ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-300/2022 от 14.03.2022 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

14 марта 2022 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.

при секретаре судебного заседания: Кузнецовой Н.А.

с участием прокурора Румянцева Д.А.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело №2-300/2022 по исковому заявлению Администрации муниципального образования город Салехард к ФИО1 Р,Т,, ФИО2,, ФИО3, об изъятии жилого помещения путем определения выкупной стоимости и прекращении права собственности на жилое помещение, выселении, снятии с регистрационного учета, самостоятельными требованиями ПАО Сбербанк о возложении на администрацию МО г. Салехарда обязанности перечислить выкупную стоимость, причитающуюся ФИО1 Р,Т,, ФИО2, в пользу погашения задолженности по кредитному договору

У С Т А Н О В И Л:

Администрации МО город Салехард обратилась в суд с иском к ФИО4, ФИО2, ФИО3 об изъятии жилого помещения путем определения выкупной стоимости и прекращении права собственности на жилое помещение, выселении, снятии с регистрационного учета, самостоятельными требованиями ПАО Сбербанк о возложении на администрацию МО г. Салехарда обязанности перечислить выкупную стоимость, причитающуюся ФИО4, ФИО2 в пользу погашения задолженности по кредитному договору.

В обоснование заявленных требований представитель истца указал, что в соответствии с распоряжением Администрации МО г. Салехард -р от <дата><адрес> в г. Салехарде признан аварийным и подлежащим сносу. Ответчикам ФИО4, ФИО2 как собственникам <адрес> было предъявлено требование о необходимости в течении 6 месячного срока произвести снос жилого дома, которые были проигнорированы.

Постановлениями Администрации МО г. Салехард от 08.11.2017 года м от 30.11.2020 года «об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для муниципальных нужд», изъят для муниципальных нужд земельный участок на котором расположен <адрес>.

18.02.2021 года администрацией МО г. Салехард издано постановление «О выкупе недвижимого имущества», которые администрация МО г. Салехард изымает путем выкупа у ответчиков принадлежащие им на праве собственности объекты недвижимости: <адрес>, а также долю в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок.

Согласно отчета об оценке от <дата> ООО «Центр экономического содействия», согласно которого рыночная стоимость объекта оценки – <адрес> в г. Салехарде составляет 1 896 000 рублей.

17.09.2020 года в адрес ответчика направлено уведомление (с приложением проекта соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, сведений об основных характеристиках объекта недвижимости, отчета об оценке рыночной стоимости изымаемых земельного участка и жилого помещения) которым предложено направить в адрес управления жилищной политики предложения об изменении размера возмещения с приложением обосновывающих документов. Данным уведомлением ответчику разъяснено, что в случае, если по истечении 90 дней со дня получения проекта соглашения, не будет представлен его подписанный вариант, Администрация МО г. Салехард будет вынуждена обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и принадлежащего ответчику жилого помещения. В указанный срок ответчик не предпринял мер об изменении размера возмещения (выкупной цены), а также не представил подписанные экземпляры проекта соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд.

На основании изложенного, в соответствии со ст.32 ЖК РФ, ст.56.12 ЗК РФ, просил изъять у ответчиков ФИО4, ФИО2 принадлежащие им на праве собственности объекты недвижимости: <адрес> в г. Салехард с кадастровым номером <данные изъяты>, а также изъять долю в праве в общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> путём определения выкупной цены в размере 2 899 700 рублей, то есть 1 449 850 рублей каждому; прекратить право собственности на указанные выше объекты недвижимости и выселить ответчиков из указанного жилого помещения и снять их с регистрационного учета по указанному выше адресу; возложить обязанность предоставить в адрес истца реквизиты для перечисления денежных средств в течении 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу.

Протокольным определением суда от 20.10.2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФИО3, которую, согласно уточненным требований иска просил выселить и снять с регистрационного учета после прекращения права собственности Н-вых на изъятой у них жилое помещение.

Третье лицо ПАО Сбербанк обратилось в суд с самостоятельными исковыми требованиями о возложении на администрацию МО г. Салехарда обязанности перечислить выкупную стоимость, причитающуюся ФИО4, ФИО2 в пользу погашения задолженности по кредитному договору. В обоснование самостоятельных требований представитель третьего лица указал, что на основании кредитного договора от 03.03.2011 ПАО Сбербанк предоставил ФИО4, ФИО2 кредит в сумме 1 640 000 на приобретение объекта недвижимости: <адрес> в г. Салехард. В качестве обеспечения обязательств заемщиками предоставлен в залог приобретенный им объект недвижимости. В связи с изъятием жилого помещения для муниципальных нужд, обеспеченное залогом обязательство прекращается. В силу положений ст.334, ст.41 Закона «Об ипотеке» ПАО Сбербанк как залоговый кредитор имеет преимущественное право удовлетворения своих требований в части суммы, равной общей сумме задолженности по кредитному договору, которая на даты вынесения судебного решения составляет 745 752 рубля 98 копеек, и которую просит обязать администрацию МО г. Салехард перечислить в пользу Банка.

Представитель истца ФИО5, действующий на основании доверенности, на удовлетворении заявленных требований настаивал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, также не возражал против удовлетворения самостоятельных требований ПАО Сбербанк.

Ответчики ФИО4, ФИО2 не возражали против удовлетворения требований иска, но по цене изымаемого объекта недвижимости, определенного заключениями эксперта, составленному на основании определения суда. Ответчик ФИО3 не возражала против удовлетворения требований иска.

Представитель третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора будучи извещенной надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

Допрошенный в качестве эксперта ФИО7 суду показал, что поскольку <адрес> года постройки, то на дату приватизации жилого помещения, являющегося объектом исследования, 23.06.1993 года, требовалось проведение капитального ремонта многоквартирного дома. Норматив определения сроков капитального ремонта по каждому конструктивному элементу здания определен ВСН 58-8.8 приложения №3 к заключению эксперта, сам расчет по каждому конструктивному элементу проведен на стр.27-28 заключения эксперта.

Прокурор дал заключение по делу об удовлетворении требований иска администрации МО г. Салехард в размере выкупной стоимости, определенной заключениями эксперта, представленным в суд в результате проведенных экспертиз по определениям суда.

Заслушав объяснения сторон, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно выписки из ЕГРП ответчики ФИО4, ФИО2 является собственником <адрес> в г. Салехарде право общей долевой (1/2 доли) собственности у каждого.

Распоряжением Администрации МО г. Салехард -р от 02.03.2017 года <адрес> в г. Салехарде признан аварийным и подлежащим сносу.

Ответчикам ФИО4, ФИО2 в соответствии с п.10 ст.32 ЖК РФ, как как собственникам <адрес> в г. Салехард, предъявлено требование в течении 6 месяцев с момента получения настоящего письма произвести собственными силами и за счет собственных средств снос жилого помещения с отнесением затрат по сносу дома пропорционально общей площади квартир, находящихся в собственности каждого собственника данного многоквартирного дома. В случае невыполнения данных требований администрация МО г. Салехард будет вынуждена принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен <адрес>, об изъятии из собственности <адрес>, собственником которой они является, что будет являться основанием для заключения соглашения о выкупе жилого помещения или предъявления иска о понуждении к заключению данного соглашения о выкупе жилого помещения. В данном письме также отражено, что урегулирования возникающих вопросов, ответчикам необходимо обратиться в управление жилищной политики Администрации МО г. Салехард, указан адрес нахождения управления и время работы. Указанное требование было проигнорировано.

Постановлениями Администрации МО г. Салехард от <дата> м от 30.11.2020 года «об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для муниципальных нужд», изъят для муниципальных нужд земельный участок на котором расположен <адрес>.

18.02.2021 года администрацией МО г. Салехард издано постановление «О выкупе недвижимого имущества», которые администрация МО г. Салехард изымает путем выкупа у ответчиков принадлежащие им на праве собственности объекты недвижимости: <адрес>, а также долю в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок.

Согласно отчета об оценке от 31.08.2020 года ООО «Центр экономического содействия», согласно которого рыночная стоимость объекта оценки – <адрес> в г. Салехарде составляет 1 896 000 рублей.

17.09.2020 года в адрес ответчика направлено уведомление (с приложением проекта соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, сведений об основных характеристиках объекта недвижимости, отчета об оценке рыночной стоимости изымаемых земельного участка и жилого помещения) которым предложено направить в адрес управления жилищной политики предложения об изменении размера возмещения с приложением обосновывающих документов. Данным уведомлением ответчику разъяснено, что в случае, если по истечении 90 дней со дня получения проекта соглашения, не будет представлен его подписанный вариант, Администрация МО г. Салехард будет вынуждена обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и принадлежащего ответчику жилого помещения. В указанный срок ответчик не предпринял мер об изменении размера возмещения (выкупной цены), а также не представил подписанные экземпляры проекта соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд.

На основании ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа на основании ч. 6 ст. 32 ЖК РФ определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

В соответствии с ч. 9 названной статьи если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

В соответствии с ч. 7 названной статьи при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Согласно п.9 ст.56.12 ЗК РФ В случае, если соглашение, указанное в пункте 6 настоящей статьи, не заключено в течение одного месяца со дня, когда лицу, у которого в соответствии с настоящей статьей изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, предоставлена возможность ознакомиться с проектом такого соглашения, орган местного самоуправления обращается в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, о прекращении соответствующих прав лиц, являющихся собственниками земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества.

Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» № 14 установлено, что судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду следующее:

а) нормы, содержащиеся в статье 32 ЖК РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения;

б) решение об изъятии жилого помещения путем выкупа должно быть принято компетентным органом, то есть органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ). Правовое основание пользования собственником жилого помещения земельным участком (собственность, аренда, пожизненное наследуемое владение, право постоянного (бессрочного) пользования) значения не имеет. Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством (статьи 279 - 283 ГК РФ, статьи 9 - 11, 49, 55, 61, 63 Земельного кодекса Российской Федерации);

в) обязанность по доказыванию того, что принятое решение об изъятии земельного участка обусловлено государственными или муниципальными нуждами и использование данного земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на соответствующее жилое помещение (статьи 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 239 ГК РФ), за исключением случаев, предусмотренных законом (например, частями 10 - 11 статьи 32 ЖК РФ), возлагается на государственный орган или орган местного самоуправления.

Под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений);

г) соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ).

При этом исходя из положений части 4 статьи 32 ЖК РФ юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В этой связи сообщение в средствах массовой информации (например, по радио, телевидению, в печатных изданиях, Интернете) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения.

Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения;

д) иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения извещения о принятом ими решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения (часть 9 статьи 32 ЖК РФ). Пропуск данного срока является основанием к отказу в иске о выкупе жилого помещения;

е) если собственником (сособственником) изымаемого жилого помещения является несовершеннолетний или в нем проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без попечения родителей несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), то для отчуждения жилого помещения необходимо согласие органа опеки и попечительства (пункт 2 статьи 37, пункт 4 статьи 292 ГК РФ, статья 20 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"). Для выявления наличия такого согласия и защиты прав и законных интересов указанных категорий граждан суду необходимо привлечь к участию в деле орган опеки и попечительства для дачи заключения по делу о соответствии соглашения о выкупе жилого помещения (или предоставляемого жилого помещения взамен изымаемого) правам и законным интересам несовершеннолетних или подопечных (статья 47 ГПК РФ);

ж) принимая во внимание, что правовым последствием изъятия у собственника принадлежащего ему жилого помещения путем выкупа является его выселение из этого жилого помещения, к участию в деле исходя из норм части 3 статьи 45 ГПК РФ должен быть привлечен прокурор;

з) выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в части 7 статьи 32 ЖК РФ. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения, как следует из содержания части 5 статьи 32 ЖК РФ, не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления, указанного в части 4 статьи 32 ЖК РФ, о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению.

Для разрешения спора между сторонами по вопросу о рыночной стоимости жилого помещения судом может быть назначена экспертиза (статья 79 ГПК РФ);

и) требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Судом установлено, что процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, органом местного самоуправления, в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ, более конкретизированных в приведенном выше Постановлении Пленума Верховного Суда РФ, были полностью соблюдены.

Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» № 14 установлено, что резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации.

Согласно разъяснений Верховного Суда РФ, содержащихся в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014), выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

Согласно положений п.1 ст.279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Согласно п.4 ст.57 ЗК РФ при расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом рыночной стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения, на основании которого возникли ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Согласно положений ст.282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, орган публично-правового образования, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.

Согласно п.1 ст.62 ЗК РФ убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Согласно положений п.2 ст.281 ГК РФ при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

Администрация требования иска обосновывала сведениями, содержащимися в отчете об оценке от 31.08.2020 года ООО «Центр экономического содействия», согласно которого рыночная стоимость объекта оценки – <адрес> в г. Салехарде составляет 1 896 000 рублей.

Поскольку между сторонами имелся спор о рыночной стоимости изымаемого жилого помещения, судом определением от 26.10.2021 года была назначена экспертиза, производство которой поручено эксперту частнопрактикущему оценщику ФИО7 Согласно выводов эксперта, содержащихся в заключении эксперта от 23.11.2021 года, рыночная стоимость объекта: <адрес>, в <адрес>, в г. Салехарде с учетом стоимости самой квартиры, а также стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме: здание, земельный участок под многоквартирным домом, составляет 2 376 000 рублей. Размер убытков, причиненных собственнику жилого помещения в связи с его изъятием 118 000 рублей. Дополнительным заключением эксперта ФИО7 от 02.03.2022 года стоимость компенсации за непроизведенный капитальный ремонт составляет 405 700 рублей. Перечень указанных убытков соответствует примерному перечню, указанному в приведенных выше положениях ч.7 ст.32 ЖК РФ и Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Общая цена изымаемых объектов недвижимости, включая убытки составляет 2 899 700 рублей.

Оснований не доверять вышеуказанным заключениям эксперта у суда не имеется, заключения эксперта являются полным и мотивированным, на основании материалов гражданского дела. Выводы эксперта отражают приближенную рыночную стоимость объекта на момент принятия судебного решения, и являются более объективными, чем экспертиза истца, оценивающая объект на 31.08.2020 года, то есть по прошествии длительного времени и изменившимися рыночными ценами на жилье к моменту рассмотрения спора. Экспертом даны ответы на все поставленные вопросы, сделаны выводы, дано обоснование выводов. Заключение соответствует требованиям ч. 2 ст. 86 ГПК РФ и ст. 8 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

Суд пришел к выводу о том, что размер выкупной цены изымаемого недвижимого имущества определяется судом для ответчиков в размере 2 899 700 рублей, и отвечает принципу равноценного возмещения. Ответчики ФИО4 и ФИО2 в судебном заседании выразили согласие с указанной выкупной ценой.

Суд также приходит к выводу о том, что право собственности на изымаемые у ответчиков ФИО4 и ФИО2 объекты недвижимости подлежат прекращению, после выплаты истцом возмещения, с признанием права муниципальной собственности на указанное имущество.

Согласно ч. 1 ст. 35 Жилищного кодекса РФ, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Учитывая, что право собственности на изымаемое путем выкупа жилое помещение, подлежит прекращению с момента выплаты истцом возмещения ответчикам ФИО4 и ФИО2, то они и иные ответчики, зарегистрированные и проживающие в изымаемом жилом помещении также утрачивают право пользования им, после выплаты Администрацией МО г. Салехард в пользу ФИО4 и ФИО2 возмещения за спорные объекты недвижимости, и соответственно требования иска в части признания ответчиков утратившими право пользования жилы помещением и соответственно выселения из него без предоставления другого жилого помещения подлежат удовлетворению.

В указанных обстоятельствах решение суда является основанием для снятия с регистрационного учета по месту жительства ответчиков.

Удовлетворяя требования иска об изъятии объектов недвижимости и определении их выкупной стоимости, суд возлагает на ответчиков ФИО4 и ФИО2 обязанность предоставить в адрес управления жилищной политики администрации МО г. Салехарда реквизиты для перечисления денежных средств за изъятый объект недвижимости в течении 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу.

В отношении самостоятельных требований ПАО Сбербанк о возложении на администрацию МО г. Салехарда обязанности перечислить выкупную стоимость, причитающуюся ФИО4, ФИО2 в пользу погашения задолженности по кредитному договору, суд приходит к следующим выводам.

03.03.2011 года между ПАО Сбербанк и ФИО4, ФИО2 был заключен кредитный договор на сумму 1 640 000 рублей, под 11,9% годовых, сроком по 02.03.2031 года, на цели приобретения квартиры по адресу: <адрес>. В качестве обеспечения своевременного и полного возврата кредита, в силу прямого указания в законе, заемщиком была предоставлена в залог приобретенная квартира, залогодержатель ПАО Сбербанк.

Согласно выписки из ЕГРП объекта недвижимости: помещение - : <адрес> в г. Салехард с кадастровым номером 89:08:030101:457имеет обременение – ипотека в силу закона в пользу ПАО Сбербанк, запись об ипотеке внесена 21.03.2011, срок действия обременения с 23.04.2009 по 06.04.2029.

Согласно положений ч.1 ст.41 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" если право собственности залогодателя на имущество, являющееся предметом ипотеки, прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, вследствие изъятия имущества для государственных или муниципальных нужд, его реквизиции или национализации и залогодателю предоставляется другое имущество или соответствующее возмещение, ипотека распространяется на предоставленное взамен имущество либо залогодержатель приобретает право преимущественного удовлетворения своих требований из суммы причитающегося залогодателю возмещения.

Согласно положений абз.2 п.2 ст.334 ГК РФ залогодержатель преимущественно перед другими кредиторами залогодателя вправе получить удовлетворение обеспеченного залогом требования также за счет: причитающегося залогодателю возмещения, предоставляемого взамен заложенного имущества, в частности если право собственности залогодателя на имущество, являющееся предметом залога, прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены законом, вследствие изъятия (выкупа) для государственных или муниципальных нужд, реквизиции или национализации, а также в иных случаях, предусмотренных законом.

Согласно положений абз.6 п.2 ст.334 ГК РФ в случаях, указанных в абзацах втором настоящего пункта, залогодержатель вправе требовать причитающиеся ему денежную сумму или иное имущество непосредственно от обязанного лица, если иное не предусмотрено законом или договором.

Заложенное имущества изымается администрацией для муниципальных нужд, право залога не на что переводить, следовательно требования залогодержателя должным быть удовлетворены за счет часть выкупной стоимости, причитающейся в качестве возмещения на изымаемое жилое помещение, при этом оно подлежит удовлетворению за счет лица, обязанного выплатить возмещение за вычетом данной части.

В связи с изложенным самостоятельные исковые требования ПАО Сбербанк подлежат удовлетворению и суд возлагается на администрацию МО г. Салехард обязанность перечислить часть выкупной стоимости, уплачиваемой за изымаемое жилое помещение, расположенной по адресу: <адрес> в г. Салехарде, в размере 745 752 рубля 98 копеек в пользу ПАО Сбербанк.

На основании ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных требований. В соответствии со ст.333.36 п.19 НК РФ истец Администрация МО г. Салехарда был освобожден от уплаты государственной пошлины. Поэтому с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет городского округа город Салехард согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в размере 2000 рублей, с каждого, поскольку взыскание государственной пошлины в солидарном порядке недопустимо.

Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Администрации муниципального образования город Салехард к ФИО1 Р,Т,, ФИО2,, ФИО3, об изъятии жилого помещения путем определения выкупной стоимости и прекращении права собственности на жилое помещение, выселении, снятии с регистрационного учета, удовлетворить частично.

Изъять у ФИО1 Р,Т, и ФИО2, принадлежащие им на праве собственности объекты недвижимости: <адрес> в г. Салехард с кадастровым номером <данные изъяты>, а также изъять долю в праве в общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> путём определения выкупной цены в размере 2 899 700 рублей, то есть 1 449 850 рублей каждому.

Прекратить право общей долевой (1/2 доли) собственности ФИО1 Р,Т, принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости: <адрес> в г. Салехард с кадастровым номером <данные изъяты>, а также изъять долю в праве в общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, после выплаты Администрацией МО г. Салехард в его пользу возмещения за данные объекты недвижимости.

Прекратить право общей долевой (1/2 доли) собственности ФИО2, принадлежащие ей на праве собственности объекты недвижимости: <адрес> в г. Салехард с кадастровым номером <данные изъяты>, а также изъять долю в праве в общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, после выплаты Администрацией МО г. Салехард в ее пользу возмещения за данные объекты недвижимости.

Право собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> в г. Салехарде, может возникнуть у муниципального образования города Салехард на основании настоящего решения после возмещения собственникам муниципальным образованием выкупной цены, установленной решением суда.

После прекращения права собственности ФИО1 Р,Т, и ФИО2, на жилое помещение по адресу: <адрес> в г. Салехарде, выселить их и члена их семьи ФИО3, из данного помещения, без предоставления другого жилого помещения.

Настоящее решение является основанием для снятия ФИО1 Р,Т,, ФИО2,, ФИО3, с регистрационного учёта по адресу: <адрес> в г. Салехарде.

Взыскать с ФИО1 Р,Т, и ФИО2,, ФИО3, в бюджет городского округа город Салехард согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации государственную пошлину в сумме 2000 рублей, с каждого.

Самостоятельные исковые требования публичного акционерного общества Сбербанк России о возложении на администрацию МО г. Салехарда обязанности перечислить выкупную стоимость, причитающуюся ФИО1 Р,Т,, ФИО2, в пользу погашения задолженности по кредитному договору, удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования город Салехард перечислить часть выкупной стоимости, уплачиваемой за изымаемое жилое помещение, расположенной по адресу: <адрес> в г. Салехарде, в размере 745 752 рубля 98 копеек в пользу публичного акционерного общества Сбербанк России.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

Судья К.В. Лисиенков