ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-300/2016 от 29.04.2016 Кувандыкского районного суда (Оренбургская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кувандык 29 апреля 2016 года

Кувандыкский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующей судьи Л.В.Беловой,

при секретаре Е.Е.Шлеенковой,

с участием помощника Кувандыкского межрайонного прокурора Оренбургской области Т.А.Шереметьевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Орского межрайонного природоохранного прокурора Оренбургской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, Государственному казенному учреждению «Кувандыкское лесничество» об устранении нарушений лесного законодательства по выполнению мер пожарной безопасности в лесах <адрес> Оренбургской области,

УСТАНОВИЛ:

Орский межрайонный природоохранный прокурор Оренбургской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском к ответчикам, указав, что межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране лесов от пожаров на территории <адрес> Оренбургской области, по результатам которой установлено, что площадь Кувандыкского лесничества составляет <данные изъяты> и на основании п. 8 Нормативов противопожарного обустройства лесов, утвержденных приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ, расчетное количество оборудованных пожарно-наблюдательных пунктов на территории Кувандыкского лесничества должно составлять не менее 4 штук.

В нарушении данных положений законодательства, а также требований ст.51, 52, 53.1. Лесного кодекса РФ, п.ДД.ММ.ГГГГ «ПОТ РМ 001-97.Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ», утвержденных Постановлением Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ, на территории государственного лесного фонда, подведомственного ГКУ «Кувандыкское лесничество», не имеется пожарно-наблюдательных пунктов, отвечающих требованиям действующего законодательства, построенных по типовым проектам, согласованным в установленном порядке и введенным в эксплуатацию после приемки их комиссией, а также не осуществляется мониторинг пожарной безопасности лесов с использованием пожарно-наблюдательных пунктов. Имеющийся пожарно-наблюдательный пункт в <адрес> (вышка) не оборудована системой автоматического обнаружения лесных пожаров, не используется для осуществления мониторинга пожарной опасности лесов, отсутствуют данные о её соответствии требованиям действующего законодательства.

Невыполнение ответчиками требований лесного законодательства по исполнению мер пожарной безопасности в лесах <адрес> в части организации пожарных наблюдательных пунктов и осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах нарушает интересы государства, являющегося собственником лесов, и ущемляет права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

После изменения исковых требований прокурор просит признать несоответствующим требованиям природоохранного законодательства бездействие ГКУ «Кувандыкское лесничество» по неосуществлению мер пожарной безопасности в лесах Кувандыкского лесничества Оренбургской области в соответствии с требованиями лесного законодательства; признать несоответствующим требованиям природоохранного законодательства бездействие Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области по непринятию мер в части надлежащего руководства и осуществления мониторинга пожарной безопасности в лесах <адрес> Оренбургской области и контроля за реализацией ГКУ «Кувандыкское лесничество» положений лесохозяйственного регламента Кувандыкского лесничества в части охраны лесов от пожаров. Обязать ответчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить размещение на территории Кувандыкского лесничества не менее четырех пожарно-наблюдательных пунктов и их оборудование в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГБУ «Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области».

Суд перешел к рассмотрению дела по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту КАС РФ).

В судебном заседании помощник Кувандыкского межрайонного прокурора Т.А.Шереметьева, действующая по поручению Орского межрайонного природоохранного прокурора Оренбургской области, исковые требования поддержала по изложенным в иске доводам, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика ГКУ «Кувандыкское лесничество» Н.С.Лебедева с административным исковым заявлением прокурора не согласилась. Пояснила, что на территории Кувандыкского лесничества принимается исчерпывающий комплекс противопожарных мероприятий, таких как строительство дорог противопожарного назначения и их ремонт. Помимо пожарной вышки в <адрес> имеется 4 пожарно-наблюдательных пункта в виде преобладающих высот. Мониторинг пожарной опасности в лесах осуществляется посредством наземного патрулирования по утвержденным маршрутам, отчеты о котором в устной форме ежедневно передаются в РДС ГБУ «Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области» и еженедельно - в Министерство лесного и охотничьего хозяйства в письменной форме. Бюджетом ГБУ «Кувандыкское лесничество» не предусмотрено финансирование мероприятий по созданию пожарно-наблюдательных пунктов. Общая площадь Кувандыкского лесничества составляет <данные изъяты> из них <данные изъяты> находится в аренде у юридических лиц, на которых лежит обязанность по противопожарному обустройству лесов. Ни у одного из арендаторов нет в пользовании площади более <данные изъяты>, что подразумевает возведение пожарных наблюдательных пунктов. Участковый лесничий, осуществляющий мониторинг пожарной опасности в лесах, не сможет одновременно находиться на маршруте патрулирования и осматривать территорию с пожарного наблюдательного пункта. Просит в иске прокурора отказать.

Представитель административного ответчика Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, представитель заинтересованного лица ГБУ «Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, письменно ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

На основании ч.6 ст.226 КАС РФ суд определи рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей административного ответчика и заинтересованного лица.

В письменном отзыве на иск представитель административного ответчика - Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области с требованиями прокурора не согласился, указал, что мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров в Оренбургской области осуществляется путем проведения постоянного межведомственного регулирования (с включением в группу патрулирования органов государственной власти всех уровней (МЧС, МВД, гостехнадзор, администрации районов), с привлечением общественности. Контроль за ними осуществляется с использованием системы спутникового мониторинга ГЛОНАСС. Помимо этого мониторинг пожарной опасности в лесах проводится с помощью информационной системы дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства. В соответствии с разработанными и утвержденными планами тушения лесных пожаров утверждены маршруты патрулирования и кратность в зависимости от условий погоды. Определены преобладающие высоты, с которых, в том числе, проводится мониторинг пожарной опасности. На территории Оренбургской области разработан подробный алгоритм действий при обнаружении лесных пожаров, организована прямая линия лесной охраны, переадресация всех входящих звонков и звуковая запись всех разговоров. Полагает, что в Оренбургской области принимается исчерпывающий комплекс мер по мониторингу пожарной опасности в лесах.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав документы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьей 51 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов (часть 1); охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами (часть 2).

В соответствии с п. 1 ст. 52 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Согласно ст. 53 Лесного кодекса РФ, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по разработке и утверждению лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов, организации использования лесов, их охраны (в том числе, осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров) (п.1,4 ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ).

В соответствии с п.п.1,2,10 «Положения о министерстве лесного и охотничьего хозяйства», утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ-ук, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами: осуществляет прогнозирование, текущее и досрочное планирование развития лесного хозяйства, разрабатывает лесной план Оренбургской области, утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств и лесопарков, осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, организует использование лесов, их охрану (в том числе, осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров).

Распоряжением Губернатора Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ-р утвержден Лесной план Оренбургской области, срок действия которого определен с 2009 по 2019 годы. В силу п.2.5.1. данного Плана, одним из мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в лесах является мониторинг пожарной опасности в лесах, который должен осуществляться лесничествами. При этом, задачей Департамента по управлению лесами Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области является распределение через конкурсы финансовых средств, а также руководство и осуществление мониторинга пожарной опасности в лесах Оренбургской области и контроль мероприятий по охране лесов от пожаров.

Согласно постановлению Правительства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ-п, ГКУ «Кувандыкское лесничество» является государственным учреждением, подведомственным Министерству лесного и охотничьего хозяйства и в силу ч.1 ст.23 Лесного кодекса РФ – основной территориальной единицей управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на подведомственной территории.

К основным целям деятельности ГКУ «Кувандыкское лесничество» отнесено: обеспечение устойчивого управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов для реализации в пределах своей компетенции государственной политики в сфере лесных отношений (п.2.1. Устава). Для достижения установленных целей ГКУ «Кувандыкское лесничество» в установленном законодательством Российской Федерации и Уставом порядке в границах земель лесного фонда, закрепленных за лесничеством, выполняет следующие виды деятельности: обеспечивает реализацию сельскохозяйственного регламента и осуществление контроля за соблюдением его требований, проводит мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, осуществляет разработку планов тушения лесных пожаров и организует тушение лесных пожаров (п.2.2. Устава).

Часть 1 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ предусматривает, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

В части 2 данной статьи перечислены меры противопожарного обустройства лесов, в частности, строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, устройство, эксплуатация пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения.

Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ утверждены «Нормативы противопожарного обустройства лесов». В соответствии с п. 8 данных нормативов на каждые 10000 га общей площади лесов должно быть обеспечено наличие не менее 1 (на 1000 га – 0,1 шт.) пожарно-наблюдательного пункта (вышки, мачты, павильона и других наблюдательных пунктов).

Орской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка, по результатам которой установлено, что ГКУ «Кувандыкское лесничество» и Министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области исполнение законодательства об охране лесов от пожаров на территории <адрес> Оренбургской области осуществляется ненадлежащим образом.

Охраной лесов от пожаров считается охрана, направленная на предотвращение, своевременное обнаружение и ликвидацию лесного пожара (ГОСТ 17.ДД.ММ.ГГГГ-83), комплекс ежегодно проводимых мероприятий, в том числе и профилактических, направленных на предупреждение, снижение пожарной опасности, своевременное обнаружение и ликвидацию лесных пожаров (ОСТ 56-103-98).

В силу ч. 2 ст. 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.

В силу ч.1 ст.87 Лесного кодекса РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

Пунктом 2.16 таблицы 2.16.1 раздела 2.16 Лесохозяйственного регламента Кувандыкского лесничества, разработанного Пензенской экспедицией филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Поволжский леспроект», определены нормативы размещения на местности пунктов для наблюдения за возникновением лесных пожаров на территории Кувандыкского лесничества (л.д.13-16). Данные нормативы установлены в зависимости от площади и протяженности лесничества. Площадь Кувандыкского лесничества составляет <данные изъяты>, протяженность лесничества с севера на юг - <данные изъяты>., с востока на запад - <данные изъяты> (п.п. 1.1.1, 1.1.2 Регламента), поэтому с учетом положений п.8 Нормативов противопожарного обустройства лесов, расчетное количество оборудованных пожарно-наблюдательных пунктов на территории Кувандыкского лесничества должно составлять не менее 4 штук.

Между тем, Министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, а также ГКУ «Кувандыкское лесничество» на территории Кувандыкского лесничества» не организовано размещение не менее 4 пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), что является нарушением части 2. ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, согласно которой меры противопожарного обустройства лесов включают в себя строительство пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов).

Пунктом ДД.ММ.ГГГГ ПОТ РМ 001-97 Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 15, предусмотрено, что пожарно-наблюдательные пункты (вышки, мачты и др.) должны строиться по типовым проектам, согласованным в установленном порядке. Каждый пункт должен иметь технический паспорт. Построенные пожарно-наблюдательные пункты можно вводить в эксплуатацию только после приемки их комиссией. Ежегодно перед началом пожароопасного сезона специальная комиссия производит осмотр всех действующих пунктов. Пожарно-наблюдательный пункт должен иметь молниезащиту, а люк на верхнюю площадку вышки запирающуюся крышку. В нерабочее время вход на пожарно-наблюдательный пункт должен быть закрыт на замок.

Имеющаяся на территории <адрес> вышка не соответствует указанным требованиям законодательства, что представителями ответчиков не оспаривалось, поэтому требование прокурора о том, что на территории Кувандыкского лесничества должно быть размещено не менее 4 пожарных наблюдательных пункта, отвечающих требованиям действующего законодательства, является обоснованным.

Ссылка ответчика на то, что принимаемые меры пожарной безопасности в виде патрулирования лесных участков участковыми лесничими по утвержденным маршрутам, создания круглосуточной региональной диспетчерской службы лесного хозяйства и организации преобладающих высот, являются достаточными для обеспечения пожарной безопасности лесов на территории Кувандыкского лесничества Оренбургской области, а также на то, что отсутствует надлежащее финансирование, не освобождает ответчиков от обязанности по соблюдению норм действующего законодательства в части размещения на территории Кувандыкского лесничества не менее 4 пожарно-наблюдательных пунктов, построенных по типовым проектам, согласованным в установленном порядке и имеющих технический паспорт. Данных о том, что преобладающие высоты соответствуют указанным требованиям, установленным пунктом ДД.ММ.ГГГГ ПОТ РМ 001-97 Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ, ответчиками не представлено.

Довод представителя административного ответчика о том, что <данные изъяты> из общей площади Кувандыкского лесничества в размере <данные изъяты> используют арендаторы, которые в силу п.2 ст53.1. Лесного кодекса РФ обязаны принимать меры противопожарного обустройства лесов, является необоснованной.

В соответствии со ст.ст. 88, 89 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов, который подлежит экспертизе.

Пунктом 3 «Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», утвержденного приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ, определено, что проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов.

Из представленных прокурором документов и пояснений помощника лесничего ГКУ «Кувандыкское лесничество» Н.С.Лебедевой, следует, что на территории Кувандыкского лесничества расположено 8 лесопользователей, имеющих проекты освоения лесов, получившие положительное заключение государственной экспертизы. При этом ни одни проект освоения лесов, прошедший государственную экспертизу, не содержит обязанности лесопользователей по размещению в границах лесных участков Кувандыкского лесничества, переданных в аренду, пожарно-наблюдательных пунктов и их оборудования в соответствии с требованиями действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, обязанность по размещению пожарно-наблюдательных пунктов лежит на административных ответчиках.

Бездействие ГКУ «Кувандыкское лесничество» по неосуществлению мер пожарной безопасности в лесах Кувандыкского лесничества в части размещения пожарно-наблюдательных пунктов, а также бездействие Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области по непринятию мер в части надлежащего руководства и осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах <адрес>, и контроля за реализацией ГКУ «Кувандыкское лесничеств» положений лесохозяйственного регламента в части охраны лесов от пожаров влечет потенциальную угрозу для окружающей среды и безопасности неопределенного круга лиц, поэтому требования Орского межрайонного природоохранного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Срок исполнения обязанности по организации на территории Кувандыкского лесничества не менее 4 пожарно-наблюдательных пунктов, указанный прокурором, - до ДД.ММ.ГГГГ является разумным.

В соответствии со ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу положений ст. 114 ч. 1 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

На основании ст. 333.36 п. 1 п. п. 9, 19 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Таким образом, поскольку по заявленному административному иску от уплаты госпошлины в силу закона освобожден истец и административный ответчик - Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, то государственная пошлина в размере <данные изъяты>, определяемая на основании п.3 ч. 1 ст.333.19. НК РФ, подлежит взысканию в доход бюджета с ответчика –ГКУ «Кувандыкское лесничество», не освобожденного от уплаты госпошлины.

Руководствуясь ст. ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Орского межрайонного природоохранного прокурора Оренбургской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, Государственному казенному учреждению «Кувандыкское лесничество» об устранении нарушений лесного законодательства по выполнению мер пожарной безопасности в лесах <адрес> Оренбургской области удовлетворить.

Признать несоответствующим требованиям природоохранного законодательства бездействие Государственного казенного учреждения «Кувандыкское лесничество» по неосуществлению мер пожарной безопасности в лесах Кувандыкского лесничества Оренбургской области в соответствии с требованиями лесного законодательства.

Признать несоответствующим требованиям природоохранного законодательства бездействие Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области по непринятию мер в части надлежащего руководства и осуществления мониторинга пожарной безопасности в лесах <адрес> Оренбургской области, и контроля за реализацией Государственным казенным учреждением «Кувандыкское лесничество» положений лесохозяйственного регламента Кувандыкского лесничества в части охраны лесов от пожаров.

Обязать Государственное казенное учреждение «Кувандыкское лесничество», Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить размещение на территории Кувандыкского лесничества Оренбургской области не менее четырех пожарно-наблюдательных пунктов и их оборудование в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Взыскать с Государственного казенного учреждения «Кувандыкское лесничество» в доход бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Кувандыкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Л.В.Белова