <адрес> от <дата><номер>.7-02/224 «О премировании работников Межрайонной ИФНС России <номер> по <адрес>» постановлено произвести выплату премии, в том числе, <данные изъяты> отдела общего обеспечения <номер> (ТОРМ <адрес>) в размере 1 оклада (п. 1.4 Приказа).

В пункте 2 названных приказов указано на премирование работников в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств инспекции.

В вводной части данных приказом имеется ссылка на п. 5.1 части V Положения «Об оплате труда работников Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <номер> по <адрес>, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих», утвержденного приказом от <дата><номер>, (далее – Положение об оплате труда), указано на выплату премии за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на МИФНС <номер> по <адрес>.

Из содержания указанного пункта 5.1 Положения об оплате труда следует, что с целью стимулирования к качественному труду и поощрения работников за выполненную работу могут быть установлены стимулирующие выплаты: премия по итогам работы; премия за выполнение особо важных и срочных работ; премия за интенсивность и высокие результаты работы; премия за образцовое качество выполняемых работ.

Решение о введении каждой конкретной премии принимает начальник Межрайонной ИФНС России <номер> по <адрес> с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами.

Размер премий может определяться как в процентах к окладу работника, так и в абсолютном размере.

Пунктами 5.1.2 и 5.1.3 Положения об оплате труда предусмотрены премия за выполнение особо важных и срочных работ, которая выплачивается работникам единовременно по итогам выполнения особо важных и срочных работ с целью поощрения работников за оперативность, своевременность и качественное выполнение работ. А также премия за интенсивность и высокие результаты работы, которая выплачивается работникам единовременно. При премировании учитываются:интенсивность и напряженность работы; особый режим работы, связанный с обеспечением безаварийной, безотказной и бесперебойной работы инженерных и хозяйственно-эксплуатационных систем жизнеобеспечения учреждения.

Оценивая положения локального акта работодателя, суд приходит к выводу, что выплаты за качество выполняемых работ и выплаты за высокие результаты работы являются стимулирующими выплатами, которые не входят в число обязательных выплат и не являются гарантированной заработной платой. Данный вывод основан на содержании Положения об оплате труда инстпекции.

Указанным Положением определено, что выплаты устанавливаются на основании оценки следующих показателей: своевременное, добросовестное и качественное выполнение обязанностей, предусмотренных трудовым договором и квалификационными требованиями, в соответствующем периоде; инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда; выполнение порученной работы, связанной с обеспечением рабочего процесса; соблюдение требований охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности, что отражено в п. 5.1.1 Положения.

Абзац четвертый части первой статьи 22 и часть первая статьи 191 ТК РФ предоставляют работодателю право поощрять работника за добросовестный и эффективный труд, в том числе путем выдачи премии. Такая премия в соответствии с буквальным смыслом части первой статьи 191 данного Кодекса является одним из видов поощрения, применение которого относится к полномочиям работодателя.

Указанные нормы предоставляют работодателю право использовать поощрения работников за добросовестное исполнение трудовых обязанностей, направлены на обеспечение эффективного управления трудовой деятельностью и не могут расцениваться как нарушающие права работников.

ФИО2, заявляя требования о взыскании недополученной премии за март, апрель и май 2021 года, ссылается на необоснованное неначисление на размер ее оклада компенсационных выплат при расчете данных премий.

Вместе с тем, согласно абзацу 7 п. 3.2 Положения об оплате труда применение повышающих коэффициентов к окладу не образует новый оклад и не учитывается при начислении компенсационных и стимулирующих выплат, если иное не установлено законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации.

С учетом изложенного, применение работодателем при расчете премии ФИО3 только районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в южных районах Дальнего Востока является правомерным, расчет произведен в соответствии с условиями трудового договора и локального правового акта работодателя.

Согласно правовой позиции в Постановлении Конституционного Суда РФ от <дата><номер>-П вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантируется каждому, а следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления; это согласуется с социально-экономической природой минимального размера оплаты труда, которая предполагает обеспечение нормального воспроизводства рабочей силы при выполнении простых неквалифицированных работ в нормальных условиях труда с нормальной интенсивностью и при соблюдении нормы рабочего времени (Постановление от <дата><номер>-П); положения статей 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда, при установлении которой каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования о повышенной оплате труда при осуществлении работы в условиях, отклоняющихся от нормальных (определения от <дата> N 1160-О-О и от <дата> N 1557-О-О).

В силу части третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть первая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от <дата> № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с <дата> МРОТ установлен в сумме 12 792 рубля в месяц.

Согласно части второй статьи 146, статье 148 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с постановлением Государственного комитета ФИО1 по вопросам труда и заработной платы, Президиума Всесоюзного Центрального ФИО1 Профессиональных Союзов от <дата> N 512/П-28 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, <адрес>, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения» на территории <адрес> (расположена в южных районах Дальнего Востока) начисление заработной платы работникам организаций всех форм собственности производится с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в южных районах Дальнего Востока.

Соответствующая правовая позиция выражена в пункте 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2013 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата>, в разделе I Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата>, применительно к районным коэффициентам и процентным надбавкам, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от <дата><номер>-П.

Гарантированная выплата заработной платы истцу, таким образом, должна составлять не менее 19 188 рублей (12792х1,5).

Согласно расчетным листкам за март-май 2021 года, ФИО2 за период с марта по май 2021 года начислена заработная плата в размере 13 495,50 (19389,61 – 5 893,5 –премия за выполнение особо важных и сложных заданий), 13 496,11 (21 496,11-8000-премия за выполнение особо важных и сложных заданий), 13 496,11 (19-389,61 – 5 893,50-премия за выполнение особо важных и сложных заданий).

При этом довод ответчика о том, что премия, выплачиваемая за счет средств экономии фонда заработной платы, по решению руководителя, подлежит учету в составе гарантированной выплаты работнику, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени, противоречит положениям ст. 133 ТК РФ, а также не соответствует содержанию п. 5.1 Положения об оплате труда.

При таких обстоятельствах, требования ФИО3 о взыскании невыплаченной заработной платы подлежат удовлетворению в полном объеме в соответствии с расчетом истца, который признается судом правильным. За указанный период истцу должно было быть начислено 19188+5893,5+19188+8000+18188+5893,5=77 351 руб., фактически начислено 19389,61+21496,11+19389,61=60275,33 руб., таким образом, недоплаченная сумма заработной платы составила 17 075,67 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика.

В соответствии со ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).

Из указанных норм закона следует, что выполнение дополнительной работы и оплата за нее основаны на волеизъявлении сторон трудовых отношений, то есть работника и работодателя.

Таким образом, установление факта совмещения должностей, увеличение объема работ, возможно при совокупности следующих обстоятельств: письменного согласия работника на выполнение работы по другой должности с указанием срока, содержания и объема дополнительных работ и наличия соглашения о размере производимой доплаты.

Подобных обстоятельств в ходе рассмотрения дела судом не установлено, из материалов дела они также не следуют. Письменного соглашения о совмещении работы по должности второго уборщика с основной работой между истцом и ответчиком не заключалось, условия оплаты труда и объем дополнительно возлагаемых на истца трудовых функций с ответчиком не согласовывался. С заявлениями о проведении ей дополнительных выплат в связи с увеличением объема работы истец не обращалась.

В материалах дела отсутствуют и истцом не представлены доказательства выполнения ею какой-либо дополнительной работы, не определенной заключенным трудовым договором, должностной инструкцией, либо фактического увеличения объема работ.

Сам по себе факт отсутствия при выполнении ФИО3 трудовой функции по основной профессии второго работника по указанной должности недостаточен для решения вопроса об установлении факта увеличения объема работ и дополнительной доплаты.

Согласно пояснениям ответчика, при выполнении работы по вакантной должности <данные изъяты> ФИО3 освобождалась частично от выполнения работы по своей должности, в связи с чем увеличение объема работы не происходило. Служебная записка от <дата><номер>@ не опровергает данных обстоятельств.

С учетом изложенного, данные требования признаются необоснованными.

На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета Артемовского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 683 рубля

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

требования ФИО2 к Межрайонной ИФНС России <номер> по <адрес> о взыскании невыплаченной заработной платы удовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России <номер> по <адрес> в пользу ФИО2 невыплаченную заработную плату в размере 17 075 рублей 67 коп.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России <номер> по <адрес> в доход бюджета Артемовского городского округа государственную пошлину в размере 683 рубля.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором апелляционное представление в <адрес>вой суд через Артемовский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

Судья Е.А. Шестухина